Самоанализ учителя русского языка и литературы

Преподавание русского языка и литературы осуществляется сегодня в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм, снижения общей речевой культуры и грамотности населения, в условиях, когда, по словам В. Г. Костомарова,  «за вкусом к беспредельной свободе выражения, за фамильярной развязностью тона часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к отечеству». В этих условиях преподавания я считаю, что учебная деятельность обучающихся должна быть строго контро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ №1 Барабинского района Новосибирской области

Константиновой Татьяны Геннадьевны.

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

A. Барбюс


Преподавание русского языка и литературы осуществляется сегодня в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм, снижения общей речевой культуры и грамотности населения, в условиях, когда, по словам В. Г. Костомарова, «за вкусом к беспредельной свободе выражения, за фамильярной развязностью тона часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к отечеству». В этих условиях преподавания я считаю, что учебная деятельность обучающихся должна быть строго контролируемой предъявлением разумных и обоснованных требований.

В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому важно развить в нём познавательные и созидательные способности путём непрерывного самообразования. Современное образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребёнка учиться, развить личность с гражданской и нравственной позицией, ценностными ориентирами, которые предусмотрены новыми стандартами российского образования. Понимание необходимости переориентировать обучающихся на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания образования, новыми приоритетами в образовательной политике, изменением концептуальных ориентиров побудили меня к поиску новых подходов к преподаванию русского языка и литературы.

Главную цель своей работы я вижу в развитии и совершенствовании коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций обучающихся. Поэтому учебный процессе при освоении учебных программ по русскому языку и литературе в рамках формирования указанных компетенций, необходимо выстраивать таким образом, чтобы помимо приобретения определённого набора знаний и умений, каждый обучающийся смог раскрыть и развить свой потенциал, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

Реализацию поставленной цели нахожу в решении важнейших задач, связанных с построением системы, обеспечивающей целостность языкового и литературного знания обучающихся.

Среди конкретных задач особенно выделяю:

1. Способствовать усвоению обучающимися сведений о русском языке, его стилистических ресурсах, литературных нормах, а также устройстве и функционировании; обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся.

2. Развивать самоорганизацию и саморазвитие обучающихся при работе с текстом, осуществлении информационного поиска, извлечения и преобразования необходимой информации.

3. Развивать способности обучающихся по восприятию, пониманию, интерпретации художественного текста, постижение через язык и художественную литературу мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей.

4. Приобщать обучающихся к богатству и красоте родного слова, запечатлённого в письменных памятниках национальной культуры, художественных произведениях, образцовых текстах, устной и письменной речи.

Среди разнообразных путей решения изложенных задач наиболее значимыми в моей педагогической практике являются следующие:

1. Создание психологически комфортной обстановки с целью совместной деятельности на уроке.

Организация всего учебного процесса таким образом, чтобы обучающийся мог испытывать удовлетворение от урока, смог проявить себя как личность. В этой связи я стараюсь входить в класс с хорошим и бодрым настроением, настраиваю себя на деловое и активное общение с детьми. Энергично начинаю урок и веду его так, чтобы каждый ученик был занят делом. Обсуждаю с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Заканчиваю урок, как правило, общей оценкой класса и отдельных учеников, что даёт возможность всем испытать удовлетворенность от работы на уроке.

2. Применение технологий личностно-ориентированного обучения.

Особое значение здесь имеет исследовательский метод обучения и технология коллективной мыследеятельности. Они ориентированы на поиск учениками самостоятельных решений учебной проблемы. Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. Поэтому на уроке я ставлю познавательные и практические задачи, требующие самостоятельного решения, использую проблемные творческие задания. Ситуация поиска позволяет обучающимся осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.

3.Применение современных технологий обучения, прежде всего, компьютерных.

Использование компьютера на уроках, работа с мультимедийными презентациями, обращение к ресурсам Интерната, работа с - интерактивной доской - всё это стало неотъемлемой частью моей педагогической деятельности и ещё одним средством применения активных форм работы. С этой целью при подготовке к урокам использую диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), составляю собственные презентации в программе PowerPoint. Их применение улучшает качество усвоения учебного материала, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Отдельные презентации составляю с привлечением обучающихся, которые помогают в подборке материалов и компьютерном оформлении.

4. Применение здоровьесберегающих технологий.

Это важнейшая составная часть рациональной организации урока, позволяющая повысить умственную работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления: отслеживаю психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, чередую разные виды деятельности.

5. Применение разных видов контроля знаний обучающихся.

Для контроля знаний обучающихся применяю опрос, тестирование, карточки, рабочие тетради по предмету, провожу зачёты, контрольные и самостоятельные работы, практикую дидактические упражнения и итоговые задания. Для закрепления навыков грамотного письма использую диктанты разных типов: предупредительный, творческий, выборочный, диктант на классификацию орфограмм, сочинения и изложения. Особое внимание уделяю опросу обучающихся, так как именно опрос предполагает систематическую работу над совершенствованием знаний обучающихся, развитием их языковой культуры и мышления, способностей давать развёрнутый, полный, логически последовательный и аргументированный ответ. Стараюсь не допускать односложных ответов. В отдельных случаях разрешаю пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями, пособиями. После ответа ученика проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах.

6. Мотивация учебно-познавательной и творческой деятельности.

Для мотивации обучающихся обращаюсь в своей практике к мультимедийным материалам (интерактивные CD-диски), включаю в урок фрагменты презентаций, расширяю формы работы с источниками на уроке. Совмещаю видео- и аудиоматериалы с текстовыми. Такое комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в учебный материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию. Разрабатываю и провожу уроки с использованием компьютерной презентации: уроки объяснения нового материала, уроки-лекции, уроки-обобщения, и другие уроки.

Планирую и провожу уроки коллективной мыследеятельности, на которых обучающиеся работают в группах и парах. При необходимости помогаю начать работу в группах, наблюдаю за тем, как идёт сотрудничество между учениками, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце оцениваю работу учеников, их сотрудничество в группах, парах. Обучение в сотрудничестве даёт осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы, осознание творческой взаимозависимости членов группы, умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других.

7.Систематическое пополнение методической базы и оснащение кабинета.

Подбираю обучающие диски по русскому языку и литературе для всех классов, приобретаю и изучаю современную методическую литературу, оформляю тематические папки, использую в работе педагогический опыт других учителей. Это существенно расширяет мои возможности в системной работе по формированию нормированной устной и письменной речи обучающихся в соответствии с разделами русского языка, позволяет мне тщательно готовиться к урокам, не допуская некомпетентности по предмету.

Оборудование кабинета способствует применению современных технологий, в кабинете собрана медиатека, накоплен и систематизирован дидактический наглядный материал. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое). В кабинете компьютер имеет выход в Интернет, это даёт возможность использовать на уроках модульные программы и электронные образовательные ресурсы. Мною создан банк уроков с использованием ЦОР. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать обучающихся по остроте зрения, производить динамические паузы.

Обучение русскому языку осуществляется по программе общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. - Москва, «Просвещение», 2009 г. Данная программа предоставляют мне возможность делать выбор в организации познавательной деятельности и формировать интерес к предмету, позволяя научить детей рассуждать, вести дискуссию, самостоятельно добывать знания.

Программе соответствуют свои учебники:

5-9 класс - УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова «Русский язык» - Москва, «Просвещение», 2012 г.

Обучение по литературе ведется по программе для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы./ Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2010г.

Программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика. Литературное образование делится на этапы, такое деление позволяет системно подходит к изучению, многократно повторять теоретические сведения.

Учебник: 9 класс - Литература. В 2-х ч., Т.Ф.Курдюмова. - М.: Дрофа, 2011г.

Анализ научной литературы, изучение достижений ведущих педагогов - практиков, собственный опыт привели меня к мысли, что наиболее эффективными способами для достижения уровня минимально достаточных компетенций являются следующие технологии:

  • Технология развития критического мышления

  • Технологии СОУ (совершенствование общеучебных умений)

  • Игровые технологии

Технология критического мышления основывается на так называемом интерактивном обучении. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. Учащиеся осваивают активные способы мышления и активные способы работы с информацией, тем самым, пробуждается интерес к исследовательской работе, обобщают приобретённые знания. Нестандартные и интересные уроки литературы по этой технологии в среднем звене, например: «Евгений Онегин» - «Энциклопедия русской жизни», «Русский народ в главе «Крестьянка» (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Применение этой технологии способствует развитию самостоятельного мышления (начинается с постановки и уяснения проблем, которые нужно решить); умению взглянуть на информацию с различных точек зрения.

Особое значение придаю использованию приёмов рефлексии - обратной связи, которая дает возможность вырабатывать у детей умение реально оценивать себя, свои ответы и свои возможности.

Суть технологий СОУ (совершенствование общеучебных умений) заключается в том, что продуктивное использование информации, её преобразование, проблемное обучение невозможны без развитых ОУ (общеобразовательных умений): чтения, письма.

Воспитать грамотного, а не безошибочного пишущего ученика можно только в рамках хорошо продуманной языковой системы образования. Известно, что становление орфографического навыка школьников идёт трудно и медленно, поэтому на уроках русского языка я применяю технологию повышения орфографической грамотности. Технология применяется в режиме повторения, причём работа ведётся ежедневно на каждом уроке русского языка в течение 5 минут в устной форме в целях наименьшей траты времени на механическую запись. Технология включает в себя ежемесячное проведение диагностических диктантов для выбора наиболее трудных орфограмм для данного класса; отработку слабо освоенной орфограммы в течение недели; устную диктовку слов по данной орфограмме, где ученик даёт объяснение орфограммы, опираясь на ключевые слова. Работа по этой технологии проводится систематически, результаты обнадеживают. Данная технология представляется чрезвычайно перспективной. Думаю, как результат можно привести факт снижения количества ошибок и повышение качества знаний по русскому языку.

Использование игры для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. Игровые технологии создают благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждают интерес к предмету, способствуют коммуникативной активности, развивают творческие способности.

Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности как учителя русского языка и литературы, но я уверена, что никакие методы и приёмы не будут работать в полной мере, если у учителя нет контакта с учащимися.

Система работы по развитию творческих способностей как средства личностно - ориентированного обучения получает свое продолжение во внеклассной работе. Это литературно-музыкальные композиции, посвященные различным датам, именам, праздникам, мероприятия в рамках предметной недели. Помимо этого, огромную роль в развитии творческих способностей обучающихся играет активное участие в разнообразных конкурсах школьного, муниципального и Всероссийского уровней.

Об эффективности моей педагогической деятельности свидетельствуют следующие результаты: при 100%-ой абсолютной успеваемости качество обучения за последние три года выросло по русскому языку на 9% (с 35% до 44%), по литературе на 10% (с 41% до 51%). Учащиеся подтверждают знания при проведении итоговой аттестации: результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе в 2013-2014 учебном году: успеваемость - 100%, качество знаний - 54%

Повышается уровень сформированности учебно-познавательного интереса учащихся на 11% (с 37% до 48%), информационной компетентности на 13% (с 25% до 38%)

Результативность моей работы определяется степенью участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах районного, всероссийского и международного уровней: 2012-2013 год - Диплом за I место в районе во Всероссийском конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок - 2012»; 2013-2014 год - Дипломы за 3, 5 и 9 места в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус. Зимняя сессия»; Сертификат участника региональной олимпиады по русскому языку и литературе, Диплом II степени Первой Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку, Диплом III степени Всероссийской дистанционной олимпиады по русской литературе; 2014-2015г. III место в районной олимпиаде по русскому языку

Реализуя свои склонности, интересы, способности ученики демонстрируют свои достижения, участвуя в районных интеллектуальных играх: 2013 г - Дипломы III степени и II место в общем зачёте; 2014 г - III место в общем зачёте, в районных фестивалях научных обществ учащихся 2013 г.- Диплом I степени, 2014 г.- Диплом III степени; в конкурсах, посвященных 120-летию г.Барабинска; Диплом III степени конкурса стихов в рамках литературной гостиной «Бородино, ты славою озарено…»; Диплом III степени районного конкурса ведущих «Магистр живого слова»; 2014 г.- Диплом II степени районного конкурса по историческому краеведению, посвященного 100-летию начала Первой мировой войны; Диплом III степени центра всероссийских дистанционных олимпиад «Летописец»

Приоритетным направлением деятельности с одаренными детьми остается повышение мотивации учащихся к углубленному изучению предмета и создание условий для реализации их творческого потенциала. Каждый год готовлю своих учащихся к школьному и районному конкурсу творческих исследовательских работ. Их работы свидетельствуют об умении проникать в ткань художественных произведений, пользоваться научно-публицистической литературой, делать правильные глубокие выводы, высказывать собственные суждения

Деятельность педагога неотделима от воспитательной работы. Я являюсь классным руководителем 9 класса. Главным в деятельности классного руководителя я считаю создание условий для всестороннего развития каждого ребёнка, как личности, чтобы каждый чувствовал себя в классе комфортно и мог реализовать свои способности. По способностям дети привлекаются к участию во внеклассных мероприятиях, являются активными участниками спортивных соревнований . Поскольку одновременно являюсь и руководителем школьного музея «Поиск», веду работу по патриотическому воспитанию. Школьный музей позволяет ребятам преодолевать неуверенность в своих силах, развивать коммуникативные способности, расширять кругозор.

В 9 классе, где я являюсь классным руководителем, обучаются два ученика с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида). Совместно с ОЦДиК работаю над преодолением недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, готовлю учеников к участию в производительном труде, стараюсь социально адаптировать в условиях современного общества. В 2011 году с целью повышения компетентности в области образования детей с ОВЗ участвовала в работе Межрегиональной научно-практической конференции .Считаю деятельность в этом направлении успешной, так как такие дети наряду с остальными девятиклассниками посещают выставки, музеи, участвуют в конкурсах .

В тесном контакте работаю с родителями обучаемых. Для изучения семьи использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, материалы детского творчества. Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс.

С целью развития профессиональной компетенции непрерывно и системно повышаю свою квалификацию через изучение научно-методической литературы, обобщение результатов своей профессиональной деятельности, посещение уроков и мероприятий коллег в школе и районе, участие в работе районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Принимала участие в Международной научно-практической (очно-заочной) конференции .

Участвую в профессиональных конкурсах, дающих стимул для дальнейшего развития и самосовершенствования: 2013 г.- Специальный Диплом областного историко - просветительского проекта «Сталинград - 70 лет славы» ; 2015 г.- Диплом II степени областной открытой интернет-викторины «Знамя Победы»; 2014 г.- Диплом II степени заочного этапа V районного фестиваля научных школьных обществ. Делюсь опытом со своими коллегами, публикуя статью «Развитие музейной сети - перспективное направление в культурной политике Новосибирской области», опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы эффективного внедрения в ФГОС» (2013 год), статью «Социальное проектирование как один из видов инноваций во внеурочной деятельности», опубликована в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции «Конструктивное обучение в образовательной системе школа-вуз: проблемы и решения» (2014 год), методические разработки в социальной сети взаимовыручки для учителей «Инфоурок». На протяжении нескольких лет являюсь организатором общероссийских «Олимпус», «Мультитест» и международных «Русский медвежонок» конкурсов. Имею свидетельства и сертификаты за подготовку школьников к участию в дистанционных конкурсах.

Награждена в 2012 г. -Дипломом Управления образования администрации Барабинского района за участие в районном конкурсе «Молодой специалист года-2012», в 2013 г.- Благодарностью Управления образования администрации Барабинского района за творческое отношение к делу обучения и воспитания школьников по итогам 2012-2013 учебного года, Благодарственным письмом Управления образования администрации Барабинского района за весомый вклад и раскрытие интеллектуальных способностей школьников; создание условий для выявления и развития интеллектуально-творческого потенциала подростков, Благодарностью Главы города Барабинска за вклад в развитие творческого проекта «Город, в котором хочется жить», посвященного 120-летию города Барабинск, Благодарственным письмом Управления образования администрации Барабинского района за подготовку лауреата IX районного конкурса творческих исследовательских работ школьников, Благодарственным письмом Организационного комитета Центра всероссийских дистанционных олимпиад «Летописец» за активное сотрудничество, в 2014 г. -Благодарственным письмом Управления образования Барабинского района за подготовку участника школьной конференции исследовательских работ, посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Благодарностью за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок».

Результаты моей педагогической деятельности представлены на сайте по адресу учительский.сайт/Константинова-Татьяна-Геннадьевна. Результаты моей деятельности в качестве руководителя школьного музея представлены на сайте по адресу tatyanakonstantino.wix.com/poisk1shkola

Считаю, что необходимо продолжить работу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку, поддерживать уровень позитивной мотивации обучающихся к участию в конкурсах.



© 2010-2022