Конспект урока по литературе Мысль семейная в романе И. С. Тургенева Отцы и дети

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» (2 часа)

Цели урока:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об одной из ключевых тем русской литературы 19 века «Мысль семейная» как нравственный ориентир человеческой жизни»;

- осознать абсолютную ценность нравственных категорий: любовь к родителям, превосходство добра, торжество любви, ответственность за тех, кто рядом, признание права на иное миропонимание; стремление к жизни в мире и согласии;

- определить место романа Тургенева в ряду классических произведений русской литературы.

Задачи:

- знать логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы 19 века;

- знать содержание изученного произведения, его место в литературном процессе;

- уметь определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

- уметь давать доказательную и убедительную оценку событиям в произведении;

- уметь свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы.

Вид и форма урока:

Урок ознакомления с новым материалом с параллельным обобщением и систематизацией знаний в форме лекции с элементами беседы.

Оборудование:

Мультимедийная презентация с портретами и именами писателей 19 века.

Ход урока:

«Был на свете самый чистый и светлый праздник! Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе - чувство домашнего очага». Эти слова принадлежат поэту, чье творчество является отражением другого века, века бездомности и тревоги, А. Блоку.

19 век - это восприятие национального мира как дома, русской жизни, как домашнего гнезда. Жизнь - дом, народ - семья, каждый человек чувствует тепло общего домашнего очага.

Начало «мысли семейной», как основы миропонимания, было положено «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина. Петруша Гринев, покидая родительское гнездо, попадает в «буран» событий, мерилом отношений в котором являются ценности, заложенные в отчем доме: «береги честь смолоду». Герой выходит из водоворота жизни, обретая свой домашний очаг, в котором нет места лжи, предательству, мести...

Для героя И. А. Гончарова «тихая семейная пристань» становится противовесом «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванию друг у друга дороги, сплетням, пересудам...» петербургской жизни.

/Всп., о чем мечтал Илья Обломов?/

«Он то и дело извлекал из воображения готовые уже нарисованные им картины...»: дом, жена, кресло, чай, аллея, мечты, биение сердца, природа... «Небо там, кажется, напротив ближе жмется к земле, ...чтоб обнять ее покрепче, с любовью. Оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь от невзгод».

Семейный очаг дарит человеку ощущение гармонии внутреннего мира с миром окружающим.

/Всп. Неприкаянность и бездомность Онегина, Печорина, Чичикова./

Отсутствие «семейной опоры» приводит Катерину к душевным страданиям и предчувствию грозы в окружающем ее мире. В поисках гармонии героиня готова принести себя в жертву.

Распад «семейных уз» ведет к разладу с окружающим миром, т. к. выбивается опора из-под ног.

В романе Тургенева «мысль семейная» заложена уже в названии. Это и непосредственные внутрисемейные отношения: Николай Петрович и Аркадий Кирсановы, Василий Иванович и Евгений Базаровы. Это и отношения между поколениями: старшим и младшим. Это и отношения социальные: мужик в разговоре с Базаровым произносит: «а против нашего то есть миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы».

Тургенев не случайно начинает роман с возвращения в отчий дом. И не случайно это дом Кирсановых.

/Почему?/

В этом доме отношения основаны на чувстве. (Любовь когда-то определила будущую жизнь хозяина дома, любовь движет Н. П., когда он выезжает навстречу сыну, любовь помогает преодолеть социальные амбиции и выстраивать семейные отношения с дочерью экономки Фенечкой.) Марьино - идеал семейной жизни, пожалуй, и для самого автора. Именно поэтому Аркадий, следуя «заветам отца» выстраивает свою жизнь по готовому уже сценарию.

/Почему место Одинцовой занимает Катя?/

Павел Петрович, казалось бы, тоже сын своих родителей (отец - боевой генерал 1812 года), живет вместе с братом и дорожит родственными отношениями, однако его жизнь - абсолютный разлад с окружающим его миром: «всю жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен», не считает для себя возможным признать право на иное понимание жизни.

Ср. с Н П: «.. .я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?»/

Именно социальные амбиции становятся преградой на пути к семейному счастью у П. П. (влюбился в княгиню). Именно социальные амбиции заставляют П. П., живущего в отдалённом от светской жизни месте, придерживаться ненужных привычек, не подать руку при встрече с Базаровым (сыну полкового лекаря), а тот еще и смеет в спор вступать и на жизни иначе смотреть? «У нас еще будет схватка с этим лекарем... П. П. Сошел в гостиную уже готовый к бою раздраженный и решительный. Он ждал только предлога, чтобы накинуться на врага».

Семья = готовность принять другого без оглядки на что-либо.

Отсюда одиночество и тоска П. П., зависть к семейному счастью брага и тоска по отсутствию смысла в собственной жизни: после приезда Аркадия он долго не мог заснуть «Бог знает где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточено и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними только воспоминаниями. А в маленькой... комнатке ...сидела... молодая женщина, Фенечка, и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка»; после посещения комнаты Фенечки, с запахом недавно выкрашенного пола, ромашки и мелиссы, с банками любимого Н. П. варенья из крыжовника на окнах, П. П. вернулся в свой изящный кабинет с персидским ковром, ореховою мебелью и т.д., «бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, почти с отчаяньем глядя в потолок».

Дуэль с Базаровым перевернула отношение к жизни П. П. Осознав ценность человеческих отношений без социальных предрассудков и амбиций (поведение Базарова до, во время и после дуэли), «он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела».

/Мог ли П. П. убить Б.? «Я буду драться серьезно», «Он прямо в нос целит», «Что-то резкое зыкнуло около самого уха Б.»

Мог ли Б. убить П. П? «...Не целясь надавил пружинку», «П. П. дрогнул слегка и хватился рукой за ляжку»/.

П. П. Осознал истину «Что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!».

Под собственной жизнью герой подводит черту «А в это время целая погибшая жизнь в нем трепетала». Все то, что составляло его понимание жизни («аристократизм») он называет «всякой суетой». Именно в этот момент он становится неинтересен и для самого автора произведения: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец».

Уходом из жизни заканчивается и сюжетная линия ведущего героя романа Евгения Базарова. Это герой - идеолог, строящий свою жизнь в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой. Если Аркадий с досадой оценивает хозяйственные проблемы имения, то Базаров досадует на жалкие возможности отдельного человека, который оказывается не в состоянии изменить целый мир.

«Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!»

/= А. Болконский, = Р. Раскольников/

«Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь» (= дорога к Раскольникову).

/О каких неприятностях говорит Базаров?

Что может делать человека слабым, неспособным заняться преобразованием мира?/

«По-моему - лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца...» Любовь к Одинцовой делает Базарова беспомощным перед чувством: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость... Оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе...»

Именно поэтому в разговоре с Одинцовой Базаров признается: «тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается».

А так как Базаров максималист: «или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата...», не дорожа собою, не размышляя и выжидая, то и требования к себе у него предельно жестки и бескомпромиссны.

Семья, любовь родителей, забота о близких становятся для Базарова таким же испытанием, как и любовь к женщине. Базаров не может позволить себе быть слабым, Енюшей, заботливо обнимаемым и благословляемым ребенком.

Он, сын полкового лекаря, внук дьячка, сам, в отличие от своего друга, выстраивал собственную жизнь: «другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? Он отроду лишней копейки не взял...»

Базаров настолько трудолюбив, образован, убедителен в своих воззрениях, что даже слуги видят его преимущество в спорах с П. П.

Анна Сергеевна Одинцова, признавая интеллектуальную силу Базарова, говорит: «...Вы человек не из числа обыкновенных; вы еще молоды - вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? Какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать - какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы?»

И, когда Базаров отвечает, что он будущий уездный лекарь, она восклицает: «Вы - с вашим самолюбием - уездный лекарь!».

В базаровском максимализме его сила и слабость одновременно.

Размышляя о возможностях сделать счастливым человечество, он не придает значения простому человеческому счастью. Он не видит смысла в скором возвращении домой, не придает значения долгому ожиданию родителей. Он, являясь свидетелем встречи Аркадия с Н П., (а они ведь не виделись всего полгода), волнения отца, радости сына, отказывает в этих чувствах своим родителям. Именно теплое искреннее отношение Н. П. к сыну замечено Базаровым и получает из его уст высокую оценку: «А отец у тебя славный малый... Он добряк». Именно так Б. отзовется и о своем отце: «Презабавный старикашка и добрейший... Такой же чудак, как твой...»

О своих родителях Б. впервые вспоминает перед поездкой в губернский город: «Надо к отцу проехать. Он от *** в тридцати верстах. Я его давно не видал, и мать тоже. Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один.»

Однако встреча с Одинцовой снова отодвигает свидание с семьей. Б. решает ответить на приглашение незнакомой женщины, не придавая значения чувствам своих родителей: «Поздравь меня... Сегодня 22 июня (приехали в имение 20 мая), день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, - прибавил он, понизив голос... - Ну, подождут, что за важность».

/Всп., как ждал приезда Аркадия Н. П.?

А как ждали приезда Евгения его родители?/

«... Ах, Евгений Васильевич, как не ждать-то-с! Верите ли богу, сердце изныло на родителей на ваших глядючи.»

/Ср. 2 встречи...

.о/В родительском доме Базаров чувствует себя любимым сыном, окруженным лаской, заботой, теплом своих родителей. Он злится, раздражается, чувствует себя беспомощным перед родительскими чувствами. Арина Власьевна + Василий Иванович = Н. П. + его Маша, Фенечка, = семья Мироновых: «Подобные женщины уже переводятся. Бог знает - следует ли радоваться этому!»

Б. не может заснуть в доме родителей, он признается Аркадию:

«- Та осина ....напоминает мне мое детство; она растет на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом, я никогда не скучал возле них. Я не понимал тогда, что я не скучал оттого, что был ребенком. Ну, теперь я взрослый, талисман не действует».

Диалог между Аркадием и Базаровым становится значимым для понимания образа главного героя.

  • Сколько ты времени провел здесь всего? - спросил Аркадий.

  • Года два сряду; потом мы наезжали. Мы вели бродячую жизнь; больше все по городам шлялись.

  • А дом этот давно стоит?

  • Давно. Его еще дед построил, отец моей матери.

  • Кто он был, твой дед?

  • Черт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть.

  • То-то у вас в гостиной портрет Суворова висит. А я люблю такие домики, как ваш, старенькие да тепленькие; и запах в них какой-то особенный.

  • Лампадным маслом отзывает да донником, - произнес, зевая, Базаров. - А что мух в этих милых домиках... Фа!

  • Скажи, - начал Аркадий после небольшого молчания, - тебя в детстве не притесняли?

  • Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.

  • Ты их любишь, Евгений?

  • Люблю Аркадий!

  • Они тебя так любят!

Базаров помолчал.

  • Знаешь ли ты, о чем я думаю? - промолвил он, наконец, закидывая руки за голову.

  • Не знаю. О чем?

  • Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей, великодушничает с крестьянами...; и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами да охами, что ей и опомниться некогда; а я...

  • А ты?

  • А я думаю: я вот лежу здесь под стогом... Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!

  • ...Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит,.. а я... я чувствую только скуку да злость».

/Что позволяет понять этот диалог в характере Базарова?/

/Почему герой чувствует только скуку да злость?/

Путь самопознания Базарова = путь самопознания А. Болконского, не желающего примириться с собственным «ничтожеством» на фоне неба под Аустерлицем. Они не понимают, что величие человека заключено в нем самом.

На вопрос Аркадия «когда ты себя ломал?», Базаров отвечает: «Я только этим и горжусь».

Ломая в себе человеческое, Базаров не понимает, на что обрекает себя и людей, которые его окружают.

«- Посмотри, - сказал вдруг Аркадий, - сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым».

Отцовская любовь именно человеческое видит в Базарове и этим «обезоруживает» героя»: «Вы... прекрасному предаетесь занятию. Лежа на «земле», глядеть «в небо», «Сколько в вас силы, молодости самой цветущей, способностей, талантов!»

Базаров борется с собственными чувствами.

С одной стороны, он замечает «преданность и нежность» в глазах Арины Власьевны, неотступно обращенных на сына. «В них виднелась и грусть, смешанная с любопытством и страхом, виднелся какой-то смиренный укор».

С другой стороны - «Уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя... Отец мне твердит, «мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться...»

Базаров причиняет страдание родителям, пытаясь заглушить в себе живое, трепещущее сердце, умеющее любить, ценить, понимать искренние чувства:

«Когда старички остались одни в своем, тоже как будто внезапно съежившемся и подряхлевшем доме, - Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь. «Бросил, бросил нас, - залепетал он, - бросил, скучно ему стало с нами. Один, как перст теперь один!» - повторил он несколько раз... Тогда Арина Власьевна приблизилась к нему и, прислонив свою седую голову к его седой голове, сказала: «Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел; а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня».

Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: Она утешила его в печали».

/На что обрекает себя Базаров?/

/Можно ли говорить, что в этом проявляется и позиция автора? Всп. семейные отношения у Кирсановых/

/Почему Фенечка становится привлекательной для Базарова? (Образ матери, женственности, естественности)

/Можно ли говорить, что чувства все-таки одерживают верх в душе Базарова? Когда это произошло окончательно? (Дуэль с П. П.)

Но Базаров, осознав ценность семейных отношений (называет «делом хорошим» решение Аркадия жениться), сам счастливым не становится. В его «жизненном чемодане» образовалась «пустота», заполнить которую он уже был не в состоянии.

Базаров навсегда прощается с теми, с кем свела его жизнь, т.к. в этом мире для него места не было.

«.. .Что за охота говорить и думать о будущем которое не от нас зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере, тем будешь доволен, что напрасно не болтал».

Он отправляется туда, где для него всегда найдется место, где ему не нужно будет скрывать свое трепетное сердце, где его душе придется пройти через настоящее испытание. Это будет поединок Человека со смертью. Это испытание будет пройдено до конца: «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану».

Смерть Базарова в отчем доме подарила успокоение измученной душе и ввела в исступление Василия Ивановича: «Я говорил, что я возропщу, - хрипло кричал он, с пылающим перекошенным лицом, потрясая в воздухе кулаком, как бы грозя кому-то, - и возропщу, возропщу!» Но Арина Власьевна, вся в слезах, повисла у него на шее, и оба пали ниц. «Так, - рассказывала... Анфисушка, - рядышком и понурили свои головки, словно овечки в полдень...»

Д/з: Дать развернутые ответы на вопросы:

  1. Что же истинно в жизни человека, а что иллюзия по Тургеневу?

  2. В чем писатель видит смысл человеческой жизни?

  3. В чем смысл финала произведения?

5


© 2010-2022