Интегрированный урок: литература – музыка - живопись – танец. Тема: Муза на кончиках пуантов… Содружество Литературы, Балета, Музыки и Живописи …

Интегрированный урок для обучающихся 5 и 9 классов, который построен на трансформации образа музыкальной шкатулки следующим образом: дети слушают музыкальную шкатулку в полумраке танцевального класса и рассказывают о своём восприятии музыки и поэзии, затем с помощью волшебства оказываются внутри самой музыкальной шкатулки и при свете рассматривают небольшую экспозицию, посвящённую балету и другим видам искусства, слушают рассказ о маленькой балерине, потом проживают с настоящей балериной отрезок...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 5 и 9 классы (гуманитарный профиль) и выпускница школы 1995 г. Москвы Корсакова Мэри - студентка балетной школы при Большом театре

Тип урока: Интегрированный урок: литература - музыка - живопись - танец.

Тема: "Муза на кончиках пуантов"… Содружество Литературы, Балета, Музыки и Живописи …


Прочтите жизнь на кончике пуантов:
на краткий миг она остановилась,
чтобы измерить интервалом такта
любовь.
И жить во славу и на милость…
вам, замершим дыханием в партере
и тем, кто в этот вечер tet-a-tet,
с бессмертием, потерянным в Эдеме,
столкнулся с миром, названном
Балет…


Планируемый результат: понимать специфику Литературы, Балета, Музыки и Живописи, выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - поэзии, звучаний, движений, линий, красок), различать особенности видов искусства.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • воспринимать и анализировать музыкальные, поэтические, живописные произведения и произведения балетного искусства для постижения их художественного содержания;

  • устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, ИЗО, литературы и балета;

  • определять виды искусства.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство с балетным жанром;

  • укрепление понимания взаимосвязи литературы, балета, живописи и музыкального искусства;

  • совершенствование навыка понимания музицирования на свирели и на скрипке.

Воспитательные:

  • приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной, балетной и поэтической классики;

  • создание эмоционально - положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;

  • расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • повторение пройденного методом устного опроса;

  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, иллюстраций с живописных полотен, костюмов балерины, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

  • музицирование на свирели и скрипке,

  • выполнение упражнений под руководством выпускницы балетной школы.

  • Работа в творческих группах: «Поэты и прозаики», «Художники и иллюстраторы», «Актёры», «Журналисты и кинематографисты», «Танцовщицы», «Музыканты».

Оборудование:

  • ноутбук;

  • проектор;

  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);

  • музыкальные инструменты (скрипка)

Материалы:

  • слайдовая презентация;

  • видеофрагменты из балетов "Щелкунчик", «Дон Кихот», «Жизель», "Светлый ручей», «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро», современный балетный спектакль «Контрасты»;

  • фотографии Мэри Корсаковой.

  • картины художника Дега, Серова и др. о балете и балеринах;

  • стихотворения поэтов об искусстве балета: Сергеевой, Людмилы Чеботарёвой, балерины Аллы Коркиной, Татьяны Заславской, Н Грушко и А. Вертинского.

  • бланки-заготовки для группы «Поэты и прозаики», краски, карандаши и бумага для группы «Художники», фотоаппарат для группы «Журналисты и кинематографисты»;

  • безопасные свечи для создания полумрака и музыкальные шкатулки.

Концепция урока: урок построен на трансформации образа музыкальной шкатулки следующим образом: дети слушают музыкальную шкатулку в полумраке танцевального класса и рассказывают о своём восприятии музыки и поэзии, затем с помощью волшебства оказываются внутри самой музыкальной шкатулки и при свете рассматривают небольшую экспозицию, посвящённую балету и другим видам искусства, слушают рассказ о маленькой балерине, потом проживают с настоящей балериной отрезок её жизни на сцене, просматривая видео из спектаклей, постигая тонкости балетного искусства, далее знакомятся с ней, берут уроки мастер-класса и выполняют творческие задания, посвящая балету свои произведения - музыкальные, поэтические, художественные и актёрские зарисовки. Урок ведут два учителя литературы (5 и 9 класса).

Конспект урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Урок проходит в танцевальном классе.

Перед входом в класс учитель 5 класса говорит: «Ребята, сегодня у нас необычный урок, на котором вас ожидают музыкальные, поэтические и танцевальные сюрпризы… Вы, конечно, любите сюрпризы? И начнётся он не совсем обычно: сейчас я открою дверь, и мы с вами тихонько зайдём в таинственную тёмную комнату. А что всегда сопровождает тайну? Конечно, тишина.

Учитель 9 класса говорит: Я прошу старших учеников взять за руки младших, чтобы они чувствовали себя увереннее, ведь пока мы не знаем, что ждёт нас за волшебной дверью. Не беспокойтесь, вы сразу найдётё свои места: свечи укажут вам путь… Итак, вы готовы к волшебному путешествию? Тогда вперёд…»

Учитель открывает дверь. В глубине комнаты звучит Музыкальное приветствие.

Звучит мелодия скрипки (играет Решетникова Наталья - 5 В класс). Дети входят в класс, рассаживаются по группам или в круг (если их мало).

2. Актуализация знаний, вхождение в тему урока.

Вопросы к 5 классу


Вопросы к 9 классу

1.Учитель:

Какое настроение создала у вас музыка? Что ещё навевает ощущение таинственности?

Ученики: расска-зывают о своём настроении.

1. Учитель: Какие литературные произведения вам вспомнились?

Ученики: рассказывают о таинственных произведениях в русской литературе: Гоголь «Ночь перед Рождеством» и т.д.

2. Учитель: И музыка, и свечи, и полумрак здесь неслучайно. Сегодня мы все вместе перенесёмся в волшебную и таинственную комнату, где живёт… Какие сказочные герои могут здесь жить?

Ученики: называют сказочных героев.

2. Учитель: Кто может жить в комнате, в которой звучит волшебная музыка скрипки?

Ученики: приходят к выводу, что здесь живёт творческая личность: художник, музыкант или поэт.

Учитель 5 класса: Давайте зажжём свечи, послушаем замечательное стихотворение Людмилы Чеботарёвой и подумаем, с кем же мы встретимся в скором времени.

Ученица 9 класса: читает стихотворение, используя элементы театрализации

Цвели серебряные розы
На ледяном моем окне.
Звенели звезды от мороза
В заИндевевшей вышине.
Под перезвон часов старинных
Струился золотистый свет.
И танцевала балерина

Свой бесконечный менуэт...
Ты очищающие слезы
С вином янтарным размешал.
И, как серебряная роза,
Раскрылась для любви душа.
И ночью зимней, ночью длинной
Ты был моим теплом согрет.
И танцевала балерина
Свой бесконечный менуэт...
Ночных теней невнятный лепет
Мне вновь бессонницей грозил.
И величавый белый лебедь
По глади зеркала скользил.
Кружили искры над камином,
Как письма из сгоревших лет.
И танцевала балерина
Свой бесконечный менуэт...
Я снова заведу шкатулку,
Зажгу две розовых свечи.
Пусть в тишине пустынно-гулкой
Твоя мелодия звучит!
Ушел бездомным пилигримом -
В ночи растаял силуэт...
Но все танцует балерина
Свой бесконечный менуэт...

Вопросы к 5 классу


Вопросы к 9 классу

Учитель: Вы догадались, кто живёт в этой комнате? Какую картину вы увидели?

Ученики: балерина

Учитель: Что чувствует лирический герой? Почему в стихотворении рефреном повторяется строчка о балерине? Символом чего является балерина?

Ученики: делают частичный анализ художественного образа

Учитель 5 класса.: Да, конечно, речь пойдёт о балерине. И эта изящная музыкальная шкатулка создана для неё. А давайте откроем музыкальную шкатулку и послушаем, как она звучит …

Дети и учитель слушают звучание музыкальной шкатулки.

Учитель 9 класса: Вам понравились эти звуки? Что они вам напомнили? Какое настроение создали? Почему уже много веков подряд люди с замиранием сердца слушают музыкальные шкатулки?

Учитель 5 класса.: А ведь и шкатулка у нас волшебная. Давайте, как в сказке, представим себе, ЧТО МЫ ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ ОКАЗАЛИСЬ ВНУТРИ ЭТОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ, ГДЕ ЖИВЁТ МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА, И МЫ МОЖЕМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕЙ ПОБЛИЖЕ.

Включается свет в классе, дети рассматривают всё вокруг.

Учителя ведут беседу, а дети рассказывают о своих впечатлениях.

Вопросы к 5 классу


Вопросы к 9 классу

Учитель: Посмотрите вокруг. А как вы догадались, что в этой комнате живёт балерина?

Ученики: смотрят вокруг и описывают, что они видят: одежду, пуанты.

Учитель: А почему в комнате так много картин художников? Какие моменты из жизни балерин запечатлел художник?

А какие ещё виды искусства присутствуют в комнате?

Ученики: делают частичный анализ живописных образов?

3. Беседа по теме урока. Объяснение нового материала.

Учитель 5 класса.: Да, вы совершенно правы: балерину всегда окружает и музыка, и живопись, и литература, и театральное искусство. И мы с Вами уже встретились и с музыкой, и с поэзией. И легко угадать, с каким жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня?

Ученики 5 класса: Наверное, речь пойдёт о балете.

Учитель 9 класса: А вспомните, как А.С. Пушкин говорил о балете в поэме «Евгений Онегин»?

Ученики 9 класса читают строки:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Учитель 5 класса. Во времена А.Пушкина о балете знали всё. А сейчас я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет?

Ученики: Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет.

Презентация. Слайд №1 (Балет - определение)

Учитель 9 класса: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

Учитель 5 класса. А я хочу спросить: «Что же это за "волшебная книжечка", которая является основой оперы и балета?»

Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.

Презентация. Слайд №2 (Либретто - определение)

Учитель 9 класса: Да, помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?

Ученики: Сказки, легенды, пьесы, и т.д.

Учитель 5 класса.: А кто ещё принимает участие в создании балета?

Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.

Учитель 9 класса: Ну, а сейчас самое время познакомиться с жизнью нашей маленькой балерины.

Ученица 9 класса: читает стих-е о маленькой балерине.

МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА
стихи Н.Грушко и А.Вертинского

Я - маленькая балерина,
Всегда нема, всегда нема,
И скажет больше пантомима,
Чем я сама

И мне сегодня за кулисы
Прислал король, прислал король
Влюбленно-бледные нарциссы
И лак фиоль...

И, затаив бессилье гнева,
Полна угроз,
Мне улыбнулась королева
Улыбкой слез...

А дома в маленькой каморке
Больная мать
Мне будет бальные оборки
Перешивать.

И будет штопать, не вздыхая,
Мое трико,
И будет думать, засыпая,
Что мне легко.

Я маленькая балерина,
Всегда нема, всегда нема,
И скажет больше пантомима,
Чем я сама
Но знает мокрая подушка
В тиши ночей, в тиши ночей,
Что я усталая игрушка
Больших детей!

Вопросы к 5 классу


Вопросы к 9 классу

Учитель: Посмотрите вокруг. Какое настроение в стихотворении? Кто из вас сочувствует балерине и почему?

Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии.

Учитель: Какая судьба у маленькой балерины?

Почему автор стихотворных строк (эпиграф к нашему уроку) сравнивает балет с бессмертием, потерянным в Эдеме?

Ученики: делают частичный анализ художественного образа и говорят о месте балета среди других видов искусств.

Учитель 5 класса: И сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть историю жизни самой настоящей балерины, нашей выпускницы, Мэри Корсаковой, ведь комната-шкатулка у нас волшебная, а на стенах - её фотографии, на которых она изображена и совсем юной девочкой, и уже взрослой девушкой.

4. Слушание и обсуждение

Присутствующие смотрят отрывки из балетов:

  • Прокофьев. Отрывок из балета «Светлый ручей».

Вопросы к 5 классу


Вопросы к 9 классу

Учитель: Какой образ героини мы увидели: романтический или трагический? Какое название можно дать этому танцу?

Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии.

Учитель: Каким мы увидели рисунок танца?

Ученики: делают частичный анализ хореографического

образа.


  • Отрывок из балета «Щелкунчик».

Вопросы к 5 классу


Вопросы к 9 классу

Учитель: Какой эпизод мы увидели? Кто написал сказку о Щелкунчике?

Ученики: Отвечают на вопросы учителя

Учитель: Каким мы увидели рисунок танца? Как балерине удаётся создать художественный образ Щелкунчика?

Ученики: делают частичный анализ хореографического

образа.


  • Отрывок из балета «Тщетная предосторожность».

Вопросы к 5 классу


Вопросы к 9 классу

Учитель: Какой образ героини мы увидели: романтический или трагический? Какое название можно дать этому танцу?

Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии.

Учитель: Каким мы увидели рисунок танца?

Какая любовь показана в танце?

Как вы об этом догадались?

Ученики: делают частичный анализ хореографического

образа.


  • Отрывок из балета «Спящая красавица». Фея Щедрости.

  • Отрывок из балета «Дон Кихот»

Вопросы к 5 классу


Вопросы к 9 классу

Учитель: Какой образ героини мы увидели: романтический или трагический? Какое название можно дать этому танцу?

Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии.

Учитель: Каким мы увидели рисунок танца?

Какие чувства передаёт героиня?

Ученики: делают частичный анализ хореографического

образа.

Учитель 5 класса: Ребята, это классический балет. Он за несколько веков практически не изменился.

Учитель 9 класса: А знаете ли вы, что в 21 веке появились и новые формы балета, не совсем похожие на классический балет. Осталось прежним лишь одно: выражение чувств, эмоций, рассказ и жизни героев и их судьбе. Давайте посмотрим несколько композиций.

  • Отрывок из спектакля «Контрасты»

  • Отрывок «Дочь и мать»

Понятны ли вам чувства героев?

С помощью каких приёмов они передают свои чувства?

Учитель 5 класса: Самое интересное, что балеринам иногда тоже, как и нам с вами, хочется пошутить, и тогда рождается такой танец.

  • Отрывок из танца Индии

  • Отрывок з современного балета № 23.

Вопрос 5 и 9 классам: Какой балет вам понравился больше?

Учитель 9 класса: Вот таким разным и необыкновенным бывает балет - бессмертное искусство, которое, как мне кажется, не исчезнет никогда, потому что люди всегда будут выражать свои чувства и в танце, и в музыке, и в литературе, и в живописи. А вы хотите познакомиться с настоящей балериной?

Учитель 5 класса: Сегодня мы познакомимся с настоящей балериной, красивой и обаятельной девушкой, выпускницей хореографического училища, танцевавшей на сценах Германии, Италии и Финляндии. А ещё выпускницей нашей школы - Мэри Корсаковой. Встречайте.

5. Интервью с балериной, мастер-класс.

Я РАЗУЧИВАЮ ТАНЕЦ Автор - Татьяна Заславская

Я разучиваю с мальчиком танец.
Мы ступаем, чуть дыша, по паркету.
Тихо музыка звучит между нами -
Мы вплываем нежно в музыку эту.

Так старательны и так отрешенны
Наши лица, так исполнены света...
Душ созвучьем, в зеркалах отраженным,
Нам исполнена мелодия эта.

Не шагами, а движеньем покатым,
Не словами, а мотивом напетым -
Танец явится в виденье крылатом -
И растает над прохладным паркетом.

Мэри: Добрый день, друзья! Я очень рада сегодня приветствовать вас в этом замечательном классе и с превеликим удовольствием расскажу вам об искусстве балета, которое я так люблю и которому хочу посвятить свою жизнь. Знаете, мне кажется, что балерина - это не профессия, это призвание, потому что когда ты танцуешь, ты…..

Группа «Журналисты» задают вопросы балерине, затем присоединяются все остальные.

Мэри: Ребята, вы знаете, балет - это чудесное искусство, в котором можно показать не только мастерство одного человека, но и мастерство труппы. Давайте посмотрим видео.

6. Итоги. Обсуждение видеоматериала. Отрывок из класс-концерта и коды

7. Творческое задание по группам.

Учитель 5 класса: Итак, друзья, сегодня мы с вами пришли к важному выводу: каждое искусство по-своему рассказывает об окружающем нас мире и показывает наши чувства.

Учитель 9 класса. И поэтому ваше творческое задание будет таким: мы даём вам слово, которое вы должны представить в разных видах искусства: Мэри в балете, художники - в рисунке, музыканты в нотах, поэты в стихах или прозе. На каждое слово вам даётся 2-5 минут. А пока вы работаете, будет звучать лёгкая музыка.

Учитель 5 класса: Первое слово - ВОСТОРГ.

Учитель 9 класса: Второе слово - ПЕЧАЛЬ.

СЛОВА ДЛЯ ЗАРИСОВОК: вдохновенье, любовь, удивление, возмущение.

Учащиеся представляют свои творческие работы.

Учитель 9 класса: Какие вы молодцы, нам очень понравился ваш творческий настрой. Вы, конечно, поняли, что разные виды искусства помогают нам выражать наши чувства и показывать красоту окружающего мира. Они живут в гармонии друг с другом, делая наши души возвышеннее и чище. Давайте перефразируем эпиграф урока и ответим на вопрос: «В балете Муза живёт на кончиках пуантов, а в живописи? А в литературе?

Ученики: На кончике пера и на кончике кисти.

Учитель 5 класса: И, конечно, мне хочется сказать огромное спасибо нашей юной балерине за то увлекательное и волшебное путешествие в мир балета, пожелать ей дальнейших творческих успехов в покорении балетных подмостков мира и подарить ей наше поэтическое послание.

Ученики читают стихи и дарят Мэри цветы.

1 ученик:

О, прима-балерина,
как осинка
На сквозняке, где сцена - ваша жизнь.
Святого пота тихая росинка
В луче прожектора звездою продрожит.
2 ученик: Мы говорим вам: не грустите, Прима!
танцуйте и живите хорошо.
и пусть скользнут, души не тронув, мимо
Порывы обожанья и смешок…
3 ученик: Быть первою - судьба, а не работа.
За Божий дар - и юность и краса,
И капелька божественного пота,
И школьная девчоночья коса.
4 ученик: Раз выпало - так что ж теперь вам плакать.
Идите прямо - юность хороша…
Прекрасная, в крахмале белом, птаха,
Вся музыка великая - твоя душа.

Учитель 9 класса.: Мне бы очень хотелось, чтобы наше волшебное путешествие в мир балета, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров Москвы.

Учитель 5 класса: А когда вам станет грустно, откройте музыкальную шкатулку и маленькая балерина расскажет вам чудесную историю об искусстве балета…

Звучит мелодия из музыкальной шкатулки - и все делают общие фотографии.



© 2010-2022