Поурочные планы русский язык 2 класс 3 четверть

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование 2 класс «Атамура» - 3 четверть

Русский язык


Тема урока: Однокоренные слова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цели урока:

1. Сформировать знания об однокоренных словах.

2. Развивать устную речь, обогащать словарный запас, развивать логическое мышление, память, внимание, вос­питывать честность и уважение к одноклассникам.

3. Воспитывать интерес к изучению предмета.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, в группах, коллективные, работа по рядам,

работа по вариантам.

Оборудование: схема «Состав слова».

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой. Всем желаем хорошо за­помнить тему.

2. Проверка готовности класса к уроку. П. Проверка домашнего задания.

Что называется окончанием? Что такое корень слова?

III. Работа по теме урока.

1. Объявление темы урока. Однокоренные слова.

2. Оформление тетради под диктовку с доски.

3. Каллиграфическая минутка по образцам в тетрадях.

4. Создание проблемной ситуации, выполнение упраж­нения 320.

5. Вывод правила сначала с учащимися, а потом чте­ние его на с. 118.

6. Соревнование «Кто больше?» (упражнение 322).

7. После коллективного разбора - упражнение 324.

IV. Итог урока. Какими сегодня мы с вами были? Что ново­го узнали на уроке? Какие слова называются однокоренными?

  1. Оценки за урок с комментированием.

VI. Домашнее задание: с. 121, правило выучить; упражне­ние 325.





09.01.14г. Тема урока: Правописание безударных согласных в корне слов, проверяемых ударением.

Словарный диктант. Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цели урока:

1. Продолжить формирование правописания безудар­ной гласной в корне, проверяемой ударением.

2. Развивать орфографическую зоркость, память, ло­гическое мышление.

3. Воспитывать интерес к русскому языку. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, в группах, коллективные, работа по рядам,

работа по вариантам.

Оборудование: запись на доске, таблицы, схемы,

учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой. Улыбнулись друг другу и пожелали успехов.

2. Проверка готовности класса к уроку.

3. Тема урока.

II. Проверка домашнего задания.

Назовите состав слова.

Что называется корнем слова?

Окончанием?

Однокоренными словами?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

III. Работа по теме урока.

1. Объявление темы урока. Продолжим работу над правописанием безударной гласной в корне слова.

2. Оформление тетради под диктовку с доски.

3. Каллиграфическая минутка по образцам в тетрадях.

4. Словарный диктант: Жильцы, большой, замела, зацепить, потянула, холодная, кормушка, лисёнок, принести, спасатель.

Задание: подчеркнуть безударную гласную в корне.

5. Повторение правила правописания безударной гласной в корне слова.

6. Самостоятельная работа.

Списать с доски, вставить пропущенные буквы.

На ст...ле ст...ит к...рзина. Там конфеты, яблоки,

груш..., ...рехи. А рядом л...жат игрушки.

Школьники укр...шают б...лыную ёлку.

Скоро Новый го... .

Повторение правил по пропущенным орфограммам.

7. Работа по учебнику: упражнение 336.

IV. Итог урока.

Как проверяется безударная гласная в корне слова?

V. Оценки за урок с комментированием.

VI. Домашнее задание: упражнение 335.



13.01.14. Русский язык.

Тема: Правописание парных согласных в корне слова.

Цель: Продолжить работу над проверкой парных согласных в корне слов.

Развивать умение подбирать однокоренные слова.

Воспитание аккуратности.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания: Тт

3. Словарная работа: одежда, петух, сахар, рисунок, обед, солома, восток, берёза.

4. Повторение пройденного материала:

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

Хо…ьба - …, ли…кий - …, берё…ка - …, голу…ка - …, тро…ка - ….

- Как проверить парный звонкий и глухой согласный в корне слова?

  1. Работа по учебнику:

1) аналитическая работа упр 339, 340

2) чтение правил на стр 124-125, сделать вывод;

3) письменное выполнение упр. 341, стр. 124

Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, обозначить корень в выделенных словах.

6. Физкультминутка

7. Письмо под диктовку:

Улыбнулись сонные берёзки. Румяной зарёю покрылся восток. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Хорош обед после побед. Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять.

8. Итог урока: чем занимались на уроке?

9. Домашнее задание: стр. 125, упр. 343.




15.01.14. Русский язык.

Тема: Правописание парной согласной в корне слова

Цель: Познакомить с правилом правописания парных согласных в корне слова.

Развивать умение проверять написание слов с парными согласными в корне.

Воспитывать умение выслушивать своего товарища.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания:

Запись на доске:

Дятел лечит древний дуб

Добрый дятел дубу люб.

- Прочитайте скороговорку. Какую букву будем сегодня писать?

Д д д

- Спишите эту скороговорку.

3. Словарная работа: народ

- Подберите однокоренные слова

4. Повторение правила написания парных согласных на конце слова:

- Какая орфограмма подчёркнута в скороговорке?

- Как можно проверить написание парных согласных на конце слова?

- Назовите парные звонкие и глухие согласные.

5. Работа по теме урока:

1) Работа по учебнику стр.126 упр.345. отгадать загадки, назвать слова на изучаемое правило

2) Работа над текстом упр 346: прочитать, ответить на вопросы, найти слова на изучаемое правило.

3) работа по вариантам: упр 347,

6. Физкультминутка

7. Закрепление:

1) Выполнение упражнения 349. работа в парах. Спиши предложения, подчеркнуть согласные в корнях выделенных слов

2) Вставь пропущенные буквы:

Ры…ка, коро…ка, гла…ки, ду...ки, фла…ки, ска…ка, гря…ка, слё…ки, тра…ка .

8. Итог урока: Что нового узнали на уроке?

Объявление оценок

9. Домашнее задание: стр.128, упр.350.


15.01.14. Русский язык.

Тема урока: Приставка как часть слова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цели урока:

1. Сформировать знания о приставке как части слова.

2. Развивать орфографическую зоркость, память, на­выки самостоятельной работы, логическое мышление.

3. Воспитывать аккуратность при работе и бережное отношение к хлебу.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, фактический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные,

работа в парах.

Оборудование: запись на доске, таблицы, схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой. Улыбнулись друг другу и пожелали успехов себе и товарищам.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Оформление тетрадей под комментирование.

П. Повторение изученного.

1. Каллиграфическая минутка - самостоятельно.

2. Беседа о хлебе. Пословицы о хлебе.

3. Списать пословицы с доски, вставляя пропущенные буквы. Смысл пословицы.

3...мой сне... глубокий - летом хлеб высокий. Повторение орфограмм.

4. Найти в пословице слово, соответствующее схеме: Корень, окончание - зима. Разобрать по составу.

5. Повторить правила.

Что входит в состав слова? Для чего служит окончание? Что называется корнем? Какие слова называются родственными?

6. Подбор и запись однокоренных слов.

Зима, зимушка, зимний, зимуют, зимовье, озимые. Может быть, кто-то догадается, какое слово лиш­нее? Почему? I

II. Работа по теме урока. Рассказ учителя.

1. Приставка. Существует около 40 приставок, и они, как листочки с дерева, слетают и приклеиваются к словам, поэтому правило о приставках звучит так: (чтение правила - с. 129).

2. Работа по учебнику с. 129, рисунок к упражнению 353. Можно ли сказать, что люди, изображённые на картинке, знают ПДД? Мы тоже всегда соблюдаем ПДД.

3. Возьмём слово ход и составим с ним новые слова с помощью приставок.

4. Чтение и повторение правила (с. 129).

5. Со словом бежать записать новые слова под ком­ментирование .

Прибежать, забежать, побежать, перебежать, пробежать, подбежать, убежать.

IV. Закрепление изученного.

1. Списать с доски предложения из стихотворения И. Никитина.

Зашумела, разгулялась в поле непогода. Поднялась метель да вьюга, и не видно света.

Задание: найти слова с приставками и выделить их.

2. Взаимопроверка.

3. Резерв: упражнение 356.

V. Итог урока. Что нового узнали о составе слова? Что называется приставкой?

VI. Оценки за урок с комментированием.

VII. Домашнее задание: с. 129 правило, упражнение 357.

16.01.14. Русский язык.

Тема: Приставка как часть слова

Цель: Продолжить работу над изучением приставки.

Развивать умение определять части слова.

Воспитание активности на уроке.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания:

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

3. Повторение пройденного материала:

- Запиши слова. Выдели в них корень:

Дары, подарок, дарить, подарить, даром.

Падать, нападение, опадать, нападать.

Свет, осветить, освещение, светло, рассвет, светает.

- Образуй при помощи приставок слова от слова писать.

- Что такое приставка? Для чего она служит?

- Придумай как можно больше слов с приставками на-, по-, за, пере-.

4. Работа по учебнику стр. 130-131 упр.358, 359, 360, 361

5. Физкультминутка

6. Самостоятельная работа.

Спиши слова. Вставь пропущенные буквы.

Б…да, кр…льчата, ст…рожка, ж…ра, сап…ги, г…лоса, д…лёкий, кл…новый, пл…щадка, кр…льчата.

7. Итог урока: Чем занимались на уроке?

8. Домашнее задание: стр. 131 упр. 362.

20.01.14. Русский язык. Тема: Обучающее изложение «Помощь зайцу»

Цель: Учить детей письменному изложению текста, обучать составлению плана.

Развивать орфографическую зоркость.

Воспитание заботливого отношения к животным.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока.

3. Знакомство с содержанием текста.

Помощь зайцу

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Гоша принёс зайца домой. Мальчик забинтовал зайцу лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у него срослась.

Скоро выпал снег. Наступила зима. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю.

4. Составление коллективного плана:

1. Где были ребята?

2. Кого и где они нашли?

3. Почему заяц прижался к земле?

4. Что сделал Гоша?

5. Куда он его посадил?

6. Что дала зайцу мама?

7. Сколько прожил заяц в доме?

8. Что случилось потом?

5. Физкультминутка

6. Орфографическая подготовка

7. Рассказ текста по плану.

8. Самостоятельная работа

9. Проверка написанного.

10. Итог урока

11. Домашнее задание: повторить правила.




21.01.14. Русский язык. Тема: Приставка как часть слова

Цель: Закрепить умение разбирать слова по составу.

Развивать умение образовывать слова при помощи приставки

Воспитание усидчивости на уроке

Оборудование: схема - опора «Состав слова», карточки для индивидуальной работы

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа:

Город, девочка, дежурный, спасибо, хорошо, жайляу, заяц, пиала, платок.

4. Разбор слов по составу

Увези, занеси, опиши, замёрз.

5. Творческая работа: с данными словами составь и запиши предложения стр.132 упр.363

Поурочные планы русский язык 2 класс 3 четверть

6. Физкультминутка

7. Зрительный диктант по группам стр.132 упр.366

8. Работа по вариантам упр.364 стр.132. придумай и запиши по три слова с указанными приставками.

9.Самостоятельная работа. стр. 133, 367

10. Итог урока: Чем занимались на уроке?

Объявление оценок

11. Домашнее задание: стр.150 упр.367



22.01.14. Русский язык.

Тема урока: Разделительный твёрдый знак. Перенос слов с ъ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цели урока:

1. Сформировать знания о переносе слов с раздели­тельным твёрдым знаком.

2. Развивать память, навыки грамотного письма по­средством комментирования, обогащать лексический запас.

3. Воспитывать интерес к изучению предмета. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, в группах, коллективные, работа по рядам, работа по вариантам.

Оборудование: запись на доске, таблицы, схемы,

учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой. Мысленно пожелали себе и всем одноклассникам успехов на уроке.

2. Проверка готовности класса к уроку.

II. Проверка домашнего задания. Проверка правил о составе слова. Что входит в состав слова?

Что называется корнем? Окончанием? Суффиксом? Приставкой? Однокоренными словами? Как прове­ряются безударные гласные и парные согласные в корне слова?

III. Работа по теме урока.

1. Объявление темы урока. На уроке научимся пере­носить слова с разделительным твёрдым знаком.

2. Оформление тетради с доски.

3. Каллиграфическая минутка по образцам в тетрадях.

4. Орфографическая работа.

Запись слов с разделительным ъ: Подъезд, съёмка, объявление, объяснение, подъём, отъехать, изъез­дить, предъявить.

5. Чтение правила (с. 134).

6. Самостоятельная работа. После детального разбора выполнить упражнение 370.

7. Работа в парах (упражнение 371).

8. Работа по вариантам: упр. 372

IV. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Как перено­сим слова с разделительным ъ?

V. Оценки за урок с комментированием.

VI. Домашнее задание: с. 135, правила. Упражнение 374.



Тема урока: Суффикс как часть слова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цели урока:

1. Сформировать знания о суффиксе как части слова.

2. Развивать орфографическую зоркость, навыки раз­бора слова по составу, память.

3. Воспитывать интерес к изучению предмета. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый,

практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, коллективные.

Оборудование: запись на доске, таблицы, схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой. Улыбнулись друг другу, пожелали здоровья и успехов.

2. Тема урока. Суффикс - часть слова.

3. Оформление тетрадей под комментирование.

II. Повторение изученного.

1. Словарный диктант: Снег, мороз, холод, сугроб, вьюга, метель, иней, заморозки.

2. Фронтальный опрос.

Есть ли в диктанте родственные слова?

3. Выписать слово мороз, продолжить ряд родствен­ных слов: Мороз, заморозки, морозный, морозец, морозит.

4. Найти слово к данной схеме: корень, окончание.

5. Каллиграфическая минутка: буква Сс, слово сугроб. Какое правило надо помнить при написании слова сугроб ?

III. Работа по теме урока.

1. Повторить определения окончания и корня.

2. Найти «лишнее» слово. (Заморозки.)

3. Разобрать это слово по составу (без выделения суф­фикса).

4. Что называется приставкой? Какая часть слова не выделена?

5. Учитель выделяет суффикс и вместе с детьми даёт определение этой части слова.

6. Чтение правила (с. 136).

7. Образовать новые слова с помощью суффикса: -н-: снег - снежный; -ок-: сын - сынок;

лес - лесной; голос - голосок;

ночь - ночной. глаз - глазок;

звон - звонок.

-ушк-: дед - дедушка;

зверь - зверушка; ива - ивушка.

Суффиксы -ушк-, -еньк-, -оньк- называются уменьши­тельно-ласкательными.

8. Работа по материалу учебника: упр 381-384

IV. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Что назы­вается суффиксом?

V. Оценки за урок с комментированием.

VI. Домашнее задание: с. 138 правило; упражнение 385.

Тема: Суффикс как часть слова

Цель: Продолжить формировать умение находить суффиксы в словах.

Развивать навыки разбора слов по составу.

Воспитывать гигиенические навыки.

Оборудование: схема-опора «Состав слова».

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания: Рр

3. Словарная работа: русский язык, Казахстан, Россия, родина, ребята ромашка.

4. Фронтальный опрос:

- Что такое окончание? Для чего оно служит?

- Что такое корень?

- Приставка? Её роль?

- Суффикс? Его роль?

5. Работа по учебнику: стр.138 упр.386. придумай и запиши однокоренные слова с суффиксом -чик-. Обозначь его.

6. Физкультминутка

7. Коллективное выполнение упражнений 387, 389. Спиши. Обозначь в словах корень и суффикс.

8. Разбор слов по составу:

Подснежники, разговорчики, ледяной, беленький, заскрипел, отварила, ветерок, зимний, записал, чистенький, беленький, перелесок.

9. Работа в группах: упр.390,

10. Итог урока: Чем занимались на уроке:

Объявление оценок.

11. Домашнее задание: стр.139 упр.391

Тема: Суффикс как часть слова

Цель: Закрепить изученные части слова; продолжить формировать умение определять суффиксы в словах.

Развивать умение определять части слова.

Воспитание дисциплины на уроке.

Оборудование: карточки со словами для разбора по составу.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания: Б, Бу, Бо, Бе, Бл, Бв

Собака Бим, щенок Булька, корова Белуха, кот Барсик.

3. Словарная работа: соловей, стакан, пассажир.

4. Разбор слов по составу: вырубка, заморозки, походка, голодовка, соседушка, работник, садовник, посадка, подорожник, поездка.

5. Физкультминутка

6. Работа по учебнику: стр. 139 упр.404. Запиши слова. Разбери их по составу.

7. Повторение пройденного материала

Выполни фонетический разбор: лесник, вьюга, моряк, съезд.

8. Итог урока: Чем занимались на уроке?

Объявление оценок

9. Домашнее задание: стр.161 упр.408. , контрольные вопросы, фонетический разбор слова дружная. Подготовиться к диктанту стр.162.

Тема: Разбор слова по составу

Цель: Закрепить умение определять суффиксы в словах.

Развивать орфографическую зоркость.

Воспитание аккуратности.

Оборудование: карточки с заданиями

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания:

У Ч

Писатель Э.Успенский подарил детям забавного Чебурашку.

3. Словарная работа:индюк, баран, тополь.

4. Повторение пройденного материала:

- Из каких частей состоит слово?

- Что называется корнем?

- Что называется приставкой?

- Что называется окончанием?

- Что такое суффикс?

Разберите следующие слова по составу:переписал, братишка, корзиночка.

5. Работа по учебнику:

стр.141 упр.399. спиши однокоренный слова. Найди и обозначь в них известные тебе части слова.

6. Физкультминутка.

7. Работа над упражнением 402 стр.142. прочитай стихотворение. В подчёркнутых словах обозначь части слова.

8. Зрительный диктант

Мы зимой в снежки играем,

Нам завидует мороз!

И бежит за нами с лаем

озорной лохматый пёс.

9. Итог урока: Чем занимались на уроке?

Объявление оценок.

10. Домашнее задание: стр.141, упр.400

Тема: Разбор слова по составу.

Цель: закрепить умение разбирать слова по составу.

Развивать умение выделять суффиксы в словах, образовывать новые слова.

Воспитывать культуру речи.

Оборудование: таблицы «Состав слова».

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания: Зз Закаляйся, если хочешь быть здоров!

3. Повторение пройденного материала:

- Какие части слова вы уже изучили?

- Для чего служит окончание?

- Что такое корень слова?

- Что такое приставка слова?

- Что такое суффикс слова?

- Какие слова называют однокоренными?

- Приведи примеры однокоренных слов.

- Что такое приставка, для чего она служит?

- Разберите слова по составу: приплодный, краска, побелка.

4. Объяснение нового материала

1) Образуйте слова обозначающие профессии людей. Выделите корень.

Водит - водитель

Учит - учитель

Барабан - барабанщик

Гитара - гитарист

Камень - каменщик.

- При помощи чего вы образовали новые слова?

2) Работа по рисунку

- Что изображено на рисунке?

- От каких слов образовались новые слова?

3) Работа над правилом стр.154.

4) Работа над упражнением 408. Работа в группах. Запиши. Обозначь части слова.

5. Физкультминутка

6. Закрепление:

1) Выполнение упражнения 409. вставить пропущенные буквы, подбор слов по данным схемам. Записать.

2) Самостоятельное задание упражнение 406. Прочитай текст. Запиши его. В подчёркнутых словах найди и обозначь корень и суффикс.

7. Итог урока: Что нового узнали на уроке?

Объявление оценок

8. Домашнее задание: стр.143, упр.407.

Русский язык

Тема: «Диктант».

Цель: а) проверка умения правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять предложения в письменной речи;

б) развивать память и логическое мышление;

в) воспитывать самообладание, аккуратность.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психологический настрой. (Улыбнитесь друг другу).

II. Сообщение темы и целей урока.

- Какие части слова вы знаете?

- Что необходимо сделать, чтобы правильно разобрать слово по составу?

III. Написание диктанта

Учитель читает текст диктанта «Зима», упр. 411.

Диктант.

Зима.

Пришла снежная зима. Всюду большие сугробы. Трудно подъехать к дому. Замёрзли озёра и реки. Поля и холмы покрылись пушистым белым ковром. Низкие деревья и кусты припорошило снегом. Стоит сильный мороз. Дует холодный ветер. Трудно птицам. Целый день они ищут пищу. Ребята повесили в саду кормушки. Дежурные будут насыпать в них семена и крупу. Птицы будут сыты.

Слова для справок: всюду, припорошило, дежур­ные, семена.

IV. Самопроверка по учебнику стр. 144 упражнение 411.

V. Итог урока.

- В написании каких слов вы сомневались?

V. Домашнее задание.

Ответить на контрольные вопросы на стр 143-144 учебника.


МОРФОЛОГИЯ.

Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи.

Цели урока:

1. Сформировать у детей понятие о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог).

2. Развивать память и абстрактное мышление.

3. Воспитывать (по анализу сюжетной картины). Тип урока: урок усвоения новых знаний. Оборудование: таблица «Части речи» с вопросами

и примерами; сюжетная картина (по выбору учителя), школьные принадлежности.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой.

2. Сообщение темы урока (Вы узнаете, что каждое слово в русском языке относится к какой-либо части речи).

3. Оформление тетрадей.

II Работа по теме урока.

1. «Минутка» чистописания (по выбору учителя).

2. Беседа учителя по «Рассказу о языке» (с. 145).

3. Работа по схеме - упражнение 412.

4. Словарный диктант: Портфель, тетрадь, дневник, пенал, карандаш, класс, резинка, ученик, учитель.

5. Задание: подчеркнуть орфограммы.

К записанным словам поставить (под руководством учителя) вопросы кто? что?, сделать вывод, что каждое написанное слово обозначает предмет и является частью речи - именем существительным.

6. Устно назвать любые предметы, ставя к ним вопросы.

7. Запись предложений с доски:

1. Букет роз укр...шает комнату. 2. Красивая картина висит на ст...не. 3. Прилежная уч...ница вы­полняет задание.

Задание: вставить пропущенные орфограммы.

Найти в предложениях имена существительные,

поставить к ним вопросы.

8. От существительных задать вопросы какой? ка­кая? Вывод: слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? КЭ.КЭ.Я; какое? какие?, называются именами прилагатель­ными.

9. Аналогично объясняется понятие «глагол».

10. Во втором предложении найти маленькое слово на, которое является служебной частью слова и назы­вается предлогом.

11. Обобщение делает ученик с помощью учителя. Каждое слово - это какая-то часть речи.

Части речи бывают самостоятельные и служебные. Самостоятельные: существительное, прилагатель­ное, глагол, служебные - предлог.

III. Закрепление.

1. Работа в парах - упражнение 415.

2. Самостоятельная работа - упражнение 413.

IV. Итог урока. Что запомнили на уроке? Назовите при­меры существительных, прилагательных, глаголов, предлогов.

V. Домашнее задание: упражнение 417


Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цели урока:

1. Продолжить формирование знаний об имени суще­ствительном как части речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, каллиграфи­ческие навыки, память.

3. Воспитывать интерес к изучению предмета. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый,

практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, в группах, коллективные, работа по рядам, работа по вариантам.

Оборудование: запись на доске, таблицы, схемы, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие детей.

2. Эмоциональный настрой. Улыбнулись друг другу и пожелали успехов.

3. Проверка готовности класса к уроку.

II. Проверка домашнего задания. 1. Фронтальный опрос.

Сколько частей речи в русском языке?

На какие группы они делятся?

Назовите самостоятельные и служебные части речи.

III. Работа по теме урока.

1. Объявление темы урока. Начинаем изучение само­стоятельной части речи - имени существительного.

2. Оформление тетради под комментирование.

3. Каллиграфическая минутка. Ии, иней.

4. Орфографическая работа.

Запись на тему «Явления природы».

Мороз, ветер, ураган, иней, оттепель.

Предложение на доске.

После сильных морозов наступила оттепель.

Задание: подчеркнуть все имена существительные

в предложении.

5. Определение. Что называется именем существитель­ным? Учебник, с. 148. Привести примеры.

6. Чтение рассказа о языке (с. 147).

7. Родственные слова к слову: печь, печка, печник, печная, выпечка, печурка. Разбор их по составу.

8. Самостоятельная работа: упражнение 420.

IV. Итог урока. Что называется именем существительным? Приведи примеры имён существительных.

V. Оценки за урок с комментированием.

VI. Домашнее задание: упражнение 422.

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цели урока:

1. Продолжить формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

2. Развивать орфографическую зоркость, навыки ло­гической последовательности при ответах, память.

3. Воспитывать интерес к изучению предмета. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый,

практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, в группах, коллективные, работа по рядам, работа по вариантам.

Оборудование: запись на доске, таблицы, схемы,

учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой. Пожелаем всем успехов на уроке.

2. Проверка готовности класса к уроку.

П. Проверка домашнего задания.

Назовите количество частей речи в русском языке; самостоятельных и служебных частей речи. Что называется именем существительным? Приведите примеры.

III. Работа по теме урока.

1. Объявление темы урока. На уроке продолжим из­учение имени существительного одушевлённого и неодушевлённого.

2. Оформление тетради под комментирование.

3. Каллиграфическая минутка по образцам.

4. Орфографическая работа.

Словарный диктант: Вокзал, перрон, пассажир, вагон, кассир, ветер, иней, мороз, оттепель, метель. Задание: подчеркнуть непроверяемую орфограмму.

5. Написать слова в два столбика: лошадь, гнездо, белка, орешки, грибки, медведь, берлога, барсук, заяц, зимовье (на доске записаны два вопроса -кто? что?).

6. Выполнение упражнения 423 с комментированием.

7. Чтение правила (с. 150).

8. Самостоятельная работа в парах: упр 425: списать подчеркнуть одуш и неодуш имена сущ-ые.

9. Устная аналитическая работа по материалу упр. 426

IV. Итог урока. Что повторили на уроке? Как можно определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

V. Оценки за урок с комментированием.

VI. Домашнее задание: упражнение 424.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

Цель: Дать понятие о собственных и нарицательных именах существительных.

Развивать умение определять имена существительные.

Воспитание интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: таблица «Имя существительное»

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания: Мм

3. Словарная работа: обед, лестница, календарь.

4. Повторение пройденного материала:

- Что такое имя существительное?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

5. Объяснение нового материала

1) Работа по картинке стр.152

- Что изображено на картинке?

- Найдите и назовите имена существительные.

- Какие из них ты будешь писать с большой буквы?

- Вспомни правило.

2) Работа над упражнением 431 устно.

6. Физкультминутка

7. Закрепление:

1) Работа над упражнением 432: разгадать отгадки, записать отгадки, как называются написанные имена существительные.

2) Запись текста под диктовку

У Миши Костина был маленький котёнок. Звали котёнка Пушок. Раз Пушок спал под крыльцом. Собака Булька увидела котёнка и зарычала. Котёнок жалобно замяукал. На крыльцо вышел Стёпа. Он взял прут и прогнал собаку. Тут и кошка Мурка явилась.

- Подчеркните имена собственные.

8. Итог урока: Что нового узнали на уроке?

Объявление оценок.

9. Домашнее задание: стр.153 упражнение 433.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

Цель: Упражнять детей в определении собственных и нарицательных имён существительных.

Развивать умение находить в тексте имена существительные.

Воспитывать аккуратность.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания: Жж

И лицом пригож, и на дело гож.

3. Повторение:

- Что такое имя существительное?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Что вы ещё знаете об имени существительном?

4. Работа над упражнением 435. Прочитай отрывок из сказки. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Вспомни фамилию автора этих строк. Назови её.

5. Физкультминутка

6. Работа над упражнением 438 стр.154. ответь на шуточные вопросы. Запиши ответы. Подчеркни большую букву в именах сказочных героев.

7. Самостоятельная работа стр.155 упр. 439.

8. Итог урока: Чем занимались на уроке?

Объявление оценок.

9. Домашнее задание: стр.155 упр.441.

Тема урока: Изменение имен существительных по числам.

Цели урока:

1. Продолжить формирование знаний об изменении имен существительных по числам.

2. Развивать память, орфографические навыки, речь учащихся.

3. Вырабатывать у учащихся навыки соблюдения пра­вил дорожного движения.

Тип урока: урок усвоения умений и навыков. Оборудование: модель светофора.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Готовность учащихся к уроку.

2. Психологический настрой.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке научимся изменять имена существи­тельные по числам. Послушайте стихотворение и подумай­те, почему нужно соблюдать ПДД?

Три света есть у светофора. Они понятны для шофера: Красный свет - проезда нет. Желтый - будь готов к пути. А зеленый свет - кати! Сегодня на уроке: каждый ряд - определенный цвет

светофора.

II. Работа по теме урока.

1. Беседа по рисунку упражнения 442.

2. Повторение правила (с. 156).

3. Словарная работа.

Дети списывают с карточек слова, где красным цветом выделены орфограммы для запоминания: дорога, улица, метро, автомобиль, трамвай, шофёр.

Далее объясняют правописание выделенных орфограмм.

Изменение записанных слов по числам.

Вывод. Как изменяются имена существительные? Для чего нужны правила дорожного движения?

Запись предложений с комментированием (упр 443). Задание: подчеркни существительные, определи их число.

Работа по рядам. Из предложений, написанных на доске, выписать имена существительные в единствен­ном числе (каждому цвету светофора - свое предло­жение). По дороге мчится автомобиль. К машине подошёл шофёр. Дорогу переходят на зелёный свет.

Работа по учебнику. Выполнение упражнения 448. Самостоятельная работа. Списать стихотворение, подчеркнуть имена существительные, обозначить число.

Взаимопроверка.

III. Итог урока. Как изменяются имена существительные? Какие важные для жизни правила повторили?

IV. Домашнее задание: упражнение 447.

Тема урока: Род имён существительных.

Цели урока:

1. Сформировать понятие о роде имён существительных.

2. Развивать лексический запас учащихся, память.

3. Воспитывать любовь к языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Оборудование: таблицы с местоимениями (он, мой; она, моя; оно, моё).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой. (Повернитесь друг к другу и молча пожелайте успехов на уроке).

2. Объявление темы урока.

П. Повторение. Фронтальный опрос.

1. Что называется именем существительным?

2. На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные ?

3. Приведите примеры неодушевлённых имён суще­ствительных.

4. Что знаете о правописании собственных имён су­ществительных ?

5. Как изменяются имена существительные?

III. Работа по теме урока.

Оформление тетрадей. Каллиграфическая «минутка» (по выбору учителя).

Выборочный диктант: Дедушка, комната, отец, день, внучка, школьник, рассказ, учитель, работа, задание.

Задание: выписать только одушевлённые имена суще­ствительные. Выписанные слова проверить. К написанным словам подставить слова (он, мой; она, моя; оно, моё) и сделать вывод: имена существитель­ные имеют род.

По учебнику рассмотреть рисунок (упражнение 449, подставить местоимения, определить род. Прочитать правило (с. 158).

V. Закрепление.

  1. Работа по вариантам. По учебнику выполнить упражнение 450 с комментированием.

2. Выполнить упражнение 451 самостоятельно с по­следующей проверкой.

V. Итог урока.

Как определить род имён существительных? Определите род существительных: ночь, день, утро, пробуждение.

VI. Домашнее задание: упражнение 452.

Тема: Род имён существительных

Цель: Совершенствовать навыки в определении рода имён существительных.

Развивать орфографическую зоркость.

Воспитание аккуратности и усидчивости.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания: Щщ

3. Словарно-орфографическая работа:

Запиши в три столбика по родам:

Воробей, сорока, соловей, ворона, город, ателье, окно, класс, метро.

4. Составь из данных слов предложения: салазки, по скользкому, быстро, катились, льду.

Над именами существительными определи род и число.

5. Работа по учебнику:

1) Прочитать стихотворение К.И.Чуковского, вставить пропущенные слова. Выписать имена существительные женского рода.

2) Упражнение 457 устно. Работа по рядам.

6. Физкультминутка

7. Самостоятельная работа

Стр.161 упр. 456. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Определи род имён существительных.

8. Итог урока: Как определить род имён существительных?

Объявление оценок

9. Домашнее задание: стр.162, упр. 460,461

Тема: Род имён существительных

Цель: Закрепить умение делить слова на группы по родам.

Развивать орфографическую зоркость

Воспитание аккуратности.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания: Кк

Кто много читает, тот много знает.

3. Работа по карточкам:

- Определи род имён существительных:

Майка, голос, человек, тревога, цветок, сторона, пятно, сапог, кольцо, вечер, орех, урожай, песня, пальто, хоровод, масло, шишка, норка, платье, плечо.

4. Повторение пройденного материала

- Что называется именем существительным?

- Как изменяются имена существительные?

- Как определить род имён существительных?

5. Работа по учебнику: стр. 162 упр. 462. Выборочное письмо.

6. Физкультминутка

7. Запись под диктовку

Ранним утром ребята бегут в лес. На траве ещё блестит роса. Алёша нашёл в траве ягоду. Таня увидела под берёзой гриб. Юля сорвала цветок.

- найди имена существительные и определи их род.

8. Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

  1. Выполнение творческого задания (упр 466) и заданий для любознательных (упр 464, 467 )

  2. Итог урока: Как определить род имён существительных?

Объявление оценок.

11. Домашняя работа: стр.164 упр.468

Тема: Контрольный диктант

Цель: Проверить качество усвоения пройденного материала.

Развивать орфографическую зоркость, умение применять изученные правила при письме.

Воспитание наблюдательности, умение замечать прекрасное вокруг себя.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока

3. Знакомство с содержанием:

Зимний лес

Чудесен хвойный лес зимой. Белый пушистый снег повис на ветках. С вершины елей свисают смолистые шишки. С ветки на ветку перелетают клесты с красными грудками. Тихо попискивают шустрые синички. Под деревьями залегли глубокие сугробы. На пухлых сугробах хитрым узором написаны заячьи и лисьи следы. Под тяжестью снега согнулись молодые сосёнки.

(По И. Соколову-Микитову)

4. Запись под диктовку.

5. Проверка написанного текста.

6. Работа над заданиями:

1) Разбери по составу слова: перелетают, глубокие, написаны, тяжестью.

2) Определи род имён существительных: дальняя дорога, серое небо, бушующий океан, далёкий город

7. Итог урока

8. Домашнее задание: повторить правила.

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

Цели урока:

1. Сформировать у детей понятие об имени прилага­тельном как части речи.

2. Развивать умения определять имя прилагательное

в тексте.

3. Воспитывать доброжелательность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Оборудование: таблица «Имя прилагательное», сиг­нальные карточки («да»-«нет»).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Оформление тетради.

2. Каллиграфические «минутки» (по выбору учителя).

3. Объявление темы урока.

II. Повторение изученного.

1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное».

2. Словарная работа.

Списывание с доски слов с пропущенными орфограм­мами в столбик: Дру..., п...года, похо..., м...л...ко, пш.-.ница.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа учителя по «Рассказу о языке» (с. 165).

2. Работа по рисункам - упражнение 471. Задание: с помощью вопросов дать определение приз­наков записанных существительных:

лес ( какой?) густой погода ( какая?) холодная дерево ( какое?) высокое снег (какой?) рыхлый ёлки (какие?) зелёные

В ы в о д: слова густой, холодная и т.д. обозначают приз­нак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Эта часть речи - имя прилагательное.

3. Чтение правила (с. 166).

4. Работа по таблице «Имя прилагательное».

5. Игра «Кто больше?» (упражнение 472).

IV. Закрепление темы урока.

1. Упражнение 473 с комментированием.

2. Творческое задание - работа по вариантам: упраж­нение 475 сначала проанализировать, затем выпол­нить самостоятельно.

3. Игра с сигнальными карточками «Найди прилага­тельное».

4. Творческое задание: упр 475- провести эксперимент: образовать от имен сущ-х прилаг-ые по вопросам.

V. Итог урока. С какой частью речи познакомились? Кто запомнил, что называется именем прилагательным?

VI. Домашнее задание: выучить правило (с. 166), упраж­нение 474.

Тема: Имя прилагательное как часть речи

Цель: Сформировать у детей понятие об имени прилагательном как части речи.

Развивать умение находить имя прилагательное в тексте.

Воспитание доброжелательности.

Оборудование: таблица «Имя прилагательное»

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания: а ал ам ар ак ан ав

Апельсин ананас аист абрикос

Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный.

3. Повторение пройденного материала:

Фронтальный опрос по материалу прошлых уроков.

4. Изучение нового материала:

1) На доске слова: мёд, жаркие, трава, сладкий, поле, зелёный, дни, большие

- Прочитайте на доске написанные слова. Назовите имена существительные и задайте к ним вопросы.

Учитель оформляет на доске следующую запись:

Что? Мёд

Что? Трава

Что? Поле

Что? Дни

- Что обозначают имена существительные?

- Прочитайте оставшиеся слова.

К каждому существительному подбери одно из этих слов, подходящее по смыслу.

- Что обозначают подобранные к существительным слова? (Признак предметов)

- Задайте вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.

Продолжение записи на доске:

Предмет признак предмета

Что? Мёд какой? Сладкий

Что? Трава какая? Зелёная

Что? Поле какое? Большое

Что? Дни какие? Жаркие

2) вывод: правила об имени сущ-м и имени прил-м как о частях речи и сравнение их характеристик.

3) Работа по материалу упр 477 и вывод: имена прил-е и имена сущ-ые связаны между собой в роде и числе.

5. Закрепление.

1) Работа над упражнением 478 (устно) подобрать к рисункам загадки, назвать отгадки, перечислить в загадках прил-ые.

2) Работа в группах над творческим заданием по материалу упр.481. подобрать ряд однокоренных слов к данным.

3) самостоятельная работа в парах (упр.479) : прочитать текст, найти и выписать имена существительные с именами прилагательными.

6. Итог урока: Что нового вы узнали на уроке?

Объявление оценок.

7. Домашнее задание: стр.169, упр.480.

Тема: Изменение имён прилагательных по числам.

Цель: Познакомить учащихся с изменением имён прилагательных по числам.

Развивать умение определять имена прилагательные.

Воспитание аккуратности, доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Ход урока:

1. Организационный момент (проверка рабочего места, готовности к уроку, гимнастика для рук).

2. Минутка чистописания:

Рр ро ру ры ри ра

Запишите три слова начинающихся с данных слогов

3. Словарная работа: берёза, земляника, капуста, овощи, щавель, ягода.

4. Повторение пройденного материала:

- Отгадайте загадку:

Дева красна пришла

Цветов много принесла

- Подберите прилагательные к слову весна.

- Что такое имя прилагательное?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

5. Объяснение нового материала:

- Сегодня мы с вами узнаем, как же изменяются имена прилагательные.

- Рассмотрите картинку в учебнике. Что на них изображено?

-Причтите группы слов под картинкой.- Какая это часть речи?

- Подберите к этим словам имена прилагательные.

- Чем они отличаются друг от друга?

- Какой можно сделать вывод? Чтение правила на стр 170

- Распределите имена прилагательные в два столбика: синий, прекрасные, серьезная, широкие, высокое, глубокие.

6. Физкультминутка

7. Закрепление.

1) Работа по учебнику: коллективное выполнение упр 484 на стр 171: прочитать загадки, отгадать их, найти и записать имена прил-ые и определить их число.

2) Самостоятельная работа. стр.172 упр.485. Прочитай. Найди и выпиши из предложений имена прилагательные в единственном числе.

3) Коллективная проверка выполненного упражнения.

4) работа в парах по материалу упр 486

8. Итог урока:

- Что нового вы узнали об имени прилагательном?

- Как оно изменяется?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные единственного числа?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные множественного числа?

Рефлексия (задание по карточкам)

Объявление оценок

9. Домашнее задание: стр. 172 упр. 488

Тема урока: Изменение имён прилагательных по родам.

Цели урока:

1. Сформировать умения изменять имена прилагатель­ные по родам в зависимости от рода имени существитель­ного, правильно определять и писать окончания.

2. Развивать память и обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Оборудование: тетради, учебники, папки, картина цветущего сада, фрукты, карандаш, линейка.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Готовность учащихся к уроку.

2. Психологический настрой.

3. Объявление темы урока.

П. Проверка домашнего задания.

Приведите примеры имён прилагательных. Какие окончания они имеют? Все ли прилагательные изменя­ются по родам? Какие прилагательные не изменяются?

III. Работа по теме урока.

1. Минутка чистописания.

2. Индивидуальные задания:

а) дифференцированные картинки;

б) индивидуальная работа у доски:

Стройн... дер...во п...дземн... дорога

В...сёл... рассказ радости... событие

Под...ёмн... кран т...жёл... туч...

З...лён... яблоко в...шнёв... в...рен...е.

3. Самостоятельно: записать слова, вставить пропу­щенные буквы, определить род прилагательных. Со...нце весенн..., небо голуб..., растение ранн..., ветерок ласков..., цв...точек нежн..., ручей в...сёл.... Проверка цепочкой. Почему записали так? Докажите! Используя эти слова, написать рассказ о весне.

4. Комментированное письмо.

а) Определение орфограмм. Разбор по составу:

м. р. Как красив яблоневый сад в пору цветения! (с места)

5. Составить сочетание слов, поставив вопрос. Опреде­лить род.

Яблоко какое? Самостоятельно

Вишня какая?

6. Выполнить упражнение 489.

7. Чтение правила, с. 173.

IV. Закрепление изученного. Самостоятельная работа: уп­ражнение 492.

V. Итог урока: Как определить род прилагательного? Какие окончания имеют прилагательные (ж. р., м. р., ср. р.)? Какие прилагательные не изменяются по родам?

VI. Домашнее задание: правило (с. 173), упражнение 495.


Тема урока: Изменение имён прилагательных по родам.

Цели урока:

1. Продолжить формирование умений изменять имена прилагательные по родам.

2. Развивать умения определять сочетания «прилага­тельное + существительное», а также память, логическое мышление.

3. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Тип урока: урок комплексного усвоения знаний. Оборудование: таблица с родовыми окончаниями

имён прилагательных.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Готовность детей к уроку.

2. Психологический настрой.

3. Объявление темы урока. П. Повторение изученного.

1. Фронтальный опрос.

Что называется именем прилагательным? Как изменяются имена прилагательные?

2. Дидактическая игра. Назвать только прилагатель­ные, стоящие во множественном числе.

3. Оформление тетради. «Минутка» чистописания.

III. Работа по теме урока.

1. Выполнение упражнения 496. Вывод: имена при­лагательные изменяются по родам.

2. Повторение правила в учебнике (с. 173).

3. Списывание предложений с доски.

Сегодня небольшой мороз. Под н...гами хру­стит мёрзлый лист. Дорога белая, крепкая. Небо чистое и высокое.

Задание: вставить пропущенную орфограмму; опреде­лить род имён существительных. От существительных поставить вопрос к прилагательным и определить род при­лагательных. У прилагательных выделить окончание. Вывод: род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно согласуется.

4. Работа по таблице «Род имён прилагательных».

IV. Закрепление.

1. По учебнику выполнить упражнение 498 с коммен­тированием.

2. Творческая работа. Работа в парах - упражнение 497.

V. Итог урока. Что нового узнали на уроке об имени при­лагательном? Какие окончания имеют имена прилага­тельные мужского, среднего и женского рода? Приве­дите примеры.

VI. Домашнее задание: упражнение 500.

Тема: Роль имён прилагательных в тексте.

Цель: Показать учащимся роль имени прилагательного в тексте.

Развивать умение определять имена прилагательные, развивать орфографическую зоркость.

Воспитание трудолюбия.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания: Ее

Елена Екатерина Евгений

3. Словарная работа: корзина, капуста

4. Повторение изученного:

- Что называется именем прилагательным?

- Как изменяются имена прилагательные?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Приведи примеры имён прилагательных в единственном и множественном числе.

5. Образуйте от имён существительных имена прилагательные трёх родов.

Счастье -

Ненастье -

Радость -

6. Объяснение нового материала:

1) Работа по учебнику: стр.177. Чтение и анализ текста.

2) Прочти загадки и отгадай. Какие слова помогли отгадать их? Назови имена прилагательные. Упр. 502.

7. Физкультминутка

8. Закрепление:

1) Выполнение упражнения 503. Прочитай слова. Найди и выпиши имена прилагательные, обозначающие вкус. Определи их род.

2) Самостоятельная работа: стр.178 упр.504.

3) Выполнение творческого задания упр 505, работа в парах.

9. Итог урока: Что нового вы узнали на уроке?

Объявление оценок.

10. Домашнее задание: стр.179 упр.507.

Тема: Роль имён прилагательных в тексте.

Цель: Продолжить работу по определению прилагательных в тексте.

Развивать умение распознавать имена прилагательные, определять их род и число.

Воспитание аккуратности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания: Вв

Володя Владимир Валентин

3. Словарный диктант:

корзина, картина, огород, собака, столица, урожай, улица, капуста, директор, мороз, однажды, обед, стакан, ковёр, погода, президент, осина, портфель, яблоко, календарь.

4. Работа по учебнику:

1) устная аналитическая работа по материалу упражнения 508

Поурочные планы русский язык 2 класс 3 четверть

2) коллективная работа - упр.509.

Составить из каждой строчки предложения, записать их, проверить получился ли текст, найти и подчеркнуть имена прилагательные.

3) игра «Вспомни сказку» по материалу упр 511

7. Итог урока: Чем занимались на уроке?

Объявление оценок.

  1. Домашнее задание: стр.180 упр.512, 513

Тема: Контрольный диктант

Цель: Проверить качество усвоения пройденного материала.

Развивать орфографическую зоркость, умение применять изученные правила при письме.

Воспитание наблюдательности, умение замечать прекрасное вокруг себя.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока

3. Подготовительная работа:

Объяснительный диктант. Спиши текст. Объясни написание выделенных имён существительных и прилагательных.

Январь и февраль

Январь - самый суровый месяц. Мороз разрисует узорами стёкла. Всё вокруг покроет снег.

К концу января прибавится день. На крышах повиснут прозрачные сосульки.

Февраль - самый снежный месяц. Метели и вьюги заметают дороги. Но солнце поднимается всё выше, светит ярче, греет больше.

(По С.Покровскому)

3. Знакомство с содержанием:

Клюква

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болоте. Собирают её осенью. Но не все знают, что самая сладкая клюква бывает весной. Всю зиму она лежит под снегом. Эту весеннюю клюкву парят в горшочках и пьют с ней чай. А какой замечательный кисель получается из сладкой клюквы! В народе эту ягоду считают лекарством.

(По М.Пришвину)

4. Запись под диктовку.

5. Проверка написанного текста.

6. Итог урока

7. Домашнее задание: повторить правила.

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цели урока:

1. Сформировать у детей понятие о глаголе как части речи.

2. Развивать навыки узнавания изученных частей речи в тексте, а также память, монологическую речь.

3. Воспитывать уважение к людям труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: таблица «Глагол», сигнальные кар­точки для дидактической игры, игрушки (мяч, мишка, лиса, ёжик и др.).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой.

2. Объявление темы урока

3. Оформление тетрадей. Каллиграфическая «минут­ка» (по выбору учителя).

П. Повторение изученного.

1. С доски списать сочетания слов и определить род и число существительных и прилагательных.

Ранняя весна. Лёгкий ветерок. Безоблачное небо. Перелётные птицы.

2. Фронтальный опрос (вопросы по выбору учителя). III. Работа по теме урока.

1. Дидактическая игра «Кто что делает?» (Учитель показывает игрушки и задает вопрос: «Мишка что делает?» Ответы записывает на доске). Запись: Мишка (что делает?) рычит.

Мяч (что делает?) прыгает и т.д.

Вывод: слова рычит, прыгает... обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делать? что сделать? Эти слова называются глаголами.

2. Беседа учителя по «Рассказу о языке» (с. 183).

3. Работа по рисункам упражнения 522.

4. По учебнику чтение правила о глаголе (с. 184).

5. Упражнение 523 выполняется устно.

IV. Закрепление.

1. Упражнение 524 выполняется с комментированием.

2. Творческая работа. Работа по рядам - упражнение 526.

V. Итог урока. С какой частью речи познакомились на уроке?

Дидактическая игра с сигнальными карточками «Най­ди глагол». (Учитель называет слова, ученики под­нимают сигнальную карточку, если слово - глагол).

VI. Домашнее задание: выучить правило (с. 184), упраж­нение 531.

Тема урока: Изменение глаголов по числам.

Тип урока: урок комплексного применения знаний. Цели урока:

1. Продолжить формирование умений изменять глаго­лы по числам и определять число глаголов.

2. Развивать навыки определения частей речи и из­ученных категорий, орфографическую зоркость, память.

3. Воспитывать интерес к устному народному твор­честву.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, в группах, коллективные, работа по рядам, работа по вариантам.

Оборудование: запись на доске, таблицы, схемы,

учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Готовность к уроку.

2. Психологический настрой. 3. Постановка учебной задачи: на уроке продолжим изучение глаголов и будем изменять их по числам. П. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Назовите самостоятельные части речи. Что называется именем существительным? Именем прилагательным? Глаголом? Как изменяются имена существительные? Имена прилагательные? Глаголы?

III. Работа по теме урока.

1. Оформление тетради под диктовку с доски.

2. Каллиграфическая «минутка» по образцам в тетрадях.

3. Словарный диктант. Напишите слова в три столбика: Существительное Прилагательное Глагол Облако Белое Бежит

лес голый просыпается

поляна лесная зеленеет.

Повторение орфограмм: безударная гласная, со­четания жи-ши.

4. После объяснения задания выполнить упражнение 542.

5. Прочитать и записать предложения упражнения 540.

IV. Итог урока. Что повторили на уроке? Как изменяются глаголы?

V. Оценки за урок с комментированием.

VI. Домашнее задание: упражнение 546.

Тема урока: Роль глаголов в предложении.

Цели урока:

1. Продолжить формирование знаний о глаголе как части речи.

2. Развивать навыки нахождения глаголов в тексте по вопросам, логическое мышление.

3. Воспитывать аккуратность.

Тип урока: урок комплексного применения знаний. Оборудование: таблицы «Части речи», «Глагол как часть речи».

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Сообщение темы урока.

2. Оформление тетрадей, «минутка» чистописания. П. Повторение.

1. Фронтальный опрос. Какие части речи знаете?

Что называется именем существительным? Как изменяются имена прилагательные? Что называется глаголом?

2. Дидактическая игра «Узнай меня». (Игра-соревнование между рядами. Учитель на­зывает слово, ученики определяют, к какой части речи это слово относится.)

III. Работа по теме урока.

1. Словарная работа. Запись словарных слов из орфо­графического словаря в учебнике (на форзаце).

2. Составление с ними сочетаний слов (устно), пред­ложений (письменно).

3. Письмо под диктовку.

Прошла длинная зима. Настал март. Снег уже тает. Бегут и шумят ручьи. На деревьях набухли почки. Скоро прилетят скворцы.

Задание: найти и подчеркнуть все глаголы,

устно поставить к ним вопросы.

4. Упражнение 542 выполнить самостоятельно, после выполнения - взаимопроверка.

5. Выполнить упражнение 543 по заданию.

IV. Итог урока. Какие вопросы можно ставить к глаголам? Назовите все вопросы, которые вы знаете.

V. Домашнее задание. Упражнение 544.

Тема: Обучающее сочинение «Птицы весной»

Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ на заданную тему по опорным словам.

Развивать письменную речь, умение ясно выражать свои мысли, строить красивые предложения.

Воспитание любви к природе, бережному отношению братьям нашим меньшим.

Оборудование: картинки с изображением птиц

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока

3. Вступительная беседа учителя:

- Какое время года наступило?

- Какие произошли изменения в природе?

- Какие птицы прилетают к нам из тёплых стран?

- Какие хлопоты и заботы весной у птиц?

4. Знакомство с опорными словами:

Лес весной, удивительный запах, лесные жители, чистыми голосами, заботливые родители.

5. Устное составление рассказов по опорным словам.

6. Физкультминутка

7. Продумывание своего рассказа - пересказ его для себя.

8. Запись его в тетрадь

9. Проверка написанного.

10. Итог урока: Чем занимались на уроке?

Объявление оценок

11. Домашнее задание: стр. 231 повторить правило.

Тема: Обучающее сочинение «Мой четвероногий друг»

Цель: Научить детей писать сочинение на заданную тему.

Развивать умение выделять главную мысль

Воспитание внимательного и заботливого отношения к животным.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока

Сегодня мы напишем рассказ про вашего четвероного друга.

Давайте вспомним, из каких частей состоит сочинение?

1) Вступление

2) Основная часть

3) Заключение

3. Подготовительный этап

1) Работа по вопросам

- У вас есть четвероногий друг?

- Как его зовут?

- Опишите его.

- Что он больше всего любит?

- Как ты за ним ухаживаешь?

2) Лексическая работа

Гладкая пушистая шерсть, озорной, милый, повадки.

3) Составление предложений коллективно (устно)

4. Физкультминутка

5. Самостоятельная работа с индивидуальной помощью учителя

6. Проверка написанного

7. Итог урока: Чем занимались на уроке?

Объявление оценок

8. Домашнее задание: повторить правила

Тема: Обучающее сочинение «Весна»

Цель: Научить составлять письменный рассказ по опорным словам.

Развивать умение составлять повествовательный текст, определять его тему и озаглавливать.

Воспитание самостоятельности, наблюдательности.

Оборудование: картинки с изображением весны.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока.

3. Работа над упражнением 539 стр. 212

- Какое время года наступило после зимы?

- Какими становятся дни?

- Кто прилетает с юга?

- Кто просыпается в лесу?

4. Составление устного рассказа по опорным словам:

Появились первые цветочки, солнечная погода, ласково светит, прилетели, скворцы, грачи, вьют гнёзда, тает снег, рады.

5. Заслушивание 4-5 учеников.

6. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

7. Проверка

8. Итог урока.

9. Домашнее задание: повторить всё о глаголе.

Тема: «Глагол».

К/К-1

1. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? и др.

2. Допиши к предмету его действие.

Солнышко __________.

Руч…йки ___________.

Птицы ____________.

3. Подчеркни главные члены.

К/К-2

1.Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделал? ( слова, отвечающие на вопросы ____,обозначают ______.)

2. Закончи предложения.

Лягушка _______. Соловей __________.

Уж __________. Воробей__________.

Корова _______.

Слова для справок: чирикает, мычит, поёт, ползает, квакает.

3. Подчеркни главные члены предложения.

______________________________________________________________

К/К-3

1.Прочитай, запомни и напиши по памяти.

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей.

А с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

2. Подчеркни слова, обозначающие действие предмета.

3. Над словами , отвечающими на вопрос что?, поставь знак Х. Что обозначают эти слова?

______________________________________________________________

К/К-4

1.Допиши предложения. Вставь пропущенные буквы.

Кошка мяукает, а с…бака ____.

Гр…чи крич…т, а с…лов…й_____.

Л…гушка прыгает, а уж_____.

2. Подчеркни главные члены во всех вторых предложениях.

______________________________________________________________

К-5

1. Прочитай предложения. Поставь вопрос к подчёркнутым словам.

Маша рисует, рисовала, нарисует.

Ребята рисуют, рисовали, нарисуют.

2.Что обозначают подчёркнутые слова?

3. Придумай действие к предмету.

Собака ___________.

Кошка ___________.

______________________________________________________________

К/К-6

1.Закончи предложения.

Саша (что дклал?)______.

Лена (что делала?)______.

Р…бята ( что делали?)_____.

2. Подчеркни главные члены предложения.

3.На какой вопрос в этих предложениях отвечает подлежащее? сказуемое?

______________________________________________________________

К/К-7

1. Раздели текст на предложения. Вставь пропущенные буквы.

По лесу протеала мален…кая реч..ка в её светлых водах резвилис… маленькие ры…ки над в…дой летали стрекозы р…бята купались в р…ке, смеялис…, брызгалис… в…дой.

2. Подчеркни главные члены предложения.

3.Что обозначает подлежайщее? На какие вопросы отвечает?

4. Что обозначает сказуемое? На какие вопросы отвечает?

______________________________________________________________



К/К-8

1. Придумай рассказ о весне ( лете) из 3 - 4 предложений. Озаглавь его.

2. Напиши рассказ в тетрадь. Подчеркни в каждом предложении главные члены . Если при последнем задании будешь испытывать трудности, обратись к учителю.

3. Подчеркни слова, обозначающие действие.

______________________________________________________________



Тема: «Имя прилагательное».

К/К - 1

1. Почитай. Допиши предложения. Вставь пропущенные буквы

Лук гор…кий, а груша ______.

Дер..во высокое, а куст _____.

Реч…ка глубокая, а руч…ёк _____.

Слова для справок: мелкий, низкий, сладкая.

2. На какие вопросы отвечают слова, которые ты записал (а) ? Что они обозначают?

К/К - 2

1.Прочитай. По признакам угадай предмет. Запиши.

Красная, мелкая ,кислая. Это _______.

Сладкое, красное, сочное. Это _______.

Горький, зелёный,длинный. Это _______.

2. Подчеркни названия предметов одной чертой, а названия их признаков - волнистой линией.

3. Что обозначают слова, написанные слева? На какие вопросы они отвечают?

К/К - 3

1.Прочитай. Спиши, ставя в скобках вопрос по образцу.

Образец. Ученица ( какая? ) прилежная.

Чистая тетрадь. Внимательный ученик. Трудное задание. Послушные ребята.

2. Что обозначают слова, к которым ты ставил (а) вопросы?

____________________________________________________________________________________

К/К - 4

1. Прочитай. Спиши загадку. Вставь пропущенные буквы. Напиши отгадку.

Летом у него шерсть серая, а з…мой белая. Уш… у зв…рька длинные, а хвост короткий. Зв…рёк этот пугливый. Это ________.

2. Подчеркни волнистой линией слова, обозначающие признак предмета, и одной чертой - слова , к которым относятся эти признаки.

К/К - 5

1. Прочитай. Спиши текст.

Март.

Голубой месяц март. Голубое небо, голубые снега. Голубая даль. Весь мир голубой!

2. Подчеркни слова, которые обозначают признаки предметов.

3. Над словами, которые не переносятся, поставь знак Х.

К/К -6

1. Придумай и запиши 3-4 предложения о весне. Используя в тексте слова, которые обозначают признаки предметов.

2. Подчеркни слова, которые обозначают признаки предметов.

3. Что ты узнал (а) о словах. Обозначающих признаки?

( Слова, которые обозначают…).

К/К -7

1.Прочитай пословицу. Запомни и напиши по памяти.

Большая работа требует большой заботы.

2.Раздели слово «большая» на слоги и для переноса.

____________________________________________________________________________________

К/К - 8

1. Придумай и запиши 3-4 предложения о весне.

Используй в тексте слова, которые означают признаки предметов.

2. Подчеркни слова, которые обозначают признаки предметов.

3. Что ты узнал(а) о словах, обозначающих признаки? ( Слова, которые обозначают..)

____________________________________________________________________________________

К\К - 9

1 Составь предложение из слов . Запиши.

Называют леса дятла красивого доктором пёстрого.

2. Подчеркни волнистой линией слова, которые обозначают признак предмета. Слово, к которому относятся эти слова, отметь знаком Х.

3. Прочитай и угадай, что это за зверь.

Этот зверь живёт в лесу. Шерсть у него серая. Он похож на собаку. Этот зверь очень злой.

4. Назови (подчеркни) слова, обозначающие признаки предметов.

____________________________________________________________________________________

К/К - 10

1. Допиши к словам по два признака.

Л..са(какая?)_____,_____.

За…ц(какой?)____,_____.

Ё..(какой?)_____,______.

К…за (какая?)____,____.

Слова для справок: серый, робкий, спокойная, колючий, шустрый, рыжая, серая, хитрая .

____________________________________________________________________________________

Тема: «Имя существительное».

К/К-1

1.Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

Уж тает снег, б…гут руч…и,

В …кно повеяло в…сною.

Засвищ…т снова с..лов…и,

И лес оденется л…ствою.

2.Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что?

3. Найди слово, которое отвечает на вопрос кто? Поставь над ним крестик.

____________________________________________________________________________________

К/К -2

1. Прочитай слова. Выпиши в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос кто?, во второй столбик - на вопрос что?

Ребята, лес, грибы, ёж, цветы, соловьи, солнце, дятел.

2. Придумай и запиши в каждый столбик по два своих слова.

3. Какое правило ты вспомнил(а) , чтобы правильно выполнить это задание?

____________________________________________________________________________________

К\К-3

1.Напиши ответы на вопросы:

Кто сторожит дом?

Кто зимой спит в берлоге?

Кто звонко чирикает весной?

2.Подчеркни слова, отвечающие на вопрос кто?

3.Над словом, которое отвечает на вопрос что?поставь крестик.

Запомни! О людях и животных спрашивают кто?,

О других предметах - что?

___________________________________________________________________________________

К/К-4

1.Почитай слова. Назови сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, а затем - на вопрос что?

Девочка, класс, карандаш, дежурный, пенал, тетрадь, ученик, экран, учитель.

2. Какие слова отвечают на вопрос кто?, какие - на вопрос что?

Приведи примеры.

___________________________________________________________________________________

К/К - 5

1. Какие слова отвечают на вопрос кто?, какие - на вопрос что?

2. Продолжи ряд слов по образцу.

(Кто?) воробей, _____,______,______,_____.

(Что?) ручей,_____,_____,_____,_____.

3. С двумя любыми словами придумай предложения. Назови главные члены.

К/К - 6

1.Составь и запиши из слов предложение. Вставь буквы.

Д…рев…ев луч осв…тил яркий солнца в…рхушки.

2. Подчеркни слова, отвечающие на вопрос что?

3. Придумай и запиши 3 слова, отвечающие на вопрос кто?

____________________________________________________________________________________

К/К -7

1.Из словаря в конце учебника выпиши в один столбик 5 слов, которые отвечают на вопрос кто?, в другой столбик - на вопрос что?

2.Придумай и запиши с двумя любыми словами два предложения. Определи главные члены.

____________________________________________________________________________________


© 2010-2022