- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка на тему Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня
Конспект урока русского языка на тему Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова Н.А. |
Дата | 11.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка 3 класс.
Тема: Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Цель: Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов
(удвоенная согласная на стыке приставки и корня) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи:
1.познакомить с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня;
2.развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
3.развитие речи учащихся через использование алгоритма ответа;
4.развитие коммуникативных навыков через работу в парах и давать оценку и самооценку деятельности;
5.воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Ход урока.
-
Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «5».
- Откройте тетради, запишите дату. (Орфограммы обозначены). Будьте внимательны!
Двадцать восьмое ноября.
Классная работа.
-
Минутка чистописания.
мм пп лл рр
- Как всегда урок мы начинаем с минутки чистописания. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною буквах? (согласные, удвоенные).
- Какая буква может быть лишней? Почему? (п - обозначает глухие согласные звуки).
- Запишите данные соединения себе в тетрадь чередуя их до конца строки. - Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.
- Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).
- В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне).
Введение в тему урока.
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка.
- Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить.
Коллекти…, расск…зал масса … подд… ржал.
- Сколько групп слов вы можете выделить? (2)
- Какие слова отнесёте к 1 группе? (коллектив, массаж).
- По какому признаку вы объединили слова в эту группу? (Пропущена парная согласная в конце слова).
-Какие слова отнесёте ко 2 группе? (рассказал, поддержал)
А по какому признаку объединили слова в эту группу? (Пропущена безударная гласная в корне слова).
- Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:
коллекти… расск … зал
масса … подд … ржал
- Спишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы.
- Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Почему?
-А какие буквы вставили в слова 2 столбика? Докажите - Что общего в словах 1 и 2 столбика? ( Удвоенная согласная).
Постановка проблемы.
- В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (в корне, приставке)
- Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне).
- Давайте понаблюдаем за двумя группами слов с удвоенной согласной.
Открытие новых знаний.
Разбирается каждое слово.
- В какой части слова находится удвоенная согласная в словах 1 столбика? ( В корне)
-Докажите. ( Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…)
-Что вы можете сказать о словах 2 столбика, в какой части слова находится удвоенная согласная? (удвоенная согласная находится и в приставке и в корне)
- Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова, перед корнем выделяю приставку)
- Итак, в какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? ( Между приставкой и корнем)
- Правильно! Ребята, только не между приставкой и корнем , а на стыке приставки и корня.
Кто из вас знает, что обозначает слово СТЫК?
- Прочитайте об этом на слайде.
СТЫК - это место, где приставка и корень соединяются вплотную.
- Какое открытие мы с вами сделали? Где может в словах находится удвоенная согласная?
-Как вы думаете это орфограмма? ( Да, написание по правилу)
- А как называется орфограмма?
- Орфограмма называется - УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.