Урок «Имя существительное» (обобщение)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Имя существительное» (обобщение)

Цель урока: Систематизация знаний об имени существительном.

Задачи урока:

Образовательные:

Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.

Закрепить изученные правила на основе их практического применения на уроке.

Обратить внимание на роль имён существительных в речи.

Обогатить словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки.

Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному языку, природе нашего края, взаимопомощь.

Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса.

Воспитывать усидчивость и самоконтроль, аккуратность при ведении записей.


Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Приветствие учителя.

б) Эмоциональная мотивация.

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте - все в порядке -

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки - вместе,

Спинки - ровно

И к уроку все готово!

II. Повторение изученного. Актуализация знаний.

Кто со мной играть готов?

Назову я много слов.

Пёс, петух, корова, кошка,

Кукла, мячик, и гармошка,

Лук, редиска, огурцы,

Молоток, топор, щипцы,

Платье, юбка и рубашка,

Бак, стакан, кастрюля, чашка.

А теперь вы мне ответьте

Это что за части речи?

Ответ: Имена существительные

Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)

А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу. Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные)

Белая ________( береза )

Под моим_________( окном )

Принакрылась_______( снегом ),

Точно___________( серебром).

Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. К какой части речи они относятся? Теперь мы с вами убедились, что имена существительные, действительно, очень важная, значимая часть речи, и мы без нее обойтись не можем.

А какая часть речи называется именем существительным? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными.

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

III. Сообщение темы урока

Сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем об имени существительном. И мы отправляемся на необычную экскурсию.


IV. Работа по теме урока

Путь предстоит долгий и нам нужно выбрать транспортное средство. Угадайте, на чем мы отправляемся?

Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

Да, это автобус, но любого в него не пустят, нам просто необходимо заслужить пропуск в него. Для этого нужно правильно вставить буквы в слова первого задания. К какой части речи относятся эти слова? (Имена существительные) Открываем тетради, пишем число, тему урока. Пишем с комментированием.

А...тобус, б…лет, п…ссажир, ч…модан, к…ндуктор.

Посмотрите на доску. Проверьте свое написание. Поднимите руки, кто справился полностью с заданием.

Итак, можно заходить. Но в каком порядке мы разместимся? Опять надо выполнить задание!

Какие существительные отвечают на вопрос кто? (Пассажир, кондуктор). Какие это существительные? ( Одушевлённые )А какие ещё одушевлённые имена существительные знаете?

Кого называют одушевлённые имена существительные? (Людей, животных)

Какие существительные отвечают на вопрос что? (Автобус, билет, чемодан). Какие это существительные? ( Неодушевлённые ) Назовите ещё примеры.

Что называют неодушевлённые имена существительные? (Предметы, явления …)

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные)

И вот мы попали в город Саранск на улицу Московская в парк

им. А. С. Пушкина.

Перед вами словосочетания. Объясните, почему некоторые слова пишутся с большой буквы? (Существительные бывают собственными и нарицательными) Назовите примеры собственных имён существительных.

Мотор у нашего автобуса перегрелся. Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Давайте выйдем из нашего автобуса и немного разомнёмся.


Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

На экскурсию поехали,

В зоопарк приехали.

Пройдёмте в зоопарк, ребята. Кто живёт у нас в зоопарке? Давайте отгадаем загадки.

1) Очень плавно, осторожно

По вольеру

Ходит кошка.

Грациозна и сильна,

Как ворона, вся черна. (Пантера)

2) Посмотрите, детвора, -

В клетке топает гора.

Это серый чужестранец,

Он индус иль африканец.

Зверь трубит из клетки гулко,

Хоботом хватает булку. (Слон)

3) Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (Зебры)

К какой части речи относятся эти слова (Это имена существительные)

Что вы заметили? (Пантера и слон стоят в единственном числе, а зебры - во множественном)

Да, существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет. Множественное число обозначает два или несколько предметов. Давайте существительные единственного числа поставим во множественное число, а существительное зебры - в единственное число.

Пантера-пантеры

Слон-слоны

Зебры-зебра

Ребята, мы приехали с вами в музей. Здесь нас ждет встреча с произведениями живописи. Перед нами картина Сергея Алексеевича Григорьева «В озёрном крае»

Что вы видите? Давайте выпишем имена существительные и определим род. Какого рода бывают существительные? (Бывают мужского, женского, среднего рода). Работать будем у доски.

Озеро - ср. р., собака - ж. р., удочка - ж. р., мальчик - м. р., лес - м. р.

Итак, существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Мы, ребята, выехали из города и вот мы в лесу. Давайте подышим свежим воздухом. Глубоко вдохнём воздух- выдохнем. Можете выйти из автобуса и удобно расположиться.

Здесь нам надо выполнить следующее задание.

Работа со скороговоркой

Д…тел лечит древний ду…

Добрый д…тел дубу люб.

Вставить пропущенные буквы. Проговорить скороговорку «про себя», друг другу, вслух.

Какие ещё деревья растут в лесу? (Берёза, осина…)

А каких птиц знаете? (Соловей, ворона…)

Нам надо просклонять существительное дуб. Но сначала давайте вспомним падежи.

И.п. дуб

Р.п. дуба

Д.п. дубу

В.п. дуб

Т.п. дубом

П.п. о дубе

Работа по учебнику

Чтобы нам удачно добраться домой, надо выполнить упражнение 250 на стр. 157. Найти надо имена существительные и определить склонение.

Какие имена существительные относятся к 1-му склонению, какие ко 2-му, а какие к 3-му?

V. Домашнее задание

Написать по пять существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения. (Индивидуально - карточки)

VI. Итог урока. Рефлексия


© 2010-2022