Конспект урока по русскому языку на тему

Цель: сформировать представление о значении глагола как части речи,                      представление о морфологических признаках глагола и                          егосинтаксической роли;           формировать умение находить глаголы в тексте, определять их                  морфологические признаки;           развивать речь учащихся;           воспитывать любовь к русскому языку. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Ожидаемые результаты: учащиеся находят глаголы в тексте, определяют их     ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Цель: сформировать представление о значении глагола как части речи,

представление о морфологических признаках глагола и

его синтаксической роли;

формировать умение находить глаголы в тексте, определять их

морфологические признаки;

развивать речь учащихся;

воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ожидаемые результаты: учащиеся находят глаголы в тексте, определяют их

синтаксическую функцию; знают морфологические признаки

глагола и определяют их; формулируют собственные

высказывания по теме; мотивируют свою деятельность.

Оборудование: раздаточный материал на карточках.

Содержание урока

1.Организационный момент.

Подготовка к восприятию новой темы.

Слово учителя:

- Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня предлагаю кое-кого навестить. А кого, вам предстоит угадать. Послушайте внимательно.

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки песком я в саду посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

(Такое неожиданное начало дает возможность нейтрализовать воспоминания о прошлых неудачах)

- Скажите, вы догадались к какой «деловой « части речи мы отправляемся в гости?

(ответы учеников)

Сообщение темы урока.

2. Основная часть урока

Изучение нового материала

Слово учителя:

Ребята, дайте определение глагола. (учащиеся дают оределение глагола).

- Предлагаю сформулировать тему нашего урока. (Учащиеся формулируют тему урока, учитель конкретизирует её).после просмотра плана морфологического разбора глагола,ет записан на доске!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Давайте поставим перед собой цели(чего мы должны достичь на уроке?)

Задание учащимся.

Учитель раздаёт листы с текстом.

Мэри Поппинс искала дом номер 17 на Вишневой улице. Джейн и Майкл тем временем сидели в Детской, глазели в окно, представляли, кто к ним придет. На улице гудел Восточный ветер, голые ветки вишен трепетали. Дети увидели, что в ворота вошла женщина. Одной рукой она придерживала шляпку, а в другой несла саквояж. Вдруг ветер подхватил ее, поднял в воздух и понес от ворот прямо к парадной двери дома.

- Прочитайте текст. Найдите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Выпишите в одну колонку глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, в другую - глаголы которые отвечают на вопрос что сделать? (Для создания соревновательного момента задание выполняется на скорость).

Группа, которая первой справилась с заданием читает выписанные глаголы, объясняет, на какие вопросы они отвечают. Остальные дополняют, исправляют ошибки.

- А теперь вспомните, как называются глаголы в первой и второй колонках и какой морфологический признак их объединяет (учащиеся определяют, что это глаголы совершенного и несовершенного вида, а значит один из морфологических признаков глагола есть вид.).

Объяснение учителя

- Глаголы употребляются в форме трёх наклонений: изъявительного (читаю), повелительного (читай), условного (читал бы)

Задание на скорость.

От записанных учителем на доске глаголов образовать наклонения (бежать, звонить, мечтать, терпеть). Группа, которая первой справится с заданием, озвучивает его, остальные контролируют и исправляют.

Объяснение учителя

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам. Например: я пишу, напишу (1-е лицо ед. числа); ты пишешь, напишешь (2-е лицо ед. числа) и т.д.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, например: он читал - они читали. В единственном числе прошедшего времени глаголы изменяются по родам, например: он читал, она читала, оно читало.

Распределительный диктант

Распределите глаголы в три столбика. В первый - глаголы прошедшего времени, во второй - настоящего, в третий - будущего. Перед каждым столбиком запишите вопросы, на которые отвечают глаголы соответствующего времени.

Написал, читаю, приготовлю, могу, думаю, отдохну, выполнила, спала, открою, танцую, спою, воскликнул, придумаю, леплю.

После выполнения задания к ромашке прикрепляется лепестки со словами «ВРЕМЯ», «ЛИЦО», «ЧИСЛО».

Объяснение учителя

Ёщё одна черта Глагола - это возвратность. Глаголы, оканчивающиеся на -СЬ, -СЯ называются возвратными. Например: умылась, рассмеялся.

Приведите свои примеры (ученики приводят примеры возвратных глаголов).

К ромашке прикрепляется лепесток со словом «ВОЗВРАТНОСТЬ».

Определение синтаксической роли глагола

2 учащихся (по желанию) записывают на доске предложения

Над спящим озером лес шумит листвой.

В ночь погода зашумела, взволновалася река…

Найти глаголы, подчеркнуть как член предложения.

- Каким членом предложения глагол бывает чаще всего?

(Ученики самостоятельно формулируют вывод о синтаксической роли глагола)

5. Домашнее задание.

составить сказку о Глаголе или стране Глаголии.

(Индивидуальное) 2 ученика (с низким уровнем мотивации или с низкой успеваемостью, или те, кто не всегда выполняют д/з) будут проводить опрос на следующем уроке. Поэтому должны составить 4-5 вопросов по теории и до урока проверить с учителем своё



© 2010-2022