Устный журнал «Тропинка к вере»

Мероприятие для школьников 8 - 9  классов с родителями, предполагающее изучение основ русской духовной литературы. Материал , использованный в данной разработке, представляет собой некий синтез основ православия и его влияния на культуру России в целом, а также на формирование духовно - нравственного мировоззрения человека. Автором сделана попытка определить влияние духовного воспитания , православной и мусульманской культуры на становление и формирование нравственно - духовного стержня в ребенк...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема:

Устный журнал « Тропинка к вере». ( Религиозные мотивы в семейной русской классической и современной литературе.)


Цели мероприятия:


  1. Знакомство с основными духовно-религиозными понятиями.

  2. Определение значения духовности и веры в жизни семьи , отражение и понимание этих определений в литературных произведениях.

  3. Связь литературы и религии, отражение этой связи в произведениях живописи.

  4. Воспитание понятия «духовность» в семье на примере произведений русской литературы.


На прослушивание журнала приглашаются учащиеся 8-9 классов вместе с родителями. Предварительно делается презентация журнала.


Журнал « Тропинка к вере»- это журнал для всей семьи, потому что он создан и ориентирован для детей и родителей, направлен на воспитание азов духовности, понимание основных нравственных ориентиров любого человека, маленького и большого. Ведь все это мы называем постоянными жизненными ценностями вне времени и места. Мы очень хотим, чтобы он помог вам в решении жизненных проблем вашей семьи, помог в решении собственных духовных вопросов, а для кого то, может быть, стал первым шагом на духовном пути.

В нашем журнале есть следующие рубрики:

1.Семья и вера.

2.Божий дом в жизни семьи.

3. Святой образ ( иконы и шамаили).

4. Тема веры в живописи и литературе

5. Тема веры в современной прозе и поэзии.

Цель введения рубрик? Суть их подчеркивает традиционность, семейственность, объединенность этих явлений в жизни человека.

Звучит песня иеромонаха Романа «Родник».

Если тебя неудача постигнет,

Если не в силах развеять тоску,

Осенью мягкой, осенью тихой.

Выйди скорей к моему роднику.

За родником - белый храм

Кладбище старое

Этот забытый край

Русь нам оставила.

Если глаза затуманились влагой,

Из родника поплещи на глаза,

Можешь поплакать, спокойно поплакать,

Кто разберет, где вода, где слеза?

Видишь, вдали журавли пролетели,

За горизонтом растаял крик,

А если ты болен, прикован к постели,

То пусть тебе снится целебный родник.

За родником-белый храм,

Кладбище старое,

Этот забытый край

Русь нам оставила.

1 группа. Рубрика « Семья и вера».

Ведущий.

« Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» - говорит один из героев Грибоедова. И хотя он говорит это в несколько ироническом смысле, в самом деле, счастлив тот, кто имеет веру. Когда рядом хорошие, любящие люди, то человек чувствует себя увереннее, счастливее.

Тем более счастлив человек, который почувствовал близость Бога в своей жизни. Его поддержку и защиту. Такой человек никогда не будет одинок, земля для него - не песчинка мироздания, на которой он появился непонятно зачем и почему, а дом, жилище, устроенное для него Богом. И жизнь его протекает в этом доме не как что-то случайное и, быть может, не очень нужное, а как некий путь, для которого он пришел на эту землю.

Такую веру можно сравнить с отношениями в хорошей семье, где все строится на доверии к человеку, и радостно осознавать, что его любят.

Воспитывать такую веру помогает чтение, литература. Одним из таких веропоучающих, веровоспитывающих произведений является

« Домострой» один из самых известных в истории русской литературы этикетно - бытовой текст, созданный в шестнадцатом веке. Средоточием, основными понятиями в нем служат понятия « дом», «семья», « вера».

Мы предлагаем вам несколько отрывков из него.

« Муж да поучает жену свою и домочадцев, однако не нуждой, не побоями, не изнуряющей работой: пусть относится к ним, как к своим детям, пусть они ежечасно будут сытыми, одетыми, в тепле и во всяческой иной обустроенности».

« Люби Бога и людей уважай: утешь обиженного, будь стоек в невзгодах, будь щедр и милостив ко всякому просящему, привечай нищего и странника, каждый миг сторонись греха, стремись к Богу, не впадай ни в пьянство, ни в обжорство, ни в болтовню, ни в сребролюбие, ни в гордыню, но будь кроток, люби ближних, почитай царя и повеления его, отвечай любезно, молись. Трудись во имя Бога и не осуждай окружающих».

« Старшим воздавай честь и кланяйся им. Ровесников почитай как братьев своих. Младших люби, словно детей своих. Убогих и обиженных поддерживай. Не твори зла никакому созданию Божьему. Не желай славы земной, но проси у Бога вечных благ, терпи с благодарностью всякую скорбь и притеснение. Не мсти тем, кто обидел тебя, молись за хулящих тебя, не воздавай злом за зло, не осуждай согрешившего но вспомни свои грехи и о них прежде всего беспокойся. Отвращайся от советов нечестивцев, защищай правдолюбцев, запиши в сердце свое дела их и воплощай их».

Выберите один из них, как девиз для своей семьи. Подумайте. Чтобы вы хотели добавить в эти советы , а что из них убрать?

2 группа. Рубрика. « Божий дом в жизни семьи».

Ведущий:

Дом Божий - так называют все верующие особый дом, посвященный Богу. У этого названия есть еще один более обобщенный и глубокий смысл. Это прежде всего общество верующих, соединенных как бы в одну семью, связанную единой верой.

Молится, конечно, можно и дома и на всяком месте, но согласно преданию даже пришедший на землю Иисус Христос и пророк Магомет часто посещали дом Божий, как место особенного, благодатного присутствия Бога.

Верующие считают, что когда они собираются в церкви, в мечети для молитвы, их слова, обращенные к Богу, как бы « усиливаются» и будут быстрее услышаны Всевышним. Церковь, мечеть сопровождают верующего всю жизнь. Здесь он молится за себя и своих близких.

« В храме как-то особенно пустынно, тихо. Свечи с паникадил убрали, сняли с икон венки и ленты: к Пасхе все будет новое. Убрали и сукно с приступков и коврики с амвона. Канун и аналои одеты в чёрное. И ризы на престоле - великопостные, чёрное с серебром. И на великом Распятии, до « адамовой головы» - серебряная лента с чёрным. Темно по углам и в сводах, редкие свечи теплятся. Старый дьячок читает пустынно - глухо, как в полусне . Стоят, преклонивши головы, вздыхают. Вижу я нашего плотника Захара, птичника Солодовкина. Мясника Лощенова, Митриева - трактирщика, который блюдет и многих кого я знаю. И все преклонили голову, и все вздыхают. Слышится вздох и шепот - « о, господи»….

Это отрывок из произведения И. С. Шмелева, самобытного, талантливого писателя « Лето Господне». ( 1933 -1948 г.г.). Это книга истинно живая и светлая. Это книга, тепло обволакивающая патриархальностью, завораживающая мощью, свободой языка и простором мысли. Это не просто рассказ о мальчике Ване, его семье и православных праздниках. Это картина духовной жизни- открытий, радостей, печалей и сомнений, скорбей - картина, сквозь которую проступают черты общечеловеческие.

А какие православные и мусульманские праздники вы знаете?

Празднуете ли их? Как? Каждая семья отвечает на поставленный вопрос.

3 группа. Рубрика «Святой образ ( икона и шамаиль)».

Ведущий:

Сегодня нет человека, даже мальчишки или девчонки, которые никогда бы не видели иконы или шамаиля, не слышали о них. Как бесценное сокровище древней живописи хранятся сегодня их лучшие образцы в крупнейших музеях мира. Иконы и шамаили сегодня в моде. Они стали идеальным способом вложения денег, предметом купли - продажи.

А ведь любой верующий ценит икону не за ее древность или цену. Они, занимающие почетный красный угол в доме, для него - воплощение бога, и им поверяет он свои беды, помыслы, желания.

В статье известного русского духовного писателя профессора Н. И. Барсова « Иконы» понятие « икона» определяется так: « название в христианской церкви живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющий священный характер и служащих предметами религиозного чествования в смысле образцов, которые возводят мысль и чувства молящихся к изображаемому».

Шамаиль же в переводе с арабского означает « качество, достоинство». Он получил распространение в городской культуре и был необходимым элементом в сельском быту. Это своеобразные обереги с молитвами из Корана. В сознании народа шамаиль является предметом, связанным с исламом, верой в Аллаха. Написанный умелой рукой образец мусульманской каллиграфии часто содержит текст в виде суры из Корана, соответствующим образом оформленный и служащий эстетическим и религиозным функциям. Об отношении к святому образу в « Домострое» говорится так: « Всякому христианину подобает иметь в своем доме или домашней церкви святые и честные образы, написанные на иконах, размещать их на стенах, украсив место вокруг них всякими светильниками, чтобы можно было возжечь свечи перед святым образом при каждой молитве».

В повести Ивана Шмелева « Неупиваемая чаша» о освященной работе иконописца есть удивительные строки, передающие состояние мастера при написании святого образа.

« Был это лик нездешний. Не холст взял Илья, а, озаренный опаляющей душу силой, взял заготовленную для церковной работы доску. Иной смотрела она, радость неиспиваемая, претворенная его мукой. Защитой светлой явилась она ему, оплотом от покорявшей его плотской силы. Девственно чистой рождалась она в ночах - святая .

Все, что когда-то узнал Илья: радости и страдания, земля и небо и что на них жизнь в потемках и та, далекая, за морями, все, что вливалось в душу, - творило в Илье этот второй образ.

Силой, что дали Илье зарницы Бога, в не бывающие глаза - в полнеба, озаряющие зарницы, что открылись ему в тиши рассвета и радостно опалили душу: силой этой творился её неземной облик. Небо, земля и море, тоска ночная и боли жизни, всё, чем жил он, все влил Илья в этот чудесный облик. Стояло в глазах - и не могло излиться. Огромное было в глазах, как безмерна самая короткая жизнь даже незаметного человека».

Если в вашем доме иконы и шамаили? Какие?

Задумывались ли вы ,для чего они нужны?

4 группа. Рубрика. « Тема веры в живописи и литературе».

Ведущий:

Тема веры всегда волновала и трогала художников, писателей и поэтов. В русской живописи и в русской литературе она отражена с особой, трепетной силой. Сегодня мы хотели бы представить две работы. Одна из них - картина И. Крамского « Христос в пустыне». Свое полотно художник создавал целое десятилетие, с 1860-1870 г.г. Художник изобразил Христа сидящим на холодных серых камнях, пустынная почва мертва так, что кажется будто сюда не ступала ещё нога ни одного человека. Но благодаря тому, что линия горизонта делит плоскость холста почти пополам , фигура Христа одновременно и господствует в пространстве полотна , и , несмотря на одиночество , находится в гармонии с суровым миром картины. В основу картины заложена идея о мучительном усилии Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого.

Вторая из представляемых работ - это отрывок из стихотворения Ольги Ильиной, нашей землячки , умершей далеко от родины, в Америке, внучки великого русского поэта Баратынского.

Был он лучший и последний

И ребёнком странным вырос

Зачарованно смотрели

Вдаль прозрачные глаза…..

Он любил ходить к обедне

И вставал в углу на клирос.

Рисовал он акварелью

Расписные образа.

С детских лет ему открылась

Что исполнен мир страданья,

Что прекрасное Вселенной

Умирает на кресте,

Что томит людей бескрылость…

И горело в нем мечтанье

О великой, неизменной

О нездешней красоте.

И в её земных извивах,

И в её дробленьях здешних

Он искал её начала :

В звёздах ночи, в блеске дня!

Был он радостней счастливых

И печальней безутешных….

И душа его звучала

Песнью боли и огня.

Это стихотворение поэтесса посвятила младшему брату Александру, рано ушедшему из жизни.

Знаете ли вы художников, поэтов, писателей, создававших произведения на духовную тему? Назовите их и их произведения.

5 группа. Рубрика. « Тема веры в современной прозе и поэзии».

Ведущий:

И сейчас многие поэты и писатели , художники и музыканты обращаются к теме веры. Одним из таких писателей является Людмила Улицкая. Многие её рассказы посвящены теме семьи, веры, духовности.

Один из них - « Певчая Маша». О рассказе этом можно сказать словам «Домостроя»: « Если даст Бог хорошую жену, то это прекраснее многоцветных каменьев. Такая жена создаёт мужу своему прекрасную жизнь. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена - венец мужа своего. Если нашёл муж такую жену, только благо исходит из его дома. Благословен муж такой жены, они проживают в мире отведенные им года. За добрую жену честь и хвала мужу».

Вот небольшой отрывок из него.

« Все их знали, все их любили. Потом Маша родила в срок, как полагается, первого мальчика, через полтора года второго. И все оставалась маленькой, тоненькой, девчонка девчонкой. Детей они таскали с собой на службы. Один в коляске. Второй на руках у Машиной мамы. А в хоре Иван стоит повыше, Маша ступенькой ниже, он над ней возвышается, и она к нему иногда потянется, голову крупноватую с простым пучком под платочком повернет, заулыбается, и все, кто рядом стоит, тоже улыбаются…..

Приход эту семью очень любил, потому что у всех в домах были свои неурядицы и чересполосицы, и люди понимали, что все беды по делам, за грехи, а эти двое были наглядным доказательством того, что если хорошо себя вести, жить по - церковному, то и жизнь идёт хорошо».

Счастье мое

Было всегда простым….

Я довольна детьми

И мужем моим,

Радость в доме,

На столе -

Скромный обед.

И люди -

С доброй улыбкой

Глядящие нам в след.

Счастье мое

Было простым всегда…

Я, люблю когда

Твоя душа поёт,

Когда

Я путаюсь

В твоей мелодии…

А в бурю

Могу

Прижаться

К твоему плечу…

А крылья

Сломать не бойся -

Я залечу.

Счастье мое

Было простым всегда -

Проще нет …

Вечерний стол

И свечи свет.

Твой нежный голос:

« Что сделать надо,

Чтоб навсегда

Тебя

Сохранить рядом».!

Счастье моё -

Не золотое,

Проще нет…

Оно -

Это ты,

Наши дети,

Вечерний стол

И свечи свет…

Это стихотворение написала современная татарская поэтесса Жамиля Ахтямова, наша современница.

А какие произведения современных авторов о вере, её поисков, духовности семьи вы знаете? Расскажите о них.

Стремительно несётся время, но красота листьев и камней, и человеческих лиц и облаков слеплена одним и тем же мастером, и слабое дуновение ветерка меняет и расположение листьев относительно друг друга, и их оттенки. Рябь на воде приобретает новый узор, умирают старики, и вылупляется молодь, а облака тем временем преобразовались в воду, были выпиты людьми и животными и вошли в почву вместе с их растворившимися телами. Маленькие люди нашего царя наблюдают эту картину, задрав голову. Они восхищаются, дерутся, любят, растят детей, совершенно не замечая автора, которого почти нет.

Берегите друг друга, свою семью, тепло домашнего очага! И пусть наш журнал поможет вам обрести веру, которая будет с вашей семьёй и в счастливые и в горестные минуты. Храни вас Бог!

Звучит романс на слова Марины Цветаевой:

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может пьют вино,

Может так сидят…

Или просто рук

Не разнимут двое..

В каждом доме, друг, есть окно такое.

Помолись, мой друг,

За бессонный дом,

За бессонный дом,

За окно согнём!

Крик разлук и встреч,

Ты, окно в ночи!

Может, сотни свеч,

Может, две свечи….

Нет и нет уму моему покоя!

И в моём дому завелось такое.

Помолись, мой друг,

За бессонный дом!

За бессонный дом,

За окно с огнём….


Оформление:


  1. Семейные фотографии.

  2. Рисунки на тему « Моя семья».

  3. Тематические фотографии.

  4. Репродукции картин.


Оборудование:


  1. Столы и стулья, расставленные кругом.

  2. Компьютерные и мультимедийные средства.

  3. CD-RW, дискеты.


Устный журнал «Тропинка к вере»


Устный журнал «Тропинка к вере»









Устный журнал «Тропинка к вере»

© 2010-2022