Конспект урока русского языка на тему Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня

Урок русского языка 3 класс.Тема: Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.Цель: Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (удвоенная согласная на стыке приставки и корня) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.Задачи: 1.познакомить с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня;2.развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 3 класс.

Тема: Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Цель: Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов

(удвоенная согласная на стыке приставки и корня) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи:

1.познакомить с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня;

2.развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

3.развитие речи учащихся через использование алгоритма ответа;

4.развитие коммуникативных навыков через работу в парах и давать оценку и самооценку деятельности;

5.воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам в прок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «5».

- Откройте тетради, запишите дату. (Орфограммы обозначены). Будьте внимательны!

Двадцать восьмое ноября.

Классная работа.

  1. Минутка чистописания.

мм пп лл рр

- Как всегда урок мы начинаем с минутки чистописания. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною буквах? (согласные, удвоенные).

- Какая буква может быть лишней? Почему? (п - обозначает глухие согласные звуки).

- Запишите данные соединения себе в тетрадь чередуя их до конца строки. - Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.

- Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).

- В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне).

Введение в тему урока.

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка.

- Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить.

Коллекти…, расск…зал масса … подд… ржал.

- Сколько групп слов вы можете выделить? (2)

- Какие слова отнесёте к 1 группе? (коллектив, массаж).

- По какому признаку вы объединили слова в эту группу? (Пропущена парная согласная в конце слова).

-Какие слова отнесёте ко 2 группе? (рассказал, поддержал)

А по какому признаку объединили слова в эту группу? (Пропущена безударная гласная в корне слова).

- Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:

коллекти… расск … зал

масса … подд … ржал

- Спишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы.

- Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Почему?

-А какие буквы вставили в слова 2 столбика? Докажите - Что общего в словах 1 и 2 столбика? ( Удвоенная согласная).

Постановка проблемы.

- В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (в корне, приставке)

- Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне).

- Давайте понаблюдаем за двумя группами слов с удвоенной согласной.

Открытие новых знаний.

Разбирается каждое слово.

- В какой части слова находится удвоенная согласная в словах 1 столбика? ( В корне)

-Докажите. ( Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…)

-Что вы можете сказать о словах 2 столбика, в какой части слова находится удвоенная согласная? (удвоенная согласная находится и в приставке и в корне)

- Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова, перед корнем выделяю приставку)

- Итак, в какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? ( Между приставкой и корнем)

- Правильно! Ребята, только не между приставкой и корнем , а на стыке приставки и корня.

Кто из вас знает, что обозначает слово СТЫК?

- Прочитайте об этом на слайде.

СТЫК - это место, где приставка и корень соединяются вплотную.

- Какое открытие мы с вами сделали? Где может в словах находится удвоенная согласная?

-Как вы думаете это орфограмма? ( Да, написание по правилу)

- А как называется орфограмма?

- Орфограмма называется - УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.


© 2010-2022