Неделя русского языка в школе

Программа “Недели русского языка” Понедельник. Линейка. Открытие.  мероприятие в начальной школе «Без грамматики не выучишь и математики» Вторник. Внеклассное мероприятие 8-9 класс «Сколько слов в русском языке».  Среда. Готовимся к конкурсу чтецов. Решаем заочные олимпиады. Выполняем творческо-поисковое задание «Фразеологизмы»  Четверг. Внеклассное мероприятие 5-7 класс «Почему мы так говорим?» Пятница. Конкурс чтецов. Оформление (плакаты) * Языку мы учимся и должны учиться до последних дней св... О       О   О   О       О       О   О   О       О – водоем – наводнение – часть дерева – хищная птица – тяжелый металл  За каждое верно прочитанное слово – 1 балл.   9. Прочитай ребусы: См. рисунок За каждый верно разгаданный ребус по 3 балла. 10. Отгадай шарады: 1) Первое – предлог. Второе – летний дом. А целое порой Решается с трудом. 2) С буквой “К” я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С буквой “П” – от вас не утаю –  Тоже в школе я стою. 3) Мой корень в “просьбе” заключён, В ней он озвучен и смягчён. Приставка в “воплощение” где-то...       ь      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Неделя русского языка в школеНеделя русского языка в школеНеделя русского языка в школеНеделя русского языка в школеПрограмма "Недели русского языка"

Понедельник. Линейка. Открытие. мероприятие в начальной школе «Без грамматики не выучишь и математики»

Вторник. Внеклассное мероприятие 8-9 класс «Сколько слов в русском языке».

Среда. Готовимся к конкурсу чтецов. Решаем заочные олимпиады. Выполняем творческо-поисковое задание «Фразеологизмы»

Четверг. Внеклассное мероприятие 5-7 класс «Почему мы так говорим?»

Пятница. Конкурс чтецов.

Оформление (плакаты)

* Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.

К. Г. Паустовский

* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Пословица

* Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

К. Г. Паустовский

* Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём…

А. И. Герцен

* Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.

В. Г. Белинский







Содержание "Недели русского языка"

Понедельник.

С.Абдулла "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!

Хоровое чтение высказываний

Ведущий.

Объявление о заочном туре олимпиады по русскому языку.

- Кроме этого, с сегодняшнего дня объявляется заочный тур олимпиады по русскому языку. В этом заочном туре может принять участие каждый желающий из любого класса.

- На этом плакате написано 12 заданий. Вы можете подойти к плакату с листком бумаги и, прочитав задание, сразу записать ответ на него. А также можно переписать задания на листок и выполнить их дома. Не запрещается обращение за помощью к родителям или к старшим братьям и сёстрам. Учитываться будет грамотность и аккуратность при оформлении работы.

(Задания заочного тура олимпиады: см. ниже.)

11. Объявление о творческо-поисковом задании.

- Ещё одно задание, к выполнению которого вы можете приступить уже сегодня. В этом конверте находятся листочки, на которых написаны устойчивые выражения. Иногда мы в своей речи употребляем выражения, например: "Плясать под чужую дудку", или "Пропустить мимо ушей". Что они обозначают сейчас, мы понимаем. А вот знаем ли мы, что эти выражения означали раньше.

- Задача каждого класса такова: узнать историю одного устойчивого выражения. Взять лист бумаги, разделить его пополам. На одной половине изобразить, что это выражение означало раньше, а на другой - что это выражение означает сейчас.

- Попрошу подойти ко мне по одному представителю от каждого класса и достать из конверта листок с устойчивым выражением, над которым вам нужно будет поработать.

(Выражения: бить баклуши, время истекло, где раки зимуют, дело в шляпе, достать из-под земли, зарубить на носу, играть на нервах, на лбу написано, спустя рукава, точить лясы.)



































Олимпиада по русскому языку

среднее звено

(заочный тур)

1. Расставьте верно ударение:
Шофёр, фарфор, приговор.
Ушёл на многие лета.
Дверь за ним не заперта.

За верно выполненное задание - 6 баллов.

2. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:

1) Езда; она нужна для управления лошадью.

2) Ворс; сладкий напиток.

3) Дочь; тёмная после дня.

4) Ел; лежит на дне озера.

5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.

6) Тихо; лесной дух, чудище.

За каждое верно отгаданное слово - 1 балл.

3. Кто эти животные?

Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

За каждое верно отгаданное животное - 1 балл.

4. Разгадайте ребус:

См. рисунок

За верно отгаданный ребус - 3 балла.

5. Семь букв. А сколько здесь слов?

См. рисунок

За каждое слово - 1 балл.

6. Составь как можно больше слов из слова

К А Р Т О Ф Е Л Ь.

За каждое новое слово - 1 балл.

7. Сколько слов можно прочитать в круге?

См. рисунок

За каждое слово - 1 балл.

8. Прочитай слова:

О

О

О

О

О

О

О

О

О

- водоем

- наводнение

- часть дерева

- хищная птица

- тяжелый металл

За каждое верно прочитанное слово - 1 балл.

9. Прочитай ребусы:

См. рисунок

За каждый верно разгаданный ребус по 3 балла.

10. Отгадай шарады:

1) Первое - предлог.
Второе - летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.

2) С буквой "К" я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой "П" - от вас не утаю -
Тоже в школе я стою.

3) Мой корень в "просьбе" заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в "воплощение" где-то,
На целое - все ждут ответа.

4) Корень мой находится в "цене",
В "очерке" найди приставку мне,
Суффикс мой в "тетрадке" все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.

За каждую верно отгаданную шараду по 3 балла.

11. Прочитай предложение:

См. рисунок

За верно составленное предложение - 3 балла.

12. На страницах книги зашифрована народная мудрость.

Ключ к шифру - таблица умножения.

Чтобы узнать, какую букву представляет, например, цифра 9; нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 9 - то есть: 1 х 9 = буква Х и т. д.

См. рисунок

За верно разгаданную народную мудрость - 15 баллов.

Приложение

4

Неделя русского языка в школе

5Неделя русского языка в школе





















7

Неделя русского языка в школе





















9

Неделя русского языка в школе







11















Неделя русского языка в школе





















12

Неделя русского языка в школе







бить баклуши

время истекло



где раки зимуют



дело в шляпе



достать из-под земли



зарубить на носу



играть на нервах



на лбу написано



спустя рукава

точить лясы





























Начальные классы

Олимпиада

2 класс

1. Сколько раз в стихотворении встречается звук «Ш»?

- Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь!

2. Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм - устойчивое сочетание слов):

Голоден как …

Изворотлив как …

Нем как …

Болтлив как …

Как мокрая …

3. Впиши названия:

звери рыбы

ь


ь


ь


ь


ь


ь


ь


ь

4. Отгадай слова:

С глухим - траву она срезает,

Со звонким и листочки объедает.

5. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель»:

6. Из слогов «собери» пословицу:

ша ро кни я га хо ший друг луч

7. Отгадай ребусы:

О ЛА

ЧА

100 Л

8. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его. Рядом запиши обобщённое название этих предметов:

1. Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён - …

2. Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша - …

3. Дождь, снег, град, гололёд - …

4. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол - …

9. Прочитай «заколдованные» слова и вычеркни в каждом из них лишний слог:

сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки

10. Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву:

БОБ -

Ответы на олимпиадные задания

2 класс



1. Ответ: 5 раз. 2 балла.

2. За каждое слово - 2 балла.

Ответ: волк, уж, рыба, сорока, курица.

3. За каждое верно подобранное слово - 2 балла.

Ответ: звери: лось, олень, лошадь, медведь.

Рыбы: пескарь, карась, окунь, линь.

4. За каждую отгадку - 2,5 балла.

Ответ: коса - коза.

5. За каждое слово - 2,5 балла.

Ответ: мель, гель, сель, щель, келья, рельс, метель, апрель, газель, панель,

портфель, вафелька, неделька, капель, капелька, бельё и т. д.

6. Ответ: Хорошая книга - лучший друг. 5 баллов.

7. За каждый ребус - 3 балла.

Ответ: а) подол, б) стол, в) передача.

8. За каждое верное исключение - 1 балл; за каждое верное обобщающее

понятие - 1 балл.

Ответ:

1. Петров - имена.

2. Мясо - молочные продукты.

3. Гололёд - осадки.

4. Плавание - спортивные игры.

9. За каждое верно определённое слово - 0,5 балла.

Ответ: сахар, варенье, орехи, баранки.

10. За каждое верное слово - 0,5 балла.

Ответ: Боб - бор - бок - сок - ток - тик - лик - лук - лак - лаз - таз - туз - тур - тир - …











Олимпиада

Русский язык. 3 класс

1. Отгадай загадки:

1)Из писка птиц мой первый слог возьмёте,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдёте

То, что не раз едали вы.

2)Корнем - с дорогой роднится,

В сборе приставка таится.

Суффикс как в слове «дневник»,

Целым же - в космос проник.

2. Замени выражения одним глаголом:

Клевать носом - …

Зарубить на носу - ...

Чесать языки - …

Дать стрекача - …

Ломать голову - …

3. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:

Я ______ утра ______ лесу гуляю,

______ росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

______ берёзку и ______ мох,

______ малину, ежевику,

______ ежа и ______ ежиху,

______ которой ______ ежат

Все иголочки дрожат.

4. Среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:

И - В - А - Н - О - В - О - Л - Г - А - Л - Я

5. Допиши пословицы:

Волков бояться - …

Не было гроша, …

Готовь сани летом, …

6. Получи из слова «год» слово «вес», изменяя по одной букве в каждом слове.

Имей в виду, что выполняя каждый ход, у тебя должны получиться слова, а не наборы букв. Используй подсказки за чертой.

Г О Д __________

________________ Бывает у живых существ

________________ Окружает замок

________________ Синоним слова «рыбалка»

________________ Животное семейства кошачьих

________________ Природное сообщество

В Е С

7. Преврати:

1. Мел в мелкое место на реке.

2. Полку в танец.

3. Банку в баню.

4. Тракториста в машину.

5. Стол в комнату.

1


2


3


4


5



8. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово - имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1. Охра + под =

2. Кит + рана = 3. Ров + поза =

9. Отгадай ребусы:

0 0

Т Я

Аа) СЯ Я Я б)

10. Напиши как можно больше слов, которые начинаются на букву «М». Каждое последующее

слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

М

М .

М . . (и т. д.)



Ответы на олимпиадные задания

3 класс



1. За каждую верную отгадку - 5 баллов.

Ответы: а) пирог: б) спутник.

2. За каждую верную замену - 1 балл.

Ответы: дремать, запомнить, болтать, убегать, думать.

3. За каждый верно вставленный предлог - 0,5 балла.

Ответ: предлоги: с, в, от, про, про, про, про, про, у, за.

4. За каждое верно записанное слово - 0,5балла.

Ответ: Иван, Иванов, Вано, Иваново, Волга, Галя, Аля.

5. За каждую верно дописанную пословицу - 2 балла.

Ответы:

Волков бояться - в лес не ходить.

Не было гроша, да вдруг алтын.

Готовь сани летом, а телегу - зимой.

6. За каждое верно отгаданное слово - 0,5 балла.

Ответ: ГОД - род - ров - лов - лев - лес - ВЕС.

7. За каждое верно определённое слово - 0,5 балла.

Ответ:

1. Мель.

2. Полька.

3. Банька.

4. Трактор.

5. Столовая.

8. За каждое верно составленное слово - 5 баллов.

Ответы:

1. Охра + под = пароход.

2. Кит + рана = картина.

3. Ров + поза = паровоз.

9. За верно угаданный ребус - 4 балла.

Ответы: а) Австрия; б) натянули.

10. За каждое слово - 1 балл.

Например: м, мы, май, мышь, масло, малина, магазин, морковка, маленький, математика и т. д.

Олимпиада

Русский язык. 4 класс

1. Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:



Л

Е

С



Г

О

Р

Е


М

О

Р

О

З


Х

О

Т

Е

Т

Ь


Т

Е

М

Н

О

Т

А


К

Р

Е

П

О

С

Т

Ь



С

О

О

Б

Щ

Е

Н

И

Е



Н

Е

В

И

Д

А

Н

Н

Ы

Й



Р

А

В

Н

О

Д

У

Ш

Н

Ы

Й





2. Зачеркни начало тех слов, которые не соответствуют заданному в конце написанию:

слове


изве


вла


уме


-сный


редко


чуде


у


по

согла


отве


сно


гну


3. Составь слова:

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построить в чёткий ряд -

Они с тобой заговорят.

А О С Н В М Т К О _________________ Б И Ь И Л У Н Д К __________________

4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном:

Хвост

Перстень

Холод

Характер

Нервы

Жизнь

Трубы

Конфета

5. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:

Дождь лил * как снег на голову

Скоро дело наладилось и пошло * как сивый мерин

Я знал городские переулки * как рыба в воде

Гости свалились * как из ведра

Он всегда врёт * как по маслу

У себя во дворе Мишка был * как свои пять пальцев

6. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

Готовь лыжи летом.

Шайбы по весне считают. Когда в соседях согласья нет.

7. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово - имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1. Лик + пена = …

2. Иск + том = …

3. Кожа + ворон = …

8. Ответь на вопросы:

а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

б) Какую соль не кладут в суп?

в) Из какого крана не льётся вода?

г) Какой лук не режут в салат?

д) По какому мостику нельзя перейти реку?

9. Разгадай ребусы:

а) З , , б) К

Ч О П

Ответы на олимпиадные задания

4 класс

1. За каждое верное слово в первой тройке - 0,5 балла,

за каждое верное слово во второй тройке - 1 балл,

за каждое верное слово в третье тройке - 1,5 балла.

Ответ: лес - бор; крепость - твердыня;

горе - беда; сообщение - извещение;

мороз - стужа; невиданный - диковинный;

хотеть - желать; равнодушный - безучастный.

темнота - потёмки;

2. За каждое верно зачёркнутое слово - 0,5 балла.

Ответ: зачеркнуть: редко, изве, вла, уме, по.

3. За каждое верно составленное слово - 3 балла.

Ответ: а) космонавт; б) будильник.

4. За каждое верно подобранное прилагательное - 2 балла.

Ответ: хвост, холод - собачий;

нервы, трубы - стальные;

перстень, характер - золотой;

жизнь, конфета - сладкая.

5. За каждое верное сопоставление - 1 балл.

Ответ: Дождь лил как из ведра.

Скоро дело наладилось и пошло как по маслу.

Я знал городские переулки как свои пять пальцев.

Гости свалились как снег на голову.

Он всегда врёт как сивый мерин.

У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.

6. За одну верно записанную пословицу - 3 балла.

Ответ: Готовь сани летом, а телегу - зимой.

Цыплят по осени считают.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

7. За каждое верно составленное слово - 4 балла.

Ответ: 1. Лик + пена = пеликан

2. Иск + том = москит

3. Кожа + ворон = жаворонок

8. За каждый верный - 1 балл.

Ответ: а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).

б) Морскую соль; ноту соль.

в) Из подъёмного крана.

г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).

д) По капитанскому мостику.

9. За каждый верно отгаданный ребус - 4 балла.

Ответ: а) значок; б) подкоп.







Внеклассное мероприятие по русскому языку

для учащихся 2-х - 4-классов.

Час русского языка

«Без грамматики не выучишь и математики».

План:

1. Что такое грамота?

2. Как учили грамоте на Руси?

3. Занимательная пятиминутка.

1

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Грамоте учиться - всегда пригодиться.

Пословицы.

Ведущий: ЧТО ТАКОЕ ГРАМОТА?

Грамота (от греческого grammata - 'чтение и письмо', формы множественного числа от gramma - 'буква, запись') - это умение читать и писать.

В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность трудового народа заключены в этой меткой пословице.

Простые люди в царской России мечтали об умении читать и писать, тянулись к знаниям, прекрасно понимая, что «без грамоты, как без свечки в потемках» и что «ученье - свет, а неученье- тьма».

Но - народные мечты долгое время оставались мечтами. В дореволюционной России неграмотными были многомиллионные массы русского народа. Сегодня в нашей стране для всех открыт широкой доступ к просвещению и культуре.

Задания для учащихся.

1. Объясните значение выделенных слов и словосочетаний в отрывке стихотворения А. Сумарокова «Эпистола о русском языке».

Письмо, что грамоткой простой народ зовет,

С отсутствующими обычну речь ведет:

Быть должно без затей и кратко сочиненно,

Как просто говорим, так просто изъяснённо.

Но кто не научен исправно говорить,

Тому не без труда и грамотку сложить.

2. В каком значении употреблено слово грамота?

1. На двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А. С. Пушкин.) 2. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А. С. Пушкин.) 3. После окончания начальной школы сестре вручили похвальную грамоту.

3. Объяснить выделенные словосочетания.

Когда говорят грамотный человек, то всем понятно, что речь идет о человеке, умеющем читать и писать. Но как понять грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамотный ученик?

(Грамотный инженер - 'обладающий необходимыми сведениями, знаниями в определенной области' грамотное сочинение- 'не содержащее грамматических и стилистических ошибок'; грамотный чертеж - 'выполненный со знанием дела'; грамотный ученик - 'умеющий грамматически правильно писать и говорить)

4. Какой вывод вы сделаете, прослушав следующий диалог?

ИЗ-ЗА ТЕБЯ

- Ну почему ты, Вовка, учительницу не слушаешь? Сколько раз Евдокия Васильевна говорила: «Пиши разборчивее!» А ты, как курица, царапаешь. Что ты в слове коврижка написал - «а-» или «о»?

- «О».

- Вот видишь, теперь из-за твоего почерка у меня еще одна ошибка будет!

6. Ппословицы. Для чего нужна человеку грамота? Чем «сильна» грамота? Какой совет дают пословицы?

1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 2. Грамота не злом, а правдой сильна. 3. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. 4. Век живи - век учись. 5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

2

Сперва аз да буки,

а потом другие науки.

Пословица.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Как учили грамоте на руси»

Ведущий: Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом). Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги- зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».

Учили каждую букву по ее названию.

А -аз, 3 - земля,

Б -буки (буква),

В - веди (знаю), Л - люди,

Г -глаголь (говори), М-мыслить,

Д - добро, Н - наш,

Е - есть, . О - он,

Ж - животное, П - покой.
и т. д.

Задания для учащихся.

1. Прослушайте отрывок из книги В. Кончаловской «Наша древняя столица» и ответьте на вопросы.

КАК ЦЕРКОВНЫЙ ГРАМОТЕЙ В СТАРИНУ УЧИЛ ДЕТЕЙ

В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки,

В - как Веди,. Г -глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали -

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке


Вопросы:

Как и кто обучал в старину детей грамоте?

Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?

Что это за перья «из гусиного крыла?»

Почему нож назывался «перочинным»?

Кому не полагалось учиться?

2. Прослушайте отрывок из повести «Детство» А. М.Горького и ответьте на вопросы:

По какой азбуке дед Каширин обучал грамоте маленького Алешу?

Что и кого напоминали Алеше славянские буквы?

- Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это - аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это - что?

- Буки.

- Попал! Это?

- Веди.

- Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть - это что?

- Добро.

- Попал! Это?

- Глаголь.

- Верно! А это?

- Аз.
Вступилась бабушка:

- Лежал бы ты, отец, смирно...

-Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. - Валяй, Алексей.

Он обнял меня за шею горячей, влажною рукой и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным пуком, я почти задыхался, а он, приходя в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:

- Земля! Люди!

Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми "буквами азбуки». Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я тоже вспотел и кричал во все горло. Это смешило его; хватаясь за грудь, кашляя, ан мял книгу и хрипел:

Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Это вы кричите...

-Я кричу, потому что нездоровый, а ты чего? И говорил бабушке, встряхивая мокрой головою:

- А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава богу, лошадиная! Вали дальше, курнос!

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов.

«Почему мы так говорим?»

(праздник фразеологизмов)

План

1. В чем силы фразеологизма.

2. Игра «Кто быстрее».

3. Конкурс «Найди пару».

4. Игра «Поле чудес».

5. Суперигра для победителей предыдущих конкурсов.

6. Награждение знатоков русского языка.

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь.

I. ВЕДУЩИЙ:

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Валится из рук - «не клеится, не работается»;

голыми руками взять - 'легко одолеть';

дать по рукам -'наказать, отучить;

дать руку на отсечение -'поручиться';

из рук в руки -'непосредственно';

как без рук -'беспомощно';

легкая рука -'удачное начало';

мастер на все руки -'умелец';

не покладая рук -'неустанно';

подать руку -'помочь'.

Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.


  1. ПОСЛУШАЙТЕ сценку и ответьте на вопросы.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

-Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Все, следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.

- А вот какие, слушайте! Первая: «Где раки- зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи вылезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?»

(Н. С л ад ков.)

2. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

II. Игра «Кто быстрее?».

Подобрать по десять (можно больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).

Нос

Задирать (задрать) нос;.

вешать (повесить) нос;

водить за нос;

зарубить на носу;

встретиться носом к носу;

клевать носом;

не видеть дальше своего носа;.

бояться нос показать;

не показывать носа;

остаться с носом;

держать нос по ветру.

Глаз

Мозолить глаза (кому-нибудь);

хлопать глазами;

говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);

пускать пыль в глаза (кому-нибудь);

глазом не моргнуть;

с глазу на глаз;

хоть глаза выколи;

смотреть чужими глазами;

открыть (кому-нибудь) глаза;

как бельмо на глазу.

Нога

Унести ноги;

встать на ноги;

встать с левой ноги;

потерять почву под ногами;

падать с ног; сбиться с ног; путаться под ногами;

ног под собой не чуять,

-одна нога здесь, другая там.

Язык

Язык проглотил;

прикусить язык;

найти общий язык;

сорваться с языка;

язык не поворачивается;

развязать язык;

не сходить с языка (у кого-нибудь);

острый на язык;

язык до Киева доведет;

тянуть .за язык (кого-нибудь),

держать язык за зубами.

Голова

Человек с головой;

морочить голову (кому-нибудь) ;

вскружить голову;

потерять голову;

не сносить головы;

отвечать головой (за что-нибудь, перед кем-нибудь);

как снег на голову;

голова идет кругом;

свалить с больной головы на здоровую;

постоять головой (за что-нибудь) .

Зуб

Говорить сквозь зубы;

иметь зуб;

зуб на зуб не попадает;

в зубах навязло;

положить зубы на полку;

ни в зуб ногой,

скалить зубы;

попасть на зуб (кому-нибудь);

зубы заговаривать.

III. 1. «Найди пару». Из данных идиом составьте антонимичные пары:

хоть иголки собирай

заваривать кашу

по чайной ложке

коломенская верста

чуть свет

повесить нос

жить душа в душу

сидеть сложа руки

ни зги не видно

воспрянуть духом

на ночь глядя

от горшка два вершка

как кошка с собакой

одним духом

расхлебывать кашу

не покладая рук

2. На плакате - надпись: «Запишите по одной идиоме, связанной с этими представителями животного мира» - нарисованы комар, мышь, свинья, курица, кот, рак, бык.

В своих ответах ребята называли такие идиомы:

как мышь на крупу, кот наплакал, когда на горе свистнет, брать быка за рога, комар не подточит, метать бисер перед свиньями, носиться как курица с яйцом и т. п.






















Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 8-9 классов.

Лингвистическая конференция

«Сколько слов в русском языке?»

План

1. Что такое слово.

2. Выступление учащихся.

Слова, вышедшие из широкого употребления.

Заимствованные слова.

Синонимы.

Антонимы.

Слова, совпадающие по звучанию.

Фразеологизмы.

3. Подведение итогов.

I. Вступительное слово учителя

Слово дано для того человеку,

чтобы свои понятия сообщать другому.

М. В. Ломоносов.

Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным - немота». Что такое слово? Загляните в толковый словарь. Вы найдете там такое определение слова: это «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении».

Говоря словами К. Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Как известно, все слова языка образуют его словарный состав, или его лексику.

Изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели

Так же, как из году в год меняют леса свои листья

- старые падают, - так и слова ветшают и гибнут.

Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.

Гораций.

СЛОВА, ВЫШЕДШИЕ ИЗ ШИРОКОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ

С развитием техники многие орудия труда, вещи и предметы домашнего обихода и общественного хозяйства выходят из употребления или заменяются другими, более совершенными. А так как язык живет и развивается вместе с обществом, он отражает эти изменения.

Так, например, в далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т. е. конным транспортом. Вот что мы находим у А. С. Пушкина: «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?» Знаете ли вы, что представляла собой коляска, кибитка, карета и телега?

Коляска - рессорный четырехколесный экипаж с откидным верхом, кибитка - крытая дорожная повозка; карета - большой крытый четырехколесный экипаж на рессорах; телега - четырехколесная повозка для перевозки грузов конной тягой.

Путешествовали на долгих, т. е. на одних и тех же лошадях ехали до конечной почтовой станции. Почтовая станция называлась ямом; отсюда - ямщик.

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав, в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

«Дуня села в кибитку гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали».

(А. С. Пушкин.)

ЗАДАНИЯ

1. После Октябрьской революции наша страна перешла на новую метрическую систему мер. Установите, что пришло на смену, чему и какие слова вышли из употребления без замены.

Километр,

Метр, пуд, верста, десятина, килограмм,, вершок, аршин , фунт, грамм, гектар.

2. Какие две эпохи отражают следующие слова?

Помещик, лакей, товарищ; городовой, милиционер; гимназист, школьник; чиновник, служащий.

3. Назовите известные вам пять-шесть слов, вышедших из употребления .

4. Почему указанные ниже слова стали устаревшими?

Кучер, соха, крепостной, подорожная, лавочник, поручик, урядник, пристав, сажень.

Все народы меняются словами

и занимают их друг у друга.
В. Г. Белинский.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

Заимствованные слова есть во всех языках, потому что народы, общаясь, «меняются словами».

По исследованиям ученых, заимствованные слова в лексике современного русского литературного языка составляют 10% всего его словарного состава. В своем подавляющем большинстве иноязычные слова были заимствованы вместе с вещью, явлением, понятием и т. д. (зонтик - из голландского языка, марка- из немецкого, диктор - из латинского, бульвар - из французского) .

А вот история слова вокзал. Оно появилось в XVIII веке. Некая дама по имени Джейн Во (Vaux) превратила свою усадьбу на берегу Темзы в окрестностях Лондона в место общественных увеселений и построила там павильон, назвав его «Воксхолл» - зал госпожи Во. Впоследствии так стали называть и другие увеселительные заведения с садами. По примеру лондонского «Воксхолла» такие же сады появились в других городах Европы- в Париже, Мюнхене. В конце XIX века «воксхолл» уже значило «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в Павловске под Петербургом стали называть вокзалом. Когда была построена железнодорожная линия из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.

ЗАДАНИЯ

Замените выделенные словосочетания одним иностранным "словом, равным по значению выделенным словам.

1. Незабываемая картина - торжественный смотр физкультурников на Красной площади.

2. Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом.

3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата.

4. В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель.

Слова для справок. Свитер, тир, мандат, парад.

3. Определите, из какого языка пришли в русский язык выделенные
слова .

В последнем вкусе туалетом,

Заняв ваш любопытный взгляд
Я мог бы пред ученым светом,
Здесь описать его наряд;
Конечно б, это было смело,
Описывать мое же дело;
Но панталоны, фрак, жилет
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.

(А. С. Пушкин.)

(Слова панталоны, фрак, жилет заимствованы в XVIII веке из французского языка.)


...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости,

с которой все выражается на нем...

А. И. Герцен.

СИНОНИМЫ

В языке существуют не только одинаковые по звучанию слона, обозначающие названия совершенно различных предметов действительности и отношений, но и обратное явление, когда один и тот же предмет, вещь, явление можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных но смыслу, но разных по звучанию.

ЗАДАНИЯ

1. Каждое предложение содержит по два синонима. Укажите, какой из синонимов употреблен для уточнения.

1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная. (А. М. Горький.)

2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.)

4. Одет он был в довольно ветхий, старенький пальтишко, «из которого уродливо вырос. (Ф. М. Достоевский.)

5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П.. Чехов.)

.

2. Определите, на противопоставлении каких слов строится данный разговор.(Инсценировка)

- Как кликать-то тебя, мальчик?

- Андреем зовут меня, дедушка.

- Ну-ка, Андреюшка, вечерять идем.

- Да я уж поужинал, дедушка.

- Али наше угощение хаешь?

-Не браню, а сыт я, дедушка.

- Ну и ладно, а то бабы бают, что больно гордый ты.

- Что ты, дедушка! Разве можно так говорить? Да и нечем мне гордиться!

-Не знаю я. Намедни на сходе сказывали, что больно ты строгий.

- Не строгий я, дедушка, а справедливый. А на собрании напрасно про меня толкуют.








Русский язык чрезвычайно богат,

гибок и живописен для выражения простых,

естественных понятий,

В. Г. Белинский.

АНТОНИМЫ

Как известно, слова с противоположным значением называются антонимами. Антонимы употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления. «Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного... Многозначность слов обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а нескольких антонимов» (низкий забор - высокий забор, низкий поступок - благородный поступок). Различают словарные антонимы и антонимы контекстуальные.

Вопросы и задания

1. Объясните значение антонимов в данных пословицах.

Правой рукой строит, а левой разрушает.

Велик день для лодыря, а для ударника мал.

Ученье - свет, неученье - тьма.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Сытый голодного не разумеет.

Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.

2. К каждому выделенному слову отыщите его пару (антоним), сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.

Друг, развязать, длинный, сладкий, убавить, ложь, прибавить, недруг, завязать, короткий, правда, горький.

3. Могут ли вне текста выделенные слова быть антонимами?

1. Они сошлись: волна и камень, 2. Дедушка быстро слезает с седла,

Стихи и проза, лед и пламень Внука сажает верхом на осла.

Не столь различны меж собой - Ишь ты! - вдогонку кричит пешеход Маленький едет, а старый идет.

(А. С. Пушкин.)

(С. М а р ш а к.)

Борьба за чистоту, за смысловую точность,

за остроту языка есть борьба за орудие культуры.

А. М. Горький

СЛОВА, СОВПАДАЮЩИЕ ПО ЗВУЧАНИЮ (ИЛИ НАПИСАНИЮ), НО РАЗНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ

ОМОНИМЫ

Как известно, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются омонимами.

Вопросы и задания

I. Сравните предложения. Одно ли и то же значение у одинаково звучащих и одинаково написанных слов?

1.Гляжу я на тебя, дедушка, и думаю: везде-то ты был, весь-то свет исходил.

(Ф. Гладков.)

Шорох исходил из кустов. (М. Шолохов.)

2.Всю комнату заставил мебелью.

Накрапывающий дождь заставил меня вернуться в палатку,

(В. Арсеньев.)

3. Дед, умер от грудной жабы.

На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела серая жаба.

(М. Гаршин.)

III. Рассказа «Овсянка» Н. Сладкова, укажите в нем омонимы.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! - добавил Сашка.

- И я люблю! - сказал Матвей.

-Она желтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это - вкусная? Как это - с молоком? - удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь? - всплеснул руками Сашка.

- Как это -про что? Про овсянку! - ответил Матвей.
- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! - изумился Матвей.







".Нет слова, которое бы так замашисто, бойко

так вырвалась бы из-под самого сердца,

так бы кипело я животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Валится из рук -'не клеится, не работается';

голыми руками взять - 'легко одолеть';

дать по рукам -'наказать, отучить';

дать руку на отсечение - 'поручиться';

из рук в руки -'непосредственно';

как без рук -'беспомощно';

легкая рука -'удачное начало';

мастер на все руки - 'умелец'; -

не покладая рук -'неустанно';

подать руку -'помочь'.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ И ВАШИ ЗНАНИЯ









© 2010-2022