- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Актуальные проблемы преподавания русского языка при подготовке к ЕГЭ
Статья Актуальные проблемы преподавания русского языка при подготовке к ЕГЭ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сипова Н.Н. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУСОШ №9
г. Новочеркасск
Учитель русского языка и
литературы I категории
Сипова Наталья Николаевна
адрес электронной почты:
Актуальные проблемы преподавания русского языка при подготовке к ЕГЭ
Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С различными контрольными работами, тестированиями и другими испытаниями учащиеся встречались с первых дней обучения в школе. Подготовка к Единому Государственному экзамену является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Ведь от успешной сдачи экзамена во многом зависит поступление в ВУЗ, а хорошее высшее образование, как известно - это путевка в жизнь!
Курс русского языка считается завершенным в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, так как впереди ЕГЭ. Повторение их на практике бывает очень непросто, так как на русский язык отведено небольшое количество уроков(2-3 часа в неделю). А помимо повторения орфографии и пунктуации, необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.
Безусловно, подготовка к ЕГЭ должна начинаться уже в 5 классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием речи, культурой общения. Лучших результатов на экзамене добиваются те учащиеся, у которых учитель вел предмет с 5 по 11 класс.
Целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому Государственному экзамену в 10-11 классах.
Не могу не заметить, что ЕГЭ ввели, а вот с учебниками должны определяться сами учителя, ученики и их родители. Выбор нашей школы - учебник Н. Гольцовой, который помогает подготовиться к частям А и В, а вот для подготовки к части С полезен учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Таким образом, мы обращаемся к нескольким пособиям, чтобы подготовить учащихся к экзамену. Я считаю, что ученики должны получать информацию о структуре экзамена, тематическом блоке, о критериях оценки именно из учебника. Но, к сожалению, этого пока нет.
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что обычно в школьном обучении уделяется больше внимания изучению правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучении языка в целом. Данные разделы, безусловно, входят в школьную программу. Просто из-за того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать нормативные аспекты языка, все силы учитель прилагает к тому, чтобы научить детей грамотно писать.
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнений заданий ЕГЭ.
Во-первых, отсутствие навыков тестирования. Пробный ЕГЭ проблему не решает. Целенаправленно учащиеся начинают готовиться к экзамену только в 10-11 классах. На первых же уроках русского языка в 10 классе я знакомлю учащихся с формой произведения ЕГЭ, бланками и книгами, критериями и системой перевода баллов в отметки. В сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории русского языка. Диагностика позволяет мне выявить группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.
Во-вторых, я столкнулась с тем, что учащиеся неверно понимают формулировку впросак заданиям ЕГЭ. Чтобы избежать этой проблемы, я создала такие памятки для учащихся: «Читай задание до конца», «Думай только о текущем», «Запланируй два круга», «Проверь!» Эти памятки я нашла в интернете и стала принимать в своей практике и увидела, что они помогают успешно сдать экзамен.
Еще замеченная мной проблема чисто техническая. Учащиеся допускают ошибки при заполнении бланков. Поэтому, в 10 классе они заводят личную папку с пустыми бланками. При выполнение тестирования они заносят ответы в бланки, что позволяет избежать технические ошибки на ЕГЭ.
Я думаю, что нельзя добиться успеха, если сам учитель плохо представляет структура экзамена. Поэтому учитель тоже обязан учится:
- посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;
- перенимать опыт у других учителей;
- изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;
- знать критерии оценивания.
В последнее время начали создаваться электронные учебные пособия. Электронные издания (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык», разработанное ЗАО «Просвещение-Медиа» является, но мой взгляд, одним из наиболее доступных и полезных пособий такого типа. ЭИ предназначена для подготовки к экзамену по русскому языку и ориентированно на сдачу экзамена в тестовой форме. Особенностью данного пособия является то, что оно позволяет вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний. В ЭИ представлен основной и дополнительный теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка.
Каждый раздел содержит тренировочные упражнения(тренинги) и зачетные задания в виде тестов. Тренинги - это интерактивные задания, за выполнения которых не ставится оценка. Их я использую при знакомстве с видами заданий ЕГЭ во время консультаций, на уроке в ходе тематического повторения, в качестве самоподготовки и так далее к одному тренировочному упражнению можно обращаться неоднократно. Легче всего организовать тренинг в компьютерном классе, но можно использовать их и в классах с одним компьютером - при условии работы с подгруппами.
Использование ЭИ в процессе подготовки к ЕГЭ позволяет адаптироваться учащимся к условиям сдачи экзамена, сокращает время на уроке, облегчает контроль знаний, делает подготовку к экзамену содержательной и интересной.
Конечно, успех работы с ЭИ зависит от уровня компьютерной грамотности учеников и учителя.
Таким образом, должна меняться квалификационная характеристика учителя: он должен свободно ориентироваться в теоретическом материале по предмету, владеть основами информационно-коммуникационных технологий, быть мобильным и заинтересованным в развитии познавательных способностей учеников.
Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзаменах. Я поделилась своими наблюдениями по данной теме.