- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Работа по литературе Мотив воли в поэзии М. Ю. Лермонтова
Работа по литературе Мотив воли в поэзии М. Ю. Лермонтова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алакаева З.Г. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание
Введение…………………………………………………………………...2
Основная часть…………………………………………………………….2
Заключение………………………………………………………………...5
Список использованной литературы…………………………………….7
Введение
«Нравственный идеал всего творчества Лермонтова» - «поиски критериев полноценной человеческой жизни»1, - зафиксировал Архипов.
Объектом нашего исследования будет мотив воли в поэтических системах М.Ю. Лермонтова.
Цель предпринятого исследования - анализ мотива воли как формы выражения художественного самосознания и жизнеотношения поэта.
Основная часть
До середины 30-х годов герой лирики Лермонтова «всем своим содержанием и обликом романтически выделен из среды, противопоставлен ей и приобретает характерные черты именно в этой своей противопоставленности»2, - пишет Д.Е.Максимов. Мотивы свободолюбия приобретают у М.Ю.Лермонтова романтически тотальный характер: речь об абсолютной свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества.
Мы совершенно согласны с В.М.Марковичем, что «идеал вселенской гармонии не теоцентричен и не антропоцентричен, он откровенно персоноцентричен»3. Об этом же пишет Ю.М.Лотман: «Мир авторского «я» - единственный. Он не соотносится ни с миром реальности, ни с миром какой-либо другой личности»4. Это свойство проявляется в абсолютном большинстве поэтических текстов М.Ю.Лермонтова, характеризующихся наличием мотивов воли и свободы:
И, полный волею страстей,
Я будущность своя измерил
Обширностью души своей…
(«Мое грядущее в тумане…»)
В поэзии М.Ю.Лермонтова имеет место оппозиция: воля - спокойствие. Антонимом воли в контексте поэзии М.Ю.Лермонтова является спокойствие.
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом…
(«Дума»)
Ю.В.Манн видит кульминационную реализацию покоя в песне зеленоглазой рыбки в поэме «Мцыри»5:
Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров,
Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных снов.
Даже если в поэзии М.Ю.Лермонтова появляется мотив спокойствия с положительной коннотацией, то это спокойствие противоположно покою в его традиционном понимании.
Причина неприятия спокойствия лирическим героем М.Ю.Лермонтова заключается в том, что воля противопоставлена рефлектирующей бездеятельности героя лирики М.Ю.Лермонтова, которая «осмысляется поэтом как неучастие в жизненных «бурях», как полная неподвижность, влекущая за собой посмертное забвение»6.
А «удел рефлектирующего героя - смерть, не отставляющая «следа»»7, - продолжает исследователь.
Воля - безграничная внутренняя свобода - «предстает не просто как стремление к духовной независимости от людей, но и как телесная от них отгороженность, исключающая возможность контакта с миром. Поэтому обретение ее трагично. Оно означает невозможность вернуться в прежний мир: герой тяготится своей свободой, сделавшей его изгнанником; всякое соприкосновение с миром людей вносит в этот мир только зло, еще больше отчуждая освободившегося и приводя его к новому бунту против мира, судьбы и Творца»8, - пишет А.М.Песков. «На своей личной свободе настаивает и свои претензии к миру предъявляет человек, чувствующий себя равноправным Богу, равновеликим по значимости всему мирозданию, способным разрушить или, по крайней мере, потрясти мир»9.
Вольность, будучи абсолютной ценностью, претендует на место творящей силы. Воля у М.Ю.Лермонтова возводится в абсолют.
Возникает аллюзия на Ветхий Завет, где Бог в виде облака вел Свой народ из Египта.
По мнению В.С.Соловьева, это в то же время и «презрение к человеку, присвоение себе заранее какого-то исключительного, сверхчеловеческого значения - себе или как одному «Я», или «Я» и Ко - и требование, чтобы это присвоенное, но ничем еще не оправданное величие было признано другими, стало нормою действительности».
Воля для лермонтовского героя подразумевает невозможность «таких глубоких и интимных человеческих отношений, которые по природе своей в наибольшей степени» предполагают душевную связь между людьми: «любовь, дружба, родство. В любви его уже заранее останавливает и пугает крепнущее сознание ее непостоянства и скоротечности; высказанный с юношеской запальчивостью и непосредственностью в «Опасении» (1830) - «Страшись любви: она пройдет», - этот мотив кристаллизуется в философски-афористичное, вобравшее опыт и раздумья всей жизни, подводящее черту стихотворение «И скучно и грустно»:
Любить… но кого же?.. на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно»10.
Воля становится заместителем всех видов родственных связей:
Простосердечный сын свободы…
(«Эпитафия»)
Ю.В.Манн пишет о так называемых образах родства в поэме «Мцыри» («обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», «к груди другой, Хоть незнакомой, но родной», «О, я как брат Обняться с бурей был бы рад»), которые запечатлевают естественное стремление восстановить природные связи. И в то же время - трудность, подчас неосуществимость этого желания, разбивающегося о внешние преграды»11.
Тем не менее мотив воли связан с надеждой.
В ранних стихах выход из бесперспективности бунта намечен Лермонтовым как выход в созерцание.
В поздней лирике, как пишет А.М.Песков, намечается выход лирического героя «в состояние деятельного покоя».
Заключение
Мотив воли представляет собою особое состояние человеческого духа.
В поэзии М.Ю. Лермонтова воля приобретает глобальный характер и реализуется как самоценность личности (личная независимость), состояние духовной независимости всего человечества, действие (мятеж).
В поэтической системе М.Ю. Лермонтова характер воли всегда универсален, абсолютен. Возникновение мотива воли автоматически выделяет ее носителя из любого общества и противопоставляет ему. Это объясняется персоноцентричностью идеала вселенской гармонии М.Ю. Лермонтова12. Поэтому носитель воли стремится к деструктивному воздействию на окружающий мир.
Анализ одного из ключевых мотивов в поэтической системе М.Ю. Лермонтова дает возможность более адекватного прочтения его произведений, исключая возможность недостаточно точных интерпретаций, а также может служить моделью мотивного анализа. Таким образом, предлагаемый в работе анализ семантики мотива воли в поэтических произведениях М.Ю. Лермонтова является шагом на пути к более глубокому пониманию рассматриваемых произведений в целом.
Список использованной литературы:
1. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Проза / Вст. ст. Архипова, 1969.
2. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2 тт. Т.1. М., 1988.
3. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В.А. М., 1999.
4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.
5. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. Л., 1959.
6. Манн Ю.В. Завершение традиции. «Мцыри» и «Демон» Лермонтова // Поэтика русского романтизма. М., 1976.
7. Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю.Лермонтов: Pro et contra. СПб, 2002.
1Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Проза / Вст. ст. Архипова, 1969. С. 91.
2Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. Л., 1959. С.39.
3 Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю.Лермонтов: Pro et contra. СПб, 2002. С. 7-50. С. 32.
4Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.
5Манн Ю.В. Завершение традиции. «Мцыри» и «Демон» Лермонтова // Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 197-231. С. 206.
6 Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В.А. М., 1999. С. 293.
7 Там же.
8 Там же.
9 Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю.Лермонтов: Pro et contra. СПб, 2002. C. 7-50. С. 31.
10 Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В.А. М., 1999. С. 294.
11Манн Ю.В. Завершение традиции. «Мцыри» и «Демон» Лермонтова // Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 197-231. С. 202.
12Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю.Лермонтов: Pro et contra. СПб, 2002. С. 7-50. С. 32.