Новые подходы в обучении

       В настоящее время неоспорим факт наибольшого  воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учтеля в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed. 2007).        В основу Программы заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении, что развитие мыш...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кулжигитова Баян Амангалиевна

ГУ « Специализированный экономический лицей»

Внедрение и управление изменениями в преподавании и обучении.

После прохождения курсов повышения квалификации, на которых были рассмотрены и изучены 7 модулей, и,применив данные модули на практике, мой взгляд на свою педагогическую деятельность постепенно изменился. Необходимо было внести изменение в процесс преподавания с применением данных 7 модулей.

Перед школой и учителями встает новая задача: создать условия для успешного саморазвития ученика.Традиционное преподавание, при котором учитель играл ведущую роль на уроке, себя уже изживает. На данное время учитель и ученик должны стать сотрудниками. Характер деятельности учителя - роль организатора, консультанта, помощника, наставника. Характер и стиль взаимодействия - диалогический, открытый, демократичный, рефлексивный. Учитель - создает условия, чтобы дети учились сами. Это можно определить даже при вовлечении детей к работе путем проведения тренингов т.е. перед каждым уроком я, первые два урока, затем сами ученики проводили тренинги.

Эксперимент начался с того, что мною была проведена беседа с родителями учеников, которых необходимо было поставить в известность, что их дети будут участвовать в эксперименте с применением данной технологии. Такая же беседа была проведена и с учащимися.

В руководстве для учителя (стр.116) обозначена цель настоящей программы, состоящей в оказании помощи учителям оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику. Внедрение и наблюдение на практике основных идей 7 модулей дало положительный результат. В процессе применения 7 модулей возникли следующие вопросы:

«Поймут ли ученики меня?»

«Как преподавать?»

«Как преподнести материал?»

Урок - это основное звено учебного процесса, в котором отражаются цели - практические, развивающие, воспитательные. Мною были запланированы серии последовательных уроков по предмету «Русский язык» в 7 классе по разделу «Морфология», на тему Имя прилагательное. При планировании серии уроков я должна была логически вписать данный урок в комплекс уроков этого цикла, тщательно отобрать языковой, текстовой, тематический материал, продумать все этапы урока и пути перехода от одного этапа к другому, предусмотреть методические приемы, режимы работы, подобрать вспомогательный материал. Предусмотреть планируемый результат, и на основании этого уяснить или определить цель урока, а также предугадать, все ситуации, которые могут возникнуть в ходе обучения на конкретном уроке.В план я включила темы:1.Имя прилагательное.2.Склонение имен прилагательных.Родительный и дательный падежи имен прилагательных 3. Винительный, творительный , предложный падежи имен прилагательных. 4. Разряды имен прилагательных . Составляя среднесрочный план, я опиралась на календарный план. В план я включила цели уроков и ожидаемый результат, т.е. то, что я ожидаю от обучения учащихся. Я ориентировалась на раздаточный материал, который нам дали на первом месяце курса обучения. Также я прочитала Руководство для учителя, консультировалась с тренером, с коллегами. При составлении плана учитывала цели урока, их взаимосвязь и единство. При планировании изучения той или иной темы заранее прорабатывала весь учебный материал.

Также возникла проблема оценивания учащихся, если в традиционной форме обучения я сама оценивала учеников и ученики не имели возможности оспаривания оценки, то в новых подходах ученики могут сами оценивать свои знания, а также анализировать свои допущенные ошибки. Я предлагала на занятиях учащимся проводить самооценивание и взаимоценивание, на первых уроках оценивание осуществлялось не объективно, то есть ученики завышали или занижали оценки друг другу. Для того, чтобы решить данную проблему, проанализировав проведенные уроки, мною и учениками были разработаны критерии для оценивания. При помощи разработанных критериев, ученики объективно оценивали друг друга, увидев и проанализировав свои допущенные ошибки. А также я поняла необходимость использования формирующего оценивания, наблюдая и анализируя за детьми, более четко и продуманно планируешь уроки.

При проведении серии уроков, рефлексия каждого занятия была различной, что дало мне возможность узнать о собственном обучении.

Применяя, новые подходы в преподавании и обучении ученикам предоставляется возможность более свободно и активно вести себя на уроках, раскрываться. Такой вид проведения уроков ученикам нравится.

Все идеи изучаемые в 7 модулях относят к новым подходам, но лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» рассматриваются в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи. (Руководство для учителя, с.138) .

На уроках диалог между учениками и учителем дает возможность развить мнение учеников, их взгляд и мышление.Групповая работа развивает умение мыслить, коллективное знание.

Диалоговое обучение - это полные ответы, выражение своих мыслей, развитие новых идей. На серии уроков по предмету русского языка ученики выражали свои мнения, но получалось недостаточно глубоко, осмысленно, грамотно и четко.

Были применены на серии уроков стратегии критического мышления и обучения в сотрудничестве, где значительно активизировало работу учащегося. Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Работы, посвященные исследованию коммуникационных процессов в классе, показывают, что определенные модели взаимодействия - исследовательский разговор, аргументация и диалог- способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний (Руководство для учителя с. 155).

Каждый мой урок был построен так, что дети вступали в диалог учитель-ученик, ученик-ученик, в процессе которого они обучали друг друга. Использовались все виды диалога - кумулятивная, исследовательская, дебаты, хотя есть еще много недостатков в данном виде работы. Применение стратегий критического мышления помогло мне научить детей задавать вопросы, пусть и не в той мере как мне бы хотелось. Думаю, это вопрос времени. При работе с текстом детям задавала «толстые» и «тонкие» вопросы, что, безусловно, способствует развитию критического мышления. В дальнейшем буду работать над отработкой умения аргументировать доводы, доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга. На уроках использовала: «Колесо последствий», Диаграмма Венна,Остров ошибок, Крестики - нолики, «Ты - писатель», и т.д. Все эти работы выполнялись в парах, в группах, в результате которой дети учатся работать в команде. Я не говорю, что научились, потому что мне предстоит большая работа по сплочению классного коллектива. У детей появился интерес к уроку. Мне кажется интересными все инструменты критического мышления, поэтому я и в дальнейшем буду пользоваться ими, что поможет мне разнообразить уроки и повысить интерес учащихся к моему предмету.

Сегодня самым актуальным видом проведения урока является занятие, где используется ИКТ. ИКТ было применено при проведении серии уроков по предмету русского языка в виде демонстрации слайдов,показ видиоролика. Уроки с применением ИКТ являются более усовершенствованными в современном мире образования. Ученикам более интересны и познавательны такие виды уроков.

При обучении талантливых и одаренных детей согласно Руководству учителя (с.177) должны рассматривать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно выявляя способных и талантливых. В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии направлены преимущественно на определение содержания обучения учеников в рамках соответствующей образовательной программы. Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников школа достигает при наличии «общешкольный политике» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучение для всех учеников. Содержательный компонент категорий «талантливый» и «одаренный» может быть различным. Ученик средней школы может быть особенно одаренным в одном определенном предмете и ничем выделяться в других областях. Фриман (1998) приводит в пример исследование, которое показывает, что проверочные листы могут запутать и дать учителям неверное направление при использовании их для выявления способных, талантливых учеников. Однако максимально надежные критерии, основанные на исследованиях и способные выявлять наиболее успешных учеников, могут быть разумно использованы в проверочном листе и приводятся ниже (Montgomery, 1996, Freeman,1991): у них превосходная память, они знают лучше других, быстро мыслят, они пополняют информацию, более организованное, они стремятся к более сложным заданиям, они могут говорить, читать с раннего возраста.(Руководство для учителя стр. 176-177).На своих серии уроков я предложила слабым учащимся выполнить задания по образцу, а более сильным проявить свой творческий потенциал при написании эссе. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложная и требует продумывания, обсуждения и тщательного продумывания. Дети могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают в одном и ли более предметах. При этом они могут быть одаренными в одной сфере, а испытывать в другой. Эти таланты и способности могут выявляться учителями, родителями и другими членами группы или самими детьми. Наблюдение за учащимися 7 класса .Все они обучаются в данной школе с первого класса. Уровень подготовленности этих учащихся разные. Необходимо было установить уровень знаний данных учащихся, так же как и всех остальных, провести выравнивание, и выявить наиболее одаренных детей, склонных к пониманию русского языка на более высоком уровне. Поэтому сначала я составила план занятий, учитывая уровень знаний, для всего класса. В процессе работы вскоре выяснилось, что быстрее всех, глубоко и осмысленно понимает темы русского языка ученица А. Открытая, она никогда не стеснялась задавать вопросы, искала самостоятельные ответы, проявляла инициативу при защите постеров, выдавала интересные идеи.Ученица М, по характеру необщительная, молчаливая, с трудом, медленно, но настойчиво овладевала знаниями. Ученику Ж , несмотря на все его старания, русский язык давался с большим трудом. Сколько раз он пытался ответить какую либо тему, но очень часто у него это плохо получалось. Но его таланты в изучении русского языка проявились в том что, он мог предложить неординарное решение проблемы. Но каждый из них - талантлив по своему. Ученица А обладает прекрасной дикцией, увлекается пением, танцами, ученик Ж занимается спортом (казакша курес), ученица М увлекается рисованием. Как показала практика, наиболее эффективным методом взаимодействия с одаренными детьми являются индивидуальные занятия с акцентом на самостоятельную работу с материалом. Поэтому было необходимо составить план занятий с ребятами, учитывая тематику их самообразования и психические особенности ребенка. Были определены темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. Задания подбирались индивидуально, сначала разно уровневые, но планку нужно было поднимать, и ребята стали получать задания достаточного и высокого уровня. Если в начале обучения , ученик Ж с трудом запоминал даты, с большим трудом мог излагать изученный материал, то сейчас, по истечении практики, можно сказать, что своим упорным трудом он достиг хороших вершин, он свободно излагает материал. Но вот наконец ученик М стало получаться. Наибольших успехов в изучении темы достигла ученица А. Природой ей дан пытливый острый, гуманитарный склад ума. Поэтому работа с ученицы А шла в более сложной плоскости, она отвечала на вопросы более сложного вопроса. Работали ребята по - началу индивидуально, но потом стали чаще работать в группе, перенимая друг от друга что-то новое, часто помогая друг другу различных ситуациях.

Лидерство в обучении это подход адаптивный в данном модуле. Мне хотелось всем коллегам дать информацию о новых подходах в преподавании. И пригласить их на свои уроки. А также выступить на педсовете поделиться своей информацией.

В заключении хотелось порекомендовать себе побольше включить в серии уроков работы обучения талантливых и одаренных детей, а также использовать разноуровневые задания. Я научилась системно анализировать свою работу, видеть причину успехов и неудач. Таким образом, повышать профессионально свои умения и навыки. Приобретенные навыки организации и построения учебного процесса не будут ограничены лишь обучением на курсах и периодом практики.

Новый метод помог мне сосредоточить внимание на разработку таких заданий, которые помогут ученикам понять, как они будут учиться. Ученики начали принимать участие в разработке процесса, и стали пользоваться новыми методами, который развивает их знание о самих себе как об участниках образовательного процесса, показывает, как успешно справляться с заданиями самостоятельно. Слушая своих учеников, я теперь понимаю, что они сами могут вносить заметный вклад в процесс своего обучения. Моя задача использовать новые подходы и методы, чтобы показать им смысл обучения. В дальнейшем я планирую использовать современные методы новой программы, которые преобразовались в образовательной системе Казахстана.

6


© 2010-2022