Лирика Бориса Пастернака Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лирика Бориса Пастернака

Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).

Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Звучит романс-видео (через интернет) «Зимняя ночь» (на столе зажжённая свеча).

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
1946

- Вы прослушали стихотворение «Зимняя ночь» Б.Пастернака. Выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин был кумиром для юного Бориса, мечтавшего стать музыкантом. Пока звучит фрагмент «Этюда» этого композитора, мне бы хотелось, что бы вы записали ассоциации, которые вызывают у вас два слова: «Борис Пастернак».

(Звучит «Этюд» Скрябина, учащиеся работают, затем зачитывают написанное).

-У каждого из вас возник свой, независимый от сидящих рядом с вами, образ, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой. По этому поводу уместны будут слова Марины Цветаевой, с которой поэта связывали дружеские отношения: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

- Дайте определение слова «лирика» (произведения, в которых выражаются чувства и переживания поэта).

Б.Л.Пастернак - один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.

Сегодня мы попытаемся воссоздать атмосферу, в которой жил и творил поэт Пастернак - атмосферу музыки, живописи, философии, и , конечно же, поэзии.

(На фоне видео-ролика «В гостях у Пастернака» уч-ся читает сообщение)

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович родился 10 февраля 1890 в Москве. Родился в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов, Врубель. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда. В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере под влиянием великого композитора Скрябина. В 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

-Каков же художественный мир Пастернака?

Жизнь писателя или поэта - в его произведениях . Мы сегодня прочтем и проанализируем несколько стихотворений, и я буду рада, если вас заинтересует творчество этого поэта.

III. Работа с классом.

-Знакомство с лирикой Пастернака мы начали со стихотворения «Зимняя ночь».

Вопросы:

  1. Какое слово повторяется в этом стихотворении? С какой целью автор использует лексический повтор? (Выделяется ключевое слово, на которое нужно обратить внимание).

  2. С чем ассоциируется горящая свеча? (Жизнь).

  3. Случайно ли автор выбирает зиму, февраль? (Мело, мело по всей земле, Во все пределы… - жизнь также полна бурь и ненастий; Пастернак родился в феврале).

  4. Есть ли связь между словами «свеча», «судьба»? (Сгорел как свечка)

- Давайте запишем на доске слово «судьба» и в процессе урока попытаемся понять, что стало судьбой для Пастернака?

- Поэзия Б.Пастернака необыкновенно лирична. В попытке поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир.

Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой, и даже композиция его стихов сходна с музыкальной.

Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью, заметно влияние отца художника, краски природы метафоричны и напоминают стиль художника - импрессиониста.

- Вспомните, какое направление в живописи называется импрессионизмом. (ответ уч-ся)

Среди русских импрессионистов мы можем вспомнить имена М.Врубеля, М.Нестерова, К Коровина, Б Кустодиева, К.Сомова.

Групповая работа

- Стихотворение «Достать чернил и плакать» часто открывает сборники избранной лирики Б.Пастернака и считается одним из наиболее показательных для ранней манеры поэта.

  1. группа . Чтение наизусть и анализ стихотворения «Февраль.Достать чернил и плакать», соотнесение стихотворения и картины А.Саврасова «Грачи прилетели» .

- Какие мысли и чувства рождает это произведение? (Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы).

- С помощью каких изобразительно - выразительных средств достигается выразительность, импрессионичность?

- Какие впечатления вызывает картина Саврасова? Сходны ли они с впечатлениями, вызванными строками Пастернака?

Слово учителя.

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Поэт - как колокол на башне вечевой…

-Тема поэта и поэзии звучала по-разному в творчестве многих поэтов. Сегодня мы обратимся к стихотворению Б. Пастернака «Определение поэзии» из раздела «Занятие философией».

  1. группа. Чтение и восприятие стихотворения «Определение поэзии»

Согласны вы с мнением поэта? Чем является поэзия для вас?

Чтение слов Д Лихачева о поэзии Пастернака. (слайд)



  1. группа. Чтение и анализ стихотворения « Любить иных - тяжёлый крест».

(выступление уч-ся)

Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, Цветаева… и тысячи имён… Любовь многогранна, ярка, неповторима.

И если Пушкин говорил:

« Я Вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим…»,

то у Маяковского:

« Пришла, взяла сердце

И пошла играть, как девочка мячиком…»

Совсем по-иному у Сергея Есенина:

«Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь,

Первый раз отрекаюсь скандалить…»

Любовь Анна Ахматова представляла такой:

« То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком на белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя…

Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя…»

Продолжая говорить о теме любви, обращаемся к стихотворению Б.Пастернака «Любить иных - тяжёлый крест». Чтение наизусть.

- Кому адресовано это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?

IV. Исследовательская работа в группах.

- Мы продолжаем знакомство с лирикой Пастернака. Наша задача - исследовать еще одно стихотворение «Золотая осень». Учащийся читает стихотворение.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

- Пастернак - натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:

  1. художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки),

  2. музыканты (найти звуковые образы),

  3. исследователи слова (найти примеры использования выразительных средств).

Обобщение изученного.

V.Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…». Звучит «Ария» Баха.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают.
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.

Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
1931

- «…дышат почва и судьба»… Поэзия для Пастернака не забава, не демонстрация таланта, а тем более не пустые слова. Поэзия - это «строчки с кровью», это судьба. Теперь мы можем без тени сомнения рядом с записанным словом «судьба» написать слово «поэзия».

Слово учителя.

- На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича : « Смерти не будет».

И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:

Так уже полвека - начинаю про себя бормотать

Стихи Пастернака.

Из мира его не выгонишь. Они живут!

- Какой вам запомнилась поэзия Б.Л.Пастернака? Свои ответы вы офомите в виде сиквейна (время на создание сиквейна, заслушать ответы каждой группы)

- Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова

Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам, что заблудились в темноте.

Но и уходят, выполнив заданье, их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью, по правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,

Актеры, музыканты и поэты - целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….

VI. Итоги урока. Домашнее задание. Проанализировать стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» и написать интерпретацию, выучить наизусть стихотворение «Нобелевская премия».



© 2010-2022