Элективный курс Работа с текстом

              Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов, которым предстоит сдавать государственный экзамен в новой форме , где часть «С» предполагает самостоятельную работу с текстом (написание изложения исходного текста и сочинения-рассуждения). Данный курс включает теоретические сведения о тексте как важнейшей единицы речи: его разновидностях, структуре, стилистических особенностях, выразительных средствах. Кроме теории учащимся необходимо уметь самим составлять текст, они должны видеть ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано с МО Утверждаю:

Протокол №

от______________ Директор школы

Руководитель МО: С.В.Быкова

Н.В.Маркелова


Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Работа с текстом»

для учащихся 9 «А» класса

на 2014- 2015 учебный год

учителя русского языка и литературы

Титаевой Людмилы Александровны.


По учебному плану - 32 часа в год:

1 четверть - 8 часов 2 четверть - 7 часов

3 четверть - 10 часов 4 четверть - 7 часов



Пояснительная записка.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов, которым предстоит сдавать государственный экзамен в новой форме , где часть «С» предполагает самостоятельную работу с текстом (написание изложения исходного текста и сочинения-рассуждения). Данный курс включает теоретические сведения о тексте как важнейшей единицы речи: его разновидностях, структуре, стилистических особенностях, выразительных средствах. Кроме теории учащимся необходимо уметь самим составлять текст, они должны видеть признаки любого текста, в том числе и своего. Поэтому этот курс включает практикумы по работе с текстом, создание своего текста. Кроме того, надо иметь в виду, что в основе заданий частей «А» и «В» тоже лежит текст. Поэтому в данном элективном курсе предполагается повторение изученного материала по русскому языку, закрепляется умение работать с любым текстом.


  1. Цели и задачи курса.

Цели:

- углубление теоретических знаний учащихся о тексте как важнейшей единице речи;

- закрепление навыков работы с текстом и составления самостоятельного текста;

- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к русскому языку.

Задачи:

- обобщить и закрепить теоретические сведения о тексте, его структуре, основных признаках;

- выработать умение работать с любым текстом;

- закрепить умение составлять свой текст.


  1. Виды работ:

- лекции;

- практикумы;

- тесты;

- самостоятельные работы.

3.Тематический план.

п/п

Тема занятия

Дата проведения

Количество часов

1 четверть

8

1.

Вводное занятие.

13.09.

2.

Основные признаки текста.

20.09.

3.

Абзац. Микротема.

27.09.

4.

Основные средства связи предложений в тексте.

04.10.

5.

Типы речи.

11.10.

6.

Повествование. Работа с текстом повествовательного типа.

18.10.

7.

Описание. Сбор материала к сочинению-описанию любимого уголка природы, составление текста-описания.

25.10.

8.

Рассуждение. Работа над сочинением-рассуждением.

01.11.

2 четверть

7

9.

Сжатое изложение. Критерии его оценивания.

15.11.

10.

Основные приемы компрессии (сжатия) текста.

22.11.

11.

Практикум «Работа над сжатием текста».

29.11.

12.

Написание сжатого изложения.

06.12.

13.

Анализ сжатого изложения.

13.12.

14-15.

Тестовые задания текста и алгоритмы их решения.

20.12.

27.12.

3 четверть

10

16-17.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

17.01.

24.01.

18.

Тест по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

31.01.

19.

Синонимы. Их значение в тексте.

07.02.

20.

Сочинение на лингвистическую тему.

14.02.

21.

Основные функции знаков препинания в тексте.

21.02.

22-23.

Написание сочинения на лингвистическую тему, его анализ.

28.02.

07.03.

24.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом исходного текста.

14.03.

25.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

21.03.

4 четверть

7

26.

Самостоятельная работа с тестами.

04.04.

27.

Проверка знаний учащихся.

11.04.

28.

Анализ работ учащихся.

18.04.

29.

Обобщение изученного курса.

25.04.

30.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

02.05.

31.

Резерв

16.05.

32.

Резерв

23.05.



  1. Содержание курса.

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство учащихся с целями и задачами курса, возрастающей ролью текста в нашей речи и окружающей действительности, необходимостью развития навыков культурной речи и бережного отношения к родному русскому языку.

Тема 2. Основные признаки текста. Обобщение и повторение основных признаков текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность; относительная законченность.

Тема 3. Абзац. Микротема. Углубление знаний учащихся об абзаце, микротеме, их роли в тексте. Введение понятия «абзацное членение», его значения в смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения в тексте.

Тема 4. Основные средства связи частей и предложений в тексте. Углубление знаний учащихся о цепной и параллельной связи предложений в тексте. Закрепление умений определять вид связи предложений в тексте.

Тема 5. Типы речи. Обобщение и повторение типов речи (повествование, описание, рассуждение) и их композиционно-структурных и смысловых особенностей.

Тема 6. Повествование. Закрепление знаний учащихся о данном типе речи, его структурных особенностях в работе с текстом повествовательного характера.

Тема 7. Описание. Закрепление знаний учащихся о данном типе текста, его структурных особенностях в работе по сбору материала, составлении текста сочинения-описания любимого уголка природы.

Тема 8. Рассуждение. Повторение структурно-смысловых особенностей текста рассуждения. Закрепление навыков составления текста сочинения-рассуждения.

Тема 9. Сжатое изложение. Критерии его оценивания. Повторение сведений о подробном и сжатом изложении, их особенностях. Знакомство учащихся с основными критериями, по которым оценивается сжатое изложение в экзаменационной работе.

Тема 10. Основные приемы компрессии (сжатия) текста. Введение понятия «экспрессия» и знакомство с ее основными приемами (сжатия текста).

Тема 11. Практикум «Работа над сжатием текста». Выработать умение учащихся правильно использовать все приемы сжатия (на конкретном тексте).

Тема 12. Написание сжатого изложения по предложенному тексту.

Тема 13. Анализ сжатого изложения. Сделать анализ написанного учащимися изложения, используя критерии оценивания сжатого изложения. Провести работу над ошибками в нем.

Тема 14-15. Тестовые задания текста и алгоритмы их решения. Познакомить учащихся с тестовыми заданиями текста (аналогичными с экзаменационными) и алгоритмами их решения.

Тема 16-17. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Обобщить и закрепить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах русского языка, их значении в тексте. Углубить знания учащихся о разграничении тропов (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, перифраза) и фигур речи (антитеза, инверсия, оксюморон, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение, лексический повтор, однородные члены предложения).

Тема 18. Тест по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка». Проверить умение учащихся определять выразительные средства в предложенных им примерах из текста.

Тема 19. Синонимы. Их значение в тексте. Повторить и закрепить знания учащихся о синонимах как лексическом выразительном средстве, их значении в художественном тексте. Закрепить умение учащихся подбирать синонимы к словам, используя знания о стилистически окрашенной лексике.

Тема 20. Сочинение на лингвистическую тему. Закрепить понятие «лингвистическая тема», знания о структурных особенностях сочинения-рассуждения, познакомить с алгоритмом написания данного сочинения.

Тема 21. Основные функции знаков препинания в тексте. Обобщить знания учащихся об основных функциях знаков препинания в тексте (разделительной, выделительной, эмоционально-экспрессивной, смыслоразличительной). Закрепить умение определять данные функции в исходном тексте и составлять свой текст сочинения-рассуждения о функциях языкового явления.

Тема 22-23. Написание сочинения на лингвистическую тему, его анализ. Проверить умение учащихся использовать изученный материал в самостоятельно написанном сочинении на лингвистическую тему; сделать его анализ, указав типичные ошибки, допущенные в сочинении.

Тема 24. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом исходного текста. Объяснить учащимся разницу между сочинением на лингвистическую тему и сочинением на тему, связанную с анализом исходного текста. Познакомить с алгоритмом написания сочинения данного типа.

Тема 25. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Познакомить учащихся с основными критериями, по которым оценивается сочинение-рассуждение.

Тема 26. Самостоятельная работа с тестами. Проверить умение учащихся самостоятельно выполнять задания тестов.

Тема 27-28. Проверка знаний учащихся. Анализ работ учащихся. Проверить знания учащихся, полученные на занятиях элективного курса «Работа с текстом». Дать анализ выполненных работ, указав допущенные типичные ошибки.

Тема 29. Обобщение изученного курса. Обобщить сведения, полученные учащимися в течение знакомства с курсом «Работа с текстом».

Тема 30. Заключительное занятие. Подвести итоги работы учащихся в течение всего учебного года, сделать выводы о достижении цели, поставленной данным курсом, и выполнении задач, стоявших перед ребятами.

5.Предполагаемые результаты.

В результате изучения данного курса ученик должен

иметь представление:

- о тексте как важнейшей единице языка;

- о многообразии выразительно-изобразительных средств русского языка;

- о типах текстов;

знать:

- основные признаки текста;

- основные приемы компрессии (сжатия) текста;

- основные изобразительно-выразительные средства русского языка;

- основные функции знаков препинания в тексте;

уметь:

- находить основные признаки текста;

- применять основные приемы сжатия текста;

- составлять свой текст;

- правильно, логично, образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая правила построения текста.

6.Литература.

1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2006.

2.Драбкина С.В., Субботин Д.И. «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык- 2012. Успешная подготовка», М., «Интеллект-Центр», 2012

3.Кобзарева Л.А. «Элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика», Волгоград, издательство «Учитель», 2008г.

4.Серегина Л.М., Хорт О.А. «Элективный курс. Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания», Волгоград, издательство «Учитель», 2008г.






© 2010-2022