- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие. Игра - викторина «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи
Внеклассное мероприятие. Игра - викторина «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Некрасова Н.А. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие по литературе в форме игры - викторины «Что? Где? Когда?» на тему
«Русский народ: история, культура, традиции, обычаи»
Цели: приобщение учащихся к культурно - историческому наследию своего народа, воспитание уважения к его традициям и обычаям;
развитие навыков самостоятельного пополнения знаний.
Оборудование: игровой стол, юла с приклееной к ней стрелой, черный ящик.
Команда игроков- 6 человек, учащиеся 7-8 классов.
Ход мероприятия
Подготовка к мероприятию проводилась заранее. Учащимся школы и педколлективу было предложено составить вопросы сборной команде игроков (знатоков) по теме «Русский народ: история,культура, традиции и обычаи». Наиболее интересные вопросы были отобраны для игры. Как и в телевизионной викторине, игра идет до 6 очков.
I. «Хорошо у вас на море - океане, на острове Буяне, а на Руси - матушке во сто крат лучше! У нас луга зеленые, реки синие. У нас поля бескрайние, у заводей березки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарею сходится, месяц на небе звезды пасет. У нас росы медвяные, ручьи серебряные. Выйдет утром пастух на зеленый луг, заиграет в берестяной рожок, и не захочешь, а за ним пойдешь», - так в русской народной сказке повествуется о нашей родине, России. Вот и сегодня мы с вами еще раз вспомним культуру, традиции и обычаи русского народа.
Сегодня сборная команда знатоков школы вступит в состязание с коллективом учащихся и педагогов школы. В течение месяца каждый мог задать вопрос команде знатоков. На самые интересные из этих вопросов знатоки постараются ответить.
Итак, начинаем игру.
Вопросы и задания для команды игроков
-
Вопрос от учащихся 5 класса. Уважаемые знатоки! Вы, конечно, слышали выражение « стоять фертом» Хотелось бы знать, как это надо сделать. Покажите и объясните.
(Стоять фертом, стоять подбоченясь, так, что похоже на букву ф. Ферт - старое название этой буквы.)
2.Несколько человек обсыпают знатоков пшеницей и приговаривают:
«Сеем, сеем, посеваем,
С праздником вас поздравляем.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
С праздником вас!
Щедрик, ведрик, дайте вареник,
Грудочку кашки, килограмм колбаски.
Не дадите пирога- мы корову за рога,
Телку-за холку, быка - за хвост.
Уведем в колхоз
Дорогие знатоки! С каким праздником вас пришли поздравить ребята 2 класса? (Это Рождество. Ребята исполняли колядки.)
3.А сейчас вас хотят угостить шестиклассники очень вкусным кушаньем. Попробуйте и скажите, что это за блюдо? Из чего оно готовится? (Знатоков угощают драниками (Это оладьи из картофеля, натертого на мелкой терке, и муки)
4. Перед вами плоды растения, которое очень широко распространено в России. Из них пекут пироги, варят варенье. Про это растение сложено очень много песен. Спойте хотя бы несколько строчек одной из них, где называется это растение. (Калина. Песни «Ой, цветет калина в поле у ручья», « Калина красная, калина вызрела» и др.)
5.Черный ящик
Предмет, который находится в ящике:
А) при необходимости может стать мешком;
Б) имеет дальнего родственника, который может передвигаться по воздуху.
В) может стать напутствием на дорогу;
Г) «Напоит, накормит, спать уложит»
Что находится в черном ящике? ( Скатерть . Из нее можно сделать мешок, родственник- ковер- самолет, напутствие- скатертью дорога)
6.Этот человек, по словам А. С. Пушкина, «открыл русскую историю для России», написав большой исторический труд. Кто этот человек. Что он написал» (Н. М. Карамзин. История государства Российского) .
7. В скольких километрах от Москвы находилось село Бородино, где произошло знаменитое Бородинское сражение? (В120 км)
8.Вы, конечно, знаете былину об Илье Муромце и Соловье - разбойнике. Назовите полное имя Соловья - разбойника. (Соловей- разбойник, Одихмантьев сын.)
9.В какой праздник, по народному поверью, «птица гнезда не вьет, девушка косу не плетет.» ( Это праздник Благовещенья, когда дева Мария узнала благую весть - она родит будущего Спасителя)
10.Кукушка, вопреки запрету работать в этот день, единственная из птиц свила гнездо и была за это наказана Богом. Какой это был день, и как наказана была кукушка? ( Кукушка по сей день не имеет своего гнезда, потому что работала в Благовещенье)
11.Черный ящик. Здесь лежит предмет, родиной которого Россия не является, но, тем не менее, ни один иностранец не покидает нашу страну, не купив его в качестве сувенира. Что лежит в черном ящике? ( Матрешка)
11. Не всегда на Руси Новый год отмечался с 1 января. В каком году и кто издал указ «СчитатьНовый год… с первого января сего…года». (Петр I в 1669 г.)
12.Вы знаете, что в русском фольклоре числа 3 и 7 самые повторяющиеся. Вспомните, пожалуйста, сказки, песни пословицы, где они встречаются. Хотя бы по три примера, можно и 7 примеров, конечно. (Сказки «Семь Симеонов», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», пословицы - у семи нянек дитя без глазу, семь раз примерь, один раз отрежь , седьмая вода на киселе, хоть 3 дня не есть, а с печи не слезть и т. д.)
13.Помните, как начинается известная сказка А. Пушкина: «Жил - был поп, толоконный лоб». Почему так говорили? Кого так называли? Так называли глупого человека. Толокно - мука из поджаренного овса.)
14.Вы слышали о постоянных эпитетах. Знаете, что в русском фольклоре девица красная, молодец добрый, поле чистое. А месяц какой? ( Ясный)
15.Блиц вопрос
-В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривны. Если вещь стоила меньше, чем брусок, то от нее отрубали половину. Как называлась отрубленная часть бруска? (Рубль)
-При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых был изображен всадник с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (Копейка)
- В известной сказке «Про Федота - стрельца» Л. Филатова царь послал Федота за тридевять земель. Тридевять - это сколько земель? ( 27, потому что в Древней Руси считали девятками. Девять умножить на три равно 27.)
16. Черный ящик. Вопрос от директора школы.
В этом ящике находится средство связи с потустороннним миром. Им успешно пользовался один из героев сказки А. С. Пушкина, имя которого в словаре В. И. Даля имеет такие синонимы « болван, балбес, баламут». Кто и что это? ( Это Балда, а в ящике - веревка, которой Балда из моря вызывал беса, чтобы собрать оброк).
17. И садился тут Илья да на добра коня,
Брал с собой доспехи крепки богатырские:
Во-первых, брал палицу булатную,
Во-вторых, копье брал мурзамецкое,
А еще брал саблю свою острую,
Еще брал шалыгу подорожную,
И поехал он из города из Киева.
Это отрывок из былины «Илья Муромец и Калин - царь.» А что такое шалыга подорожная? (Шалуга, шелуга - округлая верхушка чего-либо; шалыга головы, плешь, темя; | влад. посох, с загнутым к руке концом. | пск. большой мяч, или дервян. шар. | костр. вят. плеть, кнут, погонялка, особ. при езде, гусем. Словарь живого великорусского языка В. И. Даля)
18. Одна из басен И. А. Крылова является откликом на события войны 1812 года. О какой басне идет речь? ( «Волк на псарне»)
19. Сегодня промежуток времени в 7 дней мы называем неделей. А как называли его наши предки? ( Седмица)
20.Творчество этого русского композитора известно далеко за пределами нашей страны. Критики называют его музыку «музыкальной исповедью души». В обширном списке созданных им произведений мы найдем 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 9 программных симфонических произведений, концерты, сюиты и т. д., хотя прожил он недолго. Всего 53 года. Назовите имя этого композитора. ( Петр Ильич Чайковский)
21. Наши предки всегда умели веселиться. Правда, иногда случалось непредвиденное. Что делали на Руси в домах, когда начиналась драка или разгульное застолье?
(Если начиналась драка - из дома выносили иконы, образа. Отсюда и выражение - «Хоть святых выноси!»)
22. У древних русичей было поверье, что души умерших людей и после смерти заботятся о своих родичах и поэтому молились им. Молились Щуру или Чуру, что значит дед, прадед. Какое выражение, берущее начало от тех древних времен, существует и по сей день и имеет значение просьбы о защите? ( Чур меня!)
II. Подведение итогов. Награждение победителей и авторов самых интересных вопросов.