Статья Проблемы перехода к школьному обучению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Проблемы перехода к школьному обучению»

Цель социально-педагогических служб школы обратить внимание родителей на значимость успешности начального этапа обучения; направить совместные усилия педагогов и семьи на воспитание у ребенка таких качеств, как жизнелюбие, оптимизм, умение быть счастливым, не впадать в уныние при неудачах и пр.; оценить реальные и потенциальные возможности самого ребенка и возможные пути помощи ему для достижения успехов в учебно-воспитательном процессе.

Российское общество вступило в такой период своего развития, когда произошло переосмысление приоритетов в общей направленности мотивации личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Поменялось само содержание понятия успешности. Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности современного общества, к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова стало повседневной реальностью. Американский психотерапевт профессор У. Глассер в своей книге «Школы без неудачников» замечает, что все начинается

с приобретения опыта успеха в школе: «Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

Успех можно рассматривать в трех значениях: как удачу в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно- полезной деятельности. Об успешности человека говорят, когда признают его успех, удачу в достижении желаемого. Следовательно, об успешности можно говорить как о социальном качестве, поскольку успешность оценивают люди и сам человек, опираясь на современные общественные нормы, ценности, обычаи. Успешность можно назвать одним из социальных параметров личности, показателем социального статуса человека. Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных стараний и усилий.

В педагогическом аспекте успешность понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения. Это может быть и успех ребенка в учении, и успех педагога в обучении воспитанников, и успех родителей в воспитании детей.

Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о достижениях ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса, прежде всего педагогов и родителей. В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, поскольку в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана.

Проведенные психолого-педагогические исследования (Яшнова О.А.) позволяют ранжировать социально-педагогические факторы в зависимости от успешности учебно-воспитательного процесса, расположить их по степени значимости в следующем порядке: семья, учитель, собственно учебная деятельность, классный коллектив. Сила влияния семьи объясняется тем, что она является базисной основой первичной социализации личности. Социологические исследования подтверждают, что влияние семьи на ребенка в два раза больше, чем влияние, например, школы. Одна из основных функций семьи - фелицитологическая - заключается в создании ощущения счастья в семье. Для реализации этой функции родителям необходимо формировать у ребенка установку радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно не материальные), поскольку способность быть счастливым формируется с детских лет.

В младшем школьном возрасте у детей наступает переломный момент в связи с поступлением в школу и необходимостью организовать свое поведение в новой среде. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: - с игровой на учебную. Этот переход осуществляется не по его воле и хочет он этого или нет, готов или не готов - он обязан и вынужден сменить свои занятия и по существу весь свой образ жизни.

Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как себя вести, что и как делать. Каждый ребенок хочет быть успешным, получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей, и это осознанное желание успеха в школьной жизни является предпосылкой возможности для учителя и семьи помочь ребенку достичь желанного успеха и получить одобрение и поддержку со стороны значимых лиц.

Учение становится ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи младших школьников приобретают социальную функцию и влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка. Неудачи в учебной деятельности приводят к напряженному состоянию нервной системы. Вследствие длительности такого состояния могут развиваться дидактогении - детские неврозы на почве учебных неуспехов.

С началом обучения в школе у неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся оказаться несостоятельными, неуспешными, в то время как один из основных законов начального обучения гласит, что «младший школьник должен учиться на успехе». В настоящее время затруднения в учебной деятельности, по данным разных исследователей, испытывают от 15% до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему их росту.

Результаты обучения и воспитания младших школьников зависят от множества факторов, в число которых входит и семья. Можно говорить о таком факторе, как:

- положительный статус ребенка как школьника в семье;

Личность успешного младшего школьника характеризуют:

- высокая мотивация; интерес к учению; сформированность знаний, умений и навыков, творческий подход к их усвоению; прилежание;

- проявление любознательности в различных областях знаний, заинтересованное отношение к внеклассным и внешкольным мероприятиям;

- адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;

- умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;

-умение радоваться своим достижениям, переживать неудачи и сопереживать одноклассникам;

- способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих.

Успешный ученик проявляет значительный интерес к своим школьным достижениям, а также прилагает усилия для новых успехов. Успешность младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности приводит к положительным результатам в общении со взрослыми: ребенок принимает и выполняет требования педагогов, родителей. Это проявляется в общем положительном отношении ребенка к процессу обучения и воспитания, а также в соблюдении правил поведения, норм общения, распорядка дня в школе и дома.

Причины недостаточной успешности учения могут быть самые

различные и у каждого ребенка свои. Выявление этих причин - дело

трудоемкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь

ребенку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его

учение не «мучением», а радостью, подготовить ребенка к успешной

деятельности в школе, - следует установить

реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения,

мешающие ребенку хорошо учиться.

Что надо знать о росте и развитии детей 6-7 лет:

К этой возрастной группе относятся дети от 6,5 до 7,5 лет.

  • Позвоночник еще гибок, процессы окостенения не завершены. Необходимо это учитывать при длительной статической нагрузке: правильная посадка, подбор мебели.

  • Недостаточное развитие мелких мышц кисти, поэтому быстро устают пальцы, что отражается на почерке.

  • Особенности развития мышц и тканей сердца и легких делают их уязвимыми для различных инфекций, а даже незначительное физическое напряжение, эмоции ведут к быстрому нарушению ритма дыхания и сердцебиения.

  • Недостаточное развитие глазодвигательных мышц, возникают проблемы «перескакивания» через буквы, слоги, слова, строки.

  • У некоторых детей к 6-7 годам еще отмечается неустойчивость произношения, у некоторых косноязычие.

Для успешности образовательной деятельности необходимо учитывать биологический возраст учащихся (уровень функционального и психического развития организма, в сравнении со средними возрастными характеристиками группы и, для которого поведение ребенка в социальной, познавательной, языковой и физической областях считается характерным для данного возраста)

Психические и психофизиологические особенности детей 6-7 лет.

  • Осознают свое положение в обществе ровесников и взрослых, умеют общаться, проявляют интерес к людям.

  • Выполняют основные правила этического поведения в игре и быту.

  • Умеют управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослых.

  • Осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют интерес к новым знаниям.

  • Характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление.

  • Словарный запас 3,5-7 тыс. слов.

  • Правильно произносят все звуки.

  • Различают геометрические фигуры, классифицируют их по форме, цвету, размеру.

  • Могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры.

  • Различают и воспроизводят несложные ритмические рисунки, выполняют ритмические движения.

  • Однотипной деятельностью могут заниматься не более 10-12 минут.

  • Не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта на другой (за урок не более 3 раз).

  • Не могут одновременно воспринимать более двух объектов.

  • Высокая функциональная истощаемость нервных клеток коры головного мозга, следствие- неустойчивость внимания, «охранительное возбуждение».

  • Некоторое время могут сосредоточиваться на одном предмете, задании, что является начальной формой произвольного внимания.

  • Преобладает непроизвольное запоминание, объем памяти возрастает при активной эмоциональной подаче информации, осознанном восприятии и запоминании.

  • Эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи.

  • Очень чувствительны к стилю отношения взрослых к себе.

Маленькие школьники с большим желанием занимаются тем, что у них лучше получается, любой предмет может стать интересным, если почувствована ситуация успеха.
Таким образом, на 7 году жизни, т.е. к началу систематического обучения в школе, ребенок должен иметь:

  • Развитую образную речь;

  • Достаточный запас слов;

  • Умение строить распространенные предложения;

  • Достаточный уровень развития произвольного внимания;

  • Необходимое для обучения письму развитие тонких движений пальцев рук;

  • Соответствующий возрасту уровень физического развития.

Готовность ребенка к обучению в школе («школьная зрелость») означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для освоения школьной программы личностными качествами.

О состоянии здоровья детей 6-7 лет

Изменения показателей состояния здоровья учащихся в период адаптации и на протяжении всего учебного года во многом зависит от исходного уровня, то есть того состояния, с которым ребенок поступил в первый класс.

Более тяжелое протекание адаптационного периода отмечается у детей со следующими проблемами:

  • Соматическая ослабленность, частые простудные заболевания.

  • Наличие острого или хронического заболевания.

  • Задержка функционального созревания.

Изменения в состоянии здоровья в период адаптации проявляются в снижении массы тела; нарастании астено-невротических реакций (быстрая усталость, апатия, потливость, головокружение, тошнота…); снижение гемоглобина крови; ухудшении нервно-психического здоровья (головные боли, нарушение сна, изменение аппетита…)

Особенности адаптации детей к школе

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем развития, с трудом переносят нагрузку, у многих первоклассников, и особенно шестилеток, еще не сформировалась способность подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

В ответ на новые повышенные требования у первоклассника могут появиться жалобы, о которых упоминалось выше..

В это время остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья перейти от игровой к новой очень сложной учебной деятельности.

Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой - спецификой учебного материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения - грамоты и математических представлений.

На первый взгляд содержание обучения в первом классе во многом совпадает с дошкольной подготовкой. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время известно: первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное - научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств.

При обучении первоклассников встречаются трудности, связанные:

  • С недостаточно развитой психомоторной сферой (трудности в написании букв и цифр; из-за затруднений в артикулировании - низкая скорость чтения; слоговой тип чтения; низкий уровень понимания прочитанного).

  • С особенностями когнитивного компонента навыков письма, чтения, математики (замена, пропуски, недописывание букв, слов…, трудности в чтении, отсутствие устойчивых навыков счета, проблемы с абстрактным мышлением, неумение решать задачи).

Конкретной психологической причиной, лежащей в основе этой трудности лежит несформированность пространственных представлений

Готовность к усвоению школьной программы напрямую зависит от уровня развития пространственных представлений первоклассников (Башмаков М.И.) Пространственные представления - это база, на которой надстраиваются все высшие психические функции: мышление, внимание, память.

Формирование пространственных представлений начинается в младенчестве:

  • ощущение своего тела; положения его в пространстве;

  • чувство ритма;

  • ощущения «близко-далеко» - могу ли дотянуться;

  • координация в пространстве;

  • различение «право-лево» - то, с чем чаще всего сталкиваются учителя начальной школы;

  • ощущение времени - «долго-коротко», последовательность событий;

  • координация во времени.


  • От степени развития пространственных представлений у ребенка зависит успешность обучения его чтению, письму, счету.

  • Формирование пространственных представлений завершается к 12 годам (а изучении геометрии в школе только начинается).

  • Те усилия по развитию пространственных представлений, которые приложены в 5-7 лет почти наверняка будут успешны, в 9 лет дадут сомнительный результат, а в 12 окажутся бесплодны.

Один из главных принципов развития -

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ РЕШАЕТ ВСЕ!Эта часть нейропсихологии бурно развивается в последние 20 лет.

Получены удивительные результаты, сделаны очень серьезные выводы.

(По статье Башмакова М.И. «Адаптационный период в 1 классе»

Также одной из причин трудностей когнитивного компонента являются недостатки в развитии познавательных процессов (зрительного анализа, синтеза, умения сравнивать, конкретность, однолинейность, инертность мышления, недостатки в развитии памяти, произвольного внимания.


  • С недостатками в формировании регуляторного компонента.

Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Саморегуляция - это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. Можно выделить:

  • самоконтроль в учебной работе;

  • социальный самоконтроль;

  • способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе как средство саморегуляции;

  • рефлексию как один из основных психологических механизмов, обеспечивающих саморегуляцию.

Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:

- неумение обнаруживать свои ошибки;

- возрастание количества ошибок концу работы;

- выполнение требований учителя не в полном объеме;

- трудности с формированием двигательного навыка письма;

- медленный темп письма.

С поступлением в школу ведущей деятельностью становится учебная. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности процессов: формируется произвольный характер памяти, внимания, мышления ребенка; возникает способность действовать организованно в соответствии со стоящими пред ним задачами; ребенок учится управлять своим поведением, протеканием психических процессов.

В школе ребенок должен научиться подчинять свое поведение целому ряду требований, поставленных перед ним, и которые далеко не всегда совпадают с его непосредственными желаниями. Положение школьника сопровождается изменением не только обстоятельств его жизни, но и всех взаимоотношений с окружающими людьми: расширяется его круг общения, возникают новые авторитеты, создается сеть сложных отношений с детьми в классе, изменяется и характер его взаимоотношений с родителями. Требования родителей к ребенку носят уже совсем иной характер: теперь он ценится, прежде всего, за то, как он справляется со своими учебными делами, как он ведет себя в школе, за то, какие отметки приносит из школы, короче говоря, оценка ребенка в семье начинает зависеть от его оценки в школе.

Указанная «социальная ситуация развития» и объясняет, почему именно в период младшего школьного возраста на первый план психического развития ребенка выдвигается процесс формирования произвольного характера его поведения и деятельности.

Начиная с 7 лет, регулирующий тормозной контроль коры головного мозга под инстинктивными и эмоциональными реакциями начинает приобретать все большую силу.

Особо следует отметить трудности в учении, вызванные

особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. В первую очередь это касается медлительных детей - детей с флегматическим темпераментом. В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями.

В заключение хочется отметить немаловажность формирования адекватной самооценки.

В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Нет связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главнее - не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, к мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение 1-й четверти. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

Таким образом, сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс продолжается на протяжении всего первого года. Это может иметь разные причины: индивидуальные особенности развития, те или иные отклонения в состоянии здоровья, травма или тяжелое инфекционное заболевание на протяжении последнего перед учебой года.

Такие дети труднее приспосабливаются к требованиям школы. Они быстро утомляются, у них низкая работоспособность, плохая успеваемость. Нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья: головные боли, нарушения сна, повышенная раздражительность и плаксивость.

Однако постепенно в процессе обучения ребенок догоняет своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения. Поэтому задача взрослых - создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на здоровье и успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться.(По материалам статьи Коротковой Г.С. «Как ребенок привыкает к школе»).

Признаки успешной адаптации

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему должно нравиться в школе, нравиться выполнение заданий.

  • На сколько легко ребенок справляется с программой. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

  • Степень самостоятельности ребенка при выполнении заданий.

  • Удовлетворенность межличностными отношениями -

с одноклассниками и учителем. Это самый важный признак того, что ребенок полностью освоился в школьной среде.

Таким образом, нельзя переоценить роль семьи в решении проблем ребенка при прохождении его образовательной траектории, его успешности, которая зависит от того, каким способом родители и другие члены семьи помогают ему в этом важном деле. Хочется еще раз напомнить принцип: «Своевременность решает всё!»

Ссылки:

1. radionova.zlatschool90.edusite.ru

2.yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%88%D0%B8%D1%85%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7yzC-cy8qJC90SiabqPhE8FwHJRmzd62JhkSDIBbfjzWxYWyOF_Zgf08IlBi0LH7YwbdGBM_5hP-ZYE91t7JHRdMu0HSGmIyBhsYw4ir3cJW_G-a503Hl5uSf7vo7SbChZxhqevSXkQ1YcOXBiGAQwt5ivkA93PiotwaNQVj6n6siCxoW8CBMHZFahs3S0my3U51rsAUuCcZUr0xaaWPIe5jvID9Xq6E9-rvG-dNtZApQ&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxc0oyc2N2d0gtUENneGVCSW50NU41S2hTQVNlVFJKTjBrem5GYV9sVnpacXlfcG9GcnAxT3U1UUxfclNaTHZmajlqVzhIcHNzNmJMS2xVbjkxVXhFemxfdUJHcFYySEpRUFFCalIzZW1CTzFqYlZIdnZaRDR5YVpOV0dZbU8wN2p3bEpZOENZbHZmUW5FdEFRUmJrZENoOXpYRWFjWGlGT29FTEZTcE5KN2NZ&b64e=2&sign=2500c00b3bb4cbbc7c44cfbbd83672a6&keyno=0&l10n=ru&mc=3.511085408180428

3. prichiny_trudnostey_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov.doc

4. dissercat.com›…uspeshnosti…i…mladshikh-shkolnikov

disserCat dissercat.com/content/sotsialno-pedagogicheskie-faktory-uspeshnosti-obucheniya-i- vospitaniya-mladshikh-shkolnikov#ixzz2sokdWzdE

5. bashmakov.su/OV/adapt.period.doc

© 2010-2022