Интегрированный урок по русскому языку и литературе

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему «Всё весны дыханием согрето» Цели:  1)    знакомясь с произведениями русских поэтов о весне, повторить и закрепить полученные знания о правописании безударных личных окончаний глаголов;  2)    использовать литературный материал как одну из форм активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка; 3)    формировать умение употреблять глаголы в речи с целью её обогащения; 4)    развивать интерес учащихся к урокам русского языка и литературы через художественное слово, музыку, живопись. путешествие в мир звуков и красок весны. И поможет нам в этом на уроке русского языка литература.  Эпиграфом к уроку возьмём строки из стихотворения А.К.Толстого «Всё весны дыханием согрето».    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Интегрированный урок

русского языка и литературы

в 5 классе на тему

«Всё весны дыханием согрето»











подготовила

учитель русского языка и литературы

Пономарева Марина Владимировна

2015



Тема по русскому языку: Правописание безударных личных окончаний глаголов

Тема по литературе: Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века

Цели:

  1. знакомясь с произведениями русских поэтов о весне, повторить и закрепить полученные знания о правописании безударных личных окончаний глаголов;

  2. использовать литературный материал как одну из форм активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка;

  3. формировать умение употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;

  4. развивать интерес учащихся к урокам русского языка и литературы через художественное слово, музыку, живопись.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда - узнаете, отгадав загадку.

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает?

(Весной)

- Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны. И поможет нам в этом на уроке русского языка литература. Эпиграфом к уроку возьмём строки из стихотворения А.К.Толстого «Всё весны дыханием согрето».

Интегрированный урок по русскому языку и литературе

Чудесная пора! Природа просыпается и оживает после зимнего сна.

На доске записаны строки из стихотворения А.Н.Плещеева, которое вы подготовили дома к выразительному чтению. Прочитайте их.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Как автору удалось передать, что весна вносит в природу жизнь, движение?

(С помощью глаголов)

Всё радуется весеннему солнышку, всё живёт, дышит, движется.

Мы с вами изучаем эту часть речи.

- Вспомните, что вы знаете о глаголе, подтверждая рассказ примерами из текста.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ГЛАГОЛА

- обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать? что сделать?

- может быть совершенного вида (оденется) и несовершенного (тает);

- изменяется по временам:

тает - наст. вр., 3 л., ед. ч.

повеяло - пр. вр., ср. р., ед.ч.

засвищут - буд. вр., 3 л., мн. ч.

- 1, 2 спр. ( тает, оденется, засвищут - глаголы 1 спр.)

Сегодня мы продолжим тему, начатую на прошлых уроках, поработаем над правописанием безударных личных окончаний глаголов.

4. В тетрадях записываем число, тему урока.

Цель урока - знакомясь с произведениями поэтов о весне, увидеть роль глаголов в речи, научиться правильно писать окончания глаголов.

- Вы заметили, что и домашнее упражнение посвящено весне. В задании нужно было вставить безударные личные окончания глаголов, определить спряжение.

- Как определить безударное окончание глагола? Работа с таблицей.

5. Проверка домашнего задания.

Сия...т солнце, воды блещ...т,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещ...т,

Купаясь в небе голубом.

Ф.И.Тютчев

- Эти строки принадлежат Ф.И.Тютчеву, на уроке мы ещё не раз обратимся к его творчеству.

За природой всегда внимательно наблюдал и народ, свои мысли он выразил в пословицах. В них заключена мудрость многих поколений.

Задание «Подскажи словечко»

Закончить пословицу, определить спряжение глагола, выделить окончание.

Одна ласточка весны... (не делает).

Весенний день год ... (кормит).

Май леса наряжа...т, лето в гости (ожидает).

И вновь стихи! Я читаю отрывки из произведений русских поэтов, а вы выписываете глаголы, выделяя окончания, в 2 колонки: I, II спряжение.

6. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит и мёртвый в поле стебль колышет.(Ф.И.Тютчев) Смотрит ласково с приветом солнце жаркое с небес.(А.Майков) Влажным теплом веет весенняя ночь над селом.(И.Бунин) А ветер гонит, торопит облака, то с налёту тронет, то шевельнёт слегка.(Я.Аким)

- Ребята, мы сегодня слышали много чудесных поэтических строк о весне. Послушайте ещё одно четверостишие.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.

Ф.И.Тютчев

- Использование какого приёма «оживляет» картину весны?

- Что называется олицетворением?

( Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при которых они наделяются свойствами живых существ)

- Почему говорят, что глагол - самая живая часть речи?

(Обозначает действие, а действие - сама жизнь)

Физкульминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.
(Туловище влево, вправо.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)

7 Работа с сигнальными карточками Е - И.

Весной всё расцветает, оживает, дышит, движется, распускается, торопится, обновляется, пробуждается, благоухает.

- Что передают здесь глаголы?

(Передают состояние природы)

Подобрать синоним к слову благоухает (пахнет).

А вот как красиво сказал об этом времени года Ф.И.Тютчев:

Любовь земли и прелесть года,

Весна благоухает нам!

- Весна пришла к нам вместе с радостным пением птиц.

8. Творческий диктант.

Задание. Запишите предложения, употребив в качестве подлежащих названия птиц, а в качестве сказуемых - глаголы, передающие их голоса. Выделите окончания глаголов, определите спряжение.

Кукушка ...(кукует).

Дятел ...(барабанит).

Ласточка ...(щебечет).

Воробьи ...(чирикают).

Журавли ...(курлычут).

Интегрированный урок по русскому языку и литературеИнтегрированный урок по русскому языку и литературеИнтегрированный урок по русскому языку и литературеИнтегрированный урок по русскому языку и литературеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе

- Май - половодье звуков. Вслушайтесь ещё в звуки этого времени года.

9. Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды». (стр. 289)

Интегрированный урок по русскому языку и литературе

- Каким настроением оно проникнуто?

(Радостным, приподнятым, весёлым)

В стихотворении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней.

- Какие предложения по интонации передают радостное настроение во втором четверостишии?

(Восклицательные)

- С помощью слов какой части речи поэт показывает бурное наступление весны?

(С помощью глаголов передаётся шумное движение весенних

вод)

- Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов? Только в первом четверостишии их 7: шумят, бегут, будят, блещут, гласят...

( Глаголы позволяют почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны) Природа вся в весеннем гомоне и шуме.

- С помощью каких выразительных средств поэт передаёт своё отношение к этому времени года?

- Какие эпитеты мы встречаем в стихотворении?

(Эпитет - художественное определение, помогающее живо представить предмет)

(Сонный брег, молодая весна, румяный хоровод)

- Какое ещё изобразительное средство использует автор?

(Велика роль олицетворений: воды будят, весна идёт, дни толпятся)

Какова роль олицетворений?

(Природа с помощью олицетворений одушевляется)

- С какой целью автор использует повтор предложения: «Весна идёт!»?

( Усиливается восторженное отношение к приходу весны)

- Меняется ли интонация на протяжении всего стихотворения?

- Какую картину рисует последняя строфа стихотворения?

(Весеннее успокоение, ожидание «тихих, тёплых майских дней, цветущее блаженство мая)

Послушайте актёрское чтение и посмотрите, как чувства весеннего пробуждения он передаёт голосом, интонацией.

- Подумайте, каким картинам природы, созданным художниками И.Левитаном, И.Остроуховым, созвучно это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.

Интегрированный урок по русскому языку и литературеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе

И.Остроухов и И.Левитан в своих картинах смогли передать неповторимую пору - наступление весны.

- Не только поэты, художники, но и музыканты посвящали свои произведения пробуждающейся природе.

Невидимыми смычками начинает весна удивительную симфонию цветения. Вот как услышал музыку весны композитор П.И.Чайковский.

Послушайте музыкальное произведение « Подснежник» из цикла «Времена года».

Автор взял эпиграфом к нему строки поэта А.Майкова «Голубенький, чистый подснежник - цветок».

Используя глаголы, попробуйте передать словами, что вы представляете, слушая музыку.

10. СОЧИНЕНИЕ- МИНИАТЮРА «Все весны дыханием согрето»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе

ОБСУЖДЕНИЕ РАБОТ УЧАЩИХСЯ.

- Какие звуки весны услышали вы в музыке П.И.Чайковского?

(Для композитора весна открывается в скромной простоте распускающейся зелени, первых весенних цветов, долгожданного гостя - подснежника, едва показавшегося из-под земли)

- Какова роль глаголов в речи?

Человека не может не завораживать ежегодно повторяющееся пробуждение природы.

11. Подведение итогов урока.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

Знакомясь с произведениями русских поэтов о весне,

  • повторили морфологические признаки глагола;

  • закрепили навыки правописания безударных личных окончаний глаголов;

  • учились употреблять глаголы в речи.

- Какой темой были объединены все задания?

(Темой весны)

«Прекрасное дитя», «утро года», молодая красавица, дыханием которой согрето всё живое, - это весна, светлый праздник рождения природы.

12. Домашнее задание.

Написать сочинение - миниатюру «Всё весны дыханием согрето», художественно оформить.

Выучить наизусть стихотворение о весне (по выбору)




Список использованной литературы

  1. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др].-38-е изд.-М.: Просвещение, 2011

  2. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 13-е изд., - М.: Просвещение, 2011

Использованные дополнительные материалы

  1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» Ф.И. Тютчев «Весенние воды»

  2. П.И. Чайковский «Времена года. Апрель»

Источники иллюстраций

  1. И.Левитан «Весна-большая вода» s44.radikal.ru/i105/1101/0a/ce0f9a3cd476.jpg

  2. И.Остроухов «Ранняя весна» img-fotki.yandex.ru/get/6203/82881001.436/0_81fe5_63125f58_XL

  3. Кукушка novyegorki.moy.su/Fun_and_soft/Fun/Pictures/Kukushka.jpg

  4. Дятел rbcu.ru/upload/forum/upload/666/138_A1321.jpg

  5. Журавли stihi.ru/pics/2010/08/09/2003.jpg

  6. Ласточка dreamworlds.ru/uploads/posts/2009-08/1249636482_picturecontent-pid-157db.jpg

  7. Воробьи img-fotki.yandex.ru/get/3209/tatsh2008.1e/0_2244d_eee0122c_XL.jpg



© 2010-2022