Статья на тему Место традиционной книги в мире электронных технологий

Статья учителя русского языка и литературы о проблеме использования различных источников знаний - традиционных и электронных - в обучении современных школьников. В статье описан опыт педагога по выявлению преимуществ печатных книг над электронными источниками и их влиянию на восприятие учащимися прочитанного произведения. Также приведен пример совместного исследования учителя и учащихся 7 класса - восприятие произведения "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя при чтении печатной книги и электронной
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Беловская средняя общеобразовательная школа им. С.М. Остащенко

Белгородского района Белгородской области»













Место традиционной книги в мире электронных технологий

(из опыта работы учителя русского языка и литерауры)





Доклад подготовила Волкова Таисья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Беловская СОШ», 89205871451, [email protected]



Белгородский район, 2015г.

В настоящее время существует множество источников знаний, наряду с традиционной - привычной многим - книгой. Их число постоянно растет. Это телефоны, планшеты, ноутбуки, электронные книги. Современному школьнику сложно самостоятельно разобраться в качестве различных источников информации. Большинство школьников среднего и старшего звена выбирают электронные носители для чтения произведений школьной программы по литературе. Задача педагога не запретить электронные книги, но помочь подростку выявить все их стороны и сделать осознанный выбор.

Изучая повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя на уроках литературы, мы с учащимися обратились к следующей проблеме: можно ли заменить бумажную книгу на электронный носитель при знакомстве с повестью? Действительно, следуя модным тенденциям, многие школьники изучают те или иные произведения через электронные книги. Мы сравнили качества, присущие тому и другому источнику знаний.

При работе с традиционной книгой формируются навыки аналитической работы с текстом. Анализируя отдельные эпизоды повести (эпизод встречи Тараса с сыновьями; эпизод прощания Андрия и Остапа с матерью; отречение Андия от отца; пленение Остапа и казнь), мы выяснили, что учащиеся, готовившиеся к уроку с помощью электронных носителей, ориентируются в тексте гораздо хуже, чем те, кто читал повесть по книге. В книге ребята сделали некоторые пометки, оставили закладки, знакомы со сложными словами, т.к. обращались к сноскам внизу каждой страницы. Читавшие традиционную книгу передают чусвства матери, прощавшейся с сыновьями, возможно, навсегда; перечисляют качества Андрия, открывшиеся читателю после предательства; проявляют больше понимания прочитанного и желания проанализировать тот или инй эпизод, высказать собственную точку зрения.

Преимуществом традиционной книги мы также назвали наличие в ней иллюстраций к произведению. Рассматривая иллюстрацию, школьник ярче представляет события, происходящие в повести, ближе знакомится с героями, видит их внешность и может сделать развернутые заключения о сюжете и персонажах. Сюжет и герои надолго останутся в памяти школьника, и эти знания помогут ему в дальнейшем изучении отечественной литературы.

Кроме того, выбор источника информации очень важен для будущего воспроизведения повести. Школьники, познакомившиеся с текстом по электронной книге, медленно и неуверенно пересказывают его, им тяжело выделить главное, проанализировать отдельные эпизоды. Восстановление сюжета в памяти в этом случае происходит «технически», поверхностно.

Причин тому масса: при поиске текста в сети Интернет учащийся отвлекается на рекламу, тратит время на скачивание текста, в некоторых случаях знакомясь лишь с кратким содержанием произведения. Всё это отрицательно влияет на знания и успеваемость школьника.

Работая с разными источниками, мы также выяснили, что на электронном носителе можно встретить орфографические и пунктуационные ошибки в тексте, в то время как в печатной книге текст выверен и появление опечаток маловероятно. Таким образом, при чтении традиционной книги у учащихся развивается орфографическая зоркость.

Мы можем сделать следующий вывод: правильный выбор источника знаний позволит школьнику осознанно и грамотно строить высказывание как в устной, так и в письменной форме, а также четко выделять главное в большом количестве информации и знакомиться с произведением осмысленно.

В 2014-2015 учебном году в школе проходил игра «Дебаты» на тему «Книга лучше, чем Интернет-ресурсы». Учащиеся самостоятельно выражали свою точку зрения, готовили аргументы «за» и «против». Итоги игры показали, что эта тема очень интересна школьникам, они проводили опросы, размышляли, делали определенные заключения, ссылаясь на авторитетные источники. Ребята аргументированно доказали, что традиционная книга лучше, чем интернет-ресурсы. Это говорит о том, что школьники задумываются над настоящей проблемой и в дальнейшем изменят отношение к электронным носителям.

После проведения совместного исследования качеств электронного и бумажного носителя, мы с ребятами сделали вывод о том, что традиционная книга дает гораздо больше знаний и понимания прочитанного, она удобней и безопасней.

Таким образом, читая традиционную книгу, школьники приобретают навыки собственной оценки прочитанного, учатся сопоставлять различные точки зрения, а также грамотно и аргументированно ведут дискуссию на уроке литературы.





Список использованной литературы:

  1. Воспитание творческого читателя. Под ред. Михалкова С.В., Полозковой Т.Д., М., Просвещение, - 1981г.;

  2. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо, Директор школы № 4, - 2005 г.;

  3. Галактионова Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого голосования, СПБ, - 2008г.;

  4. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов, М., Просвещение, - 1984г.

© 2010-2022