Конспект урока Деловое общение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Деловое общение» Цели урока:

1) Учебная: создать условия для осознания необходимости изучения особенностей делового общения, для порождения монологического и диалогического высказывания;

2) развивающая: освоить нормы русского литературного языка, в том числе и этикетные, через редактирование;

3) воспитательная: создать условия для воспитания определенных нравственных качеств человека.

Оборудование: 1. Компьютерная презентация; 2.тексты для индивидуальной и парной работы; 3.учебники по русскому языку.

Методы:

1. Слово учителя;

2. Беседа;

3. Представление компьютерной презентации;

4. Индивидуальная и парная работа на местах;

5. Работа с учебником;

6. Работа с эпиграфом

Методическое обоснование: данные методы и приемы обеспечивают хорошее усвоение материала, так как соответствуют возрасту учеников и целям урока.

Ход урока:

1. Орг. Момент. Работа с эпиграфом.

- Однажды английский блестящий оратор Мейджен сказал: «Есть ораторы, которых можно слушать. Есть ораторы, которых нельзя слушать. Есть ораторы, которых нельзя не слушать». Как вы понимаете это высказывание? Что определяет успех выступления?

Ответы учеников: - Успех выступления определяет культура речи, но каждый человек владеет нормами речи и приемами в разной степени, поэтому выступления получаются разными.

Учитель: - Что такое - культура речи?

Культура речи - это следование нормам литературного языка, точность, доходчивость, ясность, оригинальность, уместность речи.

2. АОЗ. Прослушайте стихотворение С.В.Михалкова «Сашина каша»:

Слайд 1

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша -

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши -

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво,

Чисто,

Ясно,-

Как люди говорят,-

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко -

И сам тому не рад!

Он скажет:

«До свидания!»

А слышится:

«До здания!»

Он спросит:

«Где галоши?»

А слышно:

«Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймешь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налета

Прочесть,

спросить,

сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать...

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.

Учитель: - Почему стихотворение С.Михалкова названо «Сашина каша»? Почему Сашу никто не понимает?

Ответы учеников: Неправильное произношение слов.

Учитель: Как называется раздел лингвистики, в котором содержатся правила произношения?

Ответы учеников: Орфоэпия.

Учитель: Что еще определяет успех выступления?

Ответы учеников: Выбор темы.

Учитель: О чем будет интересно слушать?

Ответы учеников: О том, что интересно самому.

Учитель: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая», - писал Д.С. Лихачев, ученый с мировым именем

3. ФУН. Сообщение темы

Учитель: - Сегодня на уроке начинаем новую тему «Деловое общение».
Нужно ли вам сейчас, в 5 классе, знакомиться с деловым общением. Может быть, надо подождать, закончить школу. Поступите в высшее учебное заведение - там и научитесь правильно общаться в разнообразных ситуациях?

Ответы учеников: Невозможно обойтись без навыков делового общения уже сейчас, потому что мы ходим в библиотеку, на прием к врачу, в аптеку, договариваемся о чем-то с одноклассниками - это все деловое общение.

Учитель: Значит, основа делового общения - это умение договориться и получить желаемое. Как лучше это сделать, мы узнаем на уроке.

Учитель: Прочитайте стихотворение С.Маршака как диалог, по ролям. Поставьте возможные вопросы к тексту соседу по парте, а он должен не только ответить на них, но постараться и вам поставить вопросы.

Слайд 2

Книжка про книжки

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки-

Грязные, лохматые, рваные, горбатые.

Без конца и без начала.

Переплёты как мочала,

На листах - каракули,

Книжки горько плакали.

Дрался Гришка с Мишкой -

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове -

Вместо книжки стало две.

Горько жаловался Гоголь:

Был он в молодости щёголь,

А теперь на склоне лет,

Он растрёпан и раздет.

У бедняги Робинзона

Кожа содрана с картона,

У Крылова вырван лист,

А в грамматике измятой

На странице тридцать пятой

Нарисован трубочист…

-Как нам быть? -спросили книжки -

Как избавиться от Гришки?-

И сказали братья Гримм:

- Вот что, книжки, убежим!

Растрёпанный задачник,

Ворчун и неудачник,

Прошамкал им в ответ:

- Девчонки и мальчишки

Везде калечат книжки.

Куда бежать от Гришки?

Нигде спасенья нет!

- Умолкни, старый минус,-

Сказали братья Гримм,-

И больше не серди нас

Брюзжанием своим!

Бежим в библиотеку,

Свободный наш приют,-

Там книжки человеку

В обиду не дают…

Учитель: В чём у вас возникли затруднения? Оказалось сложно задать вопрос. А как вы относитесь к своим учебникам? Какие ситуации возникали у вас? (ответы учеников).

Учитель: Что? Где? Когда? Вам конечно же знакомы эти вопросы. Отвечают на них участники популярной телеигры. Как называется такой текст, который мы читаем в газете, в журнале, на доске объявлений, слышим по радио, по телевидению?

Для чего он создаётся?

Ответы учеников: Чтобы многим людям передать в краткой и чёткой форме важную информацию. Этот текст - объявление.

Учитель: - Перед вами два объявления, написанные на дверях дома Совы. С какой целью они были написаны? Что можно сказать о Кристофере Робине, который написал оба объявления?

Слайд 3

Сова жила в великолепном замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось медвежонку, потому что на двери замка был и замок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было прибито объявление:

Прошу нажать эсли не аткрывают

А под колокольчиком другое объявление:

Прашу падёргать эсли не аткрывают

Оба эти объявления написал Кристофер Робин, который один во всём лесу умел писать<--> Вини-Пух внимательно прочёл оба объявления, сначала слева направо, а потом - на тот случай, если он что-нибудь пропустил, - справа налево. Потом, для верности, он нажал кнопку звонка и постучал по двери, а потом подёргал шнурок колокольчика и крикнул очень громким голосом: «Сова! Открывай, пришёл Медведь»

Учитель: Какие недочёты совершил Кристофер Робин? Что такое объявление? Над какими орфограммами нужно поработать?

Ответы учеников:

Объявление- это устный или письменный текст, в котором чётко сообщается: ЧТО, ГДЕ, КОГДА происходит. В объявлении содержится точная, конкретная информация.

Учитель: Представьте, что учитель попросил вас написать объявление о том, что в школу приезжают артисты кукольного театра и те, кто хочет попасть на спектакль, должны принести деньги на билет.

Творческая работа учащихся. Рецензирование объявлений.

Учитель: Перед вами стихотворение А.Хайта «Песенка про лишние слова». Что бы вы сказали, оказавшись в ситуации «Звоню по телефону «01», «Объясняю, как проехать на вокзал», «Прогоняю нахального кота»?

Слайд 3

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

- Я не знаю, как начать…

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать

Чтобы поделиться…

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить:

Всё уже сгорело!

-Как проехать на вокзал? -

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает:

- В общем, где-то.

так сказать,

Это близко очень,

Просто тут рукой подать.

Говоря короче…

Я, вам, значит, заодно

Объясню по дружбе:

Вы проехали давно.

Возвращаться нужно.

Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошёл

И коту заметил:

- Вы, Василий не того,

Знаете ли, бросьте!

Не для вас для одного…

Будут, значит, гости.

В общем, я хотел сказать,

Что терпеть не стану…

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

- Отредактируйте текст.

Чтение учащимися отредактированных отрывков

Учитель: Перед вами стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый индюк», прочитайте его.


Слайд 4


Объявился

В доме







Вдруг

Очень вежливый индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже. Он кричал:

- Эй, вы, невежи!

Заходите, что ли в гости-

Научиться

Вежливости.

- Не стесняйся ты, осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: «Приду, спасибо!»-

Как ни бился он,

Однако

К индюку никто не шёл-

Ни корова,

Ни собака,

Ни хавронья,

Ни осёл.

Учитель: Представьте себе, что индюк в самом деле стал вежливым. Как он будет приглашать к себе в гости ? Что скажет? Какие слова можно использовать как обращения? Назовите особенности диалога. Как записывается диалог?

Отредактируйте текст.

Ответы учеников: (сударь, сударыня, дорогие друзья) Чтение учащимися текстов.

Учитель:- Визитная карточка. Кто знает, что это? Познакомьтесь с визитными карточками героев Э.Успенского и И.Агрона. Какую информацию несёт текст? Чем отличается текст визитной карточки от других? Значение каких слов вам непонятно?

Слайд 5

Крокодил Гена

Заведующий отделом панцирных

Простоквашинского Зоопарка,

младший научный сотрудник.

Адрес: Простоквашино, Большая Пирожная улица, д.1,кв.2.

Звонить два с половиной раза.

Телефон: 22-3-30.

Владимир Рублёв

Брокер Простоквашинской биржи ценных бумаг.

Телефоны:8-088-235455(домашний)

7-088-452445(рабочий)

Адрес: Простоквашино, собственный дом,
рядом с памятником Михайле Простоквашину.

Учитель: Составьте свою визитную карточку сначала всерьёз.

Схема: Фамилия, имя, отчество.

Кто вы по профессии, занятиям.

Адрес.

Телефон.

Учитель: - Представьте себя … кем хотите. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем вы занимаетесь и т. д.

Тест «Деловое общение». Прочитай вопрос, выбери нужный ответ.

1. Деловое общение - это…

- способ развлечься;

- умение договориться и получить желаемое;

- кропотливая напряженная работа.

2. В деловом общении уместно - …

- постоянно улыбаться;

- хлопать собеседника по плечу;

- смотреть в сторону;

- улыбнуться при приветствии и прощании.

3. Продуктивные отношения возникнут при общении в роли -…

- у меня все - хорошо, у тебя все - хорошо;

- у меня все - хорошо, у тебя все - плохо;

- у меня все - плохо, у вас все - хорошо;

- у меня все - плохо, у тебя все - плохо.

4. Прочитай отрывок из произведения Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

- Пожалуйста... приручи меня!

- Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- А что для этого надо сделать? - спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпением, - ответил Лис. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Домашнее задание: Составьте и запишите в тетрадь диалог по одной из предложенных тем: « В библиотеке», «На приёме у врача», « В аптеке».

Подведение итогов урока, итогов теста.

Выводы

В параграфе 2.1 представлен конспект урока, предназначенный для учеников 5 класса. При составлении конспекта урока были учтены возрастные и психологические особенности учеников. В данном конспекте представлены и сформулированы цели урока, методы, все этапы урока и благодаря этому конспекту урока учитель может представить новый материал ярко, интересно, чтобы он запомнился надолго.

Детям очень интересно будет работать на таком уроке, так как в разработке были использованы и стихотворения детских писателей, и задания на самостоятельное выполнение учениками (визитные карточки), редактирование.

На уроке школьники узнают и вспоминают такие понятия как культура речи, деловое общение и где могут пригодиться новые полученные знания. На этом уроке можно использовать интерактивную доску (показ на ней слайдов).



© 2010-2022