Путешествие по стране Букв и Звуков (урок обобщения знаний в 5 классе по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное заведение образования

«Средняя общеобразовательная школа № 45»

Днепропетровского городского совета













Путешествие по стране Букв и Звуков

(урок обобщения знаний в 5 классе

по теме: «Фонетика. Графика.Орфоэпия»)









Учитель

русского языка

и литературы

Северина Л.А.

Русский язык, 5 класс


Тема: Путешествие по стране Букв и Звуков

(обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика.

Орфоэпия»)


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по

разделу; продолжить работу над изученными

орфограммами, совершенствовать умение выполнять

фонетический разбор слов; продолжить работу по орфоэпии.



Ход урока:

І. Вступительное слово учителя


Я уверена, что все присутствующие здесь любят дальние странствия. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Букв и Звуков.

А нашей помощницей в этом путешествии станет карта.


ІІ. Отправная точка путешествия - поселок Фонема

Сколько на свете звуков?

Сколько в снегу - снежинок,

Сколько в дожде - дождинок,

Сколько в песке - песчинок,

Сколько звуков у речи?


- Вспомните изученные вами скороговорки, прочтите, назовите преобладающий в них звук, дайте ему характеристику.


1) На дворе трава, на траве дрова.

2) Наш Полкан попал в капкан.

3) Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла - так мылась Мила

4) Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках.

5) Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

6) У пеньков опять пять опят.


- Запишите отгадки и скажите, чем они отличаются друг от друга?

  1. С глухим шипящим круглый, как мячик,

Со звонким, как огонь, горячий

(шар - жар)


  1. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким - сам звеню в раздолье

( колос - голос)

  1. С глухим траву она срезает,

Со звонким все листочки объедает

(коса - коза)

  1. Я с л смягченным - под землей

Бываю каменный и бурый,

а с твердым - в комнате любой

в геометрической фигуре

(уголь - угол)

  1. Вы в сказках обо мне читали,

Меня в кубышках зарывали,

Но если д в конце смягчить -

Телегу можно мной грузить

(клад - кладь)


  1. С твердым л я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только л смягчите,

Сразу в танец превратите

(полка - полька)


  1. С твердым р - коллектив певцов,

С мягким - хищный зверек с ценным мехом

(хор - хорь)


  1. Со звуком с я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С м берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

С б мучительной бываю,

С м одежду пожираю,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна (соль, моль, боль, роль)



Вывод: меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ

дал им красивое имя - фонема.


Мы с вами подошли к реке Звонкая. Мостом через реку является фонетический разбор слова сияние. Кто сделает его, тот на том берегу реки, ближе к финишу.


ІІІ. Привал "У костра"


Если ступать хоть одну фонему, дети,

Перепутается все на свете.

Вот стихи. Здесь говорят два друга.

Но как трудно им понять друг друга!


Путаница


Вот бутон.

А вот - батон.

Вот бидон,

А вот - питон.

Ну, а вот - бетон.



В печке выпечен

Батон,

А в петлицу вдет

Бутон,

По траве ползет

Питон,

Молоко течет в

Бидон,

А на стройке есть

Бетон.



Повтори и ты мне в тон:

Где бутон,

А где батон,

Где бидон,

А где питон,

Ну, а где - бетон


Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаю повторять:



В печке выпечен

Бутон,

А в петлицу вдет

Батон,

По траве ползет

Бидон.

Молоко течет в

Бетон.

А на стройке есть



- Нет, не так!

- Нет, не так!


  • Ну тогда вот так:



В печке выпечен

Бидон,

А в петлицу вдет

Питон,

По траве ползет

Бетон,

Молоко течет в

Батон,

А на стройке есть

Бутон.




  • Нет, не так!

  • Нет, не так!





Подскажите сами: как?

Разберитесь сами в том,

Где бутон,

А где батон,

Где бидон,

А где питон.

Ну, и где - бетон.


(Н.Матвеева)





Питон.




- Ребята, а вы знаете, что обозначают слова «бутон», «батон», «бетон», «бидон», «питон» ?


ІV. Приближаемся к городу Алфавит.

Перед городом ворота: с одной стороны ъ, с другой ь, спорят о чем - то.

Давайте их послушаем.


Басня

- Не чересчур ли ты добряк? -

Так знаку Мягкому промолвил

Твердый знак -

Слова и буквы ты всегда смягчить

Стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

  • Кто б говорил, но ты б уж помолчал! -

Знак Мягкий Твердому на это отвечал. -

Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб

Давным - давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять …

  • Друзья! Ваш разговор -

Никчемные слова, -

Услыша этот спор, сказала буква А, -

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

(П. Матвиенко)


Теперь Ъ и Ь знаки хотят услышать от нас ответы на вопросы; только тогда нам можно войти в город Алфавит.

Ъ: - Что такое алфавит и почему он имеет такое название?

Ь: - Сколько букв в русском алфавите?

Назовите правильно буквы русского алфавита.

Ъ: - Каким другим словом можно назвать алфавит и почему?

Ь: - Когда появилась азбука у славянских народов и кто является ее

создателями?

  • Ребята, о чем же спорят Ь и Ъ?

По городу мы передвигаемся группами. Ваши задания: выписать из словаря:

  1. группа: 10 существительных в алфавитном порядке

  2. группа: 10 слов, в которых буквы я, ё. ю, е обозначают 2 звука

  3. группа: 10 слов, в которых пишется ъ.

  4. группа: 10 существительных с двойными согласными

  5. группа: 10 слов с разделительным ь.

  6. Группа: 10 слов с непроизносимой согласной.






V. Горы, пик Ударение.

Задание № 1: Правильно прочитать слова, соблюдая ударение

(таблица со словами)


Задание № 2: Слово атлас может быть прочитано как атлас и атлас. Прочитайте: квартал, гусеница, хлопок, компас, свекла, пироги. Сколько слов у вас получилось? (8 слов: компас, компас - варианты одного и того же слова).



  1. Веселый привал, игра «Не пишите ь».

На гранях кубика следует написать 6 звукосочетаний: нч, нщ, рщ, чк, чн, щн, в середине которых, как известно, ь не пишется. Играющие по очереди бросают на столе кубик, говоря какое - нибудь слово с тем сочетанием, которое оказалось на верхней грани кубика.



VI.Долина Орфоэпия.

Задание: написать отгадки с орфограммой «Непроверяемое написание».

Кто правильно ответит, тот первым пришёл удачно к привалу

«Оценка» и завтра готов испытать себя на контрольной работе.

Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется ..

(перрон)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к,

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …

(хоккей)


На большом расстоянии

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два с,

Называется …

(экспресс)


Во мне два к, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом - …

(аккуратный)

  1. Привал «Оценка» (подведение итогов путешествия)



Д/з Подготовиться к контрольной работе


© 2010-2022