Урок по литературе в 6 классе на тему Абай - с нами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по казахской литературе в 6 классе

"Абай - с нами".

/ Отрывок из романа М.О.Ауэзова "Путь Абая", том 2, гл.I "Абай - ага"./

Задачи: а/ обучающие - помочь учащимся понять Абая как человека величественной судьбы, понять огромную роль Абая в развитии казахского общества; б/ развивающие - совершенствовать навыки анализа художественного произведения, вычленять главное в прочитанной, формировать умение размышлять, уметь делать осознанные выводы по теме, развивать монологическую речь и навыки выразительного чтения;

в/ воспитывающие - прививать любовь и уважение к казахской литературе, пропаганда умной, настоящей книги, привитие интереса к чтению, формирование высоких нравственных качеств.

Словарная работа: ЮНЕСКО - межправительственная организация, специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры»

Оптимизм - мировосприятие, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в лучшее будущее, склонность видеть во всём хорошие, светлые стороны.

Абай - с нами.

Абай /Ибрагим/ Кунанбаев / 1845-1904/.

В ходе урока предлагается ответить на следующие вопросы: I. Каким я увидел Абая в главе "Абай - ага" из романа

М.Ауэзова "Путь Абая"? Как понимаете добавление ага к имени?

2. Почему к имени Абай добавляется слово великий?

3. Затронули прочитанные страницы ваше сердце? Чем?

Музыкальное оформление /звучит мелодия на произведения

Абая, исполняемая на домбре/.

Начнём с вопроса: "Кем был Абай? Что можем добавить к этому имени?"

- Великий мыслитель, композитор, просветитель, он был гением своего

времени, выдающейся личностью в общественной и литературной жизни

Казахстана прошлого века.

А вот такими сердечными строками говорил поэт с грядущим, то есть с нами:

Я для тебя загадка,

я и мой путь.

Знай, потомок,

дорогу я для тебя стлал, Против тысяч сражался -

не обессудь!

Попробуем на нашем уроке хотя бы частично разгадать эту загадку /полностью это пока невозможно, так как, по словам известного акына Джамбула, Абай "течением мысли, как море, глубок"/, проследим, как он нёс во мраке невежества яркий факел поэзии, указывая своему народу новые горизонты, откуда взойдёт солнце.

Стр. 5. Читаем на странице первый абзац. Поэтическая картина природы помогает нам ощутить общую атмосферу жизни: пасмурное осеннее небо ассоциируется с безрадостной, тягостной серой жизнью казахского народа; увядание в природе /учащиеся находят соответствующие слова и выражения: уныло, голые ветви, потерявшая листья, пересохший, облетевшими, пожелтевшая, ставший белёсым, поблёкшая трава/ - с полным обнищанием; гонимое ветром перекати-поле - с унижением, беззащитностью и бесправием; обильная роса - с горькими слезами народа.

Но оптимистически звучит в описании фраза "День только что занимается"./Уточняется лексическое значение слова "оптимизм"/.

Жизнь - это трудный и сложный путь, а Абай проводник, ведущий людей через темноту, серость, чащу. Поэтому и роман начинается с

движения по степи группы всадников /назвать их и отметить, что в большинстве это молодые люди, и Абай ехал впереди. Где молодёжь, там смех и шутки. Это поэты.

Выборочное чтение диалога на стр. 5-6 /Магаш, Какитай, Акылбай, Дармен/.

Как сумели разрешить спор?

- Какитай /молодой / и Баймагамбет обращаются к суду Абая-ага.

Автор помогает нам понять, что Абай - авторитетный человек и мудрый наставник молодёжи. В своём ответе он подчёркивает, что поэт должен владеть богатством речи.

Дальше мы уже видим Абая. /Зачитать портретную характеристику/.

О какой страшной тайне поведал спутникам Абай?

- О тайне курганов.

Это своеобразный призыв к памяти, человеческому состраданию. И природа к этому не безучастна /"В порывах осеннего ветра, клонившего траву над могилами, юношам слышался жалобный, печальный напев"/. Это правда, действительно, "страшная".

Стр. 9. Из рассказа о мальчике, ребёнке Енлик и Кебек, после прочтения отрывка выбрать эпитеты, характеризующие мальчика, его палачей; каким было солнце - символ жизни на земле.

Дать ответы на следующие вопросы:

Кто заставил людей сделать эту жестокость?

- Тогдашний глава рода - Кенгирбай.

Какое страшное преступление на другом властителе - Кунанбае?

- Убийство Кодара и его снохи, он заставил людей убить их.

Какое насилие терпит народ от Азимбая?

- Стр. 14, жалоба Абды. Проследим за аппетитом степных хищников /размышления Абая о них на стр. 19/: Кенгирбай - группка людей, Кунанбай - группка, Азимбай - аппетит возрос до семи аулов.

С помощью какой образной фразы автор даёт нам понять, что Азимбай - лютый враг народа?

- Живое тело народа клюёт, рвёт на части клыками!
Какой мыслью заканчивает Абды излияние своих чувств?

- Будет ли тому конец, увидим ли мы когда-нибудь в жизни свет?

Посмотрим, как на этот вопрос отвечает автор.

а/ Стр.16. Чтение в лицах: автор, Абды, Азимбай, Иса…

б/ Эта сцена накаляется какими действиями Абды, Сержана и Аскара?

- Отобрали косы, изломав их, вооружились черенками, приготовившись к побоищу.

в/ Какой образ борца против зверств и насилий кунанбаевцев ещё выводит автор?

- Базаралы, вставшего во главе бедноты рода Жигитек и прочего угнетённого люда Чингизской волости.

Стр. 45, в последнем абзаце даётся характеристика Базаралы как борцу против тирании степных хищников.

А теперь приблизимся к степным воротилам /стр. 42, чтение 3 и 4 абзацев/. Отсюда видно, кто и какие составляет законы в степи. При этом,

желая придать элемент святости, обращаются к духу предков - Кенгирбаю.

Стр. 85, зачитать пейзаж; отметить эпитеты - мутно-голубой, угрюмый, невежественные, мрачный, могильный, глухая, суровые, косные,

жестокие законы, стойкая тьма, вечная ночь; глаголы - сгущаются, синело; наречие - гуще.

Пейзажная зарисовка олицетворяет в образе степных воротил тёмные силы степи, где "сильный всегда валил слабого".

Стр. 36. Продолжить чтение в лицах: автор, Уразбай, Жиренше.

В лице Абая они чувствуют твердыню, о которую разбиваются их чёрные замыслы, потому что Абай отрицает тёмные стороны жизни. К тому же он ещё и молодых поэтов ведёт за собой.Он вдохновил Дармена на создание поминальной молитвы Енлик и Кебеку, утверждает высокое понимание поэзии /стр. 10, зачитать/, побуждает молодых людей к созиданию: каждый горит желанием написать стихи о пережитом.

Стр. 15, читаются рассуждения Абая, в которых он учит мужеству. Не только на словах, но и собственным примером.

Стр. 19, от слов "Нет, если в юности…" до слов "…их велений должна слушаться моя совесть…"

Чтение абзаца на стр.19-20. Если путь поэта сливается с путём народа, для него нет смерти.

Стр. 24, половина 3-его абзаца; стр. 26, абзац со слов "И Абай снова вернулся к тому…", стр. 27 со слов "А вот обратимся к России…" до слов "…это будет истиной и нашей, и общенародной"; абзац на стр. 26-27.

На какую мысль могут натолкнуть эти слова Абая?

- Мы видим важные признаки его гениальности - это умение подняться над узконациональными интересами, мыслить

общечеловеческими ценностями. Являясь глубоко народным поэтом, Абай в то же время сумел подняться на уровень учителя общечеловеческого масштаба. Вот и наша история воздаёт должное памяти поэта, избравшего себе в удел тревоги и думы, борьбу и муки, судьбу - общую с судьбой своего народа. Совет ЮНЕСКО принял решение включить его имя в число выдающихся людей, и в рамках этой международной организации его юбилейная дата рождения отмечалась мировым сообществом.

Говоря образным языком, семена, посеянные Абаем Кунанбаевым в почву казахской культуры, дали обильные плоды, и сегодня их пожинают потомки поэта. Поэтому уместно сказать, что Абай и сегодня - с нами. Фирдоуси писал:

Всё в мире покроется пылью забвенья,

Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья.

Лишь дело героя да речь мудреца

Проходят столетья, не зная конца.

Думается, эти строки можно вполне отнести к жизни Абая. Он

оказывал и продолжает оказывать влияние на моральный и духовный облик людей. Эпиграфом к уроку могут служить лирические строки самого Абая:

К порывам юные сердца зову,

Я человечность ставлю во главу.

Абай, сын своего века, является и нашим современником за эту человечность.

Выполняется самостоятельная работа по вопросам, прозвучавшим в самом начале урока. Учащиеся работают письменно по вариантам:

  1. вариант - I и 3 вопросы;

2 вариант - 2 и 3 вопросы. На дом даётся задание продолжить исследование текста - выписать в тетрадь по литературе пословицы, встречающиеся в рассматриваемой главе.


© 2010-2022