Педагогическое эссеОсобенности личности одаренного ребенка. Возможные социально-психологические затруднения одаренного ребенка

Автор данной статьи отмечает, чем вызвана актуальность проблемы социально-психологического затруднения одаренных детей и рассматривает особенности личности  одаренных детей, приводя примеры из жизненного опыта  детей. Особое внимание уделяется познавательному эгоцентризму и повышенной уязвимости одаренных детей. Приходит к выводу ,что личностные особенности  могут выступать в качестве своеобразных преград на пути самореализации детей с повышенными возможностями. Огромная  роль в этом принадлежит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности личности одаренного ребенка. Возможные социально-психологические затруднения одаренных детей.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблеме особенности личности одаренного ребенка и, соответственно, к проблемам его социально-психологических затруднений.

Актуальность проблемы социально- психологических затруднений одаренного ребенка продиктована также тем, что он по-особенному воспринимает окружающий мир, а также общество, в котором он растет. Его необычные способности и поведение вызывают насмешку, недоумение, а иногда открытое издевательство и унижение. В чем же кроется причина трудностей одаренного ребенка в общении со сверстниками?

Это в значительной мере связано с особенностями личности одаренных детей. Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей. Приведу пример познавательного эгоцентризма. Третьеклассница Маша нашла оригинальный способ решения очень сложной задачи. Учитель попросил ее объяснить, как она добилась этого. Маша у доски изложила свое решение классу. Но учитель заметил, что многие дети не поняли сделанного Машей объяснения. Учитель вновь попросил Машу рассказать о своем решении. С трудом скрывая собственное раздражение, Маша рассказала еще раз. Несмотря на это, ход Машиных мыслей остался непонятен многим ребятам. Когда учитель в третий раз обратилась к ней с просьбой объяснить все еще раз, Маша возмутилась, всплеснула руками и сказала: «Сколько можно вам объяснять, ведь это же так просто! Смотрите…»Маша действительно искренне не могла понять, как то, что легко и доступно для него, непонятно окружающим. Преодоление Машей познавательного эгоцентризма зависит от оптимистичной веры в интеллектуальные способности окружающих.

Из-за своего интеллектуального превосходства одаренные дети имеют склонность командовать другими. С девочкой Машей никто не хотел играть в ролевые игры, так как она руководила процессом игры, заставляя участников произносить реплики составленного ею диалога.

Одной из основных личностных особенностей одаренных является независимость, автономность, т.е. невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство. Девочке Наташе класс объявил бойкот из-за того ,что она прекратила во время перемены игру меловой тряпкой, назвав такое развлечение глупостью.

Важно сказать и о таком замечательном свойстве одаренных детей, как хорошо развитое чувство юмора. Казалось бы, игра слов, подшучивание, умение видеть смешное там, где сверстники его не обнаруживают, могли стать ключом к социальному принятию одаренного ребенка, руководством к поиску друзей. Однако же на деле получается наоборот, так как дети не любят, когда их высмеивают.

Другой особенностью развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей считает повышенную уязвимость. Внешне нейтральные замечания, реплики, поступки могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно. Так, после фразы «Ты, девочка, хорошо читаешь, но плохо пишешь , произнесенной учителем во время неуспешной работы в прописях, первоклассница заплакала. Она переживала из-за того, что ее учитель обезличил, и не хотела на следующий день идти в школу, так как потеряла веру в свои силы, потому что ее запрограммировали уже на неудачу.

Таким образом, мы видим, что личностные особенности могут выступать в качестве своеобразных преград на пути самореализации детей с повышенными возможностями. Огромную роль в преодолении этих преград играет учитель, который должен научить одаренного ребенка анализировать мысли и чувства как свои собственные, так и других людей; научить детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми, привить детям привычку внимательного и бережного отношения к другим людям. Все эти умения должны способствовать формированию социальной компетенции одаренных детей.





© 2010-2022