Конспект урока Виды словосочетаний

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Виды словосочетаний".

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательные:

  1. Определять главное и зависимое слово в словосочетании

  2. Отрабатывать умение составлять словосочетания

  3. Различать именные и глагольные словосочетания

Развивающие:

  1. Обогащение словарного запаса школьников

  2. Обучение умению связно излагать свои мысли

  3. Овладение нормами литературного языка

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родному русскому языку

  2. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Этапы, цели этапа, время.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

1 минута.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного. Сегодня мы пройдем по дорожке знаний до первого светофора. Он должен нам показать зеленый свет, если мы выполним все задания правильно.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.

Открывают тетради, записывают число.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель - актуализировать знания, умения и навыки по пройденной теме,тренировка соответствующих мыслительных операций.

3 минуты.

Кроссворд.

  1. Что такое синтаксис?

  2. Какие единицы синтаксиса вам знакомы? (словосочетание и предложение)

  3. Какая синтаксическая единица называется словосочетанием? (Словосочетание - это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)

  4. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

Молодцы! Кроссворд мы заполнили.

Заполняют кроссворд, работают устно.

Смыслообразование (Л)

Целеполагание (Р)

Структурирование знаний(П)

Постановка вопросов(К)

  1. Постановка учебной задачи.

Цель - выявить тему урока, поставить учебные задачи.

6 минут.



  1. - Посмотрите, пожалуйста, на записанный на доске и на карточках текст. Внимательно прочитайте его.

В богатом Новгороде ж..л молодец по имени Садко, а по-уличному прозвался Садко - гусляр. Жил бобылём, с хлеба на соль перебивался - ни кола, ни двора. Имел Садко кудри шелковистые, очи чёрные да голос звонкий. Звали Садко и в боярские терема дубовые, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах играть, дорогих г..стей пот..шать.

Выпишите себе в тетрадь слова с пропущенными буквами и графически объясните выбор вставленной буквы.

Проверьте себя: жил, гостей, потешать. Проверочные слова.

- Как зовут героя текста?(Садко)

- О каком знаменитом городе говорится в этих текстах?( Новгороде)

Обратите внимание, вот Новгород во времена Садко, а вот в нынешнее время.

Продолжаем работу с текстом.

- Какие части речи помогли вам узнать о Садко и о Новгороде?( глаголы, прилагательные)

Выпишите из текста словосочетание с главным словом существительным.

Выпишите из текста словосочетание с главным словом глаголом.

- Как называется слово, к которому от главного слова задаётся вопрос?(зависимое)

Дети работают с текстом, находят слова с пропущенными буквами.

Целеполагание, коррекция (Р)

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)

Управление поведением партнера (К)


  1. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

Цель - решить проблемную ситуацию, активизировать работу в парах.

7 минут.

А сейчас мы с вами поработаем в парах. Составьте словосочетания из слов, записанных на доске.

Существительные: молодец, девица, водица

Прилагательные: добрый, студёная, красная

Постановка проблемы:

  • Можно ли составить словосочетания из слов добрый и девица?

- Нет, они не согласованы в роде

- Слова сладкий и речи можно назвать словосочетанием?

- Нет, они не согласованы в числе

- Что нужно сделать, чтобы соединить слова сладкий и речи?

- Изменить окончание слова сладкий.

ВЫВОД: Какой можно сделать вывод, с помощью чего выражается грамматическая связь?

- С помощью окончания и предлога, связи слов в роде и числе.

  1. Составьте словосочетания «сущ.+прил.», согласуя прилагательное с существительным в роде, числе.

Существительные: солнышко, земля, месяц, палаты

Прилагательные: горький, царский, ясный, сырой, горький

(Ответы детей)

- Какое слово оказалось лишним? Почему?

Выписывают словосочетания, работают в парах, находят проблему.

Целеполагание, коррекция (Р)

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)

Управление поведением партнера (К)


  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель - решение заданий на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.

8 минут, физминутка - 3 мин.

Перед вами таблица с сегодняшним правилом. Поставьте перед собой учебные задачи. Чему будете сегодня учиться на уроке?(Определять вид словосочетания, отличать его от подлежащего и сказуемого и слов с предлогами).

1. Перед вами словосочетания, определите, к какому виду они относятся.

Крестьянский двор -

Шёлковый невод -

Новгородские купцы -

Девичья коса -

2. Давайте изменим наши именные словосочетания и сделаем так, чтобы они состояли только из существительных.

Крестьянский двор - двор крестьянина

Царская дочь - дочь царя

Шёлковый невод - невод из шёлка

Новгородские купцы - купцы из Новгорода

Девичья коса - коса девицы

Как называются словосочетания с главным словом существительным? (именные)

  1. Поработаем над словами:

КУПЕЦ, Богатый торговец, владелец торгового предприятия.

НЕВОД, Большая рыболовная сеть.

IV. Физкультминутка.


  1. Проводя физкультминутку, я использовала словосочетания, где главное слово глагол

Поставьте руки, качните плечами, дотянитесь мизинцем.

Как называется такой вид словосочетаний? (глагольные). Разберем их по вариантам.

Сравните свой разбор с разбором на слайде, все ли верно?

Работают с учебником, изучают правило, ставят задачу урока, определяют вид словосочетаний, работают с толковым словарем.

Целеполагание, оценка (Р)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий (П)


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель - выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала.

7 минут.

Как вы думаете, хорошо ли вы научились отличать глагольные словосочетания от именных?

Хотите проверить?

Предлагаю следующее задание. Возьмите свои карточки, красную и зеленую. Работаем устно. Если словосочетание именное, поднимите зеленую карточку, если глагольное, то красную

Освещала комнату(красная), безболезненный укол(зеленая), сдружился с девочкой(красная), бесценный дар(зеленая), бесчестный поступок (зеленая), хороший рассказчик(зеленая), сшибли с ног(красная), воскликнул артист(это подлежащее и сказуемое), замерзнуть на ветру(красная), расшифруешь запись(красная).

Хорошо, дружно справились с заданием. Теперь предлагаю выполнить задание самостоятельно.

Индивидуальная работа. Тест. Цель проведения: проверка умения различать именные и глагольные словосочетания.

Работайте на листочках, обведите только цифры с правильным ответом.

ТЕСТ.

  1. Укажите именные словосочетания.

    1. Устный счет;

    2. Участие в соревновании;

    3. Участвовать в игре;

  2. Найдите глагольные словосочетания.

    1. Ужасный ветер;

    2. Расстилаться по равнине;

    3. Собирать крыжовник;

Обменяйтесь листочками и сравните ответы соседа с правильными, которые записаны на доске.

Контрольный листок учителя с правильными ответами: I.1, 2; II. 2, 3

Работают с карточками.

Работа самостоятельно и в парах.

Самоопределение (Л)

Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества (К)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель - закрепление изученного на уроке.

3 минуты.

Итак, нам нужно узнать, хорошо ли мы усвоили сегодняшнюю тему. Предлагаю сейчас ответить на вопросы светофора. Если ответы будут верные, светофор станет гореть зеленым светом.



  1. На какое слово надо обращать внимание, когда мы делим словосочетания на группы (на главное слово)

  2. Что нужно знать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено?)

  3. Какие виды словосочетаний можно выделить? (Именные и глагольные)

Отвечают на вопросы.

Оценка (Л)

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель - самооценка достигнутых результатов.

2 минуты.

Заканчивая урок, мне хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Воспользуемся для этого нашими карточками.

Кому сегодня было все понятно на уроке, поднимите красную карточку.

А тот, кто затруднялся при выполнении заданий и не совсем усвоил тему - зеленую.

Ой, сколько у нас красных карточек! Есть повод для радости? Давайте все вместе порадуемся за себя! Какие вы молодцы! Получите в подарок звездочки-наклейки пожеланий.

Урок закончен! Спасибо всем за работу! До свидания.

Дети работают с карточками.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)



© 2010-2022