Урок литературы Маленький принц Антуан де Сент-Экзюпери

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Казахстан

Алматинская область

Аксуский район

ст. Матай

«Матайская средняя школа»


Учитель русского языка и литературы

Андабаева Багдат Бекмуратовна






Пояснительная записка.

Урок литературы по теме «Все мы родом из детства» (по сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

7 класс.

Место в программе: первый урок по творчеству А. де Сент-Экзюпери.

Цель урока: определить, чем привлекателен мир детства в сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Задачи:

Образовательная: выявить особенности мира детства и сравнить его с миров взрослых.

Развивающая: формирование вдумчивого читателя, совершенствование навыков анализа и умения работать со словом, развитие образного мышления.

Воспитательная: формирование нравственных ценностей, совершенствование работы в группах, коммуникативность.

Ожидаемый результат: учащиеся научатся рассуждать, работать в группе, свободно выражать свои мысли, анализировать событие, научатся оценивать свои знания.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, наблюдение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Ожидаемый результат: выявлена особая привлекательность мира детства в сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».



Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Используемые исследовательские методы

1.Приветствие учащихся.

1. Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Ребята, все в ваших руках! Будете активно участвовать в работе класса - будет отличный результат: знания плюс оценка.

2.Показ презентации в сопровождении песни «Маленький принц».

3.О чем вы думали, слушая эту красивую песню?






4.Как вы считаете, откуда мы родом?

«Мы родом из детства, словно из какой-нибудь маленькой, сказочной страны…» Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

5.Как думаете, какую гипотезу мы можем выдвинуть?





Ответы учащихся: 1.«Я вспомнил то время, когда я был еще совсем маленьким, когда мама читала мне сказки и я любил рассматривать красивые картинки». 2.»Песня о маленькой стране живо напомнила мне сказочные персонажи моих детских книжек, которые я любил слушать. Сказки мне всегда читала моя бабушка. До сих пор я помню героев этих сказок: Золушку и принца, фею, Дюймовочку, Буратино, Мальвину, Марью-искусницу и других.». 3. «А я очень люблю смотреть сказочные мультфильмы. Песня о маленькой стране напомнила мне многих мультяшных героев: «Летучий корабль», «Приключения Буратино», «Ну погоди!», про Чебурашку и крокодила Гену, «Доктор Айболит» и многие другие мультики.

(Мы родом из детства)



Ответы учащихся.

Предположительные ответы:

. Детство - это самая счастливая пора.


6.Представление основных фактов биографии (презентация):

«Все мы родом из детства» - Так считал один из самых удивительных людей - мечтатель, лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери был третьим ребёнком в семье графа. Мать его была талантливой художницей. В 1900 году родился Антуан. Спустя четыре года отец умер, а мать будущего писателя осталась без средств к существованию с пятью детьми на руках.

Детство Антуана было счастливейшей порой. Антуан рос подвижным, ребёнком, часто нарушал запреты взрослых (например, разгуливал по крыше). Мать часто рассказывала детям сказки, окружала их атмосферой волшебства. Антуана в семье звали Король-Солнце из-за белокурых волос, а товарищи - Звездочёт и "Достань-ка луну" из-за вздёрнутого к небу носа.

В двенадцать лет ему довелось полетать на самолёте. Позднее, Экзюпери стал пилотом. Он чувствовал себя в ответе за людей и за свою землю.

Когда началась Вторая мировая война, он был признан негодным для службы в авиации, но всё равно продолжал летать. Производя разведывательную аэрофотосъёмку 31 июля 1944 года, он поднялся в воздух, но на базу его самолёт не вернулся…

Антуан жил недолго и написал не очень много произведений, но он успел сказать людям самое главное…

А что именно, постараемся узнать в ходе урока.

Показ слайдов


7. Обратим внимание на героя сказки - Маленького принца.


8.Охарактеризуйте Маленького принца (по группам). Работают на листочках.

Ответы учащихся.

Главный герой сказки Экзюпери - ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе.

Выступление групп.

1).Маленький принц - это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный, он способен посочувствовать, но ему становится скучно с людьми серыми, занятыми рутиной, как, например, деловой человек.

2).Маленький принц очень аккуратный, чистоплотный, трудолюбивый. У него есть правило: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".

3) Для Маленького принца главными ценностями являются: его планета, его роза, восход солнца, дружба с лисенком и военным летчиком.

Составление кластера по ключевым словам

Маленький принц


Сравнение, анализ








Анализ, наблюдение, обобщение

9.Почему смогли подружиться летчик и Маленький принц?


10.Почему герой не нашел друзей на разных планетах?

11.Дайте характеристику каждому обитателю астероидов: королю, честолюбцу, пьянице, деловому человеку, фонарщику, географу. Отметьте их занятия, увлечения, интересы. (по группам).




12.Какой вывод вы сделаете после сопоставления двух миров?




13.Вернемся к гипотезе, подтвердилась ли она?



14.Как вы думаете, ребята, может ли происходить непонимание между нашими современными мирами: мира взрослых и мира детей? Бывают ли в вашей жизни такие моменты, когда родители вас не понимают?

Герои подружились, так как видят мир одинаково, по-детски: для них важно, какой голос у друга, любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько ему лет, сколько зарабатывает его отец.

Жители астероидов далеки от мира детства.

Работа в группах. Выступления групп.

Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу занятых одним делом. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, они не могут восторгаться красотой. Каждый из них является носителем какой-то одной идеи: король - идеи власти; фонарщик - идеи верности данному слову; географ - идеи накопления знаний и так далее. Но все они очень ограничены, так как живут лишь одной идеей, не замечая прелести мира.

(муз.заставка «Как прекрасен этот мир»)

Экзюпери изображает столкновение двух миров: мира взрослых и мира детства; между ними нет взаимопонимания, взрослые забыли вечные истины, они слишком увлечены подсчётами, заражены честолюбием, они иные. "Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут… Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую..." - говорит малыш лётчику.

Мир детства хрупок и чист, дети - это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети - это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства...

Ответы учащихся





Анализ, наблюдение, обобщение




Сравнение

15. Обобщение урока.

«Маленький принц» - сказка символическая: юный герой - это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолёта в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убеждён, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:

"- Люди у тебя на Земле, - сказал Маленький принц, - выращивают пять тысяч роз в одном саду... и не находят того, чего ищут...

- Да, не находят... - подтвердил я.

- А между тем то, чего они ищут, можно бы найти в одной-единственной розе или в глотке... Но глаза слепы. Надо искать сердцем".

Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение лётчика в пустыне - встреча с обитателем далёкой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в своей душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца...

16.Рефлексия.

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды - яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес - зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист.










Заслушивание высказываний

17.Вывод:

«... У каждого человека - свои звезды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других - это просто маленькие огоньки», - так говорил Маленький принц, а писатель А. С. Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили.

Почаще прислушивайтесь к своему сердцу.

18.Домашнее задание:

-письменное размышление «Для меня детство - это…»

19. Оценивание




Записывают домашнее задание

Самооценка учащихся




© 2010-2022