Применение методики «Обсуждение проблем» (ОП) на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение методики «Обсуждение проблем» (ОП) на уроках литературы

Н.О. Геровская,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории,

Лангепасского городского муниципального

бюджетного общеобразовательного

учреждения «Гимназия №6», г. Лангепас



Применение методики «Обсуждение проблем» (ОП) на уроках литературы.


Коллективный способ обучения (КСО) очень актуален в наши дни. Существуют различные методики обучения коллективной оргформы. Меня, учителя русского языка и литературы, заинтересовала методика «Обсуждение проблем» (ОП), причём заинтересовала тогда, когда о ЕГЭ, о его введении даже не подозревали. Сейчас же, когда критериями оценивания ответа на 25 задание 2 части в 11 классе являются «формулировка проблем исходного текста», «комментарий к сформулированной проблеме», «аргументация собственного мнения по проблеме», данная методика актуальна как никогда.

Методика «ОП» предлагает решение широкого круга дидактических задач:

  • воспроизведение учебного материала;

  • формулировка проблем, их анализ, формирование личного отношения к проблемам;

  • выработка навыков обсуждения, ведения дискуссий; формулировка аналогичных и альтернативных проблем; защита своего мнения.

Много положительного можно выделить в деятельности учителя и учеников: эффективность, результативность, активность обучающихся; повышенный интерес к изучаемому предмету и к историко-литературному материалу; умение грамотно, аргументировано говорить и писать; умение систематизировать материал. Школьники, обсуждая ту или иную проблему, сравнивают, сопоставляют, анализируют, доказывают, ищут аргументы, отстаивают свою точку зрения грамотно и тактично; развивается устная и письменная, диалогическая и монологическая речь.

Применять «ОП» можно с 5 класса, если у школьников выработаны навыки работы в парах постоянного состава (ППС) и в парах сменного состава (ПСС) и если правильно понимается сам термин «обсуждение проблемы».

Предлагаю вашему вниманию урок с применением методики «ОП» в 5 классе.

Методика «Обсуждение проблем» предполагает использование разных вариантов работы. Рассмотрим вариант IV - обсуждение одной проблемы одного произведения. Этот вариант наиболее удобен и прост для пятиклассников, только недавно познакомившихся с понятием «проблема».

Тема урока: Певец и владыка. Искусство, побеждающее смерть (по сказке Андерсена «Соловей»).

Методика: ОП, вариант IV (обсуждение одной проблемы одного произведения).

Цели урока:

Образовательная: обучить вдумчивому прочтению сказки, умению давать оценку герою; учить защищать свою точку зрения.

Развивающая: развивать способность видеть эстетическую ценность сказок Г.Х. Андерсена, оценивать их своеобразие; развивать письменную и устную, монологическую и диалогическую речь учащихся.

Воспитательная: воспитывать коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы; проследить, к чему может привести высокомерие и себялюбие, как искренность, простота и доброта - контекстные синонимы к слову «искусство» - могут спасти человека.

Предварительно были рассмотрены темы:

  1. Г.Х.Андерсен. О сказочнике. Тематика сказок.

  2. Печальное и смешное в сказке «Соловей». Император и его приближённые.

  3. Соловей и механическая игрушка. Исчезновение Соловья.

На протяжении нескольких уроков учащиеся знакомились со значением следующих слов, понятий: император, владыка, приближённые, чванство, высокомерие, самоуверенность, жестокость, искусство, ценитель, меценат, ложное и настоящее в искусстве, свобода и искусство. Учащиеся подбирали выразительные средства, цитаты, характеризующие императора и его приближённых, Соловья и механическую игрушку.

Ребята уже нашли разницу между механической игрушкой и настоящим Соловьём. Они сделали определённый вывод: император и его приближённые оторваны от настоящей жизни, в их отношениях тоже нет ничего настоящего, искреннего, всё построено на лжи и лицемерии. Истинное искусство должно быть свободным. Поломка игрушки - закономерность; истинное, настоящее искусство всегда торжествует.

Предварительное домашнее задание: письменный ответ на вопрос:

  • Почему сказка заканчивается словами: «Здравствуйте!»

Алгоритм работы.


  1. Вступительное слово учителя.


  • Напомнить учащимся о том, что такое «проблема» и чем данное понятие отличается от понятия «просто вопрос»;

  • Определиться с критериями, характеризующими истинное искусство: искренность, простота, доступность, красота, импровизация, свобода, творчество, доброта, милосердие, сострадание, стремление к совершенству.

  • От критериев подойти к проблеме, формулировка которой записана на доске

Искусство, побеждающее смерть.

  • Помочь учащимся соотнести выполненное Д/З с проблемой, которую ещё предстоит разрешить.


  1. Работа в ППС (пара постоянного состава) - 10 минут.

  • Зачитать своему партнёру письменный ответ на вопрос: почему сказка «Соловей» заканчивается словами «Здравствуйте!»

У1 (ученик первый) У2 (ученик второй)

  • Дополнить свой ответ тем новым, интересным, что узнал от партнёра.


  1. Работа в МГ (малая группа по 4 человека) - распределяются учителем заранее.

Необходимо разрешить проблему, ответив на вопросы:

  • Развитие взаимоотношений Соловья и императора;

  • Почему Соловей исчез?

  • Почему Соловей вернулся?

  • Что понял император, заглянув в глаза Смерти?

  • Что победило Смерть? (использовать критерии)

  • Почему сказка заканчивается словом «Здравствуйте»?

  • Сделайте вывод: почему же Искусство сильнее Смерти?


  1. Выступление от МГ (возможен стихийный диспут).


  1. Итоговое слово учителя.


  1. Д/З: любая творческая работа по сказке Андерсена «Соловей» - рисунки, стихи, размышления и др.



© 2010-2022