- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа клуба «Книголюб»
Программа клуба «Книголюб»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Орлова Н.М. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Неслучайно говорится: «Испокон века книга растит человека». В. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».
Мы живем в век информации. Телевидение, радио, интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И кажется, что в этом потоке совсем не осталось места книге. Неужели она отживает свой век?
И всё же трудно представить себе современного человека, который за всю жизнь не прочитал бы ни одной книги. Роль книги в современном обществе остаётся по-прежнему высокой и незаменимой, ведь мощное развитие науки, техники, общественных движений было бы невозможно без фиксации знаний и опыта предыдущих поколений. Неслучайно книга всегда высоко ценилась людьми, а тех, кто много знал, окружали почётом и уважением.
Основная цель программы - помочь осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы. Приобщить ребёнка к книге и чтению, ведь оттого, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.
ПРОГРАММА КРУЖКА «КНИГОЛЮБ»
«...Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым...»
Джон Хершел.
Программа кружка «Книголюб» является программой развивающего, творческого чтения. По замыслу данная программа должна стать дополнением к урокам литературы и воспитать творческого думающего читателя. Стратегическая цель программы - закладывание основ воспитания образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, литературы и искусства.
Основными ЦЕЛЯМИ программы являются:
- Привлечь школьников к книге, чтению;
- Показать, что чтение - это интересный, эмоциональный, творческий процесс;
- Увлечь их процессом чтения, привить любовь к книге;
- Научить разбираться в тексте, уметь анализировать его;
- Ввести читателя в мир литературы, развивая способность эстетического восприятия произведений;
- Выработать необходимую потребность в чтении.
Программа направлена на совместную деятельность библиотекаря, учителя, учащихся и родителей по приобщению к чтению детской художественной литературы для решения следующих ЗАДАЧ:
- Воспитание потребности в чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;
- Воспитание эмоционально-образного восприятия содержания произведений;
- Воспитание культуры чтения: развитие интереса к чтению, к художественной литературе, к книге;
- Развитие фантазии, воображения, речи;
- Побуждение к активному «общению» с книгой;
- Создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения.
Решение задач, поставленных в программе, предусматривает многоплановую работу по следующим ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
- Чтение, направленное на приобщение к книге;
- Чтение литературы различных жанров;
- Формирование литературного вкуса и читательских интересов.
В программе предусматривается разбивка курса по жанровому разнообразию. Предусмотрена работа с познавательной литературой, справочными и энциклопедическими изданиями. Включены занятия по библиотечной грамотности, знаний разделов фонда библиотеки и навыки поиска необходимой книги, статьи, рассказа.
Работает «Творческая лаборатория», которая предполагает развитие творческих литературных способностей читателей, формирование образного мышления, образной речи. Сюда входит подготовка открытых мероприятий на уровне школы: классные часы, поэтические вечера, постановка сказок, участие в концертах и конкурсах
.
В основу клуба «Книголюб» как программы развивающего чтения заложены ПРИНЦИПЫ воспитательно-образовательной системы, которую называют личностно-ориентированной.
Она отражена в принципах успешного взаимодействия между читателем и библиотекарем, педагогом, родителями. Ведущими принципами являются:
Принцип адаптивности: Стремиться максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями и, по возможности, гибко реагировать на социокультурные изменения в среде.
Принцип развития: Целостное развитие школьника, читателя и готовность его к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности, гуманности:
Любовь к жизни, любовь к книге, любовь к ребенку. Без этого невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых становится для ребенка единственным и неповторимым. На занятиях каждому ребенку должно быть комфортно, не должно быть «зажатости». Он должен идти на занятия с желанием, с потребностью в этом занятии.
Принцип непрерывности: Процесс литературного развития не заканчивается на занятиях в библиотеке, а продолжается в школьном классе и в семье.
Принцип систематичности: Занятия по развивающему чтению - это часть системы обучения, способствующей повышению общего уровня учащегося. Но они не разрозненны или едино временны - они сами по себе системны. Так как только в определенной системе и регулярно проводимые занятия будут иметь результат.
Принцип деятельности: На занятиях ребенок не должен быть пассивным слушателем, он становится активным участником через игру, творческие задания, переживания, сопричастность.
Принцип креативности: Библиотекарь провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок становится «художником», «поэтом», «артистом» и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Очень важным является уважение и бережное отношение к продуктам детского творчества.
ФОРМЫ РАБОТЫ
БЕСЕДЫ: Цель их - в диалоге с ребенком донести до каждого основную мысль занятия, побуждать детей рассказать о чем-либо, поделиться прочитанным, увиденным.
ЧТЕНИЯ: (Громкие чтения, по ролям) Дети хорошо воспринимают текст на слух и с удовольствием послушают выразительное чтение библиотекаря, авторское чтение, а так же сами могут прочитать знакомый уже текст и насладиться его языком, героями, событиями, отвечать на вопросы, поучаствовать в творческих заданиях. Сочетании живого голоса, книги и общения создает необходимую ауру тепла и общности.
ОБСУЖДЕНИЕ, ДИСКУССИИ: Без обсуждения книги не может быть выработана правильная позиция по отношению к ней, невозможно принять правильно то,что хотел сказать автор. Обсуждая книгу, мы тем самым вырабатываем свои нравственные представления о добре и зле, свою нравственную позицию.
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМОВ: по той или иной сказке, рассказу, книге-повести с целью ознакомления с лучшими экранизациями художественных произведений (сказок, стихов, рассказов).
СОБСТВЕННОЕ РИСОВАНИЕ, СОЗДАНИЕ СВОЕЙ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ КНИГИ: Можно использовать комплексно с другими формами работы с целью более углубленного изучения произведений, темы.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ: В эту форму входят: викторины, театрализованные игры, турниры, конкурсы.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА: Помогают более наглядно представить текст, расширяют возможности работы с текстом. Помогают увлечь тем или иным произведением.
Объединение «Книголюб» работает в кабинете №7 и при школьной библиотеке.
Занятия по программе проводятся среди книг, в библиотеке, потому что эта атмосфера способствует лучшему проникновению в среду, о которой будет вестись речь на занятиях. На занятиях учащиеся сидят лицом друг к другу, для того, чтобы это были занятия - взаимодействия.
Данное объединение существует второй год. Состав группы:
-руководитель клуба - учитель русского языка и литературы (Орлова Н.М.),
-библиотекарь,
-совет клуба - обучающиеся 5-11 классов (Кухарев А., Слепцова К., Зубков А., Носова А., Желязкова У., Шакиров Р., Суворова В., Яковлев Д., Рогожкин А., Шелест И., Панюкова А., Дроздов В., Тарасова Д., Иванова А.)
Набор учащихся проводится свободно. Занятия по своей форме групповые.
Занятия проводятся по 1 разу в 2 недели по 1 часу (в год 17-18 ч.).
Работа учащихся подытоживается в виде книжных выставок, конкурсов, интерактивных игр, викторин, выставок рисунков и других мероприятий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА «КНИГОЛЮБ»
№п/п
Дата
Наименование тем
Кол-вочас.
1
13.09
Введение. Планирование работы кружка. Порядок работы кружка. Общие требования.
1
2
20.09
14.10
Подготовка к поэтическому часу «Уж небо осенью дышало…»
2
3
25.10
Открытый классный час «Уж небо осенью дышало…»
1
4
17.10
29.10
Подготовка к открытому классному часу «Хэллоуин»
2
5
1.11
Выступление на открытом классном часе «Хэллоуин»
1
6
10.11
24.11
Подготовка к концерту, посвященному Дню Матери
2
7
29.11
Выступление на концерте, посвященном Дню Матери.
1
8
13.12
Заседание клуба, посвященное авторам-юбилярам этого года.
1
9
10.01
24.01
Просмотр фильма о В.В.Маяковском, выразительное чтение его стихотворений и поэм
2
10
31.01
7.02
Подготовка к открытому классному часу, посвященному Дню Святого Валентина (постановка литературной сказки)
2
11
14.02
Выступление на открытом классном часе, посвященному Дню Святого Валентина (постановка литературной сказки)
1
12
28.02
Подготовка к концерту, посвященному 8 марта
1
13
7.03
Выступление на концерте, посвященном 8 марта
1
Итого:
18