Школьный этап всероссийской олимпиады школьников. 2015-2016 учебный год. Литература. 5 класс

Литература - школьная дисциплина особой значимости. Всероссийская олимпиада по литературе направлена не только на выявление высокомотивированных учащихся, но и на максимальное вовлечение школьников в творческую деятельность. Главная идея при разработке заданий состояла в том, чтобы они получились интересными и разнообразными, не отпугнули детей сложностью и наукообразием, дали простор творчеству - и одновременно исподволь готовили школьников к участию во всех этапах Всероссийской олимпиады в буд...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

в Усть-Камчатском муниципальном районе

2015-2016 учебный год

Литература

5 класс

Время выполнения-1 час

Максимальное количество баллов-50




Задание № 1.

Из какой сказки эти предметы и герои? ( по 0.5 балла за название сказки, максимальное количество баллов за задание 1.5 балла)

а) два-пять шапок серебра, Жар-птица, Царь-девица, три брата, конь в три вершка да с аршинными ушами;

б) три сестры, венец с камнями, тувалет хрустальный, часы, цветок невиданной красоты;

в) яблоко, собака, гроб хрустальный, зеркало, терем.

Задание № 2

Определите по портретной характеристике литературного героя. О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идет речь? ( по 1 баллу за имя героя, название произведения и автора произведения, максимальное количество баллов 6 баллов)

а)

…вдруг (?) молодой

Смиренно и дерзко вперед;

Он снял епанчу, и снял пояс он свой;

Их молча на землю кладет...

И дамы и рыцари мыслят, безгласны:

«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»

б) В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда (?), окруженная многочисленною дворней… выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Задание № 3

Средства выразительности. ( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла). Ответ запишите в виде

А -_____________, Б - _____________, В - ________________

А. Укажите, какой художественный приём использует Ф. Тютчев в подчёркнутых словосочетаниях.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Б. Какой троп использован в отрывке из стихотворения А.Белого?

Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.

В. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке из произведения А.С.Пушкина?

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Задание № 4

Подумай и ответь, в каких сказках царевна засыпает? В ответе укажи авторов сказки и причину сна. ( По 0.5 балла за правильный ответ; максимальное количество баллов 4.5 баллов).

Задание № 5

Придумай (в стихотворной форме) 1 загадку о предмете домашнего обихода (из 3 названных предметов выбери один):

  • Телефон;

  • Холодильник;

  • Компьютер.

(Максимальное количество баллов 5 баллов).

Задание № 6

Попробуй себя в роли сказочника и сочини сказочную историю.

Представь, что ты попал в русскую народную сказку. В какую именно сказку ты попал? Это одна конкретная сказка или волшебная страна, населенная героями традиционных русских народных сказок. Появятся ли там у тебя друзья? Какие приключения могут ожидать тебя в сказке? С кем ты можешь столкнуться на сказочном пути, кому ты можешь помочь? Как закончатся твои похождения?

(Максимальное количество баллов 30 баллов).



Олимпиада по литературе (время выполнения заданий - 1 академический час)

5 класс

Максимальное количество баллов - 50 баллов

Ответы

Задание № 1.

Максимальное количество баллов - 1.5

(0,5 балла за название сказки)

А) «Конёк-горбунок» (П.П.Ершов)

Б) «Аленький цветочек» (С.Т.Аксаков)

В) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (А.П.Пушкин)

Задание № 2.

Максимальное количество баллов - 6

(по 1 баллу за имя героя, название произведения и автора произведения)

А) Паж, В.А.Жуковский, «Кубок»;

Б) Барыня, И.С.Тургенев. «Муму».

Задание № 3.

Максимальное количество баллов - 3

( По 1 баллу за правильный ответ)

А - олицетворение

Б - сравнение

В - эпитет

Задание № 4.

Максимальное количество баллов - 4.5

(0,5 балла за название, 0,5 балла за автора, 0,5 балла за причину сна)

  1. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», откусила отравленное яблоко.

  2. 2. В.А.Жуковский «Спящая царевна», оцарапала руку веретеном - «подарок» злой старой чародейки.

  3. 3. Ш.Перро «Спящая красавица», уколола руку веретеном - «подарок» старой феи.

Задание № 5.

Максимальное количество баллов - 5

При оценивании загадки необходимо учитывать наличие рифмы, умение сравнивать загадываемый предмет с другим, находить черты сходства, целостность (завершённость) созданного текста.

Задание № 6.

Максимальное количество баллов - 30

- композиционная цельность, стройность работы - 5

- понимание поставленных в задании вопросов и умение работать в

предложенном направлении, соответствие высказывания предложенной теме - 5

- адекватность и точность выбора средств для выражения собственной

мысли, богатство словаря учащегося, разнообразие синтаксических конструкций - 5

- оригинальность - 5

- использование изобразительно-выразительных средств языка - 5

-соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1-2 речевых недочётов - 5


© 2010-2022