- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок: литература – музыка - живопись – танец. Тема: Муза на кончиках пуантов… Содружество Литературы, Балета, Музыки и Живописи …
Интегрированный урок: литература – музыка - живопись – танец. Тема: Муза на кончиках пуантов… Содружество Литературы, Балета, Музыки и Живописи …
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калуга Л.В. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс: 5 и 9 классы (гуманитарный профиль) и выпускница школы 1995 г. Москвы Корсакова Мэри - студентка балетной школы при Большом театре
Тип урока: Интегрированный урок: литература - музыка - живопись - танец.
Тема: "Муза на кончиках пуантов"… Содружество Литературы, Балета, Музыки и Живописи …
Прочтите жизнь на кончике пуантов:
на краткий миг она остановилась,
чтобы измерить интервалом такта
любовь.
И жить во славу и на милость…
вам, замершим дыханием в партере
и тем, кто в этот вечер tet-a-tet,
с бессмертием, потерянным в Эдеме,
столкнулся с миром, названном
Балет…
Планируемый результат: понимать специфику Литературы, Балета, Музыки и Живописи, выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - поэзии, звучаний, движений, линий, красок), различать особенности видов искусства.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
-
воспринимать и анализировать музыкальные, поэтические, живописные произведения и произведения балетного искусства для постижения их художественного содержания;
-
устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, ИЗО, литературы и балета;
-
определять виды искусства.
Задачи урока:
Образовательные:
-
знакомство с балетным жанром;
-
укрепление понимания взаимосвязи литературы, балета, живописи и музыкального искусства;
-
совершенствование навыка понимания музицирования на свирели и на скрипке.
Воспитательные:
-
приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной, балетной и поэтической классики;
-
создание эмоционально - положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
-
формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
-
расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
-
повторение пройденного методом устного опроса;
-
рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, иллюстраций с живописных полотен, костюмов балерины, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
-
анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
-
музицирование на свирели и скрипке,
-
выполнение упражнений под руководством выпускницы балетной школы.
-
Работа в творческих группах: «Поэты и прозаики», «Художники и иллюстраторы», «Актёры», «Журналисты и кинематографисты», «Танцовщицы», «Музыканты».
Оборудование:
-
ноутбук;
-
проектор;
-
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
-
музыкальные инструменты (скрипка)
Материалы:
-
слайдовая презентация;
-
видеофрагменты из балетов "Щелкунчик", «Дон Кихот», «Жизель», "Светлый ручей», «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро», современный балетный спектакль «Контрасты»;
-
фотографии Мэри Корсаковой.
-
картины художника Дега, Серова и др. о балете и балеринах;
-
стихотворения поэтов об искусстве балета: Сергеевой, Людмилы Чеботарёвой, балерины Аллы Коркиной, Татьяны Заславской, Н Грушко и А. Вертинского.
-
бланки-заготовки для группы «Поэты и прозаики», краски, карандаши и бумага для группы «Художники», фотоаппарат для группы «Журналисты и кинематографисты»;
-
безопасные свечи для создания полумрака и музыкальные шкатулки.
Концепция урока: урок построен на трансформации образа музыкальной шкатулки следующим образом: дети слушают музыкальную шкатулку в полумраке танцевального класса и рассказывают о своём восприятии музыки и поэзии, затем с помощью волшебства оказываются внутри самой музыкальной шкатулки и при свете рассматривают небольшую экспозицию, посвящённую балету и другим видам искусства, слушают рассказ о маленькой балерине, потом проживают с настоящей балериной отрезок её жизни на сцене, просматривая видео из спектаклей, постигая тонкости балетного искусства, далее знакомятся с ней, берут уроки мастер-класса и выполняют творческие задания, посвящая балету свои произведения - музыкальные, поэтические, художественные и актёрские зарисовки. Урок ведут два учителя литературы (5 и 9 класса).
Конспект урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Урок проходит в танцевальном классе.
Перед входом в класс учитель 5 класса говорит: «Ребята, сегодня у нас необычный урок, на котором вас ожидают музыкальные, поэтические и танцевальные сюрпризы… Вы, конечно, любите сюрпризы? И начнётся он не совсем обычно: сейчас я открою дверь, и мы с вами тихонько зайдём в таинственную тёмную комнату. А что всегда сопровождает тайну? Конечно, тишина.
Учитель 9 класса говорит: Я прошу старших учеников взять за руки младших, чтобы они чувствовали себя увереннее, ведь пока мы не знаем, что ждёт нас за волшебной дверью. Не беспокойтесь, вы сразу найдётё свои места: свечи укажут вам путь… Итак, вы готовы к волшебному путешествию? Тогда вперёд…»
Учитель открывает дверь. В глубине комнаты звучит Музыкальное приветствие.
Звучит мелодия скрипки (играет Решетникова Наталья - 5 В класс). Дети входят в класс, рассаживаются по группам или в круг (если их мало).
2. Актуализация знаний, вхождение в тему урока.
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
1.Учитель:
Какое настроение создала у вас музыка? Что ещё навевает ощущение таинственности?
Ученики: расска-зывают о своём настроении.
1. Учитель: Какие литературные произведения вам вспомнились?
Ученики: рассказывают о таинственных произведениях в русской литературе: Гоголь «Ночь перед Рождеством» и т.д.
2. Учитель: И музыка, и свечи, и полумрак здесь неслучайно. Сегодня мы все вместе перенесёмся в волшебную и таинственную комнату, где живёт… Какие сказочные герои могут здесь жить?
Ученики: называют сказочных героев.
2. Учитель: Кто может жить в комнате, в которой звучит волшебная музыка скрипки?
Ученики: приходят к выводу, что здесь живёт творческая личность: художник, музыкант или поэт.
Учитель 5 класса: Давайте зажжём свечи, послушаем замечательное стихотворение Людмилы Чеботарёвой и подумаем, с кем же мы встретимся в скором времени.
Ученица 9 класса: читает стихотворение, используя элементы театрализации
Цвели серебряные розы
На ледяном моем окне.
Звенели звезды от мороза
В заИндевевшей вышине.
Под перезвон часов старинных
Струился золотистый свет.
И танцевала балерина
Свой бесконечный менуэт...
Ты очищающие слезы
С вином янтарным размешал.
И, как серебряная роза,
Раскрылась для любви душа.
И ночью зимней, ночью длинной
Ты был моим теплом согрет.
И танцевала балерина
Свой бесконечный менуэт...
Ночных теней невнятный лепет
Мне вновь бессонницей грозил.
И величавый белый лебедь
По глади зеркала скользил.
Кружили искры над камином,
Как письма из сгоревших лет.
И танцевала балерина
Свой бесконечный менуэт...
Я снова заведу шкатулку,
Зажгу две розовых свечи.
Пусть в тишине пустынно-гулкой
Твоя мелодия звучит!
Ушел бездомным пилигримом -
В ночи растаял силуэт...
Но все танцует балерина
Свой бесконечный менуэт...
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель: Вы догадались, кто живёт в этой комнате? Какую картину вы увидели?
Ученики: балерина
Учитель: Что чувствует лирический герой? Почему в стихотворении рефреном повторяется строчка о балерине? Символом чего является балерина?
Ученики: делают частичный анализ художественного образа
Учитель 5 класса.: Да, конечно, речь пойдёт о балерине. И эта изящная музыкальная шкатулка создана для неё. А давайте откроем музыкальную шкатулку и послушаем, как она звучит …
Дети и учитель слушают звучание музыкальной шкатулки.
Учитель 9 класса: Вам понравились эти звуки? Что они вам напомнили? Какое настроение создали? Почему уже много веков подряд люди с замиранием сердца слушают музыкальные шкатулки?
Учитель 5 класса.: А ведь и шкатулка у нас волшебная. Давайте, как в сказке, представим себе, ЧТО МЫ ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ ОКАЗАЛИСЬ ВНУТРИ ЭТОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ, ГДЕ ЖИВЁТ МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА, И МЫ МОЖЕМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕЙ ПОБЛИЖЕ.
Включается свет в классе, дети рассматривают всё вокруг.
Учителя ведут беседу, а дети рассказывают о своих впечатлениях.
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель: Посмотрите вокруг. А как вы догадались, что в этой комнате живёт балерина?
Ученики: смотрят вокруг и описывают, что они видят: одежду, пуанты.
Учитель: А почему в комнате так много картин художников? Какие моменты из жизни балерин запечатлел художник?
А какие ещё виды искусства присутствуют в комнате?
Ученики: делают частичный анализ живописных образов?
3. Беседа по теме урока. Объяснение нового материала.
Учитель 5 класса.: Да, вы совершенно правы: балерину всегда окружает и музыка, и живопись, и литература, и театральное искусство. И мы с Вами уже встретились и с музыкой, и с поэзией. И легко угадать, с каким жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня?
Ученики 5 класса: Наверное, речь пойдёт о балете.
Учитель 9 класса: А вспомните, как А.С. Пушкин говорил о балете в поэме «Евгений Онегин»?
Ученики 9 класса читают строки:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Учитель 5 класса. Во времена А.Пушкина о балете знали всё. А сейчас я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет?
Ученики: Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет.
Презентация. Слайд №1 (Балет - определение)
Учитель 9 класса: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
Учитель 5 класса. А я хочу спросить: «Что же это за "волшебная книжечка", которая является основой оперы и балета?»
Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.
Презентация. Слайд №2 (Либретто - определение)
Учитель 9 класса: Да, помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?
Ученики: Сказки, легенды, пьесы, и т.д.
Учитель 5 класса.: А кто ещё принимает участие в создании балета?
Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.
Учитель 9 класса: Ну, а сейчас самое время познакомиться с жизнью нашей маленькой балерины.
Ученица 9 класса: читает стих-е о маленькой балерине.
МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА
стихи Н.Грушко и А.Вертинского
Я - маленькая балерина,
Всегда нема, всегда нема,
И скажет больше пантомима,
Чем я сама
И мне сегодня за кулисы
Прислал король, прислал король
Влюбленно-бледные нарциссы
И лак фиоль...
И, затаив бессилье гнева,
Полна угроз,
Мне улыбнулась королева
Улыбкой слез...
А дома в маленькой каморке
Больная мать
Мне будет бальные оборки
Перешивать.
И будет штопать, не вздыхая,
Мое трико,
И будет думать, засыпая,
Что мне легко.
Я маленькая балерина,
Всегда нема, всегда нема,
И скажет больше пантомима,
Чем я сама
Но знает мокрая подушка
В тиши ночей, в тиши ночей,
Что я усталая игрушка
Больших детей!
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель: Посмотрите вокруг. Какое настроение в стихотворении? Кто из вас сочувствует балерине и почему?
Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии.
Учитель: Какая судьба у маленькой балерины?
Почему автор стихотворных строк (эпиграф к нашему уроку) сравнивает балет с бессмертием, потерянным в Эдеме?
Ученики: делают частичный анализ художественного образа и говорят о месте балета среди других видов искусств.
Учитель 5 класса: И сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть историю жизни самой настоящей балерины, нашей выпускницы, Мэри Корсаковой, ведь комната-шкатулка у нас волшебная, а на стенах - её фотографии, на которых она изображена и совсем юной девочкой, и уже взрослой девушкой.
4. Слушание и обсуждение
Присутствующие смотрят отрывки из балетов:
-
Прокофьев. Отрывок из балета «Светлый ручей».
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель: Какой образ героини мы увидели: романтический или трагический? Какое название можно дать этому танцу?
Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии.
Учитель: Каким мы увидели рисунок танца?
Ученики: делают частичный анализ хореографического
образа.
-
Отрывок из балета «Щелкунчик».
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель: Какой эпизод мы увидели? Кто написал сказку о Щелкунчике?
Ученики: Отвечают на вопросы учителя
Учитель: Каким мы увидели рисунок танца? Как балерине удаётся создать художественный образ Щелкунчика?
Ученики: делают частичный анализ хореографического
образа.
-
Отрывок из балета «Тщетная предосторожность».
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель: Какой образ героини мы увидели: романтический или трагический? Какое название можно дать этому танцу?
Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии.
Учитель: Каким мы увидели рисунок танца?
Какая любовь показана в танце?
Как вы об этом догадались?
Ученики: делают частичный анализ хореографического
образа.
-
Отрывок из балета «Спящая красавица». Фея Щедрости.
-
Отрывок из балета «Дон Кихот»
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель: Какой образ героини мы увидели: романтический или трагический? Какое название можно дать этому танцу?
Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии.
Учитель: Каким мы увидели рисунок танца?
Какие чувства передаёт героиня?
Ученики: делают частичный анализ хореографического
образа.
Учитель 5 класса: Ребята, это классический балет. Он за несколько веков практически не изменился.
Учитель 9 класса: А знаете ли вы, что в 21 веке появились и новые формы балета, не совсем похожие на классический балет. Осталось прежним лишь одно: выражение чувств, эмоций, рассказ и жизни героев и их судьбе. Давайте посмотрим несколько композиций.
-
Отрывок из спектакля «Контрасты»
-
Отрывок «Дочь и мать»
Понятны ли вам чувства героев?
С помощью каких приёмов они передают свои чувства?
Учитель 5 класса: Самое интересное, что балеринам иногда тоже, как и нам с вами, хочется пошутить, и тогда рождается такой танец.
-
Отрывок из танца Индии
-
Отрывок з современного балета № 23.
Вопрос 5 и 9 классам: Какой балет вам понравился больше?
Учитель 9 класса: Вот таким разным и необыкновенным бывает балет - бессмертное искусство, которое, как мне кажется, не исчезнет никогда, потому что люди всегда будут выражать свои чувства и в танце, и в музыке, и в литературе, и в живописи. А вы хотите познакомиться с настоящей балериной?
Учитель 5 класса: Сегодня мы познакомимся с настоящей балериной, красивой и обаятельной девушкой, выпускницей хореографического училища, танцевавшей на сценах Германии, Италии и Финляндии. А ещё выпускницей нашей школы - Мэри Корсаковой. Встречайте.
5. Интервью с балериной, мастер-класс.
Я РАЗУЧИВАЮ ТАНЕЦ Автор - Татьяна Заславская
Я разучиваю с мальчиком танец.
Мы ступаем, чуть дыша, по паркету.
Тихо музыка звучит между нами -
Мы вплываем нежно в музыку эту.
Так старательны и так отрешенны
Наши лица, так исполнены света...
Душ созвучьем, в зеркалах отраженным,
Нам исполнена мелодия эта.
Не шагами, а движеньем покатым,
Не словами, а мотивом напетым -
Танец явится в виденье крылатом -
И растает над прохладным паркетом.
Мэри: Добрый день, друзья! Я очень рада сегодня приветствовать вас в этом замечательном классе и с превеликим удовольствием расскажу вам об искусстве балета, которое я так люблю и которому хочу посвятить свою жизнь. Знаете, мне кажется, что балерина - это не профессия, это призвание, потому что когда ты танцуешь, ты…..
Группа «Журналисты» задают вопросы балерине, затем присоединяются все остальные.
Мэри: Ребята, вы знаете, балет - это чудесное искусство, в котором можно показать не только мастерство одного человека, но и мастерство труппы. Давайте посмотрим видео.
6. Итоги. Обсуждение видеоматериала. Отрывок из класс-концерта и коды
7. Творческое задание по группам.
Учитель 5 класса: Итак, друзья, сегодня мы с вами пришли к важному выводу: каждое искусство по-своему рассказывает об окружающем нас мире и показывает наши чувства.
Учитель 9 класса. И поэтому ваше творческое задание будет таким: мы даём вам слово, которое вы должны представить в разных видах искусства: Мэри в балете, художники - в рисунке, музыканты в нотах, поэты в стихах или прозе. На каждое слово вам даётся 2-5 минут. А пока вы работаете, будет звучать лёгкая музыка.
Учитель 5 класса: Первое слово - ВОСТОРГ.
Учитель 9 класса: Второе слово - ПЕЧАЛЬ.
СЛОВА ДЛЯ ЗАРИСОВОК: вдохновенье, любовь, удивление, возмущение.
Учащиеся представляют свои творческие работы.
Учитель 9 класса: Какие вы молодцы, нам очень понравился ваш творческий настрой. Вы, конечно, поняли, что разные виды искусства помогают нам выражать наши чувства и показывать красоту окружающего мира. Они живут в гармонии друг с другом, делая наши души возвышеннее и чище. Давайте перефразируем эпиграф урока и ответим на вопрос: «В балете Муза живёт на кончиках пуантов, а в живописи? А в литературе?
Ученики: На кончике пера и на кончике кисти.
Учитель 5 класса: И, конечно, мне хочется сказать огромное спасибо нашей юной балерине за то увлекательное и волшебное путешествие в мир балета, пожелать ей дальнейших творческих успехов в покорении балетных подмостков мира и подарить ей наше поэтическое послание.
Ученики читают стихи и дарят Мэри цветы.
1 ученик:
О, прима-балерина,
как осинка
На сквозняке, где сцена - ваша жизнь.
Святого пота тихая росинка
В луче прожектора звездою продрожит.
2 ученик: Мы говорим вам: не грустите, Прима!
танцуйте и живите хорошо.
и пусть скользнут, души не тронув, мимо
Порывы обожанья и смешок…
3 ученик: Быть первою - судьба, а не работа.
За Божий дар - и юность и краса,
И капелька божественного пота,
И школьная девчоночья коса.
4 ученик: Раз выпало - так что ж теперь вам плакать.
Идите прямо - юность хороша…
Прекрасная, в крахмале белом, птаха,
Вся музыка великая - твоя душа.
Учитель 9 класса.: Мне бы очень хотелось, чтобы наше волшебное путешествие в мир балета, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров Москвы.
Учитель 5 класса: А когда вам станет грустно, откройте музыкальную шкатулку и маленькая балерина расскажет вам чудесную историю об искусстве балета…
Звучит мелодия из музыкальной шкатулки - и все делают общие фотографии.