- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Неопределённые местоимения (6 класс)
Урок Неопределённые местоимения (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Молоцило Л.Н. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по теме « Неопределённые местоимения» 6 класс
Учитель Молоцило Людмила Николаевна.
Цели:
-
Изучить грамматические признаки неопределённых местоимений, особенности их правописания.
-
Учить отличать неопределённые местоимения от остальных разрядов местоимений, совершенствовать орфографический навык правописания дефиса и приставки не- в неопределённых местоимениях.
-
Развивать образное мышление, устную и письменную речь, коммуникативную компетенцию.
-
Воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: карточки для индивидуального опроса на повторение, карточки с напечатанным текстом, напоминалка о правописании неопределённых местоимений, карточки для работы в парах и индивидуальной работы
Тип урока: комбинированный.
Метод: традиционный.
Ход урока.
-
Актуализация знаний
Индивидуальный опрос с применением клише. Используя клише, рассказать о местоимениях.
1.Местоимение-это……часть речи, которая…….. на предметы,……,……., но не называет их. Например, « я», «что» указывает на…, «ваш», «мой» указывает на……., «сколько?» указывает на ….., «когда», « где» указывает на……. Местоимения делятся на 4 группы: местоимения-….., местоимения-……, местоимения-….., местоимения-….
2 . Личные местоимения указывают на…..К личным относятся…….. Это местоимения-…. Местоимения 1-го лица-…….., 2-го лица-……., 3-го лица….
2.Возвратное местоимение- это…. Это местоимение-….. Оно отвечает на вопрос…..?, ……..? Возвратное местоимение не имеет формы …. падежа.
3. Притяжательные местоимения указывают на …….. и отвечают на вопрос ….? Это местоимения-…… К ним относятся ……, ……, ……., …….,…… В значении притяжательных используются …….. местоимения. Например,…….
4. Вопросительные местоимения употребляются в …….предложениях. К ним относятся :…..?......?......?......?
5. Вопросительные местоимения являются относительными , когда употребляются для связи….. предложений в составе….. Например,
Ответы учащихся.
-
Мотивационный этап.
Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений. Тему урока вам необходимо сформулировать самим
Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коваля «На яхте».
(текст распечатан)
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие - то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад»,
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).
- Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске
Кто-то поплыл
Кто-то думал
Кто-нибудь встретит
Какие-то чайки
Какие-то люди
Какой-то дельфин.
-Какое значение имеют выделенные слова?( Неопределённое)
Индивидуальное задание( Соловьёва М) Значение слова неопределенный по словарю С.И.Ожегова.
Неопределенный (словарь Ожегова: 1)точно не установленный; 2)не вполне отчетливый
Сформулируйте тему и цели нашего урока. Записи в тетрадях.
-
Создание нового знания
Проблемное задание
Попробуйте предположить, как образуются неопределённые местоимения и с какой частью речи они соотносятся.
На доске материал для наблюдений:
кто?-кто-то, некто, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь
когда?- когда-то, некогда, кое-когда, когда-либо, когда-нибудь.
Наблюдения и ответы учащихся
Вывод: Неопределённые местоимения образуются от вопросительных при помощи частиц кое-, -то, -либо,- нибудь и соотносятся с сущ, прил., наречиями и числительными.
В чём особенность правописания неопределённых местоимений?
Напоминалка: кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь!( карточка на доске)
Индивидуальная работа с учебником. Прочитать и найти сведения, о которых не было сказано на уроке. Задайте вопросы по параграфу учебника.
Вывод:- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры.
- В чем особенность местоимений некто, нечто?
- Что такое неопределенные местоимения? (Вывод)
Заполнить карточку ( напечатана, висит на доске):
Неопределенные местоимения указывают на ……..предметы, признаки, количества. Образуются от ……при помощи….. Эти частицы пишутся…. Если есть предлог, то пишутся в три слова.
-
Применение знаний.
Индивидуальная и дифференцированная работа на закрепление нового материала, работа в парах.
1) Работа в парах с текстом Ф.Кривина. ( Соловьёва М, Вейко. М) Прочитайте текст про себя. Чтение вслух по ролям.
Умные спорщики.
Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?
А второе местоимение говорит:
- Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?
Третье местоимение посмеялось и говорит:
- В каком царстве, в каком государстве, кто жил, куда он шел, кого встречал, чего находил, кому ничего не давал? Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
- Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего.
Задание:
- Один из пары выписывает неопределенные местоимения из рассказа 1-го местоимения; 2-й из пары из рассказа 2-го. Объяснить правописание местоимений.
- А местоимения какого разряда употребили третий и четвертый спорщик?
Самопроверка по ключу. Самооценивание.
2) Индивидуальное задание остальным учащимся. Один выполняет у доски ( Туров. А)
Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.(какой(то), кто(то), кто(либо), какой(либо), нечто, что(то) и т.д.
На доске записано:
1. Поздно вечером (:) постучался к нам.
2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.
3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.
4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.
Самопроверка по ключу. Само- взаимооценивание.
Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.
3)Выполняет весь класс
Следующее задание «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр.
1 - неопределенное
2 - возвратное
3 - относительное
4 - вопросительное
-
Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
-
Вишь, какая саранча!
-
Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
-
О себе дед рассказывать не любил.
-
Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
Код: 13124 . Самооценивание.
3. Итог.
Сказочная страна Морфология. В ней много городов. Нас интересует город Местоимение, в котором живут необычные жители. Познакомьте нас ещё раз с ними…. Спасибо! У каждого из них свой характер. Но среди них есть местоимения, уловить их характер не так уж легко. Достаточно посмотреть на них, и ты сразу поймёшь это. Они не хорошие, не плохие, не добрые, не злые, не внимательные, не равнодушные, не умные, не глупые…Они неопределённые, какие-то бесхарактерные, неточные, приблизительные.
Задание. Попробуйте узнать бесхарактерные местоимения в тексте. Докажите, что бесхарактерные местоимения - это неопределённые местоимения. Выписать из текста неопределённые местоимения. Объяснить их правописание.
Наступило утро. Кто - то куда - то спешит, и только некто не торопится: прохлаждается в постели. Ему некуда и незачем торопиться. Поздно вечером он обычно выходит из дому и отправляется куда-то. Некогда он был не у дел, а теперь хочет зачем-то отыскать нечто особенное. А вот кое-что новенькое после некоторой проверки оказалось, что неведомый некто - всего лишь рыжий котёнок, приходящий кое - когда кое - куда ловить каких - то мышей.
Проверка. Самооценивание.
Рефлексия. По какой теме сегодня был урок? Представьте, что ваш одноклассник по болезни пропустил эту тему. Смогли бы вы ему её объяснить? Какие трудности вам встретились в процессе усвоения данной темы? Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Я смогу без ошибок написать неопределённые местоимения…
Оценки за урок.
Домашнее задание на выбор 1. Сочинить весёлую историю использованием неопределённых местоимений.(Возможное начало: «В какой-то школе некоторые ребята решили над кем-то подшутить…»)
2 . упр.
3.Выписать из учебника литературы несколько предложений с неопределёнными местоимениями.