План урока по русскому языку на тему «Обособленные члены предложения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составил: преподаватель ГАПОУ «Аграрный техникум»

И. В. Гагаринова.

Тема урока: Обособленные члены предложения.

Цель:

  • обобщение знаний по теме «Обособленные члены предложения»;

  • закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях, осложненных обособленными определениями и обстоятельствами;

  • отработка правильности употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями.

Эпиграф к уроку:

«Знаки препинания служат нотами при чтении».

(А.П.Чехов)

Ход урока

1. Организационный момент.

Заполнение «Листов обратной связи».

2.Актуализация знаний.

1). Традиционная разминка «Лови ошибку»:

(повторение орфограммы «о и е после шипящих в суффиксах имен существительных»)

Учитель: От чего зависит правописание о и е после шипящих в суффиксах имен существительных ?

Обучающиеся: О пишется в суффиксах под ударением, кроме слов, образованных от глаголов и существительных без суффиксов -онк- (-онк- является частью корня).

Учитель называет неправильно орфограмму в некоторых словах, учащиеся определяют ошибки.

Галчонок, девчонка, дружок, мелочевка, мужичонка, ночевка, печенка, пшенка, размежевка, раскорчевка, речонка, рубашонка, ручонка, собачонка, тушенка, шапчонка, юбчонка.

2). Работа с текстом.

Учитель: Определите вид предложения по наличию грамматических основ.(Проверка по коду, который демонстрируется затем на доске:

1-а, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-а, 7-б, 8-а, 9-а,10-б.

Учитель: Есть ли в тексте предложения, имеющие отношение к нашей теме?

-Почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова А.П.Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении»?

-Итак, знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно в устной и письменной речи.

-Какая наша основная цель на уроке?

Обучающиеся: Повторить постановку знаков препинания при обособленных членах предложения.

Учитель: Правильно, и вторая задача: отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.

3. Фронтальный опрос.

Учитель:

1). Какие члены предложения обособляются запятыми на письме и паузами, интонационно в устной речи?

Обучающиеся:

-Определения и обстоятельства.

Учитель:

2). Когда они обособляются?

Обучающиеся:

-Если они выражены причастными оборотами и деепричастиями и деепричастными оборотами.

Учитель:

3). Всегда ли обособляются определения, выраженные причастными оборотами?

Обучающиеся:

-Только когда причастный оборот стоит после определяемого слова.

4. Работа с материалом учебника.

Учитель: составьте простой или сложный план статьи учебника.

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

1).Работа с текстом Н.Заболоцкого(текст на каждом столе).

Учитель: Прочитайте текст про себя, соблюдая знаки препинания, затем желающие прочитают текст вслух.

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца.

Учитель:

- Почему эти предложения, вместе взятые, можно назвать текстом? О чем он?

-Определите тему этого текста.

-Найдите в тексте предложения, в которых заключается основная мысль.

-Назовите тип речи этого текста.

-Определите стиль текста.

-Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена основная мысль.

Обучающиеся:

- «Жизнь продолжается» или «Жизнь, никогда не умирающая до конца».

Учитель:

-Найдите в тексте слова, в которых звуков больше, чем букв. Объясните.

-Найдите слово с чередующейся гласной.

-Найдите 5 слов с проверяемой гласной в корне.

-Найдите обособленные члены предложения и объясните знаки препинания при них.

-Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? А деепричастные?

Учитель:

-Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают «энергией» глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство-краткость, лаконичность, также обладают большой выразительностью.

2). Работа с тестом.(Код проверки: 1-в, 2-г).

3). Работа с текстом стихотворения А.Лиханова (запись на доске):

Жизнь-это горение, а в огне что-то сгорает.

Жизнь-это свет, а свет кого-то слепит.

Жизнь-это борьба, а в борьбе должен быть победитель.

Жизнь.

В этом слове немало значений.

Жизнь цветка, которому отпущено веку на одно лето.

Жизнь птицы, живущей три весны.

Жизнь человека.

И жизнь страны.

Все они плотно переплелись.

Учитель:

-Определите основную мысль текста.

-На примере этого текста расскажите, что вы уже изучили по теме «Синтаксис и пунктуация». Объясните знаки препинания.

6. Подведение итогов.

Заполнение листов «Обратной связи».

7. Д.З.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 11 класс. Поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Автор-составитель Г.В.Цветкова. Волгоград, изд. «Учитель», 2013 г.

  2. Поурочные разработки по русскому языку. 10 кл. Авторы-составители: И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева. М., «Вако», 2005 г.

Приложения к уроку

Приложение 1.

Лист обратной связи

В начале урока.

1. Мое настроение (оцени по шкале).

1 2 3 4 5

2. Мое самочувствие (оцени по шкале).

1 2 3 4 5

3. Мой уровень подготовки к сегодняшнему уроку (оцени по шкале).

1 2 3 4 5

В конце урока.

1. Мое настроение (оцени по шкале).

1 2 3 4 5

2. Мое самочувствие (оцени по шкале).

1 2 3 4 5

3. Мой уровень подготовки по итогам сегодняшнего урока (оцени по шкале).

1 2 3 4 5

4. Сегодня на уроке у меня не получилось

Почему?

5. Сегодня на уроке мне удалось добиться успеха в

Приложение 2.

Тест: определите вид предложения.

а-простое, б-сложное.

1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.

2. Допевали петухи, и ночь смешалась с днем.

3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.

4.Задул суховей и высушил землю.

5. Было знойное лето, пахло рудой.

6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся по ветру.

7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.

8.Ученые заинтересовались находкой и начали раскопку кургана.

9. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

10. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

Приложение 3.

Текст.

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому).

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому).

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому).

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому).

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому).

Приложение 4.

Тест: определите обособленные члены предложения.

Задание №1

В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

а) 2- выделяется причастный оборот;

б) 1, 2- выделяется деепричастный оборот;

в) 1,2- выделяется причастный оборот;

г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.

Задание №2

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1- выделяется причастный оборот;

б) 2- выделяется деепричастный оборот;

в) 1,3- выделяется причастный оборот;

г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.

Задание №1

В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

а) 2- выделяется причастный оборот;

б) 1, 2- выделяется деепричастный оборот;

в) 1,2- выделяется причастный оборот;

г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.

Задание №2

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1- выделяется причастный оборот;

б) 2- выделяется деепричастный оборот;

в) 1,3- выделяется причастный оборот;

г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.

Задание №1

В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

а) 2- выделяется причастный оборот;

б) 1, 2- выделяется деепричастный оборот;

в) 1,2- выделяется причастный оборот;

г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.

Задание №2

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1- выделяется причастный оборот;

б) 2- выделяется деепричастный оборот;

в) 1,3- выделяется причастный оборот;

г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.



Задание №1

В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

а) 2- выделяется причастный оборот;

б) 1, 2- выделяется деепричастный оборот;

в) 1,2- выделяется причастный оборот;

г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.

Задание №2

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1- выделяется причастный оборот;

б) 2- выделяется деепричастный оборот;

в) 1,3- выделяется причастный оборот;

г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.

















© 2010-2022