Программа клуба «Книголюб»

Программа клуба начинается с пояснительной записки, которая включает в себя цели и задачи, для решения которых выбраны основные направления и принципы работы кружка.      Также пояснительная записка к программе включает в себя описание форм работы (беседа, чтение, обсуждение, дискуссии, просмотр видеофильмов, литературные игры, театральные постановки, иллюстрирование к книгам, использование мультимедийных средств), места расположения клуба, содержит список участников и председателя клуба.     К ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПО­ЯС­НИ­ТЕЛЬ­НАЯ ЗА­ПИС­КА


Неслу­чай­но го­во­рит­ся: «Ис­по­кон века книга рас­тит че­ло­ве­ка». В. Су­хом­лин­ский писал: «Чте­ние - это окош­ко, через ко­то­рое дети видят и по­зна­ют мир и са­мо­го себя».

Мы живем в век ин­фор­ма­ции. Те­ле­ви­де­ние, радио, ин­тер­нет стали неотъ­ем­ле­мой ча­стью жизни со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка. И ка­жет­ся, что в этом по­то­ке со­всем не оста­лось места книге. Неуже­ли она от­жи­ва­ет свой век?

И всё же труд­но пред­ста­вить себе со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый за всю жизнь не про­чи­тал бы ни одной книги. Роль книги в со­вре­мен­ном об­ще­стве оста­ёт­ся по-​преж­не­му вы­со­кой и неза­ме­ни­мой, ведь мощ­ное раз­ви­тие науки, тех­ни­ки, об­ще­ствен­ных дви­же­ний было бы невоз­мож­но без фик­са­ции зна­ний и опыта преды­ду­щих по­ко­ле­ний. Неслу­чай­но книга все­гда вы­со­ко це­ни­лась лю­дь­ми, а тех, кто много знал, окру­жа­ли по­чё­том и ува­же­ни­ем.

Ос­нов­ная цель про­грам­мы - по­мочь осо­знать цен­ность дет­ско­го чте­ния как сред­ства об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния школь­ни­ков, как залог их жиз­нен­ной судь­бы. При­об­щить ре­бён­ка к книге и чте­нию, ведь от­то­го, чи­та­ют ли наши дети, что и как чи­та­ют, за­ви­сит их се­го­дняш­ний успех и зав­траш­няя судь­ба.


ПРО­ГРАМ­МА КРУЖ­КА «КНИ­ГО­ЛЮБ»

«...Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым...»

Джон Хершел.

Про­грам­ма круж­ка «Кни­го­люб» яв­ля­ет­ся про­грам­мой раз­ви­ва­ю­ще­го, твор­че­ско­го чте­ния. По за­мыс­лу дан­ная про­грам­ма долж­на стать до­пол­не­ни­ем к уро­кам ли­те­ра­туры и вос­пи­тать твор­че­ско­го ду­ма­ю­ще­го чи­та­те­ля. Стра­те­ги­че­ская цель про­грам­мы - за­кла­ды­ва­ние основ вос­пи­та­ния об­ра­зо­ван­но­го, твор­че­ско­го чи­та­те­ля и чут­ко­го слу­ша­те­ля, ко­то­рый в пер­спек­ти­ве сво­е­го раз­ви­тия, опи­ра­ясь на фор­ми­ру­ю­щий­ся ху­до­же­ствен­ный вкус и раз­ви­ва­ю­щи­е­ся эс­те­ти­че­ские чув­ства, будет спо­со­бен ори­ен­ти­ро­вать­ся в мире куль­ту­ры, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства.

Ос­нов­ны­ми ЦЕ­ЛЯ­МИ про­грам­мы яв­ля­ют­ся:

- При­вле­чь школь­ни­ков к книге, чте­нию;

- По­ка­зать, что чте­ние - это ин­те­рес­ный, эмо­ци­о­наль­ный, твор­че­ский про­цесс;

- Увлечь их про­цес­сом чте­ния, при­вить лю­бовь к книге;

- На­учить раз­би­рать­ся в тек­сте, уметь ана­ли­зи­ро­вать его;

- Вве­сти чи­та­те­ля в мир ли­те­ра­ту­ры, раз­ви­вая спо­соб­ность эс­те­ти­че­ско­го вос­при­я­тия про­из­ве­де­ний;

- Вы­ра­бо­тать необ­хо­ди­мую по­треб­ность в чте­нии.

Про­грам­ма на­прав­ле­на на сов­мест­ную де­я­тель­ность биб­лио­те­ка­ря, учи­те­ля, уча­щих­ся и ро­ди­те­лей по при­об­ще­нию к чте­нию дет­ской ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры для ре­ше­ния сле­ду­ю­щих ЗАДАЧ:

- Вос­пи­та­ние по­треб­но­сти в чте­нии как ис­точ­ни­ке ра­до­сти об­ще­ния и новых зна­ний, эмо­ций, пе­ре­жи­ва­ний;

- Вос­пи­та­ние эмо­ци­о­наль­но-​об­раз­но­го вос­при­я­тия со­дер­жа­ния про­из­ве­де­ний;

- Вос­пи­та­ние куль­ту­ры чте­ния: раз­ви­тие ин­те­ре­са к чте­нию, к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре, к книге;

- Раз­ви­тие фан­та­зии, во­об­ра­же­ния, речи;

- По­буж­де­ние к ак­тив­но­му «об­ще­нию» с кни­гой;

- Со­зда­ние по­ло­жи­тель­но­го эмо­ци­о­наль­но­го фона и доб­ро­же­ла­тель­ной ат­мо­сфе­ры чте­ния.

Ре­ше­ние задач, по­став­лен­ных в про­грам­ме, преду­смат­ри­ва­ет мно­го­пла­но­вую ра­бо­ту по сле­ду­ю­щим ОС­НОВ­НЫМ НА­ПРАВ­ЛЕ­НИ­ЯМ:

- Чте­ние, на­прав­лен­ное на при­об­ще­ние к книге;

- Чте­ние ли­те­ра­ту­ры раз­лич­ных жан­ров;

- Фор­ми­ро­ва­ние ли­те­ра­тур­но­го вкуса и чи­та­тель­ских ин­те­ре­сов.

В про­грам­ме преду­смат­ри­ва­ет­ся раз­бив­ка курса по жан­ро­во­му раз­но­об­ра­зию. Преду­смот­ре­на ра­бо­та с по­зна­ва­тель­ной ли­те­ра­ту­рой, спра­воч­ны­ми и эн­цик­ло­пе­ди­че­ски­ми из­да­ни­я­ми. Вклю­че­ны за­ня­тия по биб­лио­теч­ной гра­мот­но­сти, зна­ний раз­де­лов фонда биб­лио­те­ки и на­вы­ки по­ис­ка необ­хо­ди­мой книги, ста­тьи, рас­ска­за.

Ра­бо­та­ет «Твор­че­ская ла­бо­ра­то­рия», ко­то­рая пред­по­ла­га­ет раз­ви­тие твор­че­ских ли­те­ра­тур­ных спо­соб­но­стей чи­та­те­лей, фор­ми­ро­ва­ние об­раз­но­го мыш­ле­ния, об­раз­ной речи. Сюда входит подготовка открытых мероприятий на уровне школы: классные часы, поэтические вечера, постановка сказок, участие в концертах и конкурсах

.

В ос­но­ву клуба «Кни­го­лю­б» как про­грам­мы раз­ви­ва­ю­ще­го чте­ния за­ло­же­ны ПРИН­ЦИ­ПЫ вос­пи­та­тель­но-​об­ра­зо­ва­тель­ной си­сте­мы, ко­то­рую на­зы­ва­ют лич­ност­но-​ори­ен­ти­ро­ван­ной.

Она от­ра­же­на в прин­ци­пах успеш­но­го вза­и­мо­дей­ствия между чи­та­те­лем и биб­лио­те­ка­рем, пе­да­го­гом, ро­ди­те­ля­ми. Ве­ду­щи­ми прин­ци­па­ми яв­ля­ют­ся:

Прин­цип адап­тив­но­сти: Стре­мить­ся мак­си­маль­но адап­ти­ро­вать­ся к уча­щим­ся с их ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми и, по воз­мож­но­сти, гибко ре­а­ги­ро­вать на со­ци­о­куль­тур­ные из­ме­не­ния в среде.

Прин­цип раз­ви­тия: Це­лост­ное раз­ви­тие школь­ни­ка, чи­та­те­ля и го­тов­ность его к даль­ней­ше­му раз­ви­тию.

Прин­цип пси­хо­ло­ги­че­ской ком­форт­но­сти, гу­ман­но­сти:

Лю­бовь к жизни, лю­бовь к книге, лю­бовь к ре­бен­ку. Без этого невоз­мож­но со­зда­ние твор­че­ской ат­мо­сфе­ры на за­ня­ти­ях, каж­дое из ко­то­рых ста­но­вит­ся для ре­бен­ка един­ствен­ным и непо­вто­ри­мым. На за­ня­ти­ях каж­до­му ре­бен­ку долж­но быть ком­форт­но, не долж­но быть «за­жа­то­сти». Он дол­жен идти на за­ня­тия с же­ла­ни­ем, с по­треб­но­стью в этом за­ня­тии.

Прин­цип непре­рыв­но­сти: Про­цесс ли­те­ра­тур­но­го раз­ви­тия не за­кан­чи­ва­ет­ся на за­ня­ти­ях в биб­лио­те­ке, а про­дол­жа­ет­ся в школь­ном клас­се и в семье.

Прин­цип си­сте­ма­тич­но­сти: За­ня­тия по раз­ви­ва­ю­ще­му чте­нию - это часть си­сте­мы обу­че­ния, спо­соб­ству­ю­щей по­вы­ше­нию об­ще­го уров­ня уча­ще­го­ся. Но они не раз­роз­нен­ны или едино вре­мен­ны - они сами по себе си­стем­ны. Так как толь­ко в опре­де­лен­ной си­сте­ме и ре­гу­ляр­но про­во­ди­мые за­ня­тия будут иметь ре­зуль­тат.

Прин­цип де­я­тель­но­сти: На за­ня­ти­ях ре­бе­нок не дол­жен быть пас­сив­ным слу­ша­те­лем, он ста­но­вит­ся ак­тив­ным участ­ни­ком через игру, твор­че­ские за­да­ния, пе­ре­жи­ва­ния, со­при­част­ность.

Прин­цип кре­а­тив­но­сти: Биб­лио­те­карь про­во­ци­ру­ет и по­ощ­ря­ет твор­че­скую ак­тив­ность детей, со­зда­вая си­ту­а­ции, в ко­то­рых каж­дый ре­бе­нок ста­но­вит­ся «ху­дож­ни­ком», «по­этом», «ар­ти­стом» и ре­а­ли­зу­ет свое твор­че­ское на­ча­ло через кол­лек­тив­ную и ин­ди­ви­ду­аль­ную де­я­тель­ность. Очень важ­ным яв­ля­ет­ся ува­же­ние и бе­реж­ное от­но­ше­ние к про­дук­там дет­ско­го твор­че­ства.

ФОРМЫ РА­БО­ТЫ

БЕ­СЕ­ДЫ: Цель их - в диа­ло­ге с ре­бен­ком до­не­сти до каж­до­го ос­нов­ную мысль за­ня­тия, по­буж­дать детей рас­ска­зать о чем-​ли­бо, по­де­лить­ся про­чи­тан­ным, уви­ден­ным.

ЧТЕ­НИЯ: (Гром­кие чте­ния, по ролям) Дети хо­ро­шо вос­при­ни­ма­ют текст на слух и с удо­воль­стви­ем по­слу­ша­ют вы­ра­зи­тель­ное чте­ние биб­лио­те­ка­ря, ав­тор­ское чте­ние, а так же сами могут про­чи­тать зна­ко­мый уже текст и на­сла­дить­ся его язы­ком, ге­ро­я­ми, со­бы­ти­я­ми, от­ве­чать на во­про­сы, по­участ­во­вать в твор­че­ских за­да­ни­ях. Со­че­та­нии жи­во­го го­ло­са, книги и об­ще­ния со­зда­ет необ­хо­ди­мую ауру тепла и общ­но­сти.

ОБ­СУЖ­ДЕ­НИЕ, ДИС­КУС­СИИ: Без об­суж­де­ния книги не может быть вы­ра­бо­та­на пра­виль­ная по­зи­ция по от­но­ше­нию к ней, невоз­мож­но при­нять пра­виль­но то,что хотел ска­зать автор. Об­суж­дая книгу, мы тем самым вы­ра­ба­ты­ва­ем свои нрав­ствен­ные пред­став­ле­ния о добре и зле, свою нрав­ствен­ную по­зи­цию.

ПРО­СМОТР ВИ­ДЕО­ФИЛЬ­МОВ: по той или иной сказ­ке, рас­ска­зу, кни­ге-​по­ве­сти с целью озна­ком­ле­ния с луч­ши­ми экра­ни­за­ци­я­ми ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний (ска­зок, сти­хов, рас­ска­зов).
СОБ­СТВЕН­НОЕ РИ­СО­ВА­НИЕ, СО­ЗДА­НИЕ СВОЕЙ ИЛ­ЛЮ­СТРА­ТИВ­НОЙ КНИГИ: Можно ис­поль­зо­вать ком­плекс­но с дру­ги­ми фор­ма­ми ра­бо­ты с целью более углуб­лен­но­го изу­че­ния про­из­ве­де­ний, темы.

ЛИ­ТЕ­РА­ТУР­НЫЕ ИГРЫ: В эту форму вхо­дят: вик­то­ри­ны, те­ат­ра­ли­зо­ван­ные игры, тур­ни­ры, кон­кур­сы.

МУЛЬ­ТИ­МЕ­ДИЙ­НЫЕ СРЕД­СТВА: По­мо­га­ют более на­гляд­но пред­ста­вить текст, рас­ши­ря­ют воз­мож­но­сти ра­бо­ты с тек­стом. По­мо­га­ют увлечь тем или иным про­из­ве­де­ни­ем.

Объ­еди­не­ние «Кни­го­люб» ра­бо­та­ет в кабинете №7 и при школь­ной биб­лио­те­ке.

За­ня­тия по про­грам­ме про­во­дят­ся среди книг, в биб­лио­те­ке, по­то­му что эта ат­мо­сфе­ра спо­соб­ству­ет луч­ше­му про­ник­но­ве­нию в среду, о ко­то­рой будет ве­стись речь на за­ня­ти­ях. На за­ня­ти­ях уча­щи­е­ся сидят лицом друг к другу, для того, чтобы это были за­ня­тия - вза­и­мо­дей­ствия.

Дан­ное объ­еди­не­ние су­ще­ству­ет вто­рой год. Со­став груп­пы:

-руководитель клуба - учитель русского языка и литературы (Орлова Н.М.),

-библиотекарь,

-совет клуба - обучающиеся 5-11 классов (Кухарев А., Слепцова К., Зубков А., Носова А., Желязкова У., Шакиров Р., Суворова В., Яковлев Д., Рогожкин А., Шелест И., Панюкова А., Дроздов В., Тарасова Д., Иванова А.)

Набор уча­щих­ся про­во­дит­ся сво­бод­но. За­ня­тия по своей форме груп­по­вые.

За­ня­тия про­во­дят­ся по 1 разу в 2 неде­ли по 1 часу (в год 17-18 ч.).

Ра­бо­та уча­щих­ся поды­то­жи­ва­ет­ся в виде книж­ных вы­ста­вок, кон­кур­сов, ин­тер­ак­тив­ных игр, вик­то­рин, вы­ста­вок ри­сун­ков и дру­гих ме­ро­при­я­тий.





КА­ЛЕН­ДАРНО-​ТЕ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЙ ПЛАН РА­БО­ТЫ КЛУБА «КНИ­ГО­ЛЮБ»

№п/п

Дата

На­име­но­ва­ние тем

Кол-​вочас.

1

13.09

Вве­де­ние. Пла­ни­ро­ва­ние ра­бо­ты круж­ка. По­ря­док ра­бо­ты круж­ка. Общие тре­бо­ва­ния.

1

2

20.09

14.10

Подготовка к поэтическому часу «Уж небо осенью дышало…»

2

3

25.10

Открытый классный час «Уж небо осенью дышало…»

1

4

17.10

29.10

Подготовка к открытому классному часу «Хэллоуин»

2

5

1.11

Выступление на открытом классном часе «Хэллоуин»

1

6

10.11

24.11

Подготовка к концерту, посвященному Дню Матери

2

7

29.11

Выступление на концерте, посвященном Дню Матери.

1

8

13.12

Заседание клуба, посвященное авторам-юбилярам этого года.

1

9

10.01

24.01

Просмотр фильма о В.В.Маяковском, выразительное чтение его стихотворений и поэм

2

10

31.01

7.02

Подготовка к открытому классному часу, посвященному Дню Святого Валентина (постановка литературной сказки)

2

11

14.02

Выступление на открытом классном часе, посвященному Дню Святого Валентина (постановка литературной сказки)

1

12

28.02

Подготовка к концерту, посвященному 8 марта

1

13

7.03

Выступление на концерте, посвященном 8 марта

1

Итого:

18



© 2010-2022