Тема детства в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Участники: 10 «Б» класс  Цель: показать учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства. Предварительное задание: отзыв на повесть «Похороните меня за плинтусом», краткое сообщение о Павле Санаеве, подборка цитат о детстве.   Эпиграф: Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда  две лучшие добродетели - невинная вес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема детства в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»









Тема детства в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»










Учитель русского языка и литературы

РФМЛИ Джиоева Л.О.



РФМЛИ

2014г.

Тема детства в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Участники: 10 «Б» класс

Цель: показать учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства.

Предварительное задание: отзыв на повесть «Похороните меня за плинтусом», краткое сообщение о Павле Санаеве, подборка цитат о детстве.



Эпиграф:

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!

Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность,

потребность любви и силы веры, которыми обладаешь

в детстве? Какое время может быть лучше того, когда

две лучшие добродетели - невинная веселость и

беспредельная потребность любви -

были единственными побуждениями в жизни?

Л.Н.Толстой

Ход урока

Сообщение темы и целей урока.

Краткое сообщение Саракаевой Анастасии о Павле Санаеве.(3 минуты)

- О чем рассказывается в этой повести? (О детстве).

Вспомните, кто из русских писателей обращался к этой теме.

Сергей Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, В.Распутин, В.Астафьев, Анатолий Алексин и другие….

Детство - самая счастливая пора в жизни человека и очень важная.

Я просила вас найти высказывания известных людей, подтверждающих эту мысль. (Уч-ся зачитывают высказывания)

Можем ли мы сказать, что у героя повести было счастливое детство? (Ответы учащихся)

Учитель: История создания повести.

Первые главы написал в 10 классе в 1982-83 году. В 25 лет закончил книгу. В 1996 году была напечатана в журнале «Октябрь». Критики отнеслись к ней благосклонно, но она была почти не замечена читательскими массами. Повесть была удостоена премии журнала "Октябрь" за 1996 год, номинировалась на премию "Букер" и в начале 2003 года вышла самостоятельным изданием в серии "Современная библиотека для чтения" издательства "МК-периодика" и произошел настоящий бум на произведения Павла Санаева. Его книга выходила большими тиражами более пятнадцати раз. В 2005 году автор был удостоен премии «Триумф-2005». Нарезка (Превью)

Обмен впечатлениями от прочитанного.

(Чтение отзывов/ 5 минут)

П. Санаев опубликовал книгу только после смерти дедушки и бабушки, хотя она была написана на несколько лет раньше.

- Зачем Санаев написал эту повесть? На этот вопрос мы должны будем ответить в конце урока.

Анализ повести.

- У Вас сейчас интересная жизненная пора: с одной стороны - детство только уходит и в вашей памяти свежи впечатления от этого времени, это позволит разобраться с идеей повести; с другой стороны - Вы стоите на пороге взрослой жизни, возможно, скоро сами станете родителями. Какие уроки вы вынесете из этого произведения, какими будете родителями? Будете ли Вы помнить особенности детского восприятия мира?

- Какие ассоциации у Вас возникают со словом «детство»?

Давайте напишем на доске. Кластер. (Игрушки, куклы, прятки, мороженое, ситро, счастье, беззаботность, бабушка..)

- А каким детство предстает в повести? Как эта тема воплощена в этом произведении? Наша цель - анализ художественного текста.

- От чьего лица ведется повествование? Чьими глазами даны картины детства? - Кто главный герой повести? Попробуйте его немного охарактеризовать. Нарезка Саша

- Удалось ли Санаеву передать ощущения ребенка?

- В какой же обстановке проходит детство Саши?

- Как мальчик относится к маме?

- А к бабушке?

- А бабушка любила ли внука?

Учитель:

Ребенок боится ее, порой даже ненавидит, он не понимает, что она тоже любит его. Любовь бабушки слепа, эгоистична, деспотична

Фрагмент из фильма (Разговор бабушки)

Учитель:

Данный отрывок из разговора бабушки со своей знакомой как нельзя лучше характеризует ее отношение к внуку.

- Можем ли мы теперь, после разговора с Верой Петровной, оправдать бабушку?

- Другой близкий человек Саши - дедушка. Что мы узнаем о дедушке? Как он смог жить рядом с таким деспотом? Каким его воспринимает ребенок? Как дедушка относится к бабушке? Находит ли он оправдание жене?

- Какая мечта у Саши? Верит ли он в осуществление этой мечты?

- Почему же повесть так называется? Какая идея появляется у Саши?

Тогда у мальчика возникает странная идея - он думает, что хорошо бы было, чтобы, когда он умрет, его бы похоронили «за плинтусом» в квартире мамы:

Прочитать отрывок:

«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище»

«- Мама! - испуганно прижался я. - Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.

- Что?

- Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?

Но мама не отвечала и только, прижимая меня к себе, плакала»

Когда в семье конфликты и ссоры, больше всех страдает, конечно, ребенок. Саша Савельев живет в тяжелой атмосфере, он уже в раннем возрасте сталкивается с ненавистью, черствостью, - все это отражается на его психике. Поэтому не приходится удивляться тому, что мальчику приходят в голову такие странные мысли. Таким образом, и возникло название повести.

- Какие главы произвели на Вас особое впечатление? Почему?

- Как заканчивается повесть? Можно ли считать финал счастливым?

(Заканчивается повесть счастливо: мальчика забирает мама, он попадает уже в другой мир, по-видимому, на этом заканчивается и детство.)

- Почему Санаев придумал эпизод с монологом бабушки около двери Чумочки, ведь этого в реальной жизни не было?

Пусти к нему… - Бабушка стала колотить в дверь ногами. - Закрыла, чтоб тебя плитой закрыли могильной! Проклинаю тебя! Проклинаю и буду проклинать! Змеей вьюсь, чтоб ты дверь эту открыла, так ты ж ею сердце перещемила мне! Не надо мне прощения твоего, сволочь, но боль мою пойми! Пойми, что лучше б мне в детстве умереть, чем всю жизнь без любви прожить. Всю жизнь другим себя отдавала, заслужить надеялась! Сама любила как исступленная, от меня как от чумной бежали, плевками отплевывались! Что ты, что отец, что твой калека несчастный. Алешенька любил меня, так он крохой из жизни ушел. Какая у крохи любовь? А чтоб так, как тебя, за всю жизнь не было! Думаешь, не вижу, кого он из нас любит? Хоть бы раз взглянул на меня, как на тебя смотрит. Хоть бы раз меня так обнял. Не будет мне такого, не суждено! А как смириться с этим, когда сама его люблю до обморока! Он скажет «бабонька», у меня внутри так и оборвется что-то слезой горячей, радостной.)

Автор пытается помочь найти оправдание бабушке. Сам Санаев в интервью в программе «Школа злословия» ответил, что в основе композиции повести - эмоциональный зигзаг.

- Без чего невозможно счастье для Саши?

( Без покаяния и маминого прощения)

…Я проснулся среди ночи, увидел, что лежу в темной комнате, и почувствовал, как меня гладят по голове. Гладила мама. Я сразу понял это - бабушка не могла гладить так приятно. И еще я понял, что, пока спал, мое ожидание свершилось. Я был уверен, что навсегда остался у мамы и никогда не вернусь больше к бабушке. Неужели теперь я буду засыпать, зная, что мама рядом, и просыпаться, встречая ее рядом вновь? Неужели счастье становится жизнью? Нет, чего-то недостает. Жизнь по-прежнему внутри меня, и счастье не решается занять ее место.

- Мама, - спросил я, - а ты обиделась, когда я сказал, что хочу жить с бабушкой?

- Что ты? Я же понимаю, что ты для меня это сказал, чтоб мы не ругались.

- Я не для тебя сказал. Я сказал, потому что ты бы ушла, а я остался. Но прости меня. Знаешь, за что - за то, что я смеялся, когда бабушка облила тебя супом. Мне не смешно было, но я смеялся. Ты простишь меня за это?

И, увидев, что мама простила, я стал просить прощения за все. Я вспоминал, как смеялся над бабушкиными выражениями, как передразнивал моменты их ссор, плакал и просил извинить меня. Я не думал, что очень виноват, понимал, что мама не сердится и даже не понимает, о чем речь, но плакал и просил прощения, потому что только так можно было пустить на место жизни счастье. И оно вошло. Невидимые руки обняли маму раз и навсегда, и я понял, что жизнь у бабушки стала прошлым.

-Я думаю, что вы в задумчивости остановились на последнем абзаце повести.

«Снег падал на кресты старого кладбища. Могильщики привычно валили лопатами землю, и было удивительно, как быстро зарастает казавшаяся такой глубокой яма. Плакала мама, плакал дедушка, испуганно жался к маме я - хоронили бабушку»

Почему заканчивается именно так, хотя в реальной жизни бабушка Павла прожила до 1995 года, все-таки приняла Ролана Быкова после выхода фильма «Чучело», фактически он продлил ей жизнь на несколько месяцев. Произошло и примирение с мамой. Почему же изменен финал истории жизни целой семьи?

Бабушка умерла, тихо падает снег - спокойствие, но не облегчение. Предстоит привыкнуть к новой жизни. Он столько лет был похоронен под плинтусом.

- Жалко ли вам бабушку? В чем ее трагедия? (Желание любви)

- Как Вы думаете, с какой целью была написана повесть?

- Можно ли для себя сделать какие-то выводы после прочтения этой повести?

- Что хотел автор донести до читателя этой повести?

- Как построена эта повесть? Почему? И для чего?

- Каким, по-вашему, должны быть отношения в семье между детьми и родителями?

- Можно ли простить родителей?

Из интервью автора: «Цель написания - простить и оправдать».

-Как вы думаете, какой глагол нужно сюда добавить? (понять)

-Да, «понять, простить и оправдать».

-Подумайте, может быть, Вам тоже стоит кого-то понять, простить, оправдать? Найти силы простить друг друга.

А может быть, вам тоже нужно попросить у кого-то прощения, чтобы в жизнь вернулось счастье?

- Павел Санаев отказался от участия в постановке фильма по своей повести? Как вы думаете, почему?

(Второй раз рассказать об этом очень сложно, да и вряд ли получится лучше)

Итоги урока.

Все мы родом из детства.

Ребенок не дает возобладать злу, возвращает к высшим ценностям бытия, восстанавливает сердечную теплоту христианской любви и веры. Общность позиций художников слова в оценке детства является свидетельством глубины понимания его как главного нравственного ориентира, точки опоры в судьбе отдельного человека и целого народа.

В своей повести «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев сумел чутко услышать то, что не всем взрослым хочется слышать, уловить неведомые прежде драмы детей и отцов.

По Библии наша земля может стать прекрасным раем, если на земле будут жить счастливые семьи.

Рефлексия

Домашнее задание: написать оправдательную речь для адвоката на суде о любом герое повести.

Оценки за урок.





Собственные мотивы к изучению данного произведения

Павел Санаев (1969 г.р.) написал в 26 лет повесть о детстве, которой гарантировано место в истории русской литературы. Хотя бы потому, что это гипербола и экстракт состояний, знакомых почти всем, и в особенности советским детям, но никогда еще не представленных в таком концентрированном виде.
От других сочинений на ту же тему, опубликованных в 90-е гг., эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния. Это гомерически смешная книга о жутких превращениях и приключениях любви (которая и есть "все, в чем мы нуждаемся", как пели "Битлз"). Поэтому она адресована самому широкому кругу читателей, независимо от возраста, пола и мировоззрения.

Только начиная читать эту книгу, я никак не могла побороться с ощущением, что так не бывает: будто читаешь отрывки чьей-то больной фантазии и всё это одна страшная небылица, липко-холодящая сознание своей абсурдностью. И поначалу, окунаясь в первые несколько глав книги, живой интерес не просыпался, будто оставался глубоко внутри, забитый ужасом и неверием. Я даже не успела заметить, когда прониклась судьбой и жизнью Саши настолько, что и боль его и обиду за свою принимала. И самое горькое, что чувствуя это, хотелось ему немедленно помочь, укрыть, спрятать от ругательств, вернуть обратно и Блошки, и все игрушки, и накормить этими жареными котлетами вдоволь. Но помочь никак не получалось, оставалось только следить за ним и за тем, что еще приготовил для Саши автор и будет ли во всём этом просвет. Прочтя эту книгу, я начала лучше понимать близкого человека, который находится в похожей ситуации, вынужденный сражаться с безумием своей родственницы. Странно, до момента прочтения я как будто не осознавала, как ему может быть тяжело... И пусть он не маленький мальчик и может за себя постоять, всё равно это также обидно и больно, и захотелось только крепче прижать его, обнять вдалеке "тысячей невидимых рук".

Книга - хороша. Это не просто тихая тоска. Автор старается преподнести эту историю иронично. Смеется над бабушкиными перлами. Я когда читала, не могла сдержать улыбки. Санаев и тему раскрыл, и читателя заинтересовал, и вынес социальную проблему на всеобщее обозрение. Мое мнение, что написать подобную книгу, крайне сложно. Написать произведение, основанное на простых жизненных событиях - нелегко. Проще, конструировать миры в фантастических сагах. А написать хорошую книгу о жизни, которая бы читалась - сложно, что тут говорить. В этом, проявился талант писавшего.

Мне жалко всех детей, независимо от их пола, национальности, возраста, от социального положения. Дети, они маленькие, миленькие и хорошие. Они заслуживают любви, которая их не коверкает, а которая помогает им вырасти достойными, самостоятельными и самое главное счастливыми людьми. Но, они не могут это сделать без помощи взрослых.

Сильная книга! Еще долго потом вспоминаешь героев и думаешь, что заставляло их существовать, а не жить. Почему нельзя было все порвать и вдохнуть полной грудью? Почему дедушка смирился со своей участью безропотного раба? Зачем бабуля заковала себя и окружающих в стальные цепи несвободы? Ответ напрашивается только один. Ей двигал страх. Вот только страх, перед чем и что его породило, остается непонятным. Она тоже по-своему страдала. Страдала от любви. Болезненной, маниакальной, всепоглощающей любви к своему внуку. Именно эта любовь умственно больной заставила ее оградить мальчика колючей проволокой от действительности в страхе, что с ним что-то может произойти, что она может его потерять. Никакие обстоятельства не могли заставить ее отдать ребенка матери. Он всегда должен был быть исключительно в ее власти. Она душила любое проявление его личности, индивидуальности, желаний. Пресекала любую возможность сделать что-то самому. Она не осознавала, что калечит судьбу ребенка, но на уровне подсознания понимала, что именно это позволит ей навсегда оставить его при себе. Если бы можно было как-то измерить степень его свободы - она бы составила 4 кв. метра. Удивительно то, что мальчик, вырвавшись из душного плена, не испытывает истинной радости. Ему очень хочется в «праздник», к маме, но он непрестанно оглядывается назад, к бабушке. У меня возникла одна очень устойчивая литературная ассоциация - с «Недорослем» Д.И.Фонвизина. Фонвизин еще в 18-м веке продемонстрировал, что творит с человеком слепая, животная любовь. Так оказывается, что госпожа Простакова, которую всегда считали исчадием ада, просто ангел в сравнении с Ниной Антоновной! Мне кажется, Сашу спасло лишь вмешательство матери и отчима именно в этот момент его жизни, иначе был бы готов новый Недоросль, переступающий через все и вся. Слава Богу, в финале Саша «…плакал и просил прощения, потому что только так можно было пустить на место жизни счастье». Такой маленький мальчик, а сколько в нем мудрости!!! Мне кажется, что книгу обязательно нужно читать подросткам, особенно тем, кто живет в тепличных условиях и при этом еще плохо говорит о своих родителях. И тем родителям, которые развивают в себе комплексы (это сейчас модно) «я так мало времени уделяю своему ребенку» или «у меня не было, так пусть хоть у него будет». Думаю, это будет очень полезно.

Плинтус. Так низко, так стыдно и туда не подлезешь. А в итоге хочется, хочется там слечь на века, чтобы не видеть больше никогда эту бабку и не слышать от нее претензий в свой адрес. Санаев написал поразительную книгу. Смех сочетается с глубокой грустью, а «уют мыслей» переплетается с дикой неразберихой чувств. Понимаешь, что человек написал про жизнь, написал от лица маленького мальчика с его острым и чутким восприятием мира. Его жалко, жалко бабушку за ее характер, жалко маму за оторванность от сына, жалко Ролана за созданное им отношение к себе. И в эпицентре всей этой жалости мальчик, который вообще не понимает, что происходит, почему все складывается именно так, почему все ругаются, почему ему не читает сказку на ночь мама. Почему он находится в плену обязанностей и условностей.
И самое главное, что ты осознаешь это все потом, потому что во время чтения ты смеешься, смеешься безудержно над самым страшным и несправедливым. А потом дочитываешь, и тебе стыдно за свой смех, вообще стыдно за свое отношение к книге. А еще позже понимаешь, что Санаев заставил нас смеяться, заставил ради нас самих, показал, что все самое страшное и неприятное в жизни должно восприниматься через иронию, юмор и сарказм, и тогда мы выживем, выживем как нация и станем лучше в своей индивидуальности.

«Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева - одно из лучших, если не сказать лучшее произведение, на мой взгляд, написанное российским автором за последнее 5 лет. «Похороните меня за плинтусом» с первых строк захватывает, привлекая незаурядным слогом и юмором. Перечитывала друзьям, чтобы посмеяться вместе. С каждой прочтенной страницей восприятие книги меняется, казусные истории все также веселят, но не кажутся уже такими забавными. Может показаться, что этот роман является чем-то сюрреалистичным, что у ребенка не может быть такого детства, не может быть бабушки, которая маленького мальчика называет сволочь, а родную дочь бубонной чумой. Не может быть матери, которая оставляет ребенка сумасшедшей для удовлетворения своих прихотей. Однако здесь нет отрицательных персонажей, нет хороших или плохих людей. Бывает ли такое, чтобы хоть кто-то был наделен счастливым детством, юностью, отрочеством? И каждый прожитый день можно было вспоминать с улыбкой? Я не думаю, у каждого своя история. Книга пронизана безысходностью, каждый персонаж одинок и свое одиночество пытается потопить в слезах мальчика, не оглядываясь на то, что у него могут быть чувства, как его несформировавшаяся личность воспринимает окружающую реальность. У него же самого в это время возникает единственное желание в случае, если его мозг все же поразит стафилококк золотистый быть похороненным «под плинтусом», чтобы видеть свою маму. С другой стороны вся книга пронизана любовью, больной и неразделенной, но любовью. Любовью бабушки к внуку, дедушки к бабушке, а самого мальчика к своей Чумочке.

© 2010-2022