Урок по русскому языку Слитное-раздельное написание союзов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Неделя 2

День25.02.15

Урок 3

Тема урока

Слитное написание союзов ТОЖЕ,ТАКЖЕ, ЧТОБЫ

Общая цель

Объяснить условия слитного и раздельного написания союзов и научить отличать союзы ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогом и частицами, союза ТАКЖЕ от наречия ТАК с частицей ЖЕ

Ожидаемые результаты

- Знают условия слитного и раздельного написания союзов

- Отличают союзы от наречий

- Делают выводы

Тип урока

Урок-ознакомление с новым материалом по маршрутным картам.



Необходимые материалы

- Учебник «Русский язык» под редакцией Сулейменовой Э.Д., Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б., 2012

- печатная основа урока; презентация Power Point;

- учебник, школьные и письменные принадлежности.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Вводная часть

Психологический настрой через эпиграф «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Почему я взяла эти строки?

: Известный ученый А.Энштейн сказал: «Все это так не потому, что я такой умный. Это все из-за того, что я долго не сдаюсь при решении задач».

Ответьте, что хотел сказать ученый?

Правильно. И поэтому, нам нужно мобилизовать все свои умственные силы для того, чтобы овладеть знаниями и применять их на практике. Это и будет целью нашего урока.


Мы работаем все вместе, и от хороших и уважительных отношений друг к другу зависит наш результат. (Записывают в тетради


Никогда не нужно сдаваться .

2 мин


Проверка Д/З

проведем блиц-опрос.

1.Какая часть речи обладает перечисленными признаками: неизменяемая; служит для отношения выражений между однородными членами предложения и между частями сложного предложения? Это:

а) предлог; б) наречие; в) союз.

2. На какие вопросы отвечает союз?

а) где? куда? откуда?;

б) когда? как?;

в) не отвечает на вопросы.

3. Какую роль в предложении играют союзы?

а) бывает одним из главных членом предложения;

б) соединяет однородные члены предложения в простом предложении и простые предложения в сложном;

в) может быть только лишь второстепенным членом предложения.

4. На какие две большие группы по значению делятся союзы?

а) соединительные и противительные;

б) временные и целевые;

в) сочинительные и подчинительные.

5. На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?

а) соединительные и разделительные;

б) противительные и разделительные;

в) соединительные, противительные, разделительные.

6. На какие группы по значению делятся подчинительные союзы?

а) целевые и временные;

б) условные, уступительные, следственные;

в) причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные, следственные.

7. На какие виды по своему строению делятся все союзы?

а) простые и сложные;

б) только простые;

в) простые и составные.

8. Как изменяются союзы?

а) по падежам;

б) вообще не изменяются;

в) по числам и родам.

А сейчас давайте решим шуточные задачи о союзе.

1. Что находится между рекой и берегом?

2. Какие имена девочек состоят из двух союзов? (А-да, И-да)

3. И еще есть одна шуточная задача, вы, наверное, ее все знаете:

А и Б сидели на трубе,

А упало, Б пропало, что осталось на трубе?

Кроссворд (работа в группе)




4п




о

о

а

д

ч



з

ч

и

5c

о

е

д

и

н

и

т

е

л

ь

н

ы

е


с


е


н


и


т

л


и

т


а

и

т

е

в

т

е

л

н

е

л

ь

ы

л

ь

н

е

ь

н

ы


н

ы

е

1п

р

о

с

т

ы

е


е



е

По вертикали: 2. Союзы, состоящие из 2 и более слов. 3. Союзы, связывающие однородные члены предложения. 4. Союзы, связывающие простые предложения в составе сложного СПП. 7. К какой группе относятся союзы или, либо, то-то, не то, не то.

По горизонтали: 1. Союзы, состоящие из 1 слова. 5. К какой группе относятся сочинительные союзы и, да, не только, но и.

У детей в нашей стране много любимых героев сказок. Один из самых известных - Дед Мороз. С ним дети знакомятся по устным рассказам, по книгам, по художественным фильмам, по телевизионным передачам. А многие маленькие дети верят, что именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную елку. Откуда же пришел этот симпатичный и добрый герой - Дед Мороз, старик с белой бородой, повелитель снегов, холодов и метелей, живущий где-то в лесу со своей внучкой Снегурочкой?

Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод. Обычай этот пришел к нам из Германии после того, как Петр I повелел отмечать начало нового года не 1 сентября, как это существовало у русских с 1492 года, а 1 января, а еще раньше Древняя Русь праздновала приход нового года 1 марта - как приход весны. Постепенно с новым обычаем наряжать елку стал связывать и образ Деда Мороза.

Определить смысловые значения придаточных союзов:

Потому что, оттого что, так как

Чтобы, для того, чтобы

Когда, лишь только, пока, едва

Если, если бы, как скоро -условия

Как, как будто, словно, точно - сравнения

Что, чтобы - изъяснительные

Несмотря на то что, как ни, хотя

Где, куда, откуда - временные

Отвечают

10 мин

Основная часть

Новая тема.

Мы продолжаем изучение каких частей речи? (служебных) О какой части речи мы говорили на предыдущих уроках? (союзах). О каких союзах мы говорили на прошлом уроке? (подчинительные союзы и союзные слова). Чем мы будем заниматься сегодня? (знакомиться с правописанием подчинительных союзов). Запишите новую тему и ознакомьтесь с материалом параграфа № 53.

Определите, почему в двух предложениях одно и то же слово пишется по-разному.

Отец также учился в институте.

Сын учился так же хорошо, как и отец.

Как вы определили, где наречие, а где союз? (По их роли в предложении, по вопросу.)

Каким союзом мы можем заменить союз также?

Составление таблицы.

Отличие союзов от других частей речи.

Чтобы (союз)

Я хочу, чтобы ты дал мне совет.
Я зашел, чтобы все с тобой обсудить.


Что бы (местоимение с частицей)

Я спросил, что бы мне почитать о космосе.
Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала.

1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения.


1. Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения:
Я спросил, что мне почитать о космосе.
Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы почитать

2. Союз чтобы можно заменить союзами:
чтобы - для того чтобы
чтобы - с тем чтобы.
Я не знаю, какой сделать подарок, чтобы порадовать его.

2. Что можно наполнить содержанием, заменить существительным: Что почитать?
Книгу, газету, журнал.

Я не знаю, что бы ему подарить. (Что? Книгу, марки, диск)


Тоже, также (союзы)
(тоже = также = и)

То же (местоимение с частицей), так же (наречие с частицей)

1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.


1. Же можно опустить без искажения смысла предложения.



2.Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают не вопросы, не являются членами предложения.
Наш класс тоже пойдет в поход. (Ср.: И наш класс пойдет в поход)


Тоже, также (союзы)
(тоже = также = и)

Я также буду учиться в вузе. (Ср.:И я буду учиться в вузе)

2. И местоимение, и наречие отвечают на вопросы, являются членами предложение.

3. Местоимение то может быть определением, дополнением, подлежащим, а наречие - обстоятельством.

4.Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом?

5. Местоимение то может заменить другим местоимением, в нем легко изменить род, число.
Во всем городе не было людей, настроенных (как?) так же спокойно и в то (какое?) же время торжественно, как эти двое.



Зато (союз)

Мал золотник, зато дорог. (Ср.:Мал, но удал.)

За то (местоимение с предлогом)

Я спрятался за то дерево. ( какое?)


Закрепление: 1)Запись предложений с объяснением написания союзов, местоимений и наречий. (Упражнения выполняются под наблюдением учителя в группе, обращается внимание на выразительность чтения предложений.)

Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Так же, как час назад, свистел ветер. Отец также взял удочки, и мы пошли. Знать и уметь - не одно и то же. Мне тоже не сиделось на месте. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Все смолкли. Зато громче затрещали, разгораясь, ветки. Идти к стойбищу надо по тому берегу.

2)Восстановите предложения, расставьте знаки препинания. (Работа индивидуальная с самооцениванием)
... зато увидели восход солнца.
... за то дерево.
... по тому пути.
... чтобы был хороший урожай.
... что бы мне ни говорили.

5.Распределите цифры. 1-предложение с союзом, 2-предложение с местоимением.

1.Сын молчал, тоже молчала и мать.

2. Знать и уметь - не одно и то же.

2. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

2. Теперь грустная улыбка Маруси стала мне так же дорога, как улыбка сестры.

2. Так же, как и час назад, сыпал снег и свистел ветер.

2. Что бы мне вам спеть?

1 Я пришёл, чтобы поговорить.

11. Даю домашнее задание: п. 53 (теория), упр.№ 442

12. Рефлексия:

Что изучали _____________

Что понял ______________

Что не понял __________

делают вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.

Тоже, чтобы, также, зато - союзы, они не являются членами предложения. Союзы тоже, также можно заменить синонимическим союзом и, зато - но, чтобы - составным союзом для того чтобы.

Выделенные во втором столбике слова являются членами предложения: местоимение что - подлежащим, местоимение то - определением, наречие так - обстоятельством. Замена наречия так и местоимения то в сочетании с частицей же и предлогом за невозможна.

15 мин










Выполняют 10 мин










Записывают 1 мин

Итог

Самооценивание, оценивание учителем

2 мин



© 2010-2022