- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок по русскому языку и литературе
Интегрированный урок по русскому языку и литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева М.В. |
Дата | 02.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок
русского языка и литературы
в 5 классе на тему
«Всё весны дыханием согрето»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Пономарева Марина Владимировна
2015
Тема по русскому языку: Правописание безударных личных окончаний глаголов
Тема по литературе: Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века
Цели:
-
знакомясь с произведениями русских поэтов о весне, повторить и закрепить полученные знания о правописании безударных личных окончаний глаголов;
-
использовать литературный материал как одну из форм активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка;
-
формировать умение употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;
-
развивать интерес учащихся к урокам русского языка и литературы через художественное слово, музыку, живопись.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда - узнаете, отгадав загадку.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной)
- Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны. И поможет нам в этом на уроке русского языка литература. Эпиграфом к уроку возьмём строки из стихотворения А.К.Толстого «Всё весны дыханием согрето».
Чудесная пора! Природа просыпается и оживает после зимнего сна.
На доске записаны строки из стихотворения А.Н.Плещеева, которое вы подготовили дома к выразительному чтению. Прочитайте их.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
- Как автору удалось передать, что весна вносит в природу жизнь, движение?
(С помощью глаголов)
Всё радуется весеннему солнышку, всё живёт, дышит, движется.
Мы с вами изучаем эту часть речи.
- Вспомните, что вы знаете о глаголе, подтверждая рассказ примерами из текста.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ГЛАГОЛА
- обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать? что сделать?
- может быть совершенного вида (оденется) и несовершенного (тает);
- изменяется по временам:
тает - наст. вр., 3 л., ед. ч.
повеяло - пр. вр., ср. р., ед.ч.
засвищут - буд. вр., 3 л., мн. ч.
- 1, 2 спр. ( тает, оденется, засвищут - глаголы 1 спр.)
Сегодня мы продолжим тему, начатую на прошлых уроках, поработаем над правописанием безударных личных окончаний глаголов.
4. В тетрадях записываем число, тему урока.
Цель урока - знакомясь с произведениями поэтов о весне, увидеть роль глаголов в речи, научиться правильно писать окончания глаголов.
- Вы заметили, что и домашнее упражнение посвящено весне. В задании нужно было вставить безударные личные окончания глаголов, определить спряжение.
- Как определить безударное окончание глагола? Работа с таблицей.
5. Проверка домашнего задания.
Сия...т солнце, воды блещ...т,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещ...т,
Купаясь в небе голубом.
Ф.И.Тютчев
- Эти строки принадлежат Ф.И.Тютчеву, на уроке мы ещё не раз обратимся к его творчеству.
За природой всегда внимательно наблюдал и народ, свои мысли он выразил в пословицах. В них заключена мудрость многих поколений.
Задание «Подскажи словечко»
Закончить пословицу, определить спряжение глагола, выделить окончание.
Одна ласточка весны... (не делает).
Весенний день год ... (кормит).
Май леса наряжа...т, лето в гости (ожидает).
И вновь стихи! Я читаю отрывки из произведений русских поэтов, а вы выписываете глаголы, выделяя окончания, в 2 колонки: I, II спряжение.
6. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит и мёртвый в поле стебль колышет.(Ф.И.Тютчев) Смотрит ласково с приветом солнце жаркое с небес.(А.Майков) Влажным теплом веет весенняя ночь над селом.(И.Бунин) А ветер гонит, торопит облака, то с налёту тронет, то шевельнёт слегка.(Я.Аким)
- Ребята, мы сегодня слышали много чудесных поэтических строк о весне. Послушайте ещё одно четверостишие.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
Ф.И.Тютчев
- Использование какого приёма «оживляет» картину весны?
- Что называется олицетворением?
( Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при которых они наделяются свойствами живых существ)
- Почему говорят, что глагол - самая живая часть речи?
(Обозначает действие, а действие - сама жизнь)
Физкульминутка
Спал цветок и вдруг проснулся.
(Туловище влево, вправо.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
7 Работа с сигнальными карточками Е - И.
Весной всё расцветает, оживает, дышит, движется, распускается, торопится, обновляется, пробуждается, благоухает.
- Что передают здесь глаголы?
(Передают состояние природы)
Подобрать синоним к слову благоухает (пахнет).
А вот как красиво сказал об этом времени года Ф.И.Тютчев:
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!
- Весна пришла к нам вместе с радостным пением птиц.
8. Творческий диктант.
Задание. Запишите предложения, употребив в качестве подлежащих названия птиц, а в качестве сказуемых - глаголы, передающие их голоса. Выделите окончания глаголов, определите спряжение.
Кукушка ...(кукует).
Дятел ...(барабанит).
Ласточка ...(щебечет).
Воробьи ...(чирикают).
Журавли ...(курлычут).
- Май - половодье звуков. Вслушайтесь ещё в звуки этого времени года.
9. Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды». (стр. 289)
- Каким настроением оно проникнуто?
(Радостным, приподнятым, весёлым)
В стихотворении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней.
- Какие предложения по интонации передают радостное настроение во втором четверостишии?
(Восклицательные)
- С помощью слов какой части речи поэт показывает бурное наступление весны?
(С помощью глаголов передаётся шумное движение весенних
вод)
- Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов? Только в первом четверостишии их 7: шумят, бегут, будят, блещут, гласят...
( Глаголы позволяют почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны) Природа вся в весеннем гомоне и шуме.
- С помощью каких выразительных средств поэт передаёт своё отношение к этому времени года?
- Какие эпитеты мы встречаем в стихотворении?
(Эпитет - художественное определение, помогающее живо представить предмет)
(Сонный брег, молодая весна, румяный хоровод)
- Какое ещё изобразительное средство использует автор?
(Велика роль олицетворений: воды будят, весна идёт, дни толпятся)
Какова роль олицетворений?
(Природа с помощью олицетворений одушевляется)
- С какой целью автор использует повтор предложения: «Весна идёт!»?
( Усиливается восторженное отношение к приходу весны)
- Меняется ли интонация на протяжении всего стихотворения?
- Какую картину рисует последняя строфа стихотворения?
(Весеннее успокоение, ожидание «тихих, тёплых майских дней, цветущее блаженство мая)
Послушайте актёрское чтение и посмотрите, как чувства весеннего пробуждения он передаёт голосом, интонацией.
- Подумайте, каким картинам природы, созданным художниками И.Левитаном, И.Остроуховым, созвучно это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.
И.Остроухов и И.Левитан в своих картинах смогли передать неповторимую пору - наступление весны.
- Не только поэты, художники, но и музыканты посвящали свои произведения пробуждающейся природе.
Невидимыми смычками начинает весна удивительную симфонию цветения. Вот как услышал музыку весны композитор П.И.Чайковский.
Послушайте музыкальное произведение « Подснежник» из цикла «Времена года».
Автор взял эпиграфом к нему строки поэта А.Майкова «Голубенький, чистый подснежник - цветок».
Используя глаголы, попробуйте передать словами, что вы представляете, слушая музыку.
10. СОЧИНЕНИЕ- МИНИАТЮРА «Все весны дыханием согрето»
ОБСУЖДЕНИЕ РАБОТ УЧАЩИХСЯ.
- Какие звуки весны услышали вы в музыке П.И.Чайковского?
(Для композитора весна открывается в скромной простоте распускающейся зелени, первых весенних цветов, долгожданного гостя - подснежника, едва показавшегося из-под земли)
- Какова роль глаголов в речи?
Человека не может не завораживать ежегодно повторяющееся пробуждение природы.
11. Подведение итогов урока.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
Знакомясь с произведениями русских поэтов о весне,
-
повторили морфологические признаки глагола;
-
закрепили навыки правописания безударных личных окончаний глаголов;
-
учились употреблять глаголы в речи.
- Какой темой были объединены все задания?
(Темой весны)
«Прекрасное дитя», «утро года», молодая красавица, дыханием которой согрето всё живое, - это весна, светлый праздник рождения природы.
12. Домашнее задание.
Написать сочинение - миниатюру «Всё весны дыханием согрето», художественно оформить.
Выучить наизусть стихотворение о весне (по выбору)
Список использованной литературы
-
Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др].-38-е изд.-М.: Просвещение, 2011
-
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 13-е изд., - М.: Просвещение, 2011
Использованные дополнительные материалы
-
В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
-
П.И. Чайковский «Времена года. Апрель»
Источники иллюстраций
-
И.Левитан «Весна-большая вода» s44.radikal.ru/i105/1101/0a/ce0f9a3cd476.jpg
-
И.Остроухов «Ранняя весна» img-fotki.yandex.ru/get/6203/82881001.436/0_81fe5_63125f58_XL
-
Кукушка novyegorki.moy.su/Fun_and_soft/Fun/Pictures/Kukushka.jpg
-
Дятел rbcu.ru/upload/forum/upload/666/138_A1321.jpg
-
Журавли stihi.ru/pics/2010/08/09/2003.jpg
-
Ласточка dreamworlds.ru/uploads/posts/2009-08/1249636482_picturecontent-pid-157db.jpg
-
Воробьи img-fotki.yandex.ru/get/3209/tatsh2008.1e/0_2244d_eee0122c_XL.jpg