Программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежи

Республики Крым


ГБПОУ РК «Симферопольский ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ колледж»


УТВЕРЖДЕНО

Заведующим отделением

________________________________________

название отделения

_______ ___________________

подпись инициалы, фамилия зав. отделением

«___» _____________201__г.


рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ


19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий




















2014г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:

19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

19.00.00 Промышленная технология и биотехнология

19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Организация-разработчик: ГБПОУ РК« Симферопольский политехнический колледж»

Разработчик:

Сидорова Е.В. - преподаватель общепрофессиональных дисциплин.

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании Цикловой методической комиссии

социально-гуманитарных дисциплин

протокол №___ от «___»_________2014г.

____________ _Т.В. Мелеги___

Подпись ФИО председателя ЦМК





© Е.В.Сидорова



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Делопроизводство и культура речи является вариативной частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО

19.00.00 Промышленная технология и биотехнология

19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональные дисциплины

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав вариативной части циклов ОПОП, опре6деляемой образовательным учреждением.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи.

  • владеть различными видами устного общения, готовиться к публичному выступлению.

  • правильно употреблять слова в речи, определять лексическое значение слова; пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова.

  • пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.

  • употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.

  • составлять различные типы документов, правильно подбирая языковые средства.

  • различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • понятие «литературный язык», основные условия эффективного языкового общения, композицию публичного выступления.

  • язык профессии, терминологию своей специальности, источники пополнения лексики современного литературного языка.

  • назначение и квалификацию документов, требования к составлению и оформлению различных видов документов и правила их оформления.

  • синтаксический строй предложений.

  • правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

  • функциональные стили литературного языка.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

всего - 100 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 51 часов;

практические занятия - 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 49 часов;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

100

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

51

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

34

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

49

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии

-

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Русский язык и культура речи.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Домашнее задание

1

2

3

4


Раздел 1.



1,2



Тема 1.1

Основные понятия о литературном языке и культуре речи

Содержание учебного материала

11

1

Введение.

Роль и значение литературного языка в общественной жизни.

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качество хорошей речи.

2

1


Практические занятия

2



1

Построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

5



1

2

№1Составление конспекта по теме «Культура речи. Нормы русского языка».

Выполнение упражнений.

№2Подготовка реферативных сообщений по теме «Русский язык в современном мире», «Язык и культура».

3

2


3

3

Выполнение СР №1,2


Тема 1.2

Язык документов.

Содержание учебного материала

15

2


1

Документ и его функции.

Общие требования к составлению и оформлению документов. Критерии классификации документов.

2

2

Выполнение СР№3

2

Стандартизация делового текста.

Реквизиты деловых документов. Сокращение слов и словосочетаний.

2

2

Выполнение СР№4

Практические занятия

4



1

Перечислить правила, которые необходимо соблюдать при составлении документа. Составить документ по личному составу.

2

2

Выполнение СР№5

2

Составить и оформить документ с высоким и низким уровнем стандартизации.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

7



1

№3Составление конспекта по теме «Правила оформления реквизитов»

2

3


2

№4Выполнение упражнений

2

3


3

№5Подготовить сообщение «Деловой разговор как особая разновидность устной речи».

3

3



Тема 1.3 Профессиональная лексика и словообразование.

Содержание учебного материала

15

2


1

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Стилистические возможности словообразования. Профессионализмы и канцеляризмы.


2


2



.




Практические занятия

6



1

Термин и его признаки.

Терминология как система. Общенаучная, межотраслевая и узкоспециальная терминология. Алгоритм создания терминологического стандарта.

2

2

Выполнение СР№6

2

Работа по подбору фразеологических клише для профессиональной лексики

2

2

Выполнение СР№7

3

Работа с текстами. Нахождение и исправление в тексте лексических ошибок, определение функционально-стилевой принадлежности слова.

2

2

Выполнение СР№8

Самостоятельная работа обучающихся

7



1

№6Составление кроссворда на технологическую тематику.

3

3


2

№7Составление текстов с применением технических терминов.

2

3


3

№8Каковы особенности первых русских документов?

2

3



Тема 1.4 Документирование в управленческой деятельности

Содержание учебного материала

15

2


1

Оформление различных типов документов.

Организационно-распорядительные и справочно-информационные документы .

2

2

Выполнение СР№9





Практические занятия

6



1

Документы по личному составу предприятия.

Коммерческие документы

2

2

Выполнение СР№10

2

Редактирование текстов распорядительных документов.

2

2

Выполнение СР№11

3

Составление справочно-информационных документов, определение их реквизитов.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

7



1

№9Составление конспекта по теме «Организационные документы»

3

3


2

№10Составить образцы деловых писем с соблюдением всех необходимых реквизитов.

2

3


3

№11Языковые формулы официальных документов.

2




Тема 1.5 Культура устного делового общения

Содержание учебного материала

16

2


1

.Основные направления изучения культуры и этики делового общения в России.

Моральные нормы и принципы культуры общения. Этикет как совокупность правил поведения человека.

2

2

Выполнение СР№12





Практические занятия

6



1

Виды делового общения.

Виды и жанры публичных выступлений. Телефонный этикет.

2

2

Выполнение СР№13

2

Составление «Правил поведения и соблюдения служебного этикета для работников транспортной отрасли».

2

2

Выполнение СР№14

3

Подготовка текста выступления деловых бесед по профессии.

Составление телефонных диалогов на профессиональные темы.

2

2

Выполнение СР№15

Самостоятельная работа обучающихся

8



1

№12Составление презентации « Коллективное обсуждение деловых проблем»

2

3


2

№13Составление конспекта «Этикет в Вашей жизни»

2

3


3

№14Составить таблицу «Отличительные черты принципов современного этикета и ранее существовавших».

2

3


4

№15Подготовить сообщение «Взаимосвязь делового этикета с этикой деловых отношений».

2

3



Тема 1.6 Синтаксис устного и письменного делового общения

Содержание учебного материала

15

2


1

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложения.

Синтаксический строй предложений. Актуальное членение предложения.

2

2

Выполнение СР№16

Практические занятия

4



1

Анализ синтаксического строя текстов официально-делового, учебно-научного стилей.

2

2

Выполнение СР№17

2

Синтаксический разбор предложений из профессионально значимых текстов.

2

2

Выполнение СР№18,19

Самостоятельная работа обучающихся

9



1

№16Составление конспекта по теме «Выразительные возможности русского синтаксиса»

3

3


2

№17Кратко изложить историю развития русского делового письма.

2

3


3

№18Выполнение упражнений

2

3


4

№19Подготовить сообщение «Каковы особенности первых русских документов»

2

3



Тема 1.7 Стили речи. Речевая культура в деловом общении

Содержание учебного материала

12

2


1

.Функциональные стили речи.

Сферы использования функциональных стилей речи. Особенности построения текстов

2

1,2

Выполнение СР№20

Практические занятия

4



1

Составление таблиц «Функциональные стили речи».

Составление текстов различных стилей.

Составление монологов и диалогов на профессиональные темы.

2

2

Выполнение СР№21,22

Подготовиться к КР

2

Контрольная работа

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

6



1

№20Составление текстов разных типов речи на профессиональную тематику

2

3


2

№21Выполнение упражнений

2

3


3

№22Каковы перспективы развития письменного делового общения?

2

3



Всего

100



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и культура речи», каб. 108.

Оборудование учебного кабинета «Русский язык и культура речи»:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект нормативной документации;

  • комплект учебно-методической документации;

  • наглядные пособия.

Технические средства обучения:

  • видеопроектор, МФУ (принтер, сканер),

  • локальная сеть, доступ к сети Internet,

  • электронные ресурсы.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной

литературы.

Основные источники:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ.

сред. проф. учеб. заведений.- М., Изд. Центр «Академия», 2013.

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. Уч.

пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М., Изд. Центр «Академия», 2013.

3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс,2013.

4. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов

н/Д: Феникс, 20013

Интернет-ресурсы:

1. gramota.ru

2. slovari.ru

3. sokr.ru

4. megakm.ru/ojigov

5. redactor.ru

6. ruscenter.ru

7. ipmce.su/~igor/osn prav.html

8. hi-edu.ru

Дополнительные источники:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Уч.

пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студ. сред.

спец. учеб. заведений/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. - Ростов н/Д, 2009.

3. Измайлова Л.В. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2008.

4. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2008.

5. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. - М., 2006.

6. Русский язык: Учебник для сред. спец. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Максимова.

- М., 2009.

7. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. - Саратов: ОАО Издательство

«Лицей», 2001.

8. Шумарин С.И., Шумарина М.Р. Виды лингвистического разбора: Учебное

пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев,

гимназий. Изд. 2-е, испр. и доп. - Балашов, 2009. - 96 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения:

- строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

Построение письменной и устной речи в соответствии с языковыми и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и

целесообразности;

Анализ своей речи с точки зрения нормативности, уместности и целесообразности;

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

Устранение ошибок и недочетов в письменной и устной речи;

Знания:

-различия между языком и речью;

- функции языка как средства

Проведение лингвистического анализа текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

- специфику устной и письменной речи;

правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

Продуцирование текстов с учетом специфики устной и письменной речи









© 2010-2022