»«Привалы и ночлеги

Сегодня по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту особое место отводится  внеурочной деятельности образовательных учреждений и  Центра  дополнительного образования детей.  Одной из форм  занятости детей в свободное время является занятие в творческом объединении «ЮТК-А»  по  туризму. Программа  «Юные туристы Кош-Агача» (ЮТК-А)   разработан  на 2 года,  при  недельной  нагрузке  9 часов, предусматривает за год  324 часа.  Автором-составителем является педагог дополнительного обр...     Занятия туризмом способствуют развитию у учащихся морально-волевых качеств: дружбы, коллективизма, взаимовыручки.  На занятиях  по туризму  у обучающихся  формируются  такие черты характера,   как самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и к товарищам. Участие в туристических походах, экспедициях и других мероприятиях воспитывают у обучающихся находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, а также способствуют приоб...     Обучающиеся творческого объединения Юные туристы Кош-Агача  проводят большую краеведческую  работу,  участвуют в экологическом движении по охране природы и окружающей среды.  В походах  дети знакомятся с природой и достопримечательностями  родного края, ведут поисково-исследовательскую  работу   для  участия  в НОУ, собирают интересные факты и легенды,  связанные с местами, где проходил  маршрут их путешествия. В походе обучающиеся теоретические  знания закрепляют  на практике  –  по топогра...    Одним из видов внеурочной деятельности по туризму  является практическое занятие – поход  по теме: «Привалы и ночлеги» в рамках реализации  проекта «Укок».  Для достижения цели занятия - похода использовались  словесный и наглядный методы,   большая часть занятия имела практическую направленность. Первыми помощниками в походе были  – фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, гитара.   Занятие - поход  имел  для обучающихся  большой познавательный  интерес,  так как практическую часть занятия проводила научный сотрудник  Государственного Учреждения Республики Алтай «Природный парк Зона  покоя Укок» Майя Таберековна Ерленбаева. У кружковцев было много задано ПОЧЕМУ?   Выездное занятие  проводилось в летнем палаточном лагере «Укок», куда в основном привлекались дети среднего возраста из малообеспеченных и многодетных семей.   Фотоальбом  «У края около Китая»,  оформленный по итогам занятия - похода поможет совершить заочное путешествие  желающим и познакомит всех  с  красотой природы своей малой Родины.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД «Кош-Агачский Центр дополнительного образования детей»









Конспект занятия





»«Привалы и ночлеги

»«Привалы и ночлеги



Составитель: Таберекова Акерке Муратовна


педагог дополнительного образования по туризму IIк. к






с. Кош-Агач

2011г.



Пояснительная записка.

Сегодня по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту особое место отводится внеурочной деятельности образовательных учреждений и Центра дополнительного образования детей. Одной из форм занятости детей в свободное время является занятие в творческом объединении «ЮТК-А» по туризму. Программа «Юные туристы Кош-Агача» (ЮТК-А) разработан на 2 года, при недельной нагрузке 9 часов, предусматривает за год 324 часа. Автором-составителем является педагог дополнительного образования Таберекова Акерке Муратовна. Программа направлена на развитие детского туризма в Кош-Агачском районе.

Занятия туризмом способствуют развитию у учащихся морально-волевых качеств: дружбы, коллективизма, взаимовыручки. На занятиях по туризму у обучающихся формируются такие черты характера, как самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и к товарищам. Участие в туристических походах, экспедициях и других мероприятиях воспитывают у обучающихся находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, а также способствуют приобретению расширенных знаний об окружающем мире.

Обучающиеся творческого объединения Юные туристы Кош-Агача проводят большую краеведческую работу, участвуют в экологическом движении по охране природы и окружающей среды. В походах дети знакомятся с природой и достопримечательностями родного края, ведут поисково-исследовательскую работу для участия в НОУ, собирают интересные факты и легенды, связанные с местами, где проходил маршрут их путешествия. В походе обучающиеся теоретические знания закрепляют на практике - по топографии, ориентированию, охране природы. Совершались однодневные походы в окрестностях источника Джумалы, где организовывались малые привалы, обеденный привал, ночлег, днёвка. Во время привалов проводились подвижные национальные игры - куреш, тепек, асык (кажык), объявлялись конкурсы на авторские игры.

Одним из видов внеурочной деятельности по туризму является практическое занятие - поход по теме: «Привалы и ночлеги» в рамках реализации проекта «Укок». Для достижения цели занятия - похода использовались словесный и наглядный методы, большая часть занятия имела практическую направленность. Первыми помощниками в походе были - фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, гитара.

Занятие - поход имел для обучающихся большой познавательный интерес, так как практическую часть занятия проводила научный сотрудник Государственного Учреждения Республики Алтай «Природный парк Зона покоя Укок» Майя Таберековна Ерленбаева. У кружковцев было много задано ПОЧЕМУ?

Выездное занятие проводилось в летнем палаточном лагере «Укок», куда в основном привлекались дети среднего возраста из малообеспеченных и многодетных семей.

Фотоальбом «У края около Китая», оформленный по итогам занятия - похода поможет совершить заочное путешествие желающим и познакомит всех с красотой природы своей малой Родины.











Таберекова Акерке Муратовна педагог дополнительного образования

Творческое объединения «ЮТК-А» (Юные туристы Кош-Агача)

Состав учебной группы: 15 обучающихся, 10 мальчиков, 5 девочек

14-16 лет.

Тема занятия: Привалы и ночлеги.

Место занятия: Джумалинские теплые ключи.

Степень сложности занятия: для данной возрастной категория занятие средней сложности.

Цель занятия:

  • Закрепление бивачных работ при организации привалов и ночлегов в походных условиях.

  • Выявление необходимости туристского бивака.

Задачи занятия:

  • Дать основы туристической техники и практической подготовки к полевым вы­ездам, выбора места и организации работ на малом привале, обеденном привале, ночёвке, днёвке;

  • Познакомить с требованиями к хранению продуктов в полевых условиях (во время движения и на стоянке);

  • обучить подростков основным навыкам полевых исследований, камеральной обработке и анализу материала;

  • Развивать интеллектуальные и творческие способности, учить навыкам иссле­довательской деятельности и экологического мышления.

  • Приобщить подростков к духовным, культурным и природным ценностям малой Родины, воспитать чувства коллективизма, взаимопомощи и коммуникабельности.

Форма учебного занятия: занятие - поход.

Форма организации работы: групповая.

Материальное обеспечение: использование технических средств обучения, планшет, иллюстрации с изображение различных видов: топоров, пил, ножей, чехлов для них; демонстрация острорежущих орудий труда в чехле, палатки, туристическое снаряжение, кариматы, спальные мешки, костровые принадлежности.

Меры безопасности: инструктаж по технике безопасности в походе и в обращении с острорежущими орудиями труда.







Структура занятия.

  1. Водная часть.

  2. Основная часть

  3. Заключительная часть. Поведение итогов

Содержание теоретического материала.

№ этапа заня-тия

Наименование и краткое содержание этапа занятия

время

методические указания

педагога


I.

1.

2.

3.

4.

5.

Вступительная часть.

Приветствие. Представление. Проверка наличия учащихся

Объявление темы, цели и задач похода.

Проверка готовности к походу: наличие личного и туристического снаряжения.

Инструктаж по технике безопасности в походе и в обращении с острорежущими орудиями труда.

Выбор заместителей

30 мин

Организационный момент

Правила по технике безопасности при работе с острорежущими инструментами.

(см.приложение № 1)

II.

1































III.





Основная часть.

Туристский бивак (определение).

Туристский бивак - это отдых участников похода, место, где они питаются, спят и готовятся к дальнейшему пути, это костёр, очаг, укрытие от непогоды. Это центр общения, осмысливания пройденного и планирование предстоящего пути. В зависимости от продолжительности бивака они подразделяются на малый привал, обеденный привал, ночлег, днёвку. Организация привала или ночлега заключается в том, чтобы правильно выбрать место, хорошо подготовить площадку, поставить палатки, развести костёр и обеспечить безопасность лагеря от стихийных сил природы.


БИВАК

»«Привалы и ночлеги»«Привалы и ночлеги»«Привалы и ночлеги»«Привалы и ночлеги

Малый привал

Обеденный привал

ночлег»«Привалы и ночлеги

днёвка


(см. приложение №2, №3)

Общие требования к выбору места для бивака.

Место для бивака должно отвечать нескольким требованиям: Каким? …

  1. Не надо располагаться ниже по течению;

  2. Вблизи крупных деревень;

  3. Скотных дворов;

  4. Промышленных поселков;

  5. Возле водоемов со стоячей водой;

  6. Не рекомендуется останавливаться лагерем на затопляемых речных отмелях, в руслах пересохших потоков или на низменных островах;

  7. В лесу следует быть осторожным с огнём и не разбивать лагерь непосредственно чаще хвойного леса или в сухом кустарнике;

  8. Рядом с выбранной площадкой не должны стоять гнилые или подрубленные деревья;

  9. Нельзя разводить костёр на торфянике, разбивать лагерь у подножия холма с сыпучим склоном.

НАЛИЧИЕ ВОДЫ И ДРОВ.

Все предыдущие требования принимаем во внимание в первую очередь, когда места бивака намечаются на карте, а потом - когда выбираем на местности.

Желательно, чтобы за водой не надо было лазить в глубокий овраг или цедить по кружечке из еле заметного родника, чтобы не требовалось далеко ходить за дровами, чтобы место бивака было защищено от ветра, а если в лесу много комаров, то, наоборот, чтобы место было продуваемым, чтобы палатки можно было натянуть на деревьях, а не на специальных кольях и так далее. Если таких удобств нет, это затянет время по разбивке лагеря и потребует больших усилий от туристов, но, в конечном счёте, и в таких условиях можно обеспечить себе полноценный отдых.

Упаковка и хранение продуктов.

Основной тарой, в которую укладывают продукты для похода, являются матерчатые мешочки. Чем продолжительнее поход, тем больше надо продуктов, мешочков. Продукты, которые особенно боятся влаги, помимо этого, следует уложить в непромокаемые мешочки. Масло растительное вливают в бидон с завинчивающейся крышкой, масло животное кладётся в банку с крышкой. От использования консервов в стеклянной таре лучше отказаться.

Важными атрибутами костровой кухни является топор, пила и спички. Спички всегда должны быть сухими, поэтому хранить их нужно в герметичной упаковке (жестяная или пластмассовая баночка, футляр из-под плёнки, полиэтиленовый пакетик).

Топоры.

ТОПОР является обязательным предметом группового снаряжения в любом походе. Топор должен быть надёжно и прочно насажен на топорище и пригоден для заготовки дров и возможных плотницких работ. При этом масса топора должна быть небольшой.

На группу 9-10 человек достаточно двух-трёх топоров. В походе выходного дня летом можно брать только лёгкие топоры, осенью и зимой - желательно большой топор и пила.

Экологический десант по очистке прилегающей территории источника Джумалы.

Заключительная часть.

  • Дать анализ и оценку по достижению цели занятия-похода.

  • Повторение ЗУН по теме занятия-похода;

  • Самооценка детьми своих действии в походе;

  • обмен впечатлениями через высказывания;

  • Д/з написать заметку «Интересные моменты из жизни в походе»;

Ожидаемые результаты:

  • оформление фотоальбома «У края около Китая».

- участие в НОУ

- по инициативе обучающихся разработать картосхему пройденного маршрута.


40 мин.
















20 мин.





20 мин.





20 мин.







30 мин.

Словесный метод;

Распоряжения руководителя:

- указание места, куда надо сложить рюкзаки;

- кто и что должен достать из рюкзаков раньше, чем все разойдутся на бивачные работы (надо сразу достать топоры, посуду, продукты для сегодняшней еды, палатки, спички);

- распределение поручений - кому, что следует делать.

Чтобы непрерывно поддерживать ширин фронта работ, вовремя перебрасывая людей на тот участок, который на данный момент становится главным, кто-то должен взять на себя роль диспетчера. Лучше всего, если им будет руководитель, совмещая ещё какую-то функцию (например, кострового) + следить за временем.

Памятка «Советы участнику похода»

(см. приложение №3)

В хорошо слаженной группе вовсе нет необходимости распределения работы и управления ими, никто не берёт на себя обязанности диспетчера. Всё и без того будет сделано быстро и хорошо. На привале работает та группа, участники которой обладают опытом, чтобы без каких-либо указаний руководителя на данном привале было организовано все согласно времени суток задействуются все участники похода. Они приобретают твёрдую привычку постоянно искать себе дело, пока не окончены все работы.

устно дополняют материал;


- показ некоторых инструментов;

-в руки инструменты не выдаются. В противном случае, необходимо вспомнить и озвучить меры по технике безопасности при работе с острорежущими орудиями труда;

для обеспечения мер безопасности при работе с острорежущими инструментами в походных условиях, необходимо, совместно с детьми, составить список правил, которые соблюдать должен каждый участник похода.





Беседа о результатах похода.



Список литературы для руководителя:

  1. Верба, И.А «Туризм в школе»/ И.А. Верба. С.М, Голицын, С.М. Куликов. -М.: 1983.-250 с.

  2. Константинов, Ю.С «Детско-юношеский туризм»/Ю.С.Константинов. - М.: 2006.- 354с.

  3. Константинов, Ю.С. « Уроки ориентирования»/ Ю.С Константинов, О.С. Глаголева.- М.: 2005. - 230 с.

  4. Козлов, Ю.В. Туристский клуб школьников/ Ю.В.Козлов, В.В.Ярошенко. - М.: 2004. - 300 с.

  5. Симаков, В.И. «Туристские походы выходного дня»/ В.И.Симаков. - М.: 1984. - 360 с.











Приложение №1.



Правила по технике безопасности при работе

с острорежущими инструментами




  • На маршруте носить топоры, пилы, ножи только зачехленными;

  • На привалах острые орудия складывать в одном условленном месте (ни в коем случае не втыкая их в деревья, тем более на высоте человеческого роста);

  • На ночлеге прятать острые орудия под палатку;

  • Работать топором и пилой в рукавицах;

  • Обрубая ветки с лежащего дерева, находиться по другую сторону его ствола;

  • Не допускать всевозможных забав, связанных с бросанием ножей или топора в деревья;

  • Руководитель контролирует работу с острорежущими инструментами;

  • Инструменты должны быть готовыми к работе (хорошо заточенными, надёжно насаженными).





















Приложение №2.


МЕСТО ДЛЯ МАЛОГО ПРИВАЛА.

Малые привалы наиболее короткие и простые паузы и остановки в пути (для отдыха через 1-2 часа пути). Место определяется временем переходов. Выбирается на достаточно ровных и сухих площадках, на полянах, на опушках или на обочине дороги или тропы. Желательно, чтобы рядом находился источник питьевой воды. В ветреную погоду место привала должно быть укрыто от порывов ветра полосой леса, зарослями кустарника, пригорком или береговым откосом. Однако там, где имеются комары и мошки, для остановки рекомендуется выбирать наветренные участки рельефа. Зимой привал хорошо делать на освещённых солнцем местах, а летом или на юге - в тени.

МЕСТО ДЛЯ ОБЕДЕННОГО ПРИВАЛА, НОЧЛЕГА, ДНЁВКИ.

Подыскивается более тщательно. Обычно оно выбирается на берегу реки, озера и часто зависит от наличия площадки для палаток и сухого топлива.

Особенно необходимо хорошее топливо на месте зимнего полевого ночлега. Наличие рядом источника питьевой воды желательно, но в зимних условиях не обязательно, поскольку воду можно вытаять из снега. Останавливаясь летом на реке, вдоль которой имеются населённые пункты, туристский лагерь следует разбивать выше по течению от деревни, водопоев и бродов. Рекомендуется выбирать места с удобными спусками и песчаным дном без коряг. Для ночлега удобнее места, рано освещаемые солнцем, на восточные склоны холма, восточная опушка леса.… Здесь быстрее просыхает роса на траве и палатках. Хорошо, когда привал организуется в живописных местах.

В охраняемых природных и лесопарковых зонах туристский лагерь можно разбивать только в специально отведённых местах. Привалы и ночлеги нельзя устраивать там, где по состоянию почвы, растений или наличию стока воды туристская стоянка может способствовать эрозии (начало оврага или его ответвлений).




Приложение №3.




ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕДЕННОГО ПРИВАЛА.


При остановке на обед 1-2 человека идут за водой, один приступает к разжиганию костра, другой - к оборудованию кострища, а остальные отправляются за топливом. После того, как принесены дрова и вода, разожжён костёр, около него остаются дежурные, которые обеспечивают поддержание огня и варку пищи. Свободные от дежурства туристы отдыхают.

В солнечную погоду обеденный перерыв можно использовать для просушки одежды и снаряжения. В ненастье следует заранее выбрать площадку для установки палаток, а все рюкзаки сложить в одно место и накрыть плащом или плёнкой. Продолжительность обеденного привала 2-4 часа.

НОЧЛЕГИ И ДНЁВКИ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ.


Организация ночлега днёвки во многом напоминает организацию обеденного привала. Однако она требует дополнительного выделения нескольких туристов для установки палаток и оборудования лагеря. Туристы заготавливают топливо для костра, оборудуют кострище, расчищают территорию лагеря, сооружают из подручного материала скамейки, сушилки, вешалки, копают яму для мусора, расчищают в случае необходимости спуск к воде…

Зимой в зависимости от конкретных условий путешествия и применяемого снаряжения туристы роют котлован для палатки, утрамбовывают путь от палатки к костру, строят ветрозащитную стенку…

Учитывая, что организация ночлега занимает летом до 2 часов, а зимой - до 3 часов, остановку следует делать задолго до наступления темноты.



Приложение №4.


Памятка «Советы участнику похода»


  • взятую у товарища вещь всегда отдавай ему лично в руки;

  • не ройся в чужом рюкзаке и не позволяй копаться в своём рюкзаке другим;

  • окончив порученную работу, ищи себе дело;

  • делай дело, а не играй;

  • дорогу осилит идущий;

  • туристы ходят цепочкой, бараны - табуном;

  • плохой поход бывает у плохих туристов;

  • семеро одного ждут;

  • в походе один только командир. Слово его - железный закон;

  • если на полпути ты понял, что идешь не в ту сторону, не упрямься, вернись;

  • если ты устал, помоги товарищу, и тебе станет легче.




Приложение №5.

»«Привалы и ночлеги»«Привалы и ночлеги

Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.

»«Привалы и ночлеги»«Привалы и ночлеги

Наш девиз: Не ныть! Не ныть, если холодно, если голодно,

если подгорела каша.





Приложение №6.

»«Привалы и ночлеги

Каким бы маленьким ни был оставшийся кусочек хлеба,

в походе его делят на всех.

»«Привалы и ночлеги

Пошел в поход - не бойся, боишься не ходи.



Рецензия

на конспект занятия по туризму на тему «Привалы и ночлеги» разработанный педагогом дополнительного образования детей, руководителем творческого объединения «Юные туристы Кош-Агача» (ЮТК-А) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр дополнительного образования детей» Таберековой Акерке Муратовной.

Занятия туризмом способствуют развитию у учащихся морально-волевых качеств: дружбы, коллективизма, взаимовыручки. Участие в туристических походах, экспедициях и других мероприятиях воспитывают у обучающихся находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, а также способствуют приобретению расширенных знаний об окружающем мире. Форма учебного занятия: занятие - поход

Цель занятия:

  • Закрепление бивачных работ при организации привалов и ночлегов в походных условиях.

  • Выявление необходимости туристского бивака .

Задачи занятия:

  • Дать основы туристической техники и практической подготовки к полевым вы­ездам, выбора места и организации работ на малом привале, обеденном привале, ночёвке, днёвке;

  • Познакомить с требованиями к хранению продуктов в полевых условиях (во время движения и на стоянке);

  • обучить подростков основным навыкам полевых исследований, камеральной обработке и анализу материала;

  • Развивать интеллектуальные и творческие способности, учить навыкам иссле­довательской деятельности и экологического мышления.

  • Приобщить подростков к духовным, культурным и природным ценностям малой Родины, воспитать чувства коллективизма, взаимопомощи и коммуникабельности.

В пояснительной записке педагогом отражены сведения, на какой возраст детей данное занятие и сколько обучающихся принимали участие в занятии походе. Подробно описаны этапы занятия, их продолжительность, деятельность педагога и обучающихся. Указаны методы, средства обучения. Выдержаны все этапы занятия. В походе идет закрепление ЗУН на практике. Ведется поисково-исследовательская работа для участия в НОУ. Большое внимание педагогом уделяется на технику безопасности, для обучающихся разработана памятка. Также уделяет внимание на развитие творческих способностей детей, это зарисовки, конкурс на авторские игры, песни.

Выбранная форма и методы соответствуют возрасту детей, отвечают их интересам.

Большим положительным моментом в занятии-походе является то, что приняли участие и укрепили свое здоровье дети из малообеспеченных семей.

На каждом этапе занятия прослеживается деятельность педагога, обучающихся и виды контроля. Есть ожидаемый результат. Разработка картосхемы маршрута по инициативе участников похода является доказательством того, что занятие-поход заинтересовало его участников.

Занятие поход имело большое значение в патриотическом воспитании детей.

Соответствует специфике дополнительного образования детей и может быть рекомендовано педагогам дополнительного образования по туризму.

Рецензент методист МБОУ ДОД

«Кош-Агачский ЦДОД» Н. Б.Туякпаева.



© 2010-2022