Научная работа Музыкальные образы в творчестве Давида Самойлова

Данная работа была представлена на научно-практической конференции "От учебного задания - к научному поиску. От реферата - к открытию" в секции "Поэтика художественного произведения" и заняла 1 место. Объектом исследования является творчество Давида Самойлова, а предметом исследования являются выразительные средства, помогающие поэту представить поэзию и музыку как единое целое. Данная работа поможет шире рассмотреть поэзию XX века, интерпретировать поэтические строки, основываясь на знаниях ист...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24» города Абакана

СЕКЦИЯ: ПОЭЗИЯ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДАВИДА САМОЙЛОВА





Автор:

Таскаракова Дарья Юрьевна

ученица 8 класса

Руководитель:

Николаева Валентина Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы



Абакан, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ДАВИДА САМОЙЛОВА В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. 45-Я ГАЙДНА

1.2. ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТА

1.3. ЦЫГАНЕ

1.4. СОЛОВЬИ ИЛЬДЕФОНСА-КОНСТАНТЫ

1.5. ФРАНЦ ШУБЕРТ

1.6. МУЗЫКА, ЗАКРУЧЕННАЯ ТУГО

ГЛАВА 2. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ДАВИДА САМОЙЛОВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Россия славится талантами разного направления. Среди них особое место занимают поэты-песенники. Целью работы является анализ творчества одного из ярких художников слова через музыкальные образы. Это художественно-музыкальный мир Давида Самойлова. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить в творчестве поэта стихотворения, отражающие глубокую любовь поэта к музыке;

- проследить поэтические строки, в которых есть «музыкальная душа»;

-рассмотреть стихотворения, выражающие восхищения поэта над творениями великих музыкантов.

Объектом исследования является творчество Давида Самойлова, а предметом исследования является выразительные средства, помогающие поэту представить поэзию и музыку как единое целое.

Гипотеза: как музыка влияет на поэзию, так и поэт может открыть невидимые детали в музыкальных произведениях своему читателю.

Образ музыки, музыкальных инструментов, композиторов встречаются во многих стихотворениях Давида Самойлова, но в основе моего исследования лежат следующие произведения: «45-я Гайдна»; «Дуэт для скрипки и альта»; «Цыгане», «Соловьи Ильдефонса-Константы»; «Франц Шуберт»; «Музыка, закрученная туго».

В моём исследовании используются работы таких ученых, как Натальи Коновны, Андрея Немзера, Э. М. Березовской и т.д.

Актуальность: данная работа поможет шире рассмотреть поэзию XX века, интерпретировать поэтические строки, основываясь на знаниях истории музыкального искусства.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографии.




ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ДАВИДА САМОЙЛОВА В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Хочется рассказать о мастере певучего слова и человеке удивительно музыкальной души Давиде Самуиловиче Самойлове. Все его творчество пронизано музыкой. Он ловил музыку отовсюду, она и в нем жила, и во мне…

Есть достаточно много исследований о поэзии Давида Самойлова, огромные предисловия к изданиям его стихов, но я нигде не нашла исследования, посвященного именно этой теме: Давид Самойлов и музыка. Конечно, все говорят о музыкальности его стихов «о необыкновенной льющейся легкой поэзии с каким-то пушкинским завитком, но на каждом шагу он просто слышит музыку, говорит о ней» и, по-моему, не мог без нее жить. Созданное им в поэзии, прозе, как и все настоящее, не устаревает и воспринимается необыкновенно живо. Он виртуозно музыкален в ритмах своей поэзии. Многие его стихи просятся быть положенными на музыку и пропеты. Давид Самойлов был поэтом огромной глубины и философского отношения к жизни и к миру, в то же время это как-то сочеталось с легкостью общения, с потребностью общаться с друзьями. [8]

Работая в манере как бы подчёркнуто традиционной, он не терпел повторенья и самоповторенья, он умел открывать, умел постоянно искать и находить, что легко заметить, перелистав его книги одну за другой, от первой до последней. Ему ещё было что сказать, он мог ещё и сказать и открыть, и прибавить многое... Такие поэты, как Самойлов, всегда определяют истинный уровень и состояние поэзии на каждом этапе, а в прожитые нами трудные десятилетия именно они были хранителями её вечного огня - это была в полном смысле поэзия Сопротивления - сопротивления бесчестию и лжи, сопротивленья всему, что есть не поэзия. Заплатив за это дорогой ценою - всею своею нелёгкой и прекрасной жизнью,- он имел право сказать в итоге:

Поэзии ничто не может помешать...

Такой поэзии. Настоящей поэзии.[4]




  1. 45-Я ГАЙДНА

Особое ощущение Давида Самойлова о музыке, музыкантах и сегодняшней жизни - в стихотворении «45-я Гайдна»:

Исчерпан разговор. Осточертели речи.

Все ясно и наглядно.

Уходят наши дни и задувают свечи,

Как музыканта Гайдна.

Брать много с собой я вовсе не хочу:

Платок, рубашка, бритва.

Хотел бы только взять последнюю свечу

С последнего пюпитра.

Когда свой приговор произнесу в ночи

Под завыванье ветра,

Быть может, отрезвлюсь, увидев, как свечи

Истаивает цедра. [17]

Гайдн написал 45-ую симфонию в 1772 году неслучайно. По преданию, однажды пребывание в летнем дворце затянулось до поздней осени. Наступили холода, а с ними и болезни. Болотистая местность, окружавшая Эстергаз, постоянно вызывала заболевания малярией. Измученные болезнями, музыканты страдали от разлуки со своими семьями. В летнее время видеться с родными им было запрещено. Князь не хотел ничего замечать. Тогда Гайдн очень своеобразно напомнил об этом нечуткому хозяину. Он написал симфонию, которая впоследствии получила название «Прощальная». В состав оркестра входят два гобоя, фагот, две валторны, струнные (1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели и контрабасы). Во время исполнения симфонии музыканты один за другим гасили свечи у своих пюпитров и покидали свое место.

Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. В конце концов, остались двое скрипачей (в том числе и сам Гайдн), который, закончив произведение, тоже погасили свечи и ушли со сцены. Намек был понят, и князь «милостиво» отдал распоряжение собираться в Эйзенштадт. [18]

Это Гайдн. А что же Давид Самойлов? Метафоричность образа поэта пронизывает все стихотворение. Творец так же, как и музыкант немногословен.

Он выразил себя уже в творчестве, и нам, читателям, судить о богатстве его души. Поэту много не нужно: «платок, рубашка, бритва». А свеча? Символ конца жизни или символ надежды: пока горит свеча, жива и поэзия.

В этом произведении Давид Самойлов проводит незримую параллель, выводя как поэта, так и музыканта на пьедестал вечности.










1.2. ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТА

Давид Самойлов посвятил это произведение поэтессе Марии Петровых. Ее, видимо, он считал скрипкой, а себя - альтом.

Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром сочинена Моцартом в его родном Зальцбурге. Он возвращается туда в январе 1779 года после двухгодичного путешествия в Мюнхен, Мангейм и Париж, полный любовных разочарований, опечаленный смертью матери и внешне скромными успехами композиторской карьеры в Париже: "Вы знаете, как ненавистен мне Зальцбург!… Ежели в свои юные годы праздно прозябать в бездеятельности в подобной нищенской дыре, то это достаточно печальная утрата…".

Даже в ряду лучших моцартовских достижений произведение поражает своей мелодической щедростью. Скрипка и альт, то солируя, то сплетаясь в удивительно насыщенном диалоге, демонстрируют индивидуальные возможности инструментов, подчёркивая несхожесть своих тембров в проведении одной и той же темы или мотива. Остроумно выписанные "вопросы и ответы", виртуозный размах каденций, лирические "вздохи" или сочное сияние мажорных звучаний - всё напоминает о блестящем концертном стиле, популярном в то время и столь любимом юным композитором. Богатство оркестровых красок, мощь и размах, с которыми Моцарт выстраивает своё произведение, выходят далеко за рамки традиций раннеклассического аккомпанемента, превращая концерт в концертную симфонию. Вторая, медленная часть, в главной теме которой слышны отголоски итальянского оперного стиля, является своеобразной кульминацией всего сочинения: кажется, никогда раньше Моцарт не достигал подобной глубины лирического высказывания, предвосхитив лучшие страницы своих поздних творений. Остаётся лишь гадать, какие чувства испытывал двадцатичетырёхлетний гений, изливая душу в столь печальных и сладостных звуках. [18]

Одним из любимых инструментов Моцарта была скрипка.

Скрипку, как наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, недаром называют «королевой оркестра».

Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике. По своему происхождению скрипка была все же народным инструментом.

Во многих странах скрипка до сих пор находит себе широкое применение в народной инструментальной музыке. Это можно видеть на картинах художников Д. Тенирса («Фламандский праздник»), Х.В.Э. Дитриха («Бродячие музыканты») и многих других.

На скрипке любили играть и бродячие музыканты, которые шли из города в город, участвовали в праздниках, народных гуляньях, выступали в кабаках и трактирах. [6]

Счастье не знает длительности - в этом отношении любовь похожа на творчество. Они не знают законов, как не ведает их самойловский Моцарт:

Да расплачиваться надо

На миру

За веселье и отраду

На пиру,

За вино и за ошибки -

Дочиста!

Но зато дуэт для скрипки

И альта! [17]

Но законы-то существуют - расплачиваться приходится. Не всякому выпадает участь Моцарта. Поэтому так ценит Самойлов творческий дар, поэтому так восхищается он теми, кто благословлен им свыше и умеет отдаться ему вполне: будь то Моцарт, Шуберт Франц или дирижирующий соловьями Ильдефонс-Константы Галчинский. Но ведь и полнота любви тоже выпадает не каждому.

Скрипка, альт... Мужское и женское начало. Все как в жизни. Метафоричность образов музыкальных инструментов переносит нас то в мир Моцартовских мазурок, то в мир Самойловских муз.




  1. ЦЫГАНЕ

Цыгане ассоциируются у нас с пирами, бесшабашной легкостью, музыкой, скрипкой, гитарой, хоровым пением. Любовь к цыганщине - высшему выражению воли и вольности - сохранилась у Самойлова навсегда - отсюда мощный цыганский цикл в "Голосах за холмами". Но в этом самом цикле мечта о поэтическом побеге накрепко сцеплена с общей тоской человеческого бытия. Да, "жаль, что меня не украли", да, "пока луна не погасла,/ На свете будет цыганство", но только:

В поэзии нашей великой

Есть цыганская нота.

И звучит эта нота,

Когда уже жить неохота.

Странно-туманно.

Расстались нежданно.

На сердце рана,

И жизнь не желанна.

("Цыгане") [17]

В стихах «Цыгане» Самойлов показывает образ этого свободолюбивого народа. Даже уподобившись цыганам, даже втянув в душу и стих всю боль и сласть хмельной скрипки, даже полностью отдавшись стихии игры ( будь то чужая музыка или собственное стихотворство), не укроешься ни от века, ни от памяти, ни от себя.

Давид Самойлов скуп на эпитеты, и все же неслучайно поэзия в этом произведении представлена «великой». Она всегда свободна, как этот удивительный народ, музыкальна, как эти необыкновенные люди. На фоне нейтральной лексики используется и разговорная: «жить неохота», от одического тона поэт переходит к разговорному, привлекая на свою сторону читателя.




  1. СОЛОВЬИ ИЛЬДЕФОНСА-КОНСТАНТЫ

Не всегда поэта переводят поэты, и еще реже пишут о нем не статьи и трактаты, а стихи. А вот о беззаконном, легковесном Галчинском Александр Ревич написал поэму; стихами говорили о нем Мария Петровых и Давид Самойлов - и речь шла не о символическом пьедестале, а о чем-то близком и понятном, почти родном.

В стихотворении Самойлов «Соловьи Ильдефонса - Константы» строки:

Ильдефонс играет на скрипке, потом на гитаре,

И снова играет на скрипке… [17]

- не поэтический вымысел. Галчинский действительно играл на скрипке, и не только. Строфа из этого же стихотворения, некогда вычеркнутая цензурой и по сей день не восстановленная:

Плачет редактор, за ним расплакался цензор,

Плачет директор издательства и все его консультанты:

« Зачем я его правил? Зачем я его резал?

Что он делал с нами? Ах, Ильдефонс Константы…»

- тоже биографична. Издательские перипетии, хорошо знакомые русскому поэту Самойлову, портили кровь и его польскому собрату - «зеленому Константы». И в довоенной Польше, и в послевоенной он был одинаково независим и неудобен. А на рубеже сороковых - пятидесятых Галчинский - сатирик - автор сценических гротесков, целого театра, достаточно абсурдистского.

Его произведения переводили Иосиф Бродский, Борис Корнилов, Мария Петровых, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Аркадий Штейнберг. [15]

И опять образ поэта создает метафора. Соловьи, не просто птицы ( а в стихах Давида Самойлова они фигурируют часто ), это птицы, возвещавшие миру, что любовь может много: она движет пером поэта, смычком скрипача, пальцами гитариста, перебирающего струны. Она заставляет плакать окружающих, вдруг понявших, что стихи и музыка - это плод любви, который невозможно уничтожить, даже если уничтожают творца.



  1. ФРАНЦ ШУБЕРТ

Большой, культурный слой входит в лирику Самойлова как органичная часть его собственного мира и мира читателя, к которому обращена поэзия.

Из музыкантов в его произведениях фигурируют Моцарт, Гайдн, Глюк, Рихтер…

И вот… Франц Шуберт. В этом стихотворении все вроде бы о нем, а в действительности - о нас, сегодняшних и завтрашних его потомках, пусть и не музыкантах, но страдающих и мучающихся тем, что их творения не услышат, не увидят, не прочтут:

Шуберт Франц не сочиняет -

Как поется, так поет.

Он себя не подчиняет,

Он себя не продает.

Не кричит о нем газета,

И молчит о нем печать.

Жалко Шуберту, что это

Тоже может огорчать.

Знает Франц, что он кургузый

И развязности лишен,

И, наверно рядом с музой

Он немножечко смешон.

Жаль, что дорог каждый талер,

Жаль, что дома неуют.

Впрочем - это все детали,

Жаль, что песен не поют!.. [17]

Давид Самойлов редко обращается к звукописи. Но здесь аллитерация, выраженная через звуки [ч, ш] иллюстрирует нам, читателям, истинный образ творца, будь он музыкант или поэт. Он неприметен в жизни: «огорЧен, лиШен, смеШон».

Разве заслуживает художник всего этого? Но сила искусства сильнее обстоятельств, поэтому так открыто ассонансом звучат последние строки:

Но печали неуместны!

И тоска не для него!..

Был бы голос! Ну а песни

Запоются! Ничего! [17]

  1. МУЗЫКА, ЗАКРУЧЕННАЯ ТУГО

А вот несколько стихотворных строк о «музыке, закрученной туго». Такая метафора могла родиться только в сознании большого поэта и большого любителя музыки:

Музыка, закрученная туго

В иссиня - черные пластинки, -

Так закручивают черные косы

В пучок мексиканки и кубинки, - [17]

Страстность музыки представляется через образы мексиканок, кубинок, жизни которых немыслимы без ритма румбы. Эта ритмичность подчеркнута смешанной аллитерацией [ч] и [р].

Музыка, закрученная туго,

Отливающая крылом вороньим, -

Тупо-тупо подыгрывает туба

Расхлябанным пунктирам контрабаса. [17]

Удивительное сравнение «отливающая крылом вороньим». Опять птица, но уже не соловей. С одной стороны, в образе вороны заключена некая мудрость, но почему эта птица так нелюбима в народе? Знает, где пахнет мертвечиной? И опять аллитерация [т, п., б] заказывает ритм танца, который невозможно прервать. Все как в жизни подчинено определенному порядку.

Это значит - можно все, что можно,

Это значит очень осторожно

Расплетается жесткий и черный

Конский волос, канифолью тертый. [17]

В использовании синтаксических фигур у Самойлова наблюдается та же тенденция, что и в тропах: он, как правило, избегает изысков и активно использует самые известные фигуры: контактный повтор, анафору-, что позволяет добиться высокой степени драматизма.

Это значит - в визге канифоли

Приближающаяся поневоле,

Обнимаемая против воли,

Понукаемая еле-еле

В папиросном дыме, в алкоголе

Желтом, выпученном и прозрачном,

движется она, припав к плечу чужому,

отчужденно и ненапряженно,

осчастливленная высшим даром

и уже печальная навеки…

музыка, закрученная туго,

отделяющая друг от друга. [17]

Обращает на себя внимания тяготения к фигуре - каркасу (анаэпифоре). («Музыка, закрученная туго»). Да, непросто рождается музыка, непросто рождаются стихи. Непросто человек проживает свою жизнь, часто «отчужденно, напряженно», но есть то, что возвышает любого над миром. Это, по мнению Давида Самойлова, музыка.





ГЛАВА 2. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ДАВИДА САМОЙЛОВА

В результате анализа произведений Давида Самойлова я пришла к выводу, что он был поэтом - романтиком, и образ музыки в его стихах всегда сопровождается лексикой, так или иначе связанной с тем, что музыка, талант и творчество дано богом. Прослеживается определенный ассоциативный ряд, связывающий образы, созданные Давидам Самойловым, с миром реальной жизни. Итоги приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Название стихотворения

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Франц Шуберт

Газета; печать; с музой; талер; неуют; это все детали; песен; печали; тоска; голос.

Не сочиняет; как поется; так поет; не подчиняет; не продает; не кричит; молчит; огорчать; не поют; запоются.

Кургузный; смешон.

Дуэт для скрипки и альта

Опьяненье; волненье; день; оком; композитор; звон; компания; напитки; суета; искусство; чувства; и ума; лед; ни словечка; ни улыбки; немота; за веселье, за отраду; за вино; за ошибки.

Шел; глядел; думал; берут; отдаст; расплачиваться

В легком; дивное; шальной; веселым; легкий; горазд; целую; черный; дочиста.

45-я Гайдна

Разговор; речь; дни; свечи; музыканты; платок; рубашка; бритва; под завывание; приговор; цедра.

Исчерпан; осточертели; уходят; задувают; брать; взять; произнесу; отрезвлюсь; истаивает.

Последнюю.

Цыгане

Цыгане; плясуны; конокрады; песня; обман; лукавство; скрипка; постоянство; рана; сердце; души.

Пугали; уведут; не украли; бродил бы; звучит; жить не охота; расстались; не желанна; не погасла; помню; играл; стяни; знали; спасать.

Лунным; юной; великой; цыганская; о давней.

Играй, Игнат, греми, цимбал!

Цимбал; под скрипку; слезы; игра; бой; смерть; начало; конец; сталь; медь; порох; свинец; дождь; снег; фугас; самолет; нечеловек; сорок первый год; цыган; струну; зверь; наград; потерь; привал.

Играй; греми; целовал; проливал; отыграна; терзай.

Хмельнее; последний.

Красота

Как скрипка; музыка; пенье; пламя; о свече; о творенье; дар; красота; дарований; без стараний; гармоний; от распрей; забот; просветления; значение.

Прижимаю; струятся; знает; не узнает; являет; одарять; не устает; внятен; томит; слушаем; узнаем.

Немая; о высоком; высший; посторонний; то долгое; медленное.

Музыка, закрученная туго

Музыка; пластинки; косы; в пучок мексиканки и кубинки; крылом вороньим; туба; контрабас; канифолью; в визге; в дыме; в алкоголе; к плечу; даром.

Закручивают; подыгрывает; расплетается; движется.

В иссиня-черные; черные; жесткий; конский; тертый; в папиросном, в желтом; в выпученном; в прозрачном; чужому; высшим; печальная.

Несмотря на то, что поэт пытается говорить со своим читателем на равных, он выше общества, он несет в себе печать Бога. Поэт имеет особое предназначение, дарованное ему свыше, как и Музыкант.

И отрешаясь от распрей и забот,

Мы слушаем в минуту просветленья

То долго и медленно пенье

И узнаем в нем высшее значенье,

Которое себя не узнает. [17]

Анализируя частотность использования Давидом Самойловым выразительных средств, можно говорить об уникальности этого автора.(См. таблицу 2.)

Таблица 2.

Название стихотворения

метафора

эпитет

звукопись

анафора

сравнение

Франц Шуберт

+

+

Дуэт для скрипки и альта

+

+

45-я Гайдна

+

+

Цыгане

+

+

Играй, Игнат, греми, цимбал!

+

+

Красота

+

+

Музыка, закрученная У Самойлова-лирика есть свои индивидуальные стилистические пристрастия и предпочтения. Эти приметные черты развиваются и проявляются на туго

+

+

+

У Самойлова-лирика есть свои индивидуальные стилистические пристрастия и предпочтения. Эти приметные черты развиваются и проявляются на фоне более общих черт, среди которых насыщенная метафоричность, классическая стройность фразы, чеканность ритма и рифмы - черты, свойственные реалистической традиции русской поэзии.

Определяя персональные особенности поэтического подчерка Самойлова, следует иметь в виду, что его лирика - очень сложное явление.

Тут вырисовывается целый комплекс:

- любовь поэта к стилистическим парадоксам, столкновению в одном малом контексте слов сугубо книжных с налетом архаичности и сугубо фамильярных слов;

- тяга к тонкой игре значений;

- органическая связь с русской и мировой культурой, в использовании в том числе и музыкальных образов;

- систематическое использование грамматических метафор;

- пристрастие к целостной композиции текста по формуле «текст=троп», «текст=синтаксическая фигура».






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были частично исследовано творчество поэта Давида Самойлова, проанализированы стихотворения, связанные с музыкальными образами. Знания истории музыки позволили интерпретировать эти произведения в рамках музыкального искусства. Кроме того, в результате наблюдения были выделены особенности творческого почерка Давида Самойлова, что в корне отличает его от поэтов своего века.

Гипотеза , выдвигаемая в самом начале исследования , доказана:

музыка действительна, может влиять на творения поэтов, которые в свою очередь способны открыть читателю другую сторону музыкального мира.

Хочется отметить, что если бы Давид Самойлов не был бы поэтом, то он обязательно бы стал великим музыкантом или художником.

Данная работа может быть полезной при изучении Литературы XX века, так как несет дополнительную информацию для понимания творчества поэтов и писателей советского периода.








БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Статья вторая. rudocs.exdat.com/docs/index-335552.html

  2. Самойлов, Давид - Википедия. ru.mobile.wikipedia.org/wiki/Давид_Самойлов

  3. Несколько слов о Давиде Самойлове. davidsamoilov.org/archive/site.ods.html

  4. Поэзии ничто не может помешать.davidsamoilov.org/archive/site.kodnjupamjati.html

  5. Гайдн. Симфония № 45 («Прощальная») Symphony № 45 in F-sharp minor, «Farewell». belcanto.ru/s_haydn_45.html

  6. Скрипка-Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/Скрипка

  7. Альт (струнный инструмент) - Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%FC%F2_(%F1%F2%F0%F3%ED%ED%FB%E9_%E8%ED%F1%F2%F0%F3%EC%E5%ED%F2)

  8. "Тот, кто задаёт камертон композитору. Давид Самойлов - Давид Кривицкий". muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue1867/

  9. Туба - Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F3%E1%E0

  10. Цимбалы - Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E8%EC%E1%E0%EB%FB

  11. Контрабас - Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F2%F0%E0%E1%E0%F1

  12. "Мне выпала честь прикасаться к победам...". libozersk.ru/pages/index/582

  13. Проза жизни Давида Самойлова. library.by/portalus/modules/interesting/readme.php?subaction=showfull&id=1355814345&archive=&start_from=&ucat=&

  14. Художественные миры поэтов военного поколения Бориса Слуцкого и Давида Самойлова. lit.1september.ru/article.php?ID=201000811

  15. Константы Галчинский. magazines.russ.ru/inostran/1999/9/galczyn.html

  16. Избранное произведения. В 2-х т. Т. 1: Стихотворения./ Вступ. Статья И. Шайтанова - М.: Худож. лит., 1990.-559 с., портр.

  17. И. Прохоров. Музыкальная литература зарубежных стран.

  18. Детская энциклопедия. Литература и искусство. Издательство Академии Педагогических наук РСФСР.

20


© 2010-2022