Рабочая программа по дисциплине Русский язык и культура речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по дисциплине Русский язык и культура речи

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка).

Организация-разработчик: ФКПОУ «Калачёвский техникум-интернат» Минтруда РФ

Разработчик: Грюк Оксана Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории














СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16




































1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

«Русский язык и культура речи»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является вариативной частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ( базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к группе дисциплин профессионального цикла вариативной части основной образовательной программы по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Даная дисциплина предполагает углубленное изучение той сферы русского языка, которая связана с его функционированием. Дисциплина даёт возможность расширить лексический кругозор обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний и совершенствовать практические умения в области применения языка.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать письменные и устные тексты различных стилей, в т. ч. официально-делового, научного;

-владеть нормами русского литературного языка;

- находить и исправлять лексические, стилистические ошибки;

-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных задач;

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности , точности и уместности их употребления;

- соблюдать в практике письма различные нормы современного русского литературного языка;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-определение «культура речи»,

- специфику устной и письменной речи каждого функционального стиля;

-качества хорошей литературной речи;

- основные единицы языка;

-особенности русского ударения и произношения;

-орфоэпические нормы русского языка;

-способы словообразования терминов;

-лексические ошибки и способы их устранения;

-правила употребления некоторых форм различных частей речи в текстах официально-делового и научного стилей;

-жанры официально-деловой и учебно-научной речи;

-особенности построения текстов официально-делового стиля (автобиография, характеристика, резюме).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов;































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

лекции

10

практические занятия

44

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

Выполнить тренировочные задания по теме занятия ;

18

Подготовить презентацию по теме «Официально-деловой стиль. Резюме»

2

Редактировать деформированный текст

2

Подготовить сообщение по теме «Современные терминологические словари и справочники моей будущей специальности»

2

Подобрать из СМИ тексты разных жанров, доказать принадлежность функциональному стилю, жанру

2

Группировать слова в зависимости от их стилевой принадлежности

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта-3 семестр












2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Основные составляющие русского языка

Содержание учебного материала

0,5


1

Единицы языка и единицы речи; речевая коммуникация и речевая ситуация;

2

1

Специфика устной и письменной речи каждого функционального стиля, понятие «культура речи», качества хорошей речи;

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Осмыслить основные термины дисциплины.

2.Заполнить сравнительную таблицу по устной и письменной речи;

1,5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

1

Тема 2.

Нормы русского литературного языка.

Содержание учебного материала

0,5

1

Орфоэпические нормы, акцентологические нормы, нормы словоупотребления, нормы морфологические, нормы синтаксические;

2

2

Нормы литературного языка; лингвистические словари и справочники русского языка;

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Анализировать речевые структуры с точки зрения использования языковых норм;

1,5

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить сообщение по теме «Терминологические словари и справочники моей будущей специальности»;

2

Тема 3.

Текст и его структура. Типы текстов.

Содержание учебного материала

0,5

1

Текст и его особенности, функционально-смысловые типы речи;

2

2

Особенности повествования в официально-деловом и научном стиле , рассуждения в официально -деловом и научном стиле , описания в официально-деловом и научном стиле


2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1. Выявлять особенности построения текстов различных типов;

1,5

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Редактировать деформированный текст;

2

Тема 4.

Функциональные стили литературного языка.

Содержание учебного материала

0,5

1

Литературный язык, функциональный стиль;

2

2

Стилистическая норма, жанры деловой и учебно-научной речи;


2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Заполнить сравнительную таблицу по функциональным стилям литературного языка;

2. Выявлять ошибки, нарушающие стилевое единство текста;

1,5

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подобрать из СМИ примеры текстов разных жанров;

2

Тема 5.

Фонетика русского языка.

Содержание учебного материала

0,5

1

Фонетические единицы, фонетическое целое, особенности русского ударения;

2

2

Логическое ударение, фонетические средства речевой выразительности;

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Определять фонетические единицы;

2. Читать текст, расставляя логическое ударение с соблюдением норм литературного произношения;

1,5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

2

Тема 6.

Орфоэпия и графика, орфография русского языка.


Содержание учебного материала

0,5

1

Орфоэпические нормы русского литературного языка, сценическое произношение, московские нормы речи;

2

2

Варианты произношения согласных, гласных и иноязычных слов в русском языке

2

3

Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, традиционный;

2

4

Взаимосвязь фонетики, графики, орфографии при выборе букв в написании слов

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Определять орфоэпические нормы по орфоэпическому словарю;

2.Наблюдать над собственным произношением и словесным ударением;

3.Группировать трудные для написания слова и словосочетания по орфографическим правилам;

3,5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

2

Тема 7.

Словообразование

Содержание учебного материала

0,5

1

Способы образования профессиональной лексики в русском языке; особенности их образования;

2

2

Способы образования терминов в русском языке ; особенности их образования;

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Анализировать словообразовательные средства в текстах официально-делового и научного стиля;

1,5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

2

Тема 8.

Слово как лексическая единица

Содержание учебного материала

0,5

1

Слово, лексическая единица, межстилевая лексика

2

2

Значение слова и лексическая сочетаемость слов в русском литературном языке;

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1. Определять лексическое значение слова;

2.Овладевать нормами употребления слов;

1,5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Группировать слова в зависимости от их стилевой принадлежности;

2

Тема9.

Лексика русского языка.

Содержание учебного материала

1

1

Иноязычная лексика, историзмы, архаизмы и их особенности использования в современной речи; лексические ошибки;

2

2

Фразеологические средства русского языка, и особенности их использования в современной речи;

2

3

Лексические ошибки и способы их устранения

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Находить, классифицировать и исправлять лексические ошибки с использованием толкового, этимологического, фразеологического словаря;

2.Определять функционально-стилевую принадлежность слова;

5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

2

Тема 10.

Имя существительное

Содержание учебного материала

1,5

1

Стилистическое использование имен существительных, трудности в употреблении имён существительных, связанных с категорий рода; трудности в согласовании несклоняемых имен существительных;

2

2

Варианты падежных окончаний имен существительных одушевлённых;

2

3

Варианты падежных окончаний имен существительных неодушевлённых;

2

4

Трудности в употреблении имен существительных собственных и нарицательных;

2

5

Особенности склонения имен существительных собственных иноязычного происхождения;

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Употреблять грамматические формы существительных в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста;

6,5

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

1

Тема 11.

Имя прилагательное


Содержание учебного материала

0,5

1

Полная и краткая форма имени прилагательного и ёё функционирование в речи;

2

2

Сравнительная и превосходная степень прилагательных в сочетании с именами существительными, их употребление в речи;

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Употреблять грамматические формы прилагательных в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста;

3,5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

1

Тема 12.

Числительное

Содержание учебного материала

0,5

1

Правописание порядковых числительных в официально-деловом стиле;

2

2

Правописание количественных числительных в официально-деловом стиле;

2

3

Употребление количественных числительных в речи;

2

4

Сочетание порядковых и количественных числительных с именами существительными; их стилистическое использование;

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Употреблять грамматические формы числительных в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста;

1,5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполнить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

2

Тема 13.

Местоимение

Содержание учебного материала

0,5

1

Ошибки в образовании притяжательных местоимений; ошибки в употреблении местоимений,

2

2

Способы исправления ошибок при употреблении местоимений; трудности в употреблении местоимений;

2

Лабораторные работы(не предусмотрено)

-


Практические занятия

1. Употреблять грамматические формы местоимений в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста;

3,5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполненить тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

2

Тема 14.

Глагол

Содержание учебного материала

0,5

1

Образование и употребление некоторых форм времени и наклонений глагола;

2

2

Ошибки в употреблении глагольных форм; способы устранения таких ошибок;

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Употреблять грамматические формы глаголов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста;

3,5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Выполнять тренировочные задания из учебника по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

2

Тема 15

Служебные части речи

Содержание учебного материала

0,5

-

1

Речевые ошибки при употреблении предлогов

2

2

Особенности употребления предлогов

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)


Практические занятия

1.Употреблять предлоги в текстах научного и официально-делового стиля;

1,5

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

-

Тема 16.

Синтаксис современного русского языка


Содержание учебного материала

0,5

1

Основные синтаксические единицы, актуальное членение предложений;

2

2

Выразительные возможности синтаксиса в официально-деловом и научном стилях; синтаксическая синонимия;

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-


Практические занятия

1.Анализировать синтаксические средства в текстах разных жанров;

1,5

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

1.Выполнять тренировочные задания по теме занятия ( учебник, раздел «Практикум» , блок-II-тренинг);

2

Тема 17.

Лингвистика текста.

Содержание учебного материала

0,5

-

1

Автобиография, резюме как разновидность повествования в официально-деловом стиле;

3

2

Характеристика как разновидность описания в официально-деловом стиле;

3

Лабораторные работы (не предусмотрено)


Практические занятия

1.Конструировать тексты официально-делового стиля: автобиография, резюме, характеристика;

3,5

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

1.Подготовить сообщение по теме «Официально - деловой стиль. Резюме»;

2


Дифференцированный зачёт

2



Всего

Максимальная учебная нагрузка-84






3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

Парта-15 шт.

Стулья-30 шт.

Рабочее место преподавателя-1 шт.

Учебная доска- 1шт.

Таблицы и раздаточный материал по темам предмета «Русский язык»

Различные виды словарей

Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор-1 шт.

Экран-1 шт.

Аудиосистема-1 шт.

Компьютер-1 шт.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1.Потемкина, Т.В. Русский язык и культура речи. / Т.В.Потемкина, Н.Н.Соловьева. - М.:Гардарики, 2010.-256с.



Дополнительные источники:

Словари

1.Бархударов, С.Г.Большой орфографический словарь русского языка./С.Г.Бархударов.-М.: Оникс,2009.-1152с.

2.Букчина, Б.З.Орфографический словарь русского языка./Б.З.Букчина, И.К.Сазонова,Л.К.Чельцова.-М.:АСТ-ПРЕСС,2009.-1296с.

3.Бурцева, В.В. Словарь иностранных слов/В.В.Бурцева, Н.М.Семёнова.-М.:Рус.яз.-Медиа;Дрофа,2010.-817с.

4.Даль,В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т./В.И.Даль.-М.:Рус.яз.-Медиа;Дрофа,2010.-Т.1-4.

5.Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка/Т.Ф.Иванова.-Рус.яз.-Медиа;Дрофа,2009.-892с.

6.Кожевников,А.Ю.Словарь синонимов русского языка/А.Ю.Кожевников.-М.:ЗАО «Медиа Групп»,2009.-800с.

7.Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов/Н.Г.Комлев.-М.:Эксмо,2010.-672с.

Львов,М.Р.Словарь антонимов русского языка/ М.Р.Львов.-М.:АСТ-ПРЕСС,2010.-592с.

8.Ожегов, С.И.Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-М.: ООО «ИТИ Технологии»,2009.-944с.

9.Резниченко, И.Л. Словарь ударений русского языка/ И.Л.Резниченко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.-944с.

Интернет - источники:

1.Сайт Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru/

2.Российский образовательный портал edu.ru

3.Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образованияfiro.ru/

4.Сайт Федерального агентства по образованию РФ ed.gov.ru





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

Анализировать письменные и устные тексты различных стилей , в т ч официально-делового, научного

Оценка выполнения упражнений

Владеть всеми нормами русского литературного языка

Оценка устного опроса, оценка выполнения упражнений и заданий

Находить и исправлять лексические, стилистические ошибки

Оценка выполнения упражнений

Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных задач

Оценка редактирования текста официально-делового и публицистического стиля

Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

Оценка выполнения упражнений

Соблюдать в практике письма различные нормы современного русского литературного языка

Оценка написания текстов официально-делового стиля (автобиография, характеристика, резюме)

Знать:

Определение « культура речи», качества хорошей литературной речи

Оценка устного и письменного опроса по вариантам

Специфику устной и письменной речи каждого функционального стиля

Оценка ответов на вопросы по данной теме

Жанры официально-деловой и учебно-научной речи

Оценка выполнения определения разных жанров в текстах официально-делового и научного стиля и его подстилей

Основные единицы языка

Оценка устного и письменного опроса

Особенности русского ударения и произношения

Оценка устных и письменных ответов на вопросы

Орфоэпические нормы русского языка

Оценка чтения слов, словосочетаний, предложений

Способы словообразования терминов

Оценка выполнения упражнений

Лексические ошибки и способы их устранения

Оценка выполнения упражнений на определение и устранение лексических ошибок

Правила употребления некоторых форм различных частей речи в текстах официально-делового и научного стилей

Оценка выполнения письменных заданий на употребление некоторых форм различных частей речи

Особенности построения текстов официально-делового стиля речи (автобиография, характеристика, резюме)

Оценка создания собственных текстов официально-делового стиля

5


© 2010-2022