- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 8 классе Проблема нравственного воспитания в рассказах В. Потанина «Люли – люли – люленьки» и В. Астафьева «Солдат и мать»
Урок литературы в 8 классе Проблема нравственного воспитания в рассказах В. Потанина «Люли – люли – люленьки» и В. Астафьева «Солдат и мать»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рогачева Н.А. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
9
Разработка урока
Проблема нравственного воспитания в рассказах В. Потанина «Люли - люли - люленьки» и В. Астафьева «Солдат и мать».
Цель урока:
-
осмыслить взгляды В.П.Потанина и В.Ф.Астафьева на роль семьи в воспитании человека;
-
развивать такие метапредметные умения, как умение анализировать текст, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-
продолжить формирование понимания значимости родителей в жизни человека и чувства ответственности перед ними.
Задачи:
-
Познакомиться с произведениями В. Потанина и В. Астафьева.
-
Выявить черты характера главных героев произведений.
-
Установить причинно - следственные связи между поведением героев, их характером и воспитанием, полученным в семье.
Ход урока:
Учитель: Сегодня нам предстоит серьёзный разговор о том, что делает человека человеком - разговор о духовности, нравственности и воспитании.
Тема урока: «Проблема нравственного воспитания в рассказах В. Потанина «Люли - люли - люленьки» и В. Астафьева «Солдат и мать» ». (Слайд №1. Тема).
Мне очень близка эта тема. Но и я, несмотря на свой жизненный опыт, порой не нахожу ответа на вопросы, которые ставит жизнь. Думаю, есть они и у вас. Я надеюсь, что анализируя прочитанные рассказы Потанина и Астафьева, мы найдем ответ на вопрос : « Какова роль семьи в становлении человека?» (Слайд №2 . Цель.). Хочется надеяться, что ответим мы и на многие другие вопросы. (Слайд №3. Слайд - шоу «Семья»).
В русской литературе есть много писателей, которые размышляют о теме воспитания. Среди них - два ярких имени - Виктор Потанин и Виктор Астафьев.
Думаю, жизненные ценности и творческие искания каждого из них определены самими писателями. (Слайд № 4. Потанин. Астафьев).
Виктор Потанин задаёт вопросы, а Виктор Астафьев словно отвечает на них.
Сейчас, когда вами прочитаны произведения, попытайтесь ответить на вопрос: в чем видят оба писателя нравственные истоки любого человека?
Групповая работа.
У каждой группы на столе карточки, на которых записаны качества человеческой личности. Какие из них закладываются в семье? Вам предстоит выбрать нужные качества и назвать их. (Выбирают нужное).
Я тоже сделала свой выбор. (Слайд №5. Качества личности).
Очень рада, что наши мнения совпадают. Действительно, честь, совесть, достоинство, скромность, доброта, милосердие, долг, ответственность воспитываются именно в семье.
В каком герое прочитанных произведений сформированы эти качества? (Солдат из повести Виктора Астафьева)
Фронтальная работа.
Ну а теперь поговорим о каждом герое подробнее. В каких жизненных ситуациях проявляются их нравственные качества?
В.Потанин «Люли-люли-люленьки» ( работа с текстом)
1. Каким вам показался Михаил? Что в нем сразу бросается в глаза?
2. Всегда ли он был таким?
3. Найдите в тексте самые трогательные строчки, которые характеризуют детство героя (тоска по отцу).
4. Каковы сейчас его жизненные ценности? ( деньги, высокая должность, модная одежда, мотоцикл…)
5. Зачем Михаил на выходные приезжает к матери в деревню? ( в выходные дни в городе скучно, а в деревне он проводит время в свое удовольствие: баня, выпивка, вкусная еда…)
6. В чем проявляется его отношение к матери? Какова речь, обращенная к ней? ( пренебрежение, грубость…).
7. Отношение к людям. ( чувство превосходства над односельчанами, конфликт с Леной).
Виктор Астафьев «Солдат и мать».
1. Похож ли на Михаила второй герой? ( Очень похож). Чем?
2. Много ли о нем сказано в произведении?
3. О каких его поступках рассказывает мать?
4. Этот герой страшнее, чем Михаил. Автор сознательно не дает ему даже имени. Чем он страшнее? ( Трусость, предательство )
5. Противопоставлен этим двум героям солдат-рассказчик из произведения Виктора Астафьева. Обратим внимание на следующую деталь: у солдата была справка, которая свидетельствовала о том, что после ранения он не годен к строевой службе. Поначалу солдат хранит ее, а после того, как узнает историю хозяйки, уничтожает эту справку, сделав из нее папиросу - самокрутку и выкурив. Почему он так поступил? ( не хочет, чтобы его считали дезертиром, предателем, чтобы люди осуждали его, а главное - его мать).
6. Как герой относится к своей матери, к хозяйке дома, к другим людям? ( любовь к своей матери, сочувствие к хозяйке, уважение к людям,).
Мы узнали, какими были герои, а теперь определим (выделим) ведущие черты характера каждого из них ( Михаил: высокомерие, грубость, равнодушие к матери, безответственность; сын - предатель: эти же качества + трусость, предательство; солдат - рассказчик: доброта, внимание к людям, ответственность, патриотизм ). ( Слайд № 6. Кластер ).
Почему же герои стали такими?
Работа в группах.
Выполнить задания и ответить на вопросы (опора на тексты):
I Группа
В. Потанин «Люли-люли-люленьки».
1. Сон матери. Выразительно прочитать отрывок. 2. Продумать ответы на вопросы:
-
Почему Егор не прощает героиню во сне?
-
С чем ассоциируется образ Егора?
-
Почему мать сама наливает водку сыну?
-
Как прореагировала мать на то, что сын обидел Лену?
-
Есть ли вина матери в том, что сын вырос именно таким?
-
Признаёт ли она эту вину?
-
Оцените поведение матери.
II Группа
В. Астафьев «Солдат и мать».
1. Найти отрывок в тексте, где мать сама объясняет, почему сын стал предателем, и осмысливает свои ошибки. Прочитать отрывок выразительно. 2. Продумать ответы на вопросы:
-
В чём видит мать причины предательства сына?
-
В какие моменты она покрывала сына?
-
В какой момент к ней пришло прозрение?
-
Осознаёт ли она сейчас свою вину?
-
Как воспринимает женщина презрение односельчан?
-
Оцените поведение матери.
III Группа
В. Астафьев «Солдат и мать».
1. Найти отрывок в тексте, который характеризует отношение солдата-рассказчика к матери. Прочитать отрывок выразительно. 2. Продумать ответы на вопросы:
-
Почему герой стал хорошим человеком?
-
Из какой семьи он вышел?
-
Чем отличаются взаимоотношения в этой семье?
-
Как мать воспитывала детей?
-
Чему она их научила?
-
Оцените поведение матери.
Группы дополняют ответы друг друга, постоянно взаимодействуют.
Учитель: в рассказе В.Астафьева один герой отрицательный (его жизненный путь закончен), второй - положительный. Как вы думаете: есть ли надежда на изменение, возрождение Михаила? (Ответы различны. Следует подчеркнуть, что есть вопросы, ответы на которые может дать только сама жизнь).
Групповая работа продолжается. На столе у каждой группы лежат листы с напечатанными на них пословицами и афоризмами о воспитании.
Каждой группе предлагается сформулировать свое правило воспитания и подобрать пословицу или афоризм, отражающий его суть. Это задание и станет подведением итогов, выводом из всего разговора.
Афоризмы:
1.Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
(Сухомлинский В. А.)
2. Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
(Гераклит)
3. Воспитание есть усвоение хороших привычек.
(Платон)
4. Лучшее, что мы можем дать нашим детям, - это научить их любить себя.
(Луиза Хей)
5. Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
(Сухомлинский В. А.)
6. Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества.
(Джудит Мартин)
7. Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
(Коменский Я.)
8. Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники.
(Евгений Шварц.)
9. Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
(Пьер Буаст)
10. Люди не рождаются, а становятся тем, кто они есть.
(Виктор Астафьев)
Пословицы:
1) Не тот отец - мать, кто родил, а тот , кто вспоил, вскормил, да добру научил.
2)Отца с матерью почитать - горя не знать.
3)Детки хороши - отцу, матери венец; худы - отцу, матери конец.
4)Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.
5)Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
6)Что посеешь, то и пожнешь.
7)Не хвали своих детей , пусть другие похвалят.
8)Воспитывать надо, когда не вдоль, а когда поперек лавки лежит.
9)Семья - основа всей жизни.
10)Люби дитя, да не заласкивай.
11)Почитай родителей - дети тебя почитать будут.
12)Люби дитя, да и его учи любить.
13)Учи добру - добро получишь.
14)Учи ребенка говорить - учи и родину любить.
15)Доброе слово к тебе же вернется и непременно добром отзовется.
Учитель: Сегодня мы много говорили о вине матерей, не сумевших правильно воспитать своих детей. Но, наверное, было бы неправильно закончить наш разговор обвинениями. Давайте подумаем, настолько ли они виноваты? Скорее всего, это не вина их, а беда. Эти женщины поставлены жизнью в такие обстоятельства, когда они вынуждены были одни растить своих сыновей. По - матерински они сделали все, чтобы дети были счастливы, окружая их любовью, заботой и лаской, а отцовской строгости им не хватило. Кроме того, ведь и сам человек должен нести ответственность за свое поведение, за свой характер. И все мы должны быть безмерно благодарны маме за подаренную жизнь, любовь, нежность и заботу. (Слайд № 7 Слайд-шоу «Мама»).
Домашнее задание. Пройдет время, и все вы будете создавать собственные семьи. Какими вы хотите их видеть? Как будете воспитывать своих детей? Об этом вы напишете в своем сочинении. Это и будет домашним заданием.
Самоанализ урока
Тема урока: «Проблема воспитания в рассказах В.П. Астафьева «Солдат и мать» и В.Ф. Потанина «Люли-люли-люленьки».
Самоанализ урока я провожу по схеме, предложенной Н.М.Зверевой.
Мною были поставлены следующие цели:
-
осмыслить взгляды В.П.Потанина и В.Ф.Астафьева на роль семьи в воспитании человека;
-
развивать такие метапредметные умения, как умение анализировать текст, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-
продолжить формирование понимания значимости родителей в жизни человека и чувства ответственности перед ними.
Выбор произведений продиктован программой регионального компонента по литературе, а также воспитательной значимостью рассказов.
По типу данный урок - это урок изучения нового материала, по форме проведения - урок-диалог.
Тип и структура урока соответствуют триединой дидактической цели.
Основные этапы урока выстроены в соответствии с технологией критического мышления: вызов, осмысление содержания, рефлексия.
В начале урока я использовала слайд-шоу для эмоционального настроя детей на предстоящий диалог о ценностях семейного воспитания. И, как оказалось, музыка и слайд-шоу действительно настроили детей на урок, так как они легко смогли далее определить те нравственные качества, которые формируются в семье и на протяжении всего урока вести заинтересованный разговор.
На этапе вызова ученикам был предложен проблемный вопрос: кто из героев прочитанных рассказов обладает перечисленными качествами и почему. Поиск ответа на этот вопрос определил логику дальнейшего построения урока.
На этапе осмысления был, во-первых, организован диалог с обучающимися, во-вторых, небольшая исследовательская работа в группах. Выбор фронтальной работы продиктован формой урока-диалога. В ходе нее совместно с детьми был составлен кластер, который помог осмыслить основные нравственные качества, присущие героям рассказов. Цель организованной самостоятельной исследовательской работы по тексту - осознание учениками роли семьи в формировании нравственного облика героев рассказов В.Ф.Потанина и В.П.Астафьева. Дети с этой работой справились хорошо.
На этапе рефлексии восьмиклассникам было предложено творческое задание: сформулировать нравственные правила, которые касаются воспитания в семье, а также подобрать афоризмы, соответствующие этим правилам. Данный вид работы позволил ученикам осмыслить все то, о чем говорилось на уроке, а также сформировать свою позицию по данной проблеме.
Урок завершился слайд-презентацией. Я включила ее в содержание урока, потому что не считала правильным завершать урок только обвинением в адрес матерей отрицательных героев рассказов. Хотелось обратить внимание детей на важность матери в жизни любого человека.
Выбор приёмов и методов, используемых мной на уроке, объясняется психологическими особенностями детей подросткового возраста, для которых важно найти ответы на вопросы, которые ставит перед ними жизнь, ведь очень скоро им предстоит создавать собственные семьи. Я старалась сделать разговор эмоциональным, заинтересованным, для этого использовала иллюстрации, музыку, задавала вопросы, связанные с жизненным опытом детей. Привлечь внимание детей помогали и приемы, взятые мной из методики Е.Н.Ильина: весь урок был построен на поиске ответа на проблемный вопрос, раскрыть образ положительного героя помогло использование детали (сожженной справки о годности героя к нестроевой службе), а также опора на жизненный опыт детей и воздействие на их чувства.
На уроке использовались следующие методы обучения:
- словесные (беседа, работа с текстом);
- использование мультимедийной презентации;
- по типу познавательной деятельности: частично-поисковый и исследовательский методы.
Для организации познавательной деятельности обучающихся мною применялись следующие формы работы:
- фронтальная
- групповая.
Данные формы организации познавательной деятельности характерны для урока изучения нового материала.
На протяжении всего урока учащиеся психологически поддерживали меня, были внимательными и активными, заинтересованными в выполнении заданий.
Таким образом, я считаю, что урок проведен в единстве целей, содержания, структуры, методов и форм обучения, что позволило реализовать поставленные цели урока. Обучающиеся поняли и, как мне показалось, приняли точку зрения писателей о том, что нравственный облик человека формируется прежде всего в семье. Думается, что удалось развить умение анализировать текст: ученики поняли роль детали в раскрытии идейно-художественного содержания текста, умело сравнивали героев произведений, обобщали и делали выводы.
Урок результативен, всё, что было мною намечено, осуществилось, урок прошёл в нормальном темпе, организованно.