Обобщение и систематизация знаний по пьесе А. Н. Островского «Гроза» (урок-игра)

Урок  литературы. Класс: 10Тип урока : комбинированный.Форма урока:  Телевизионная игра «Умники и умницы».Тема: Обобщение и систематизация знаний по пьесе  А.Н.Островского  «Гроза».Цели: 1.      Обобщить и систематизировать знания по творчеству А.Н. Островского, по пьесе «Гроза».2.      содействовать формированию лидерских позиций в классе, воспитать в  учащихся формирование собственной позиции.3.      Воспитывать интерес к изучению драматических произведений. Оборудование: Компьютерная презента... 3.    Придумать название команды, девиз. Озвучить. (2 мин.)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы.

Класс: 10

Тип урока : комбинированный.

Форма урока: Телевизионная игра «Умники и умницы».

Тема: Обобщение и систематизация знаний по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания по творчеству А.Н. Островского, по пьесе «Гроза».

  2. содействовать формированию лидерских позиций в классе, воспитать в учащихся формирование собственной позиции.

  3. Воспитывать интерес к изучению драматических произведений.

Оборудование: Компьютерная презентация, иллюстрации учащихся к пьесе, портрет А.Н. Островского, карточки для команд с заданиями.

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Приветствие. Сообщение темы, постановка целей. Деление на группы (принцип пазлов). (2-3 мин.) 1 с.

  2. Выработка правил поведения во время игры. (2 мин.) (Запись на доске)

  3. Придумать название команды, девиз. Озвучить. (2 мин.)

  • Работа с эпиграфом (Сенека) (2 мин.) 2с.

В борьбе надо стремиться не сделать другому больно, а победить ( Сенека)

  • Кто борется, может проиграть; кто не борется, уже проиграл. (Бертольт Брехт)



  1. Начало игры «Умники и умницы».

А) 1 Тур - «разминка». 3с.

  1. В каких журналах печатался А.Островский? ("Москвитянин", "Современник", "Отечественные записки")

  2. Сколько пьес написал А.Островский? (47)

  3. Как называется имение А.Островского? Где оно находится? (в Костромской области имение Щелыково)

  4. Почему А.Островского называли "Колумбом Замоскворечья"?

  5. Как зовут Островского? (Александр Николаевич) (5мин.)

УЗНАЙ ГЕРОЯ 4с-9с. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, им предлагается подсказка - в какой главе и явлении искать.

  1. 10 баллов. Он читает произведения Ломоносова, Державина и цитирует этих авторов. (3-3, 4-2) (Кулигин)

  2. 20 баллов Дикой назвал его червяком.. (4-2) (Кулигина)

  3. 30 баллов. Кулигин советует ему своим умом жить. (5-1) (Тихону)

  4. 40 баллов. Кудряш говорит о нем: "Пронзительный мужик" (1-1) (Дикой)

  5. 50 баллов. У этого героя есть один грех - вкусно поесть. (2-1) (Феклуша) (3) (3 мин.)

ЦИФРЫ 10с-16. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, им предлагается подсказка - в какой главе и явлении искать.

10 баллов. Сколько дней домашние прятались по чердакам от Дикого после того, как его на перевозе гусар обругал? (1-3) (14 дней)

20 баллов. Сколько у Дикого накопляется, когда он недоплатит мужикам по копейке? (1-3) (тысячи)

30 баллов. За сколько верст от дома нашли Катерину, когда ее в детстве обидели чем-то дома? (2-2) (за 10 верст)

40 баллов. Сколько лет Кулигину? (1-1) (50 лет)

50 баллов. Сколько денег дают англичане за вечный двигатель Кулигина? (1-3) (1 миллион) (4 мин.)

КТО КОГО (Капитаны выбирают цифру, под которым зашифрован вопрос.) Если учащиеся не могут ответить на вопрос, им предлагается подсказка - в какой главе и явлении искать.

1. Кто кого так испугал, что у героя "сердце упало", что герой дрожит весь? (1-9) (барыня Катерину)

2. Кто кого захочет - помилует, захочет - раздавит? (4-2) (Дикой Кулигина)

3. Кто кого точит, как ржа железо? (2-2) (Кабанова Тихона перед отъездом)

4. Кто кого как увидит, так в лице переменяется? (2-2) (Катерина Бориса)

5. Кто кого вначале чуть не прибил за то, что пришел за деньгами, а потом прощенья просил и в ноги кланялся? (3-2) (Дикой мужика) (4 мин.)

Работа с термином. 17с.

РЕМАРКИ - Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

РЕМАРКА 18с - 22с.
РЕМАРКА (франц. remarque), 1) замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали. 2) В гравюре - набросок в стороне от основного изображения. 3) В драматургии, театре - пояснение, указание драматурга для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы. (2 мин.)

Если учащиеся не могут ответить на вопрос, им предлагается подсказка - в какой главе и явлении искать.

10 баллов. На что показала барыня, говоря: "Вот куда красота-то ведет"? (1-8) (на Волгу)

20 баллов. Как ведет себя Катерина во время реплики: "Тиша, не уезжай! Ради Бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!" (2-4) ( Кидаясь на шею мужу)

30 баллов. Как Тихон прощается с матерью? (2-5) (Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью)

40 баллов. В каком платке пришла Катерина на свидание с Борисом? (3-3) (в большом белом платке)

50 баллов. Декорация, каких действий повторяются? (1 и 5) (4 мин.)

НАЗВАНИЯ (Заранее приготовленные вопросы вытягивают из волшебной шкатулки участники команды и подготавливают ответ).

10 баллов. Как называется статья Добролюбова, посвященная "Грозе" А.Островского? ("Луч света в темном царстве")

20 баллов. Кто называл пьесы А.Островского "пьесами жизни"? (Добролюбов)

30 баллов. Как называется театр, который поставил все пьесы А.Островского? (Малый драматический театр)

40 баллов. Как называется первая пьеса А.Островского? ("Несостоятельный должник" или "Свои люди - сочтемся" или "Банкрот")

50 баллов. Назовите сборник, в котором была напечатана пьеса А.Островского "Гроза"? ("Морской сборник") (4 мин.)

Конкурс капитанов. «Ораторское искусство». Раскрыть тему, привести доказательства.

  1. В чем смысл названия пьесы?

  2. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

СВОЯ ИГРА (на случай розыгрыша).

Назовите отчество Катерины. (3-3) (Петровна).

Итог урока. Объявление результатов в баллах. Анализ игры.

  1. Рефлексия. "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Д.з. Используя особенности драматизма Островского написать АФИШУ новой пьесы и описать КОНФЛИКТ. Тематика любая современная.



© 2010-2022