- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сидорова Е.В. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования, науки и молодежи
Республики Крым
ГБПОУ РК «Симферопольский ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ колледж»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующим отделением
________________________________________
название отделения
_______ ___________________
подпись инициалы, фамилия зав. отделением
«___» _____________201__г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ
19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:
19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
19.00.00 Промышленная технология и биотехнология
19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
Организация-разработчик: ГБПОУ РК« Симферопольский политехнический колледж»
Разработчик:
Сидорова Е.В. - преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании Цикловой методической комиссии
социально-гуманитарных дисциплин
протокол №___ от «___»_________2014г.
____________ _Т.В. Мелеги___
Подпись ФИО председателя ЦМК
© Е.В.Сидорова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Делопроизводство и культура речи является вариативной частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
19.00.00 Промышленная технология и биотехнология
19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональные дисциплины
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав вариативной части циклов ОПОП, опре6деляемой образовательным учреждением.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи.
-
владеть различными видами устного общения, готовиться к публичному выступлению.
-
правильно употреблять слова в речи, определять лексическое значение слова; пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова.
-
пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.
-
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.
-
составлять различные типы документов, правильно подбирая языковые средства.
-
различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
понятие «литературный язык», основные условия эффективного языкового общения, композицию публичного выступления.
-
язык профессии, терминологию своей специальности, источники пополнения лексики современного литературного языка.
-
назначение и квалификацию документов, требования к составлению и оформлению различных видов документов и правила их оформления.
-
синтаксический строй предложений.
-
правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.
-
функциональные стили литературного языка.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
всего - 100 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 51 часов;
практические занятия - 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 49 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
100
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
51
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
34
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
-
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
49
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
………………
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии
-
-
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Русский язык и культура речи.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
Домашнее задание
1
2
3
4
Раздел 1.
1,2
Тема 1.1
Основные понятия о литературном языке и культуре речи
Содержание учебного материала
11
1
Введение.
Роль и значение литературного языка в общественной жизни.
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качество хорошей речи.
2
1
Практические занятия
2
1
Построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
5
1
2
№1Составление конспекта по теме «Культура речи. Нормы русского языка».
Выполнение упражнений.
№2Подготовка реферативных сообщений по теме «Русский язык в современном мире», «Язык и культура».
3
2
3
3
Выполнение СР №1,2
Тема 1.2
Язык документов.
Содержание учебного материала
15
2
1
Документ и его функции.
Общие требования к составлению и оформлению документов. Критерии классификации документов.
2
2
Выполнение СР№3
2
Стандартизация делового текста.
Реквизиты деловых документов. Сокращение слов и словосочетаний.
2
2
Выполнение СР№4
Практические занятия
4
1
Перечислить правила, которые необходимо соблюдать при составлении документа. Составить документ по личному составу.
2
2
Выполнение СР№5
2
Составить и оформить документ с высоким и низким уровнем стандартизации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
7
1
№3Составление конспекта по теме «Правила оформления реквизитов»
2
3
2
№4Выполнение упражнений
2
3
3
№5Подготовить сообщение «Деловой разговор как особая разновидность устной речи».
3
3
Тема 1.3 Профессиональная лексика и словообразование.
Содержание учебного материала
15
2
1
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Стилистические возможности словообразования. Профессионализмы и канцеляризмы.
2
2
.
Практические занятия
6
1
Термин и его признаки.
Терминология как система. Общенаучная, межотраслевая и узкоспециальная терминология. Алгоритм создания терминологического стандарта.
2
2
Выполнение СР№6
2
Работа по подбору фразеологических клише для профессиональной лексики
2
2
Выполнение СР№7
3
Работа с текстами. Нахождение и исправление в тексте лексических ошибок, определение функционально-стилевой принадлежности слова.
2
2
Выполнение СР№8
Самостоятельная работа обучающихся
7
1
№6Составление кроссворда на технологическую тематику.
3
3
2
№7Составление текстов с применением технических терминов.
2
3
3
№8Каковы особенности первых русских документов?
2
3
Тема 1.4 Документирование в управленческой деятельности
Содержание учебного материала
15
2
1
Оформление различных типов документов.
Организационно-распорядительные и справочно-информационные документы .
2
2
Выполнение СР№9
Практические занятия
6
1
Документы по личному составу предприятия.
Коммерческие документы
2
2
Выполнение СР№10
2
Редактирование текстов распорядительных документов.
2
2
Выполнение СР№11
3
Составление справочно-информационных документов, определение их реквизитов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
7
1
№9Составление конспекта по теме «Организационные документы»
3
3
2
№10Составить образцы деловых писем с соблюдением всех необходимых реквизитов.
2
3
3
№11Языковые формулы официальных документов.
2
Тема 1.5 Культура устного делового общения
Содержание учебного материала
16
2
1
.Основные направления изучения культуры и этики делового общения в России.
Моральные нормы и принципы культуры общения. Этикет как совокупность правил поведения человека.
2
2
Выполнение СР№12
Практические занятия
6
1
Виды делового общения.
Виды и жанры публичных выступлений. Телефонный этикет.
2
2
Выполнение СР№13
2
Составление «Правил поведения и соблюдения служебного этикета для работников транспортной отрасли».
2
2
Выполнение СР№14
3
Подготовка текста выступления деловых бесед по профессии.
Составление телефонных диалогов на профессиональные темы.
2
2
Выполнение СР№15
Самостоятельная работа обучающихся
8
1
№12Составление презентации « Коллективное обсуждение деловых проблем»
2
3
2
№13Составление конспекта «Этикет в Вашей жизни»
2
3
3
№14Составить таблицу «Отличительные черты принципов современного этикета и ранее существовавших».
2
3
4
№15Подготовить сообщение «Взаимосвязь делового этикета с этикой деловых отношений».
2
3
Тема 1.6 Синтаксис устного и письменного делового общения
Содержание учебного материала
15
2
1
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложения.
Синтаксический строй предложений. Актуальное членение предложения.
2
2
Выполнение СР№16
Практические занятия
4
1
Анализ синтаксического строя текстов официально-делового, учебно-научного стилей.
2
2
Выполнение СР№17
2
Синтаксический разбор предложений из профессионально значимых текстов.
2
2
Выполнение СР№18,19
Самостоятельная работа обучающихся
9
1
№16Составление конспекта по теме «Выразительные возможности русского синтаксиса»
3
3
2
№17Кратко изложить историю развития русского делового письма.
2
3
3
№18Выполнение упражнений
2
3
4
№19Подготовить сообщение «Каковы особенности первых русских документов»
2
3
Тема 1.7 Стили речи. Речевая культура в деловом общении
Содержание учебного материала
12
2
1
.Функциональные стили речи.
Сферы использования функциональных стилей речи. Особенности построения текстов
2
1,2
Выполнение СР№20
Практические занятия
4
1
Составление таблиц «Функциональные стили речи».
Составление текстов различных стилей.
Составление монологов и диалогов на профессиональные темы.
2
2
Выполнение СР№21,22
Подготовиться к КР
2
Контрольная работа
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
1
№20Составление текстов разных типов речи на профессиональную тематику
2
3
2
№21Выполнение упражнений
2
3
3
№22Каковы перспективы развития письменного делового общения?
2
3
Всего
100
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и культура речи», каб. 108.
Оборудование учебного кабинета «Русский язык и культура речи»:
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект нормативной документации;
-
комплект учебно-методической документации;
-
наглядные пособия.
Технические средства обучения:
-
видеопроектор, МФУ (принтер, сканер),
-
локальная сеть, доступ к сети Internet,
-
электронные ресурсы.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ.
сред. проф. учеб. заведений.- М., Изд. Центр «Академия», 2013.
2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. Уч.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М., Изд. Центр «Академия», 2013.
3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс,2013.
4. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов
н/Д: Феникс, 20013
Интернет-ресурсы:
1. gramota.ru
2. slovari.ru
3. sokr.ru
4. megakm.ru/ojigov
5. redactor.ru
6. ruscenter.ru
7. ipmce.su/~igor/osn prav.html
8. hi-edu.ru
Дополнительные источники:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Уч.
пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студ. сред.
спец. учеб. заведений/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. - Ростов н/Д, 2009.
3. Измайлова Л.В. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2008.
4. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2008.
5. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. - М., 2006.
6. Русский язык: Учебник для сред. спец. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Максимова.
- М., 2009.
7. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. - Саратов: ОАО Издательство
«Лицей», 2001.
8. Шумарин С.И., Шумарина М.Р. Виды лингвистического разбора: Учебное
пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев,
гимназий. Изд. 2-е, испр. и доп. - Балашов, 2009. - 96 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Умения:
- строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
Построение письменной и устной речи в соответствии с языковыми и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и
целесообразности;
Анализ своей речи с точки зрения нормативности, уместности и целесообразности;
- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
Устранение ошибок и недочетов в письменной и устной речи;
Знания:
-различия между языком и речью;
- функции языка как средства
Проведение лингвистического анализа текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
- специфику устной и письменной речи;
правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
Продуцирование текстов с учетом специфики устной и письменной речи