Веселая Грамматика игра в рамках недели русского языка и литературы в начальной школе для 2 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Веселая Грамматика»

Игра в рамках недели русского языка и литературы в начальной школе для 2 класса.

Цели:

  • формировать интерес к изучению русского языка и литературы;

  • обобщить и проверить грамматические знания, умения и навыки учащихся.

Задачи:

  • Развивать речь, логическое мышление, память, воображение;

  • учить работать в группах.

Предварительная работа:

Подготовка наглядно-информационного материала. Выбор жюри, формы оценивания конкурсов, формы награждения, изготовление наградного материала.

Организационный момент:

Делим класс на три группы. Ребята придумывают название команды, выбирают капитанов команды.


  1. Разминка для команд

Веселые загадки для всех участников (по пять загадок) за каждый правильный ответ даем звездочку, если команда не знает ответ, отвечает другая.


  1. Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (алфавит)

  1. Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (ударение)


  1. Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется... (красной строкой)


  1. То, как надо нам писать,

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила... (правило)

  1. Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет... (грамматическую основу)

  1. По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

  1. Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю... (точку)

  1. Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда... (запятою)

  1. Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)


  1. Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь - «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне - «радость». (Антонимы)

  1. Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки... (гласные)


  1. Такие буквы нелегко произнести,

Преграда - зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

Они все разные,

А называются они... (согласные)


  1. Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

  1. Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

  1. Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... (глагол)

За каждый правильный ответ, команда получает жетон.

А теперь будем работать в командах, и узнаем, как вы хорошо знаете русский язык.

  1. «Назовите одним словом».

Каждой команде дается по три словосочетания. Вместо словосочетания надо назвать одно слово, которое обозначает предмет - имя существительное; например: храбрый человек - храбрец.

БОЛТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК - болтун, болтушка;

ЛЕНИВЫЙ ЧЕЛОВЕК - лентяй, ленивец;

МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК - мудрец;

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК - добряк;

УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК - умник;

БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК - богач;

ГРУБЫЙ ЧЕЛОВЕК - грубиян;

СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК - силач;

ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК - весельчак.

Если все три словосочетания правильные, команда получает жетон.


  1. «Угадай, какое слово спряталось».

Каждой команде из данных букв необходимо составить слово и из этих слов составить новые слова.

А О С Н В М Т К О - (космонавт)

Б И Ь И Л У Н Д К - (будильник)

Ш А К Р А Н А Д - (карандаш)

Команда, у которой получиться больше слов получает три жетона.

  1. «Закончи фразеологизм».

Раздаем каждой команде карточки, на которых напечатаны словосочетания - подберите к ним правильное объяснение.

Рукой подать -… (Близко)

Клевать носом - … (дремать).

Зарубить на носу - … (запомнить).

Чесать языком - … (болтать)

Ломать голову - … (думать).

Себе на уме -…(хитрить).

Раз, два и обчелся -… (мало).

Спустя рукава -… (плохо).

Во весь дух-…(быстро).

Делать из мухи слона -…(преувеличивать)

Язык проглотил-…(молчит)

Витать в облаках-… (мечтать)


  1. «Словесные портреты». Узнайте героев произведений :

Вспомнил я о нём недаром:

Потому что он силён:

Семерых одним ударом

Убивать умеет он.

(Храбрый Портняжка.)

Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это?...
(Кот в сапогах.)

Внучка к бабушке пошла,

Пироги к ней понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил!

(Красная Шапочка.)

Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот такая девочка,
Как она мила!
(Дюймовочка.)

Теперь ещё одна подсказка:
Она - животное из сказки,
Где чуть не скушал волк-злодей
Всех семерых её детей.
(Коза.)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён.

(Гадкий утёнок).

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди.)

Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка.)

На лесной опушке

Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.
Ступа с метёлкою ей дорога,

Это зловредная…
(Баба-яга.)

День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
(Кот.)

Деревянным был мальчишка,

Не донес до школы книжку,

В приключения попал,

Чуть бедняга не пропал.

(Буратино).

За каждый правильный ответ игроки получают жетон.


  1. Назовите полное имя.

Таня( Татьяна), Саша (Александр), Даша (Дарья), Настя (Анастасия), Ира (Ирина),Люда (Людмила), Вова (Владимир), Леша (Алексей), Тома (Тамара),Зина (Зинаида), Влад (Владислав), Дима (Дмитрий).

За каждый правильный ответ игроки получают жетон.


  1. Конкурс капитанов. «Словестная перестрелка»

Ведущий говорит слово, например: «Деревня», а капитан должен найти букву на которую заканчивается слово и придумать на эту букву слово например: «Якорь». Если игрок не называет быстро слово, он проигрывает. Выигравшему капитану вручается три жетона.


  1. Командам дается чистый листок. Каждая команда должна придумать

слова из трех букв и трех звуков. У кого больше слов, тот получает по три жетона.


  1. Читаете ли вы книги? Проверим?

По цепочке называем название сказок. Чья команда затрудняется с ответом, проиграла, выигравшая команда получает три жетона.


  1. Пословицы и поговорки.

Кто их больше знает, тот получает три жетона.

Подведение итогов, награждения.


Список литературы

  1. Агеева, И.Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников. / И.Д.Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

  2. Волина, В.В. «Веселая грамматика»

  3. Пупышева, О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы./ О.Н. Пупышева - М.: ВАКО, 2007. - 144 с. - (Мастерская учителя).

© 2010-2022