СТИЛИ РЕЧИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Стили речи. Публицистический стиль речи ЦЕЛИ:Обучающие 1. Закрепить умения различать изученные стили речи.2. Познакомить с особенностями публицистического стиля и сформировать умение узнавать высказывания публицистического стиля в письменной и устной речи.Развивающие:1. Обучать приемам логического мышления, умению делать выводы при определении стилей речи.2. Формировать коммуникативные умения и навыки на понятийной основе речевой ситуации и ее компонентов.Воспитательные:1....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное Общеобразовательное бюджетное Учреждение «Башкирская гимназия-интернат»

городского округа город нефтекамск




Стили речи

Публицистический стиль речи



Урок развития речи по русскому языку

в 7 классе с использованием ИКТ



Адулина Наиля Нардисовна

учитель высшей

квалификационной категории

русского языка и литературы



2014 г.

Тема урока: Стили речи. Публицистический стиль речи

ЦЕЛИ:

Обучающие

  1. Закрепить умения различать изученные стили речи.

  2. Познакомить с особенностями публицистического стиля и сформировать умение узнавать высказывания публицистического стиля в письменной и устной речи.

Развивающие:

  1. Обучать приемам логического мышления, умению делать выводы при определении стилей речи.

  2. Формировать коммуникативные умения и навыки на понятийной основе речевой ситуации и ее компонентов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению родного русского языка и культуру устной и письменной речи.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы вспомним основные черты тех стилей речи, которые изучались вами в 5-6 классах, также познакомимся с основными чертами публицистического стиля. Запишите тему урока.

2. Повторение:

Игра «Аукцион» - лингвистическая разминка. Задание: вспомните все, что вы знаете о стилях речи. Например, их названия, особенности (где применяется, задача стиля речи, какие средства языка используются, в какой обстановке). Условие одно: не повторять; право слова имеет в первую очередь еще не говоривший. Желательно кратко сформулировать свой ответ. (Разговорный и книжные: художественный, научный, официально-деловой, публицистический; особенности: задача стиля, обстановка, кому обращен) по ходу ответов учитель прикрепляет на доску названия стилей речи):

3. Лингвистическая разминка

Задание: запишите в столбик названия стилей речи, о которых пойдет речь по ходу ответов (учитель обращает внимание учеников на название стилей речи, отмечая их на доске, под вопросом остается публицистический стиль):

(А) задача речи этого стиля - сообщение и объяснение (научный);

Б) используется в объявлениях и заявлениях (официально-деловой);

В) речевая ситуация: 1-1 в неофициальной обстановке (разговорный);

Г) в тексте этого стиля обилие слов в переносном значении, эмоционально окрашенных слов (художественный);

Д) в тексте этого стиля может прозвучать призыв, например, защищать беспризорных детей (? - публицистический).

Учитель: какой вопрос вызвал у вас затруднение? (Д). Вопрос определения стиля этого текста пока оставим открытым. Наша задача заключается в том, чтобы мы обрисовали речевую ситуацию стиля, к которому относится данный текст.

Задание: определите стилевую принадлежность жанров: рассказ, статья, разговор приятелей, расписка, автобиография, повесть, объявление, указ, приветствие, басня, рецензия, аннотация, заявление, законы

II. Анализ текста из рассказа Ю. Казакова «Арктур - гончий пес»

Учитель: Давайте проверим домашнее задание.




Карточка №1.

Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. (Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами.) Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие, напряженные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.

Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге навстречу стаду. Я сразу узнал Арктура - слепого гончего пса.

Увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды коров сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки…

Арктур, ничего не подозревая, своей неловкой рысью подвигался по дороге и был уже совсем близко к стаду. Испугавшись, я позвал его. С разбегу он пробежал еще несколько шагов и круто осел, поворачиваясь ко мне. В ту же секунду бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком сшибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом.

С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.

Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, - ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение, обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.

Вопросы к тексту из рассказа Ю. Казакова «Арктур - гончий пес»:

  1. Определите тему и основную мысль текста, подберите заголовок.

  2. Определите стиль текста и выделите языковые средства, характерные для стиля.

  3. Выясните, как построен текст: какие типы речи в нем использованы, как связываются между собой предложения, какие средства связи используются.

Учитель (после проверки домашнего задания):

Общий вывод по вопросам сделает подготовленный ученик. Он получил индивидуальное задание: используя опорные слова «отрывок, герой рассказа, тема, основная мысль, художественный стиль, речевая ситуация, языковые средства, лексический повтор, местоимения параллельный и последовательный способы связи, логическое ударение», он должен был ответить на поставленные к тексту вопросы в форме связного рассказа.

Образец ответа

Это отрывок из рассказа Ю. Казакова «Арктур - гончий пес». Его пожалел, подобрал на улице и привел в свой дом местный доктор, у которого и жил в небольшом северном городке писатель. Герой рассказа Арктур - слепой от рождения бродячий пес. У собаки очень хорошо развиты обоняние и слух. Таким образом, тема данного отрывка - необыкновенный пес Арктур. Основная мысль заключается в том, что автор восхищается мужеством этого пса. У автора вызывает уважение, с каким достоинством принял пес несчастье, обрушившееся на него. Автор постоянно сравнивает Арктура с другими собаками: «Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил». Это отрывок из рассказа, написанного художественным стилем, так как речевая ситуация соответствует данному стилю речи: 1-много, то есть он предполагает много читателей; официальная обстановка, то есть это отрывок из литературного произведения; задача стиля - воздействие на мысли и воображение читателей, то есть, читая отрывок, у читателя возникают к Арктуру такими же чувства, что и у автора. Для этого стиля характерны следующие языковые средства: употребление слов с суффиксами, образующими превосходную степень (например, с необычайной), образных прилагательных, т.е. эпитетов (тонкие крики, с деловитым видом, приземистый палевый бык, кровяные белки) употребление существительных, называющих действие (например, мычание, хлопанье, крики, боль, недоумение, обида, падение), параллельный и последовательный способы связи и оправданный лексический повтор и местоимения «он», на которое падает логическое ударение.

III. Тестовый повтор.

Учитель: Перед вами карточка №2 с текстом. Ниже даны 4 характеристики этого текста, одна из которых неверная. Назовите ошибочную характеристику и докажите свой ответ.


Карточка №2

Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.

А. Стиль речи - научный

Б. тип речи - рассуждение и объяснение.

В. Способ связи предложений - параллельный.

Г. Средства связи - лексический повтор, местоимение.

(Ошибочно утверждение В: способ связи предложений - последовательный).

  1. Актуализация знаний.

1.Учитель: (чтение текста под музыку Вивальди «Времена года»…… )


Карточка №3

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело…

Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях! (В.Песков.)

Учитель:

  • Есть ли в этом тексте черты стилей, которые мы вспомнили? (Да).

  • Назовите их. (Черты художественного стиля: воздействие на читателя, выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова).

  • Каких черт вы не видите? (Это не отрывок из художественного произведения).

  • Значит, это текст не художественного стиля. Давайте обратимся снова к речевым ситуациям различных стилей речи. В начале урока у нас под вопросом осталась речевая ситуация публицистического стиля речи. Может ли этот текст относиться к данному стилю? Попробуем доказать это.

2. Учитель: Послушаем сообщение о публицистическом стиле (было дано опережающее домашнее задание). (По ходу учитель прикрепляет к доске «Publikus» - «общественный», вывешивает РС публицистического стиля, ученики записывают это в тетрадях).

Учитель: Давайте вернемся к тексту, Более детально проанализируем его. Ответьте на вопросы:

  • Какое сравнение составляет основу этого текста? (Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев).

  • Для чего автор создал такое сравнение? (Чтобы воздействовать на мысли и чувства читателя, чтобы убедить его в необходимости знания своих корней, истории своей Родины, истории своего народа).

  • К чему призывает нас автор? (Давайте же будем помнить об этих корнях! Любить Родину, хуже всего быть Иванами, не помнящими родства).

  • Соответствует ли РС публицистическому стилю? Докажем это.

  1. Закрепление изученного материала. (Класс делится на 3 группы, у каждой ученицы за компьютером имеется зачетный лист):

1 группа: слайды №13 и №16 на компьютере. (Из «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия». Уроки русского языка. 7 класс. Тема « Стили речи. Публицистический стиль»)

2 группа: слайды №14 и №16 на компьютере. (Из «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия». Уроки русского языка. 7 класс. Тема « Стили речи. Публицистический стиль»)

3 группа: Текст. Карточка №4.


Карточка №4.

Прочитать фрагмент из статьи Д.Гранина «О милосердии».

Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, понятий.

Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.» то есть устаревшие понятия.

Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно - не модно? Не нужно?

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Восстановить письменно антонимические пары в следующем тексте:

Милосердие и благотворительность нельзя рекламировать, нельзя возводить в подвиг. В том, что здоровый помогает …….., богатый - …….., счастливый - ………, нет ничего исключительного, «героического». Это естественное стремление и обязанность каждого человека.

Определить стиль полученного текста и доказать ответ.

Проверка задания.

VI. Вывод, подведение итогов, оценки.

  1. Домашнее задание. Подберите из газет, радио-телепередач примеры публицистического стиля и запишите в тетради или на диски, кассеты, дискетки.

Карточки, необходимые на урок:

  1. Стили речи

  2. Разговорный

  3. Книжные

  4. Художественный

  5. Научный

  6. Официально-деловой

  7. Публицистический

  8. Речевая ситуация,

1 - много (обращен к школьникам, студентам, научным работникам и т.п.) официальная обстановка (учебники, словари, энциклопедии, научные статьи и книги…) точная передача научных знаний (научной информации), (объяснение; научные термины)

  1. Речевая ситуация,

1 - много (обращен ко многим потенциальным читателям, слушателям, зрителям), официальная обстановка (художественные произведения: стихи, рассказы, повести, поэмы, романы…), воздействие на читателя или слушателя произведения (на мысли, чувства, воображение, на поведение, создание конкретных картин и образов; эпитеты, олицетворения, метафоры…)

  1. Речевая ситуация,

1 - 1 (обращен к одному человеку-слушателю), неофициальная обстановка (домашняя, бытовая обстановка, беседа, диалог), обмен мнениями, мыслями, чувствами (с близкими людьми; разговорная лексика)

  1. Речевая ситуация,

1 - много (обращен ко многим)

официальная обстановка (документы: справки, расписки, указы, приказы, конституции, объявления, протоколы, автобиографии…)

точная передача деловой информации (полное наименование государств, государственных органов, учреждений, предприятий; точное обозначение дат, количеств, величин, размеров…)

  1. Речевая ситуация

1 - много (обращен ко многим потенциальным читателям, зрителям, слушателям).

официальная обстановка (газеты, радио, телевидение, публичные выступления…)

воздействие на читателя и слушателя, убеждение в чем-либо, призыв к чему-нибудь; (риторические вопросы, восклицания, обращения…)

Карточки, необходимые на урок:

Стили речи, разговорный, книжные, художественный, научный, официально-деловой, публицистический.

Речевая ситуация,

1 - много, обращен к школьникам, студентам, научным работникам и т.п.

Официальная обстановка, Учебники, словари, энциклопедии, научные статьи и книги…

Точная передача научных знаний (научной информации), объяснение; научные термины,. (научный)

Речевая ситуация,

1 - много, обращен ко многим потенциальным читателям, слушателям, зрителям.

официальная обстановка, художественные произведения: стихи, рассказы, повести, поэмы, романы….

воздействие на читателя или слушателя произведения (на мысли, чувства, воображение, на поведение, создание конкретных картин и образов); эпитеты, олицетворения, метафоры… (художественный)

Речевая ситуация,

1 - 1 обращен к одному человеку-слушателю.

неофициальная обстановка Домашняя, бытовая обстановка, беседа, диалог.

Обмен мнениями, мыслями, чувствами с близкими людьми; разговорная лексика (разговорный)

Речевая ситуация,

1 - много, обращен ко многим

официальная обстановка, документы: справки, расписки, указы, приказы, конституции, объявления, протоколы, автобиографии…

точная передача деловой информации; полное наименование государств, государственных органов, учреждений, предприятий; точное обозначение дат, количеств, величин размеров… (официально-деловой)

Речевая ситуация

1 - много обращен ко многим потенциальным читателям, зрителям, слушателям.

официальная обстановка газеты, радио, телевидение, публичные выступления…

воздействие на читателя и слушателя, убеждение в чем-либо, призыв к чему-нибудь; риторические вопросы, восклицания, обращения… (публицистический)

«Publikus» - «общественный»

Зачетный лист

Фамилия

Имя

Класс

Слайд №13

Слайд №16 (из 5 правильно)

© 2010-2022