Работа по литературе Мотив воли в поэзии М. Ю. Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2

Основная часть…………………………………………………………….2

Заключение………………………………………………………………...5

Список использованной литературы…………………………………….7































Введение

«Нравственный идеал всего творчества Лермонтова» - «поиски критериев полноценной человеческой жизни»1, - зафиксировал Архипов.

Объектом нашего исследования будет мотив воли в поэтических системах М.Ю. Лермонтова.

Цель предпринятого исследования - анализ мотива воли как формы выражения художественного самосознания и жизнеотношения поэта.

Основная часть

До середины 30-х годов герой лирики Лермонтова «всем своим содержанием и обликом романтически выделен из среды, противопоставлен ей и приобретает характерные черты именно в этой своей противопоставленности»2, - пишет Д.Е.Максимов. Мотивы свободолюбия приобретают у М.Ю.Лермонтова романтически тотальный характер: речь об абсолютной свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества.

Мы совершенно согласны с В.М.Марковичем, что «идеал вселенской гармонии не теоцентричен и не антропоцентричен, он откровенно персоноцентричен»3. Об этом же пишет Ю.М.Лотман: «Мир авторского «я» - единственный. Он не соотносится ни с миром реальности, ни с миром какой-либо другой личности»4. Это свойство проявляется в абсолютном большинстве поэтических текстов М.Ю.Лермонтова, характеризующихся наличием мотивов воли и свободы:

И, полный волею страстей,

Я будущность своя измерил

Обширностью души своей…

(«Мое грядущее в тумане…»)

В поэзии М.Ю.Лермонтова имеет место оппозиция: воля - спокойствие. Антонимом воли в контексте поэзии М.Ю.Лермонтова является спокойствие.

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом…

(«Дума»)

Ю.В.Манн видит кульминационную реализацию покоя в песне зеленоглазой рыбки в поэме «Мцыри»5:

Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров,

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.

Даже если в поэзии М.Ю.Лермонтова появляется мотив спокойствия с положительной коннотацией, то это спокойствие противоположно покою в его традиционном понимании.

Причина неприятия спокойствия лирическим героем М.Ю.Лермонтова заключается в том, что воля противопоставлена рефлектирующей бездеятельности героя лирики М.Ю.Лермонтова, которая «осмысляется поэтом как неучастие в жизненных «бурях», как полная неподвижность, влекущая за собой посмертное забвение»6.

А «удел рефлектирующего героя - смерть, не отставляющая «следа»»7, - продолжает исследователь.

Воля - безграничная внутренняя свобода - «предстает не просто как стремление к духовной независимости от людей, но и как телесная от них отгороженность, исключающая возможность контакта с миром. Поэтому обретение ее трагично. Оно означает невозможность вернуться в прежний мир: герой тяготится своей свободой, сделавшей его изгнанником; всякое соприкосновение с миром людей вносит в этот мир только зло, еще больше отчуждая освободившегося и приводя его к новому бунту против мира, судьбы и Творца»8, - пишет А.М.Песков. «На своей личной свободе настаивает и свои претензии к миру предъявляет человек, чувствующий себя равноправным Богу, равновеликим по значимости всему мирозданию, способным разрушить или, по крайней мере, потрясти мир»9.

Вольность, будучи абсолютной ценностью, претендует на место творящей силы. Воля у М.Ю.Лермонтова возводится в абсолют.

Возникает аллюзия на Ветхий Завет, где Бог в виде облака вел Свой народ из Египта.

По мнению В.С.Соловьева, это в то же время и «презрение к человеку, присвоение себе заранее какого-то исключительного, сверхчеловеческого значения - себе или как одному «Я», или «Я» и Ко - и требование, чтобы это присвоенное, но ничем еще не оправданное величие было признано другими, стало нормою действительности».

Воля для лермонтовского героя подразумевает невозможность «таких глубоких и интимных человеческих отношений, которые по природе своей в наибольшей степени» предполагают душевную связь между людьми: «любовь, дружба, родство. В любви его уже заранее останавливает и пугает крепнущее сознание ее непостоянства и скоротечности; высказанный с юношеской запальчивостью и непосредственностью в «Опасении» (1830) - «Страшись любви: она пройдет», - этот мотив кристаллизуется в философски-афористичное, вобравшее опыт и раздумья всей жизни, подводящее черту стихотворение «И скучно и грустно»:

Любить… но кого же?.. на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно»10.

Воля становится заместителем всех видов родственных связей:

Простосердечный сын свободы…

(«Эпитафия»)

Ю.В.Манн пишет о так называемых образах родства в поэме «Мцыри» («обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», «к груди другой, Хоть незнакомой, но родной», «О, я как брат Обняться с бурей был бы рад»), которые запечатлевают естественное стремление восстановить природные связи. И в то же время - трудность, подчас неосуществимость этого желания, разбивающегося о внешние преграды»11.

Тем не менее мотив воли связан с надеждой.

В ранних стихах выход из бесперспективности бунта намечен Лермонтовым как выход в созерцание.

В поздней лирике, как пишет А.М.Песков, намечается выход лирического героя «в состояние деятельного покоя».

Заключение

Мотив воли представляет собою особое состояние человеческого духа.

В поэзии М.Ю. Лермонтова воля приобретает глобальный характер и реализуется как самоценность личности (личная независимость), состояние духовной независимости всего человечества, действие (мятеж).

В поэтической системе М.Ю. Лермонтова характер воли всегда универсален, абсолютен. Возникновение мотива воли автоматически выделяет ее носителя из любого общества и противопоставляет ему. Это объясняется персоноцентричностью идеала вселенской гармонии М.Ю. Лермонтова12. Поэтому носитель воли стремится к деструктивному воздействию на окружающий мир.

Анализ одного из ключевых мотивов в поэтической системе М.Ю. Лермонтова дает возможность более адекватного прочтения его произведений, исключая возможность недостаточно точных интерпретаций, а также может служить моделью мотивного анализа. Таким образом, предлагаемый в работе анализ семантики мотива воли в поэтических произведениях М.Ю. Лермонтова является шагом на пути к более глубокому пониманию рассматриваемых произведений в целом.




















Список использованной литературы:

1. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Проза / Вст. ст. Архипова, 1969.

2. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2 тт. Т.1. М., 1988.

3. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В.А. М., 1999.

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

5. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. Л., 1959.

6. Манн Ю.В. Завершение традиции. «Мцыри» и «Демон» Лермонтова // Поэтика русского романтизма. М., 1976.

7. Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю.Лермонтов: Pro et contra. СПб, 2002.

1Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Проза / Вст. ст. Архипова, 1969. С. 91.

2Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. Л., 1959. С.39.

3 Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю.Лермонтов: Pro et contra. СПб, 2002. С. 7-50. С. 32.

4Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

5Манн Ю.В. Завершение традиции. «Мцыри» и «Демон» Лермонтова // Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 197-231. С. 206.

6 Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В.А. М., 1999. С. 293.

7 Там же.

8 Там же.

9 Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю.Лермонтов: Pro et contra. СПб, 2002. C. 7-50. С. 31.

10 Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В.А. М., 1999. С. 294.

11Манн Ю.В. Завершение традиции. «Мцыри» и «Демон» Лермонтова // Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 197-231. С. 202.

12Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М.Ю.Лермонтов: Pro et contra. СПб, 2002. С. 7-50. С. 32.

© 2010-2022