- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по дисциплине Русский язык и культура речи
Рабочая программа по дисциплине Русский язык и культура речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Грюк О.В. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка).
Организация-разработчик: ФКПОУ «Калачёвский техникум-интернат» Минтруда РФ
Разработчик: Грюк Оксана Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
15
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
«Русский язык и культура речи»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является вариативной частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ( базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к группе дисциплин профессионального цикла вариативной части основной образовательной программы по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Даная дисциплина предполагает углубленное изучение той сферы русского языка, которая связана с его функционированием. Дисциплина даёт возможность расширить лексический кругозор обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний и совершенствовать практические умения в области применения языка.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать письменные и устные тексты различных стилей, в т. ч. официально-делового, научного;
-владеть нормами русского литературного языка;
- находить и исправлять лексические, стилистические ошибки;
-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности , точности и уместности их употребления;
- соблюдать в практике письма различные нормы современного русского литературного языка;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-определение «культура речи»,
- специфику устной и письменной речи каждого функционального стиля;
-качества хорошей литературной речи;
- основные единицы языка;
-особенности русского ударения и произношения;
-орфоэпические нормы русского языка;
-способы словообразования терминов;
-лексические ошибки и способы их устранения;
-правила употребления некоторых форм различных частей речи в текстах официально-делового и научного стилей;
-жанры официально-деловой и учебно-научной речи;
-особенности построения текстов официально-делового стиля (автобиография, характеристика, резюме).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
56
лекции
10
практические занятия
44
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
28
Выполнить тренировочные задания по теме занятия ;
18
Подготовить презентацию по теме «Официально-деловой стиль. Резюме»
2
Редактировать деформированный текст
2
Подготовить сообщение по теме «Современные терминологические словари и справочники моей будущей специальности»
2
Подобрать из СМИ тексты разных жанров, доказать принадлежность функциональному стилю, жанру
2
Группировать слова в зависимости от их стилевой принадлежности
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта-3 семестр
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Основные составляющие русского языка
Содержание учебного материала
0,5
1
Единицы языка и единицы речи; речевая коммуникация и речевая ситуация;
2
1
Специфика устной и письменной речи каждого функционального стиля, понятие «культура речи», качества хорошей речи;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Осмыслить основные термины дисциплины.
2.Заполнить сравнительную таблицу по устной и письменной речи;
1,5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
1
Тема 2.
Нормы русского литературного языка.
Содержание учебного материала
0,5
1
Орфоэпические нормы, акцентологические нормы, нормы словоупотребления, нормы морфологические, нормы синтаксические;
2
2
Нормы литературного языка; лингвистические словари и справочники русского языка;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Анализировать речевые структуры с точки зрения использования языковых норм;
1,5
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение по теме «Терминологические словари и справочники моей будущей специальности»;
2
Тема 3.
Текст и его структура. Типы текстов.
Содержание учебного материала
0,5
1
Текст и его особенности, функционально-смысловые типы речи;
2
2
Особенности повествования в официально-деловом и научном стиле , рассуждения в официально -деловом и научном стиле , описания в официально-деловом и научном стиле
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1. Выявлять особенности построения текстов различных типов;
1,5
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1.Редактировать деформированный текст;
2
Тема 4.
Функциональные стили литературного языка.
Содержание учебного материала
0,5
1
Литературный язык, функциональный стиль;
2
2
Стилистическая норма, жанры деловой и учебно-научной речи;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Заполнить сравнительную таблицу по функциональным стилям литературного языка;
2. Выявлять ошибки, нарушающие стилевое единство текста;
1,5
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать из СМИ примеры текстов разных жанров;
2
Тема 5.
Фонетика русского языка.
Содержание учебного материала
0,5
1
Фонетические единицы, фонетическое целое, особенности русского ударения;
2
2
Логическое ударение, фонетические средства речевой выразительности;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Определять фонетические единицы;
2. Читать текст, расставляя логическое ударение с соблюдением норм литературного произношения;
1,5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
2
Тема 6.
Орфоэпия и графика, орфография русского языка.
Содержание учебного материала
0,5
1
Орфоэпические нормы русского литературного языка, сценическое произношение, московские нормы речи;
2
2
Варианты произношения согласных, гласных и иноязычных слов в русском языке
2
3
Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, традиционный;
2
4
Взаимосвязь фонетики, графики, орфографии при выборе букв в написании слов
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Определять орфоэпические нормы по орфоэпическому словарю;
2.Наблюдать над собственным произношением и словесным ударением;
3.Группировать трудные для написания слова и словосочетания по орфографическим правилам;
3,5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
2
Тема 7.
Словообразование
Содержание учебного материала
0,5
1
Способы образования профессиональной лексики в русском языке; особенности их образования;
2
2
Способы образования терминов в русском языке ; особенности их образования;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Анализировать словообразовательные средства в текстах официально-делового и научного стиля;
1,5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
2
Тема 8.
Слово как лексическая единица
Содержание учебного материала
0,5
1
Слово, лексическая единица, межстилевая лексика
2
2
Значение слова и лексическая сочетаемость слов в русском литературном языке;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1. Определять лексическое значение слова;
2.Овладевать нормами употребления слов;
1,5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Группировать слова в зависимости от их стилевой принадлежности;
2
Тема9.
Лексика русского языка.
Содержание учебного материала
1
1
Иноязычная лексика, историзмы, архаизмы и их особенности использования в современной речи; лексические ошибки;
2
2
Фразеологические средства русского языка, и особенности их использования в современной речи;
2
3
Лексические ошибки и способы их устранения
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Находить, классифицировать и исправлять лексические ошибки с использованием толкового, этимологического, фразеологического словаря;
2.Определять функционально-стилевую принадлежность слова;
5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
2
Тема 10.
Имя существительное
Содержание учебного материала
1,5
1
Стилистическое использование имен существительных, трудности в употреблении имён существительных, связанных с категорий рода; трудности в согласовании несклоняемых имен существительных;
2
2
Варианты падежных окончаний имен существительных одушевлённых;
2
3
Варианты падежных окончаний имен существительных неодушевлённых;
2
4
Трудности в употреблении имен существительных собственных и нарицательных;
2
5
Особенности склонения имен существительных собственных иноязычного происхождения;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Употреблять грамматические формы существительных в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста;
6,5
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
1
Тема 11.
Имя прилагательное
Содержание учебного материала
0,5
1
Полная и краткая форма имени прилагательного и ёё функционирование в речи;
2
2
Сравнительная и превосходная степень прилагательных в сочетании с именами существительными, их употребление в речи;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Употреблять грамматические формы прилагательных в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста;
3,5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
1
Тема 12.
Числительное
Содержание учебного материала
0,5
1
Правописание порядковых числительных в официально-деловом стиле;
2
2
Правописание количественных числительных в официально-деловом стиле;
2
3
Употребление количественных числительных в речи;
2
4
Сочетание порядковых и количественных числительных с именами существительными; их стилистическое использование;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Употреблять грамматические формы числительных в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста;
1,5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
2
Тема 13.
Местоимение
Содержание учебного материала
0,5
1
Ошибки в образовании притяжательных местоимений; ошибки в употреблении местоимений,
2
2
Способы исправления ошибок при употреблении местоимений; трудности в употреблении местоимений;
2
Лабораторные работы(не предусмотрено)
-
Практические занятия
1. Употреблять грамматические формы местоимений в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста;
3,5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполненить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
2
Тема 14.
Глагол
Содержание учебного материала
0,5
1
Образование и употребление некоторых форм времени и наклонений глагола;
2
2
Ошибки в употреблении глагольных форм; способы устранения таких ошибок;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Употреблять грамматические формы глаголов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста;
3,5
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнять тренировочные задания из учебника по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
2
Тема 15
Служебные части речи
Содержание учебного материала
0,5
-
1
Речевые ошибки при употреблении предлогов
2
2
Особенности употребления предлогов
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия
1.Употреблять предлоги в текстах научного и официально-делового стиля;
1,5
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа
-
Тема 16.
Синтаксис современного русского языка
Содержание учебного материала
0,5
1
Основные синтаксические единицы, актуальное членение предложений;
2
2
Выразительные возможности синтаксиса в официально-деловом и научном стилях; синтаксическая синонимия;
2
Лабораторные работы (не предусмотрено)
-
Практические занятия
1.Анализировать синтаксические средства в текстах разных жанров;
1,5
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа
1.Выполнять тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);
2
Тема 17.
Лингвистика текста.
Содержание учебного материала
0,5
-
1
Автобиография, резюме как разновидность повествования в официально-деловом стиле;
3
2
Характеристика как разновидность описания в официально-деловом стиле;
3
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия
1.Конструировать тексты официально-делового стиля: автобиография, резюме, характеристика;
3,5
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа
1.Подготовить сообщение по теме «Официально - деловой стиль. Резюме»;
2
Дифференцированный зачёт
2
Всего
Максимальная учебная нагрузка-84
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
Парта-15 шт.
Стулья-30 шт.
Рабочее место преподавателя-1 шт.
Учебная доска- 1шт.
Таблицы и раздаточный материал по темам предмета «Русский язык»
Различные виды словарей
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор-1 шт.
Экран-1 шт.
Аудиосистема-1 шт.
Компьютер-1 шт.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Потемкина, Т.В. Русский язык и культура речи. / Т.В.Потемкина, Н.Н.Соловьева. - М.:Гардарики, 2010.-256с.
Дополнительные источники:
Словари
1.Бархударов, С.Г.Большой орфографический словарь русского языка./С.Г.Бархударов.-М.: Оникс,2009.-1152с.
2.Букчина, Б.З.Орфографический словарь русского языка./Б.З.Букчина, И.К.Сазонова,Л.К.Чельцова.-М.:АСТ-ПРЕСС,2009.-1296с.
3.Бурцева, В.В. Словарь иностранных слов/В.В.Бурцева, Н.М.Семёнова.-М.:Рус.яз.-Медиа;Дрофа,2010.-817с.
4.Даль,В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т./В.И.Даль.-М.:Рус.яз.-Медиа;Дрофа,2010.-Т.1-4.
5.Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка/Т.Ф.Иванова.-Рус.яз.-Медиа;Дрофа,2009.-892с.
6.Кожевников,А.Ю.Словарь синонимов русского языка/А.Ю.Кожевников.-М.:ЗАО «Медиа Групп»,2009.-800с.
7.Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов/Н.Г.Комлев.-М.:Эксмо,2010.-672с.
Львов,М.Р.Словарь антонимов русского языка/ М.Р.Львов.-М.:АСТ-ПРЕСС,2010.-592с.
8.Ожегов, С.И.Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-М.: ООО «ИТИ Технологии»,2009.-944с.
9.Резниченко, И.Л. Словарь ударений русского языка/ И.Л.Резниченко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.-944с.
Интернет - источники:
1.Сайт Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru/
2.Российский образовательный портал edu.ru
3.Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образованияfiro.ru/
4.Сайт Федерального агентства по образованию РФ ed.gov.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Уметь:
Анализировать письменные и устные тексты различных стилей , в т ч официально-делового, научного
Оценка выполнения упражнений
Владеть всеми нормами русского литературного языка
Оценка устного опроса, оценка выполнения упражнений и заданий
Находить и исправлять лексические, стилистические ошибки
Оценка выполнения упражнений
Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных задач
Оценка редактирования текста официально-делового и публицистического стиля
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
Оценка выполнения упражнений
Соблюдать в практике письма различные нормы современного русского литературного языка
Оценка написания текстов официально-делового стиля (автобиография, характеристика, резюме)
Знать:
Определение « культура речи», качества хорошей литературной речи
Оценка устного и письменного опроса по вариантам
Специфику устной и письменной речи каждого функционального стиля
Оценка ответов на вопросы по данной теме
Жанры официально-деловой и учебно-научной речи
Оценка выполнения определения разных жанров в текстах официально-делового и научного стиля и его подстилей
Основные единицы языка
Оценка устного и письменного опроса
Особенности русского ударения и произношения
Оценка устных и письменных ответов на вопросы
Орфоэпические нормы русского языка
Оценка чтения слов, словосочетаний, предложений
Способы словообразования терминов
Оценка выполнения упражнений
Лексические ошибки и способы их устранения
Оценка выполнения упражнений на определение и устранение лексических ошибок
Правила употребления некоторых форм различных частей речи в текстах официально-делового и научного стилей
Оценка выполнения письменных заданий на употребление некоторых форм различных частей речи
Особенности построения текстов официально-делового стиля речи (автобиография, характеристика, резюме)
Оценка создания собственных текстов официально-делового стиля
5