Методические рекомендации к уроку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Сачковичская СОШ

Конспект урока по русскому языку



Дата: ___________________________

Адрес сайта: _____________________

ФИО: Слайковская Оксана Николаевна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сачковичская средняя общеобразовательная школа

Предмет, класс: русский язык, 8 класс

Урок №6.

Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова.

Задачи урока:

  • Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о правописании безударных гласных в корне слова;

2) отработка умения определять слова с безударными гласными;

  1. обучение умению связно излагать свои мысли.

  • Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:

  1. воспитание ответственности за качество своих знаний;

  2. Воспитание любви к родному русскому языку

Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой Результаты деятельности учащихся.

Предметные результаты: учащиеся должны уметь опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, группировать по видам; знать правила, определяющие написание орфограмм.

Метапредметные результаты.

Познавательные: анализировать текст, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в группе, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.

Личностные: определять цели своего обучения.

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

  1. Технология здоровьесбережения.

  2. Технология коллективного обучения.

  3. Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ЕГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания,игра«Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование:«Словарик настроений-смайлики»,раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цветов, отпечатанный тест, компьютерная презентация.

  1. Русский язык: Учеб. Для 8 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов

  2. Ход урока.

1 этап урока: обобщение изученного материала.

Предметные результаты: опознавать орфограммы в предложении, классифицировать их, группировать по видам; знать правила, определяющие написание орфограмм.

Метапредметные результаты:

.Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию.

Личностные: определять цели своего обучения.)

Основное средство - модель чистой таблицы, которая будет заполняться поэтапно в процессе эвристической беседы.

В начале урока школьникам сообщается цель работы: ученики должны классифицировать орфограммы, сгруппировать их по видам, опираясь на предложенные примеры или собственные. Для этого используем прием чистой таблицы, часть которой вычерчиваем на доске в начале урока. Работу начинаем с чтения предложения и анализа предложенных учителем орфограмм.

Методические рекомендации к уроку

На крутом спуске горы вырос необычный цветок, его лепестки горели в лучах закатного солнца, словно пламя костра отражалось в них.

Деятельность учителя.

Перед Вами предложение, в котором в словах «гора» и «горели» одинаковый корень -гор-. Можно ли в этих словах безударную гласную корня проверить одним и тем же правилом? (Создание проблемной ситуации).

Деятельность учащихся.

В этих словах корень -гор- является омонимичным. Написание гласной в слове «гора» определяется правилом «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Чтобы проверить безударную гласную, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная была бы под ударением. Например, «гора - горы».

В слове «горели» корень -гор- является корнем с чередованием гласных, - гор-/ -гар-. Написание гласной зависит от ударения: под ударением - а, без ударения - о.

Учитель.

Обратимся к таблице.

Методические рекомендации к уроку

В верхней части запишем название объекта исследования: «Безударные гласные в корне слова». Ниже даны три пустые ячейки, в первую и третью запишите название правила, определяющее написание гласной в корне.

Учитель .

Из предложенного предложения назовите слова с безударной проверяемой гласной.

Ученики.

Гора - горы, цветок - цвет.

Учитель.

Назовите слова с чередованием гласных в корнях слов.

Ученики.

Горели, вырос.

Учитель .

Можно ли написание гласной о в этих корнях объяснить одним правилом? Почему?

Ученики.

Нельзя. Чередование гласных в корнях -гор-/-гар- и -раст-/ -ращ-/ -рос- зависит от разных условий. Для первой группы корней - от ударения, для второй - от согласной корня.

Учитель.

Итак, объяснив написание слов «горели» и «выросли», вы выяснили, что написание гласной в корнях с чередованием зависит от разных условий, поэтому наша таблица теперь будет выглядеть так.

Методические рекомендации к уроку

Учитель.

Подумайте, только ли к предложенным корням можно применить данные правила? Аргументируйте примерами.

Ученики.

В корнях -лаг-/-лож- написание гласной тоже зависит от согласной корня, например, «расположиться на поляне», «располагаться в тени».

Это же правило «работает» в корнях -скак-/-скоч-. Например, «доскакали до поворота», «соскочили с коней». В написании корней -скак-/-скоч- есть исключения: «скачок», «скачу».

Есть группа корней, написание гласной в которых зависит от ударения. Например, слова «заря», «зарница», «зори». В корнях -зор-/-зар- в безударном положении всегда пишется а.

А в корнях -клон-/-клан-, -твор-/-твар- в безударном положении всегда будет буква о. Например, поклониться, кланяйтесь, сотворить, творчество.

Последняя группа корней - это корни -плав-/-плов-. В словах «пловец» и «пловчиха» всегда пишется о, в слове «плывуны» - ы, а в остальных случаях буква а, например, «поплавок».

Учитель.

Занесите примеры корней в таблицу.

Прочитайте предложение:

Что-то странное происходило вокруг: ветер то налетал на прохожих, то слегка касался листьев деревьев, тозамирал на несколько мгновений.

Найдите слова с чередованием гласных в корнях слов (в слабом классе эти слова можно подчеркнуть). Назовите эти корни.

Ученик.

Касался, замирал.

Корни -кос-/-кас-, -мер-/-мир-.

Учитель.

Можно ли распределить данные корни с чередованием гласных в предложенные группы?

Ученики.

Написание гласных в корнях -кос-/-кас-, -мер-/

- мир- зависит не от ударения или согласной корня, а от суффикса -а-, стоящего после корня.

Например, «касался - коснулся», если после корня стоит суффикс -а-, то в корне пишется а.

А в корнях -мер-/-мир- суффикс -а- определяет в корне букву и. Например, «замирать - замереть».

Учитель.

Перечислите все корни с чередованием гласных е-и, написание которых зависит от суффикса -а- и внесите их в отдельную ячейку таблицы.

Ученики

-Бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-блест-/-блист-

-жег-/-жиг-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

-ня-/-ним-

Учитель.

Итак, таблица «Безударные гласные в корне слова» теперь выглядит так.

Методические рекомендации к уроку

Учитель

Обратите внимание, что одна ячейка в колонке «Чередование гласных в корнях слов» осталась не заполнена. Что же еще может влиять на написание чередующихся гласных в корнях слов?

Ученики

Лексическое значение слова, его смысл. Это корни -мак-/-мок-, -равн-/-ровн-.

В корне -мак- пишется а, если слово имеет смысл «макать, погружать в жидкость», в корне -мок- пишется о, если имеет значение « впитывать жидкость». Например, «непромокаемый плащ», «обмакнуть в чернила».

В корнях -равн-/-ровн- пишется буква а, если слово имеет значение «равный, одинаковый», например, «уравнение». Буква о пишется в том случае, если слово имеет значение «ровный, гладкий». Например, «сровнять с землей».

Учитель

Завершите заполнение третьей графы таблицы.

Методические рекомендации к уроку

Учитель.

В нашей таблице осталась незаполненной вторая колонка. Вернитесь к предложению, которое мы с вами рассматривали в начале урока. Проанализируйте все слова с безударной гласной в корне. Какой еще принцип написания безударной гласной в корне мы не рассмотрели?

Ученики.

В словах «лепестки», «костра», «отражалась» есть непроверяемая безударная гласная в корне.

Учитель.

Итак, в результате нашей беседы вы вспомнили большое количество правил написания безударной гласной в корне слова и сумели их сгруппировать. Думаю, для вас это было несложно. В заполненном виде таблица теперь выглядит так.

Методические рекомендации к уроку

2 этап урока. Закрепление материала (Предметные результаты: учащиеся должны уметь опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, группировать по видам; применять правила, определяющие написание орфограмм.

Метапредметные результаты. Познавательные: анализировать текст, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в группе, согласовывать свою деятельность с деятельностью других. Личностные: определять цели своего обучения.)

Упражнение 1

Задание. Прочитайте текст. Спишите его, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова.

Утром в н...зинах (расс...тилалася, расс...телился) туман. Но вот из-за г...ризонта по...вляется солнце и разбрасывает свои лучи по в...рхушкам д...лекого леса. На расст...янии кил...метра от леса (зам...чаешь, заметишь) изв...листую р...чонку. На берегу (выр...сли, р...стут) густые зар...сли м...лины. (Заб...раешься, заб...решься) в нее и с насл...ждением (на...даешься, наешься) п...хучих ягод. Другой берег реки покрыт к...мышом. Легкий в...терок сл...гка к...лышет его. Л...жишься на спину, смотришь в небо и (зам...раешь, замрешь) от в...сторга.

Учитель

Прочитайте текст, который вы составили.

Ученики.

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце и разбрасывает свои лучи по верхушкам далекого леса. На расстоянии километра от леса замечаешь извилистую речонку. На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод. Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Ложишься на спину, смотришь в небо и замираешь от восторга.

Учитель

Глаголы какого вида вы вставили на месте пропусков, почему?

Ученики.

На месте пропусков из предложенного списка вставили глаголы несовершенного вида. Автор не только изображает картины природы, которые его окружают, но и передает свои чувства, ощущения в этот момент.

Учитель

Опираясь на Схему 6, определите, с какими видами орфограмм вы работали.

Ученики.

Орфограммы:

1. Безударная проверяемая гласная в корне слова: низинах (низ), появляется (явка), верхушкам (верх), далекого (даль), расстоянии (стоя), замечаешь (заметка), извилистую (виться), речонка (речка), с наслаждением (сладость), наедаешься (есть), пахучих (пахнет), ветерок (ветер), слегка (легче).

2. Безударная непроверяемая гласная в корне слова: из-за горизонта, километр, малина, камышом, колышет, от восторга.

3.Чередование гласных в корнях слов: расстилался, растут, заросли, забираешься, ложишься, замираешь.

Упражнение 2. Групповая работа. Каждой группе учащихся предлагается список фразеологических оборотов.

Задание. Прочитайте фразеологизмы, дайте им толкование. Замените фразеологизмы синонимичными конструкциями. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. С любым фразеологическим оборотом составьте два предложения таким образом, чтобы в одном это был фразеологический оборот, а в другом свободное словосочетание.

Задание для группы.

Выполненное группой задание.

Группа 1.

Г...рит в руках.

Ср...внять с землей.

Вл...жить душу.

Глаза сл...паются.

Б р...сать слова на ветер.

Группа 1.

Горит в руках - выполняет быстро, ловко, хорошо.

Сровнять с землей - уничтожить.

Вложить душу - отдаваться чему-либо полностью, делать с любовью, увлечением.

Глаза слипаются - мучительно хочется спать.

Бросать слова на ветер - говорить без пользы.

Орфограммы:

1. Безударная проверяемая гласная в корне слова: слипаются (липнет), бросать (бросит).

2.Чередование гласных в корнях слов: горит, сровнять, вложить.

Предложения.

Папа работает ловко: дело у него горит в руках.

У фокусника горит в руках настоящий огонь.

Группа 2.

Вт...рать очки.

Зад...рать нос.

Будто г..ра с плеч.

Ума не прил...жу.

От з...ри до з...ри.

Группа 2.

Втирать очки - обманывать, вводить в заблуждение.

Задирать нос - важничать, зазнаваться.

Будто гора с плеч - почувствовать облегчение.

Ума не приложу - не в состоянии о чем-то догадаться.

От зари до зари - весь день.

Орфограммы:

1. Безударная проверяемая гласная в корне слова:

2. Чередование гласных в корнях слов: втирать, задирать, не приложу, от зари до зари.

Предложения.

Света выиграла в конкурсе, теперь задирает нос.

Если на улице задирать нос, можно упасть.

Группа 3.

Отл...жить в долгий ящик.

По г...рячим следам.

Пол...жа руку на сердце.

Пот..рять голову.

Превр...титься в слух.

Группа 3.

Отложить в долгий ящик - переносить выполнение чего-либо на неопределенно длительное время.

По горячим следам - немедленно, сразу же.

Положа руку на сердце - совершенно искренне, откровенно.

Потерять голову -1. не знать, как поступить, 2. безрассудно влюбиться.

Превратиться в слух - очень внимательно слушать.

Орфограммы:

1. Безударная проверяемая гласная в корне слова: потерять.

2. Безударная непроверяемая гласная в корне слова: превратиться.

3. Чередование гласных в корнях слов: горячий, положа, отложить.

Предложение.

Положа руку на сердце, можно услышать, как бьется сердце.

Положа руку на сердце, я говорю всю правду.

Группа 4.

Прин...мать за чистую м...нету.

Сг...реть от стыда.

Скр...пя сердце.

Ст...реть с лица з...мли.

С...деть сл...жа руки.

Группа 4.

Принимать за чистую монету - воспринимать всерьез, считать правдой.

Сгореть от стыда - испытывать сильное чувство стыда.

Скрепя сердце - с большой неохотой, вопреки желанию.

Стереть с лица земли - жестоко расправиться, полностью уничтожить до основания.

Сидеть сложа руки - ничего не делать, бездельничать.

Орфограммы:

1. Безударная проверяемая гласная в корне слова: скрепя, сидеть, земли.

2. Безударная непроверяемая гласная в корне слова: монета.

3. Чередование гласных в корнях слов: принимать, сгореть, сложа, стереть.

Предложения.

Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки

Сложа (сложив) руки кольцом, мы изображали разные фигуры.

Группа 5.

Ст...реть в п...рошок.

В...сеть на в...лоске.

Вст...влять палки в к...леса.

Бр...саться словами.

Нам...тать на ус.

Группа 5.

Стереть в порошок - жестоко с кем-то расправиться.

Висеть на волоске - находиться в опасности, быть близким к гибели.

Вставлять палки в колеса - намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.

Бросаться словами - говорить безответственно, обещать что-либо не будучи уверенным в выполнении своего обещания.

Намотать на ус - запомнить, принять к сведению.

Орфограммы:

1. Безударная проверяемая гласная в корне слова: висеть, волоске, вставлять, бросаться, порошок, намотать.

2. Безударная непроверяемая гласная в корне слова: колеса.

3. Чередование гласных в корнях слов: стереть

Предложения.

Чтобы легко выпить таблетку, ее надо стереть в порошок.

Бандиты могут стереть в порошок любого, кто перейдет им дорогу.

Упражнение 3.

Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Распределите слова с пропущенными буквами по видам орфограммы «Чередование гласных в корнях слов» (смотри Схему 6). Подчеркните в предложениях деепричастный оборот и одиночные деепричастия.

Мы с товарищем соб...рались в далекую поездку и предпол...гали выехать до з...ри, однако отправились в путь поздно. Дорога шла р...внинной местностью не подн...маясь и не опускаясь; всюду расст...лалась необозримая степь. В полдень мы распол...жились на отдых на берегу маленького озера. Ребятишки, заг...релые, бронзовые, плавали, как настоящие пл...вцы. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям нельзя было прик...снуться. Подл...жив под голову непром...каемый плащ я заснул.

Ученики.

В пути.

Мы с товарищем собирались в далекую поездку и предполагали выехать до зари, однако отправились в путь поздно. Дорога шла равнинной местностью, не поднимаясь и не опускаясь; всюду расстилалась необозримая степь. В полдень мы расположились на отдых на берегу маленького озера. Ребятишки, загорелые, бронзовые, плавали, как настоящие пловцы. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям нельзя было прикоснуться. Подложив под голову непромокаемый плащ, я заснул. (По И.С. Тургеневу «Лес и степь»)

Чередование гласных в корнях слов.

От ударения: заря, загорелые, пловцы.

От согласной корня предполагали, расположились.

От суффикса -а-:собирались, поднимаясь, расстилалась, прикоснуться.

От лексического значения слова:равнинной, непромокаемый

Домашнее задание.

Задание: из предложенного текста выпишите слова и распределите их в соответствии с колонками таблицы «Безударная гласная в корне слова» (смотри таблицу классной работы). К каждому столбику орфограмм придумайте по 3 своих примера. Выпишите предложения с причастным оборотом, графически обозначьте причастный оборот.

Дождь долго собирался где-то в темноте и хлынул сразу. Тесноватые улицы мгновенно превратились в лужи. В окна троллейбусов лилась вода, но я не затворял свое окно. На перекрестке в машину вскочил промокший до нитки парень с собачонкой в руках. Парень положил пса на колени и принялся вытирать его мохнатую морду. Пес отбивался от платка, скулил, зевал и раздирал до ушей розовую пасть. Потом он затих и блестел глазами из-под нависавшей на них густо растущей шерсти. (По Н. Шмелеву).



© 2010-2022