Урок Неопределённые местоимения (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме « Неопределённые местоимения» 6 класс

Учитель Молоцило Людмила Николаевна.

Цели:

  1. Изучить грамматические признаки неопределённых местоимений, особенности их правописания.

  2. Учить отличать неопределённые местоимения от остальных разрядов местоимений, совершенствовать орфографический навык правописания дефиса и приставки не- в неопределённых местоимениях.

  3. Развивать образное мышление, устную и письменную речь, коммуникативную компетенцию.

  4. Воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: карточки для индивидуального опроса на повторение, карточки с напечатанным текстом, напоминалка о правописании неопределённых местоимений, карточки для работы в парах и индивидуальной работы

Тип урока: комбинированный.

Метод: традиционный.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний

Индивидуальный опрос с применением клише. Используя клише, рассказать о местоимениях.

1.Местоимение-это……часть речи, которая…….. на предметы,……,……., но не называет их. Например, « я», «что» указывает на…, «ваш», «мой» указывает на……., «сколько?» указывает на ….., «когда», « где» указывает на……. Местоимения делятся на 4 группы: местоимения-….., местоимения-……, местоимения-….., местоимения-….

2 . Личные местоимения указывают на…..К личным относятся…….. Это местоимения-…. Местоимения 1-го лица-…….., 2-го лица-……., 3-го лица….

2.Возвратное местоимение- это…. Это местоимение-….. Оно отвечает на вопрос…..?, ……..? Возвратное местоимение не имеет формы …. падежа.

3. Притяжательные местоимения указывают на …….. и отвечают на вопрос ….? Это местоимения-…… К ним относятся ……, ……, ……., …….,…… В значении притяжательных используются …….. местоимения. Например,…….

4. Вопросительные местоимения употребляются в …….предложениях. К ним относятся :…..?......?......?......?

5. Вопросительные местоимения являются относительными , когда употребляются для связи….. предложений в составе….. Например,

Ответы учащихся.

  1. Мотивационный этап.

Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений. Тему урока вам необходимо сформулировать самим

Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коваля «На яхте».

(текст распечатан)

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие - то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад»,

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

- Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске

Кто-то поплыл

Кто-то думал

Кто-нибудь встретит

Какие-то чайки

Какие-то люди

Какой-то дельфин.

-Какое значение имеют выделенные слова?( Неопределённое)

Индивидуальное задание( Соловьёва М) Значение слова неопределенный по словарю С.И.Ожегова.

Неопределенный (словарь Ожегова: 1)точно не установленный; 2)не вполне отчетливый

Сформулируйте тему и цели нашего урока. Записи в тетрадях.

  1. Создание нового знания

Проблемное задание

Попробуйте предположить, как образуются неопределённые местоимения и с какой частью речи они соотносятся.

На доске материал для наблюдений:

кто?-кто-то, некто, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь

когда?- когда-то, некогда, кое-когда, когда-либо, когда-нибудь.

Наблюдения и ответы учащихся

Вывод: Неопределённые местоимения образуются от вопросительных при помощи частиц кое-, -то, -либо,- нибудь и соотносятся с сущ, прил., наречиями и числительными.

В чём особенность правописания неопределённых местоимений?

Напоминалка: кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь!( карточка на доске)

Индивидуальная работа с учебником. Прочитать и найти сведения, о которых не было сказано на уроке. Задайте вопросы по параграфу учебника.

Вывод:- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры.

- В чем особенность местоимений некто, нечто?

- Что такое неопределенные местоимения? (Вывод)

Заполнить карточку ( напечатана, висит на доске):

Неопределенные местоимения указывают на ……..предметы, признаки, количества. Образуются от ……при помощи….. Эти частицы пишутся…. Если есть предлог, то пишутся в три слова.

  1. Применение знаний.

Индивидуальная и дифференцированная работа на закрепление нового материала, работа в парах.

1) Работа в парах с текстом Ф.Кривина. ( Соловьёва М, Вейко. М) Прочитайте текст про себя. Чтение вслух по ролям.

Умные спорщики.

Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать.

- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?

А второе местоимение говорит:

- Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?

Третье местоимение посмеялось и говорит:

- В каком царстве, в каком государстве, кто жил, куда он шел, кого встречал, чего находил, кому ничего не давал? Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

- Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего.

Задание:

- Один из пары выписывает неопределенные местоимения из рассказа 1-го местоимения; 2-й из пары из рассказа 2-го. Объяснить правописание местоимений.

- А местоимения какого разряда употребили третий и четвертый спорщик?

Самопроверка по ключу. Самооценивание.

2) Индивидуальное задание остальным учащимся. Один выполняет у доски ( Туров. А)

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.(какой(то), кто(то), кто(либо), какой(либо), нечто, что(то) и т.д.

На доске записано:

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Самопроверка по ключу. Само- взаимооценивание.

Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.

3)Выполняет весь класс

Следующее задание «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр.

1 - неопределенное

2 - возвратное

3 - относительное

4 - вопросительное

  1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.

  2. Вишь, какая саранча!

  3. Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…

  4. О себе дед рассказывать не любил.

  5. Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?

Код: 13124 . Самооценивание.

3. Итог.

Сказочная страна Морфология. В ней много городов. Нас интересует город Местоимение, в котором живут необычные жители. Познакомьте нас ещё раз с ними…. Спасибо! У каждого из них свой характер. Но среди них есть местоимения, уловить их характер не так уж легко. Достаточно посмотреть на них, и ты сразу поймёшь это. Они не хорошие, не плохие, не добрые, не злые, не внимательные, не равнодушные, не умные, не глупые…Они неопределённые, какие-то бесхарактерные, неточные, приблизительные.

Задание. Попробуйте узнать бесхарактерные местоимения в тексте. Докажите, что бесхарактерные местоимения - это неопределённые местоимения. Выписать из текста неопределённые местоимения. Объяснить их правописание.

Наступило утро. Кто - то куда - то спешит, и только некто не торопится: прохлаждается в постели. Ему некуда и незачем торопиться. Поздно вечером он обычно выходит из дому и отправляется куда-то. Некогда он был не у дел, а теперь хочет зачем-то отыскать нечто особенное. А вот кое-что новенькое после некоторой проверки оказалось, что неведомый некто - всего лишь рыжий котёнок, приходящий кое - когда кое - куда ловить каких - то мышей.

Проверка. Самооценивание.

Рефлексия. По какой теме сегодня был урок? Представьте, что ваш одноклассник по болезни пропустил эту тему. Смогли бы вы ему её объяснить? Какие трудности вам встретились в процессе усвоения данной темы? Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Я смогу без ошибок написать неопределённые местоимения…

Оценки за урок.

Домашнее задание на выбор 1. Сочинить весёлую историю использованием неопределённых местоимений.(Возможное начало: «В какой-то школе некоторые ребята решили над кем-то подшутить…»)

2 . упр.

3.Выписать из учебника литературы несколько предложений с неопределёнными местоимениями.



© 2010-2022