Конспект: Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Класс

5

Название предмета

Литература

Тема урока

Марк Твен и его маленькие герои.

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цели урока

1.Познакомить с биографией и творчеством М. Твена.

2.Активизировать учебные умения и навыки школьников.

3.Расширить кругозор и словарный запас учащихся.

4.Развивать устную речь учащихся

Образовательные ресурсы

учебник (Р.Н.Бунеев, Е.Н.Бунеева. Литературное чтение. Шаг за горизонт.БАЛАС.13 ), презентация, видеоролики, интернет-источники: openklass.ru rusedu.net/, school2100.com/pedagogam/lessons/,мультимедийный проектор, интерактивная доска ,рабочие тетради.

Личностные УУД

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

II. Введение в тему.

1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

- Знакомство с новым разделом мы начинаем с иллюстрации.

Пезентация. Слайды 1-3

На ней мы видим портрет Марка Твена, книжные полки с произведениями Твена, Катаева, Рыбакова, а внизу Паганеля с книжкой в руках.

На что это может натолкнуть?

- Портрет Марка Твена (вероятно, мы будем изучать творчество этого писателя, а также тех, чьи имена стоят на книгах).

- О чём может нам рассказать Паганель с книжкой в руках?

(В руках он держит книгу Марка Твена. Возможно, мы сможем поговорить о нескольких вещах:

- как мы становимся взрослыми (судя по названию раздела);

- как и зачем взрослые пишут «детские книги»; (судя по личности Паганеля и книге в его руках);

- вымышленный герой и реальный писатель: как преломляется реальная судьба в художественном произведении.

- Читаем текст вступления к разделу в режиме диалога с автором.

Обращаем внимание на последние слова Паганеля:

«…часто писатели делают героями своих приключенческих книг детей. Наверное, потому, что дети смотрят на мир другими глазами и часто видят то, чего не видят взрослые…»

Формулируем тему урока:

Чего не видят взрослые?

Пезентация.Слайд 4.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

III. Работа с текстом.

- Давайте послушаем историю и попробуем угадать, о ком идёт речь.

Презентация .Слайды 5-8

Сэмюэлу Клеменсу, с ранних лет пришлось узнать труд и нужду. В 1847 году умер его отец, неудачливый торговец и судейский чиновник, и семья осталась почти без средств. Жили Клеменсы в крохотном городке Ганнибале на берегу Миссисипи. Сэм ходил в школу, а затем шёл в типографию, где служил учеником наборщика; за это его кормили и одевали. Часто он был вынужден находиться в типографии целый день, пропускать занятия. Но как бы трудно ни приходилось, с юных лет в нем жило замечательное свойство всюду находить смешное, смеяться над собственными невзгодами, никогда не унывать.

Рядом с городом, на реке был пустынный островок Глескока, где ловил рыбу Сэм с приятелями. Была близ Ганнибала и знаменитая на весь штат пещера, названная пещерой Макдоуэлла. Сэм Клеменс с друзьями лазил туда не раз. Однажды он заблудился в пещере вместе со своей одноклассницей. Был известен в Ганнибале метис Джо. Он однажды тоже заблудился в пещере и провёл там несколько дней, питаясь летучими мышами, а потом рассказывал свою историю всем и каждому в городе.

Жил в Ганнибале городской пьяница и буян Джимми Финн. У него был сын, который враждовал с отцом, бежал из дома, ночевал в бочках, нигде не учился, вечно голодал, но вёл совершенно независимую жизнь.

- Угадали, о ком может идти речь? (предположения детей).

- Как вы думаете, обычная ли это судьба? Что в ней необычного?

В 15 лет Семюэл устроился работать лоцманом на пароходах, ходящих по Миссисипи. По его признанию, он занимался бы этим всю жизнь, если бы не вспыхнувшая в Америке в 1861 году Гражданская война. Сэмюэл отправился работать старателем в Калифорнию. Но серебра не нашёл, а устроился работать в газету в Виргиния-сити. Его сразу заметили, потому что он писал с юмором, хлёстко, был наблюдателен, замечал те забавные мелочи, на которые многие просто не обращали внимание. Когда пришла необходимость взять себе псевдоним, Сэмюэл, недолго раздумывая, вспомнил фразу из своего лоцманского прошлого: mark twain - «метка две сажени» - минимальная глубина прохождения речных судов.

С этой поры он стал известен как Марк Твен. Марк Твен быстро стал знаменит своими короткими рассказами. А настоящая известность пришла к нему после повестей «Приключения Тома Сойера», которая была напечатана в 1876 году, и «Приключения Гекльберри Финна», напечатанной в 1884-1885 годах.

- Как из воспоминаний о детстве Марку Твену удалось создать захватывающую, красочную повесть? Что ему помогло.

Презентация.Слайд 9

(Отвечаем на проблемный вопрос урока «Чего не видят взрослые»?

Предполагаемый ответ: ребёнок способен найти приключение там, где его не может увидеть взрослый. Марк Твен остался в душе ребёнком, поэтому смог написать повесть так, что довольны остались и те и другие).

Презентация.Слайд10.

- А теперь давайте составим таблицу. Слева - реальные факты из жизни Сэмюэля Клеменса, справа - литературные, из повести «Приключения Тома Сойера».

(Ещё раз прочитываем текст, учащиеся индивидуально заносят факты в таблицу, сопоставляют с событиями повести).

Презентация.Слайд11.

- Теперь запишем другую таблицу: сопоставление реального автора и выдуманного персонажа.

Первая строчка: Слева: «автор - один». Справа: «персонажей может быть много».

Вторая строчка: «автор уже решил проблему, заданную в тексте». Персонаж…

И так далее, несколько строчек.

Теперь давайте поиграем в уже знакомую нам игру: веришь - не веришь.

- Марк Твен родился в городке Флориде (Это правда, в Ганнибал семья переехала позже).

- Марк Твен завербовался в старатели и смог разбогатеть (Нет, не смог, но старателем работал)

- Марк Твен в 1866 году съездил от газеты «Сакраменто Юнион» в кругосветное путешествие, а потом колесил по стране, давал лекции, в которых рассказывал о своих приключениях, и собирал по доллару с человека. Лекции пользовались огромной популярностью (Действительно, это было так).

- Марк Твен был губернатором штата Нью-Йорк (нет, лишь баллотировался, отсылка к его рассказу «Как я баллотировался в губернаторы).

- Марк Твен встречался с русским императором (да, во время кругосветного путешествия на пароходе «Квакер сити»).

- Марк Твен летал на воздушном шаре над Атлантикой (нет).

- Марк Твен дружил с учёным, работающим над переменным током Николой Теслой .

Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) - решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

IV. Итог урока.

Сделан вывод о жизненности сюжетов, о сопоставимости автора и персонажа. И одновременно о том, что автор и персонаж - две разные личности, пусть со сходной судьбой. Найден ответ на проблемный вопрос урока «Чего не видят взрослые»? Взрослые часто не способны увидеть за бытовыми мелочами того большого мира, который открыт ребёнку. Марк Твен сумел показать этот мир, сделал его доступным, как для взрослых, так и для детей.

V. Домашнее задание

К следующему уроку дети читают главы 1 и 2 повести «Приключения Гекльберри Финна».

Дифференцированное задание.

1.Подготовить творческий пересказ понравившегося эпизода от лица Гека.

2.Создать презентацию. Герои Марка Твена.




© 2010-2022