Урок по русскому языку Начало славянской письменности (6 класс)

Урок был дан в рамках Недели русского языка, посвященный Славянской письменности.Ребятам очень понравилось. Они узнали очень много интересного. Также урок был для некоторых очень познавателен. Моя цель была:Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начало славянской письменности

Цель:

Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

Задачи:

  1. Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;

  2. Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;

  3. Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, перо, лист, лист бумаги, чернила, березовая кора, палочка

Ход урока

  1. Орг. момент

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.



  1. Вступительное слово учителя

Для 30 млн, живущих за рубежом, русский язык является родным. Кроме того, 180 млн человек его изучают. Таким образом, русский язык является языком глобального общения. 2007 год объявлен годом русского языка, что отражает его значимость для цивилизации. Не останемся в стороне от этих важнейших событий и поговорим вначале о создании русского языка.

Учитель: Слайд 1

Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?

Трудно, но можно, наверное, скажете вы. У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора.

А можно ли представить себе жизнь без электричества?

Очень трудно, наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т. п.

Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто - людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Теремок»…

Слайд 2

Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков имеет письменность на основе кириллицы.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия.

Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет, а в нашей стране он стал отмечаться с 1987 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Москва, Белгород, Псков.… Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты. Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.

Братья Кирилл и Мефодий

Святые, равноапостольные, основатели славянской письменности. Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Солуни (современный город Салоники в Греции) (родились в IX веке). Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал пост военачальника. Сыновьям он дал прекрасное воспитание и образование.

Слайд 3 (Фотий и Г.Богослов)

Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова.

За свой ум и выдающиеся познания святой Константин был прозван Философом.

Слайд 4 (Князь Моравский)

В 862 году пришли к императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке, а также рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их). Так братья - проповедники стали их учителями. С 863 года ведет свое начало славянская письменность. В IX веке появилось сразу 2 азбуки - кириллица и глаголица.

Слайд 5 (кириллица и глаголица)

Слайд 6 -кириллица

Слайд 7- глаголица

Ученик 2:

Глаголица

Глаголица - одна из двух славянских азбук. Название образовано от старославянского глаголъ - «слово», «речь». Почти полностью совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, глаголица резко отличалась от неё формой букв. Строка древнего глаголического письма напоминает греческую скоропись, но буквенные начертания не имеют соответствий с греческими буквами. Считают, что некоторые буквы составлены на основе знаков самаритянского и древнееврейского письма, однако своеобразие глаголического письма не позволяет уверенно связать его ни с одним из современных ему алфавитов и косвенно подтверждает предположение о том, что эта азбука изобретена одним из славянских просветителей и авторов славянской азбуки Кириллом (Константином Философом) ещё до отъезда Кирилла и его брата Мефодия в Моравию. Глаголица широко употреблялась в 60-х гг. IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, в которой используется в богослужебных книгах и ныне; изредка употреблялась и в Древней Руси.

Ученик 1:

Кириллица

Кириллица - одна из двух древнейших славянских азбук. Название восходит к имени Кирилла (до принятия монашества - Константина), выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян. Вопрос о времени создания кириллицы и ее хронологии, соотношении с глаголицей нельзя считать окончательно решенным. Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием («первоучителями славянскими») в IX в., ранее, чем глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что кириллица моложе глаголицы и что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 (или 855), была глаголица. Создание кириллицы датируют эпохой болгарского царя Симеона (893-927), вероятно, она была составлена учениками и последователями Кирилла и Мефодия на основе греческих (византийских) торжеств, уставного письма. Буквенный состав древней кириллице в целом соответствовал древнеболгарской речи.

Письменные памятники от эпохи создания кириллицы не сохранились. Не вполне ясен и состав букв первоначальной кириллицы, возможно, некоторые из них появились позднее. Кириллица употреблялась у южных, восточных и, очевидно, некоторое время у западных славян, на Руси была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Кириллица у восточных и южных славян имеет длительную традицию, что засвидетельствовано многочисленными памятниками письменности. Древнейшие из них датируются X-XI вв.

Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма - уставом с геометричностью в начертаниях букв. С конца XIII в. у южных славян и с середины XIV в. у восточных буквы кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается количество сокращенных слов, этот тип письма называется полууставом. С конца XIV в. на смену уставу и полууставу приходит скоропись.



Учитель: Слайд 8

Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

Находясь в Риме, Кирилл заболел и незадолго до кончины (869 год) принял великий постриг, изменив свое прежнее имя Константина на Кирилла. Обращаясь к брату перед кончиной, Кирилл сказал очень трогательные слова.

Перед вами текст этого обращения. Восстановите текст, постарайтесь поставить слова на свои места.

Слайд 9

Вот, брат, … и я на поле падаю,… окончив день свой… были мы с тобой… пахали одну (и ту же) борозду …парой в одной упряжке и… . Ты же не смей... достичь спасения… оставить учительство свое…, ибо чем иным можешь ты лучше….

Слайд 10 (восстановленный текст на слайде)

«Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну (и ту же) борозду, и я на поле падаю, окончив день свой. Ты же не смей... оставить учительство свое, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения».

Слайд 11. Скончался Кирилл 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет. Святые мощи Кирилла покоятся в Риме, в церкви Святого Клúмента.

Святой равноапостольный Мефодий пережил брата на 16 лет, свято выполняя его последнюю волю- продолжение перевода на славянский язык церковных книг. В апреле 885 года он скончался(возрасте 60 лет), оставив более 200 обученных им священников - славян. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском.

Слайд 12. Мефодий и Кирилл -

Священники святые

Кириллицей своею

Народ объединили.

Славянскую культуру

Мы взяли за основу.

Цените речь родную,

Чтоб не погибнуть слову!

Слайд 13. Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки».

Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Слайд 14 Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале. Перед вами две коробки, открыв их, вам расскажет происхождение этих предметов и какого было их назначение.

( В одной коробке лежит перо, лист тонированной бумаги - вместо пергамента - и маленький пузырек с чернилами. Школьник рассказывает, что перо предпочиталось гусиное, из левого крыла; чтобы подготовить перо к работе, надо его очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить; пергамент - особо выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.

В другой коробке - пласт березовой коры и палочка.

Березовая кора - писчий материал. Надо очистить будущую березовую «страницу» от жесткой коры, распрямить, подсушить; заостренной палочкой - ее называют «писало» - можно не спеша процарапать буквы на бересте: а тупым концом нетрудно затереть случайную ошибку.)

Посмотрите, сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.

Слайд 15(буквицы)

Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

- А теперь скажите мне, что означает выражение: «прочитать от доски до доски»?

(«От доски до доски» значит «от начала до конца», от первой до последней страницы. В старину книжные «обложки» делались из дощечек, обтянутых кожей. Их украшали позолотой, драгоценными камнями).

- А может кто-нибудь объяснит значение «начать с красной строки..»?

(Переписчики, начиная новый раздел, выделяли его: отступив от края страницы, изображали большую, красивую, выразительную буквицу. «Красивое» на Руси называли «красным». Да и выписывались буквицы красной краской, а иногда золотились. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка»).

К сожалению, до нашего времени не дошли книги, переведенные равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому мы считаем прародителем современного русского языка старославянский язык.

Ученик:

Да здравствует старославянский!

В нем кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжелый, как сотовый мед!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые,-

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале Российской земли.

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений, о судьбах некоторые таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

Ученик.

Песенка о буквах, вышедших из употребления

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свече водится.

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.

Современный русский алфавит был введен Петром I в 1708г.

Слайд 16(Петр)

Его называют гражданской азбукой. Какие? (11 букв исключены и были изменены начертания некоторых букв).

Слайд17

В 1918 г была проведена реформа русского языка. Давайте посмотрим, какие произошли изменения? (алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день).

До сих пор русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает восхищение у большинства великих людей".

Слайд 18. Сегодня мы ведем разговор о письменности, о книгах, о буквах. И я предлагаю вам вспомнить народную мудрость о книгах, грамоте, учении, которая выражается, прежде всего, в пословицах, поговорках, крылатых фразах.

Пословицы

Век живи, век учись.

Учиться никогда не поздно.

Ученье-свет, а неученье - тьма.

Сперва аз, буки, потом и все науки.

Азбука - к мудрости ступенька.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Кто силен в науке, не знает скуки.

С мудрым знаться - ума набраться.

Красна пава перьем, а человек ученьем.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Слайд 19. А теперь послушаем стихотворение Ивана Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам?

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный -

речь.

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Слайд20. -перед вами отрывок из древнерусского текст «Слово….». Попробуйте дать ему русский перевод.

Слайд 21 перевод на русский язык

Слайд 22 Подведение итога.

  • Теперь я знаю, что….

  • Я не забуду о том, что…

  • Я до конца не понял (а) ….









© 2010-2022