- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Деловое общение
Конспект урока Деловое общение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Наследникова О.Г. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Деловое общение» Цели урока:
1) Учебная: создать условия для осознания необходимости изучения особенностей делового общения, для порождения монологического и диалогического высказывания;
2) развивающая: освоить нормы русского литературного языка, в том числе и этикетные, через редактирование;
3) воспитательная: создать условия для воспитания определенных нравственных качеств человека.
Оборудование: 1. Компьютерная презентация; 2.тексты для индивидуальной и парной работы; 3.учебники по русскому языку.
Методы:
1. Слово учителя;
2. Беседа;
3. Представление компьютерной презентации;
4. Индивидуальная и парная работа на местах;
5. Работа с учебником;
6. Работа с эпиграфом
Методическое обоснование: данные методы и приемы обеспечивают хорошее усвоение материала, так как соответствуют возрасту учеников и целям урока.
Ход урока:
1. Орг. Момент. Работа с эпиграфом.
- Однажды английский блестящий оратор Мейджен сказал: «Есть ораторы, которых можно слушать. Есть ораторы, которых нельзя слушать. Есть ораторы, которых нельзя не слушать». Как вы понимаете это высказывание? Что определяет успех выступления?
Ответы учеников: - Успех выступления определяет культура речи, но каждый человек владеет нормами речи и приемами в разной степени, поэтому выступления получаются разными.
Учитель: - Что такое - культура речи?
Культура речи - это следование нормам литературного языка, точность, доходчивость, ясность, оригинальность, уместность речи.
2. АОЗ. Прослушайте стихотворение С.В.Михалкова «Сашина каша»:
Слайд 1
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши -
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно,-
Как люди говорят,-
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко -
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свидания!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где галоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Учитель: - Почему стихотворение С.Михалкова названо «Сашина каша»? Почему Сашу никто не понимает?
Ответы учеников: Неправильное произношение слов.
Учитель: Как называется раздел лингвистики, в котором содержатся правила произношения?
Ответы учеников: Орфоэпия.
Учитель: Что еще определяет успех выступления?
Ответы учеников: Выбор темы.
Учитель: О чем будет интересно слушать?
Ответы учеников: О том, что интересно самому.
Учитель: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая», - писал Д.С. Лихачев, ученый с мировым именем
3. ФУН. Сообщение темы
Учитель: - Сегодня на уроке начинаем новую тему «Деловое общение».
Нужно ли вам сейчас, в 5 классе, знакомиться с деловым общением. Может быть, надо подождать, закончить школу. Поступите в высшее учебное заведение - там и научитесь правильно общаться в разнообразных ситуациях?
Ответы учеников: Невозможно обойтись без навыков делового общения уже сейчас, потому что мы ходим в библиотеку, на прием к врачу, в аптеку, договариваемся о чем-то с одноклассниками - это все деловое общение.
Учитель: Значит, основа делового общения - это умение договориться и получить желаемое. Как лучше это сделать, мы узнаем на уроке.
Учитель: Прочитайте стихотворение С.Маршака как диалог, по ролям. Поставьте возможные вопросы к тексту соседу по парте, а он должен не только ответить на них, но постараться и вам поставить вопросы.
Слайд 2
Книжка про книжки
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки-
Грязные, лохматые, рваные, горбатые.
Без конца и без начала.
Переплёты как мочала,
На листах - каракули,
Книжки горько плакали.
Дрался Гришка с Мишкой -
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове -
Вместо книжки стало две.
Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щёголь,
А теперь на склоне лет,
Он растрёпан и раздет.
У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист…
-Как нам быть? -спросили книжки -
Как избавиться от Гришки?-
И сказали братья Гримм:
- Вот что, книжки, убежим!
Растрёпанный задачник,
Ворчун и неудачник,
Прошамкал им в ответ:
- Девчонки и мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки?
Нигде спасенья нет!
- Умолкни, старый минус,-
Сказали братья Гримм,-
И больше не серди нас
Брюзжанием своим!
Бежим в библиотеку,
Свободный наш приют,-
Там книжки человеку
В обиду не дают…
Учитель: В чём у вас возникли затруднения? Оказалось сложно задать вопрос. А как вы относитесь к своим учебникам? Какие ситуации возникали у вас? (ответы учеников).
Учитель: Что? Где? Когда? Вам конечно же знакомы эти вопросы. Отвечают на них участники популярной телеигры. Как называется такой текст, который мы читаем в газете, в журнале, на доске объявлений, слышим по радио, по телевидению?
Для чего он создаётся?
Ответы учеников: Чтобы многим людям передать в краткой и чёткой форме важную информацию. Этот текст - объявление.
Учитель: - Перед вами два объявления, написанные на дверях дома Совы. С какой целью они были написаны? Что можно сказать о Кристофере Робине, который написал оба объявления?
Слайд 3
Сова жила в великолепном замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось медвежонку, потому что на двери замка был и замок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было прибито объявление:
Прошу нажать эсли не аткрывают
А под колокольчиком другое объявление:
Прашу падёргать эсли не аткрывают
Оба эти объявления написал Кристофер Робин, который один во всём лесу умел писать<--> Вини-Пух внимательно прочёл оба объявления, сначала слева направо, а потом - на тот случай, если он что-нибудь пропустил, - справа налево. Потом, для верности, он нажал кнопку звонка и постучал по двери, а потом подёргал шнурок колокольчика и крикнул очень громким голосом: «Сова! Открывай, пришёл Медведь»
Учитель: Какие недочёты совершил Кристофер Робин? Что такое объявление? Над какими орфограммами нужно поработать?
Ответы учеников:
Объявление- это устный или письменный текст, в котором чётко сообщается: ЧТО, ГДЕ, КОГДА происходит. В объявлении содержится точная, конкретная информация.
Учитель: Представьте, что учитель попросил вас написать объявление о том, что в школу приезжают артисты кукольного театра и те, кто хочет попасть на спектакль, должны принести деньги на билет.
Творческая работа учащихся. Рецензирование объявлений.
Учитель: Перед вами стихотворение А.Хайта «Песенка про лишние слова». Что бы вы сказали, оказавшись в ситуации «Звоню по телефону «01», «Объясняю, как проехать на вокзал», «Прогоняю нахального кота»?
Слайд 3
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по «01»,
Срочно сообщает:
- Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Всё уже сгорело!
-Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
- В общем, где-то.
так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче…
Я, вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошёл
И коту заметил:
- Вы, Василий не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного…
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану…
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
- Отредактируйте текст.
Чтение учащимися отредактированных отрывков
Учитель: Перед вами стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый индюк», прочитайте его.
Слайд 4
Объявился
В доме
Вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже. Он кричал:
- Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли в гости-
Научиться
Вежливости.
- Не стесняйся ты, осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»-
Как ни бился он,
Однако
К индюку никто не шёл-
Ни корова,
Ни собака,
Ни хавронья,
Ни осёл.
Учитель: Представьте себе, что индюк в самом деле стал вежливым. Как он будет приглашать к себе в гости ? Что скажет? Какие слова можно использовать как обращения? Назовите особенности диалога. Как записывается диалог?
Отредактируйте текст.
Ответы учеников: (сударь, сударыня, дорогие друзья) Чтение учащимися текстов.
Учитель:- Визитная карточка. Кто знает, что это? Познакомьтесь с визитными карточками героев Э.Успенского и И.Агрона. Какую информацию несёт текст? Чем отличается текст визитной карточки от других? Значение каких слов вам непонятно?
Слайд 5
Крокодил Гена
Заведующий отделом панцирных
Простоквашинского Зоопарка,
младший научный сотрудник.
Адрес: Простоквашино, Большая Пирожная улица, д.1,кв.2.
Звонить два с половиной раза.
Телефон: 22-3-30.
Владимир Рублёв
Брокер Простоквашинской биржи ценных бумаг.
Телефоны:8-088-235455(домашний)
7-088-452445(рабочий)
Адрес: Простоквашино, собственный дом,
рядом с памятником Михайле Простоквашину.
Учитель: Составьте свою визитную карточку сначала всерьёз.
Схема: Фамилия, имя, отчество.
Кто вы по профессии, занятиям.
Адрес.
Телефон.
Учитель: - Представьте себя … кем хотите. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем вы занимаетесь и т. д.
Тест «Деловое общение». Прочитай вопрос, выбери нужный ответ.
1. Деловое общение - это…
- способ развлечься;
- умение договориться и получить желаемое;
- кропотливая напряженная работа.
2. В деловом общении уместно - …
- постоянно улыбаться;
- хлопать собеседника по плечу;
- смотреть в сторону;
- улыбнуться при приветствии и прощании.
3. Продуктивные отношения возникнут при общении в роли -…
- у меня все - хорошо, у тебя все - хорошо;
- у меня все - хорошо, у тебя все - плохо;
- у меня все - плохо, у вас все - хорошо;
- у меня все - плохо, у тебя все - плохо.
4. Прочитай отрывок из произведения Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста... приручи меня!
- Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо сделать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпением, - ответил Лис. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Домашнее задание: Составьте и запишите в тетрадь диалог по одной из предложенных тем: « В библиотеке», «На приёме у врача», « В аптеке».
Подведение итогов урока, итогов теста.
Выводы
В параграфе 2.1 представлен конспект урока, предназначенный для учеников 5 класса. При составлении конспекта урока были учтены возрастные и психологические особенности учеников. В данном конспекте представлены и сформулированы цели урока, методы, все этапы урока и благодаря этому конспекту урока учитель может представить новый материал ярко, интересно, чтобы он запомнился надолго.
Детям очень интересно будет работать на таком уроке, так как в разработке были использованы и стихотворения детских писателей, и задания на самостоятельное выполнение учениками (визитные карточки), редактирование.
На уроке школьники узнают и вспоминают такие понятия как культура речи, деловое общение и где могут пригодиться новые полученные знания. На этом уроке можно использовать интерактивную доску (показ на ней слайдов).