Статья Технология учебного диалога

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология учебного диалога

Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, задавать вопросы, отстаивать своё мнение, проявлять инициативу в получении знаний. Умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как средство межличностного общения школьников.

Современные дети испытывают потребность в общении. Поэтому важную роль играет такой метод, как дискуссия или коллективный диалог. Однако сама организация учебного диалога становится проблемой. Как же её решить и сделать урок плодотворным, результативным?

Для учебного диалога характерны следующие особенности:

- наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы,

- наличие двух и более собеседников, связанных взаимопониманием,

- возможность свободного изложения материала.

- наличие обратной связи,

- наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и учеником, учеником и учеником, учителем и классом.

Существует несколько способов организации учебного диалога: беседа, спор, диспут, дискуссия, но они не равноценны. Спор предполагает наличие двух или нескольких точек зрения, и только одна из них действительно верная. Диспут строится на узнавании и выяснении всех позиций учеников и выявлении «правильного» знания. Абсолютной свободой обладает дискуссия. Её развитие соотнесено с изменениями развивающегося знания, диалоговое действие происходит в открытой ситуации и имеет исследовательский характер.

Чтобы учащиеся не боялись высказывать свою точку зрения, учитель должен применять такие приёмы, как поощрение хороших высказываний, праздники разных точек зрения, а также благодарить за ошибочные мнения , так как они заставили всех задуматься.

Существует несколько методик диалогового обучения. Самой популярной является методика, разработанная Мельниковой. В определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используются два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Вследствие своей универсальности диалог в обучении - это не сюжет, не фрагмент лекции или семинарского занятия. Диалог всегда «внесюжетен» и независим от той или иной ситуации на уроке.

Для ребят диалог - это ощущение и понимание равенства со своим собеседником. Равенство в диалоге - это не равенство в знании, это равные права на ответственность за постановку и решение своего вопроса. Поэтому необходимо раскрепощение педагогических отношений, изменение их сути на основе взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Вот почему так важно, чтобы учитель обрел утерянный им главный ориентир своей профессии - личность ученика.

Решению этих задач и способствует диалогический строй уроков вообще, литературы - в особенности.

Понимание жизни и литературы во всем их многоголосии, полифонии, многоцветности, противоречивости, сложности как непрекращающегося диалога вот что нам сейчас нужно прежде всего.

Диалогичность - совместный поиск истины. Это и форма, и способ отношений. В нём главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. Здесь осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сотворчество.

Общение организуется на уроке, как обмен личным опытом учителя и ученика. Причём учитель реализует в ходе такого общения не только свой жизненный опыт в виде собственной позиции, суждений, оценки анализируемой проблемы, но и выступает носителем социокультурных образцов, так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального). Но это возможно лишь при серьёзном, уважительном отношении к учащемуся. Диалог изменяет и формы общения: вместо преобладающего монолога - полилог, причём при активном участии всех школьников.

Учебный диалог предполагает широкое использование личного опыта, знаний в интерпретации художественного произведения. Это многоаспектное общение: вербальное, невербальное, интеллектуальное, эмоциональное.

В процессе учебного диалога старшеклассники высказывают суждения с различных точек зрения. Надо уважать и учитывать все позиции. А потому учитель не принуждает, а убеждает учеников принять то содержание, которое соответствует научному знанию. Ученик осознаёт, почему в основе полученных знаний лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только личностным, но и социально значимым ценностям.

В процессе учебного диалога учащиеся овладевают опытом эмоционально - ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.



© 2010-2022