Конспект урока по письму и развитию речи на тему Глагол. Обобщение (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кстовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Нижегородская область, г. Кстово, ул. Зеленая, д. 4

Специализированное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VIII вида.

Обучение по программе для специальных (коррекционных) школ VIII вида.



КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ


ТЕМА: «Глагол. Обобщение».


Учитель: МАРЧЕНКО ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА



г.Кстово - 2016 г.




















































ТЕМА: повторение, обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол».

ЦЕЛИ:

1. Повторить изученное о глаголе.

2. Совершенствовать и корректировать полноту, точность, последовательность восприятия.

3. Коррекция внимания (переключаемость, устойчивость)

4. Коррекция навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения, дифференциации.

5. Уточнять и обогащать словарный запас учащихся.

6. Развивать стремление к активной деятельности.

7. Вырабатывать положительные привычки поведения.

ОБОРУДОВАНИЕ: Проектор, экран, раздаточный материал (индивидуальные карточки), опорные образцы (на слайдах), учебники, тетради.







ХОД УРОКА:

1.Организационный -мотивационный этап (слайд № 1).

Сегодня мы повторим всё, что вы знаете о глаголе. Вы будете определять глаголы в предложении, анализировать значение, которое выражает глагол, определять лицо, число и время глагола.

Я желаю вам получить хорошие оценки. А для этого нужно хорошо работать на уроке, правильно отвечать, быть активными и внимательными.

Учитель читает стихотворение (слайд № 2):

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду - все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И роза в палисаднике цветет.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

- Что обозначает глагол?

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока - «Глагол. Обобщение».

2. Лексическая работа.

Ребята, посмотрите на экран. Вам предложены картинки с изображением труда, движения, цвета. Вы должны по этим картинкам образовать глаголы, например (слайд № 3):

Глагол труда:

сапожник - что делает сапожник? - подшивает, подбивает…


А теперь продолжите сами.

Глагол движения (слайд № 4):

спортсмен - что делает? - бежит, ……….

Глаголы цвета (слайд № 5):

белый - что сделал? - побелел.

Таким образом, по образцу на экране образуйте три времени глагола, образец (слайд № 6):

Белеет- белел -будет белеть


(Дополнительно используем для работы глаголы на экране: покраснел, пожелтел, посинел, позеленел).

3. Творческо-аналитическая работа. Мини-сочинение «Зимний вечер» (слайд № 7).

Работаем по картинке на экране и опорным словам (на слайде - опорные слова: пришла, светит, плывут, надели, разрисовал,катаются, лепят).

(Работа по индивидуальным карточкам. Двое учащихся списывают готовое сочинение. Остальные работают фронтально).

4. Аналитическо-классификационная работа по глаголам (слайд № 2) (слайд № 8).

Делаем грамматический разбор глаголов из сочинения по образцу:

Пришла (что сделала?) глаг., ед.ч., 3-е л., ж.р., прош.вр., 2-е спр.

(на слайде - дополнительные глаголы для разбора - светит, плывут, разрисовал, лепят, катаются, радуются).

4. Самостоятельная работа с учебником (слайд № 9).

Стр.150, упр. 207. Списать 7 предложений. В них подчеркнуть глаголы и определить одинаковый грамматический признак (время).

5. Закрепление знаний (слайд № 10). Игра «Я грамотей».

Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд на уроке.

Например, я - объясняю.

А вы? (примерные ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…).

6. Итог урока.

Анализ урока учителем.

Выставление оценок.

Оценка урока детьми.






Зимний вечер.


Наступила снежная зима. Солнце рано садится. По небу плывут темные облака. Наступил вечер. Окна разрисовал мороз. Люди лепят снеговика. Дети катаются на санках. Все радуются зиме.











САМОАНАЛИЗ УРОКА

В данном классе работаю 4-й год. Состав класса в основном стабилен, между ребятами благоприятные взаимоотношения. В основной своей массе дети быстро организовываются и включаются в работу. По классификации В.В. Воронковой условно делю учащихся на 3 группы.

1 группа - это ребята с хорошей концентрацией и устойчивостью внимания, у них достаточно сформированы приемы самоконтроля. В целом это дети с более высоким уровнем развития (это Саша Г., Женя Д., Артем Б.)

3 группа - это ребята, у которых рассеянное внимание, они быстро утомляются, остро реагирует на неудачи, неуверенно в себе. Это ребята, у которых низкий уровень развития (Аня П., Лёша К., Леша И., Сережа М., Слава К.)

Остальных ребят отношу ко 2 группе средний уровень развития у Оля К., Ваня., Слава С., Дима Т.. Белов В

Такое условное деление ребят позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в учебном процессе.

ТЕМА УРОКА: Повторение знаний о глаголе. Ударные и безударные окончания глаголов.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Повторить изученное о глаголе. Учить определять и дифференцировать ударные и безударные личные окончания глаголов. Обучение русскому языку носит не только практическую направленность, но и коррекционную. Поэтому мной был поставлен ряд коррекционных целей по развитию ВПФ. Последние две цели носят воспитательный характер и мотивационный.

СУТЬ: Организовать обучение, которое было бы интересно учащимся. Этот урок, так же как и любой другой я начала с организационного момента.

ЦЕЛЬ: настроить ребят на урок, мотивировать их на активную работу, коррекцию внимания. Этап повторения был направлен на коррекцию памяти, мышление речи. Я постаралась варьировать виды повторений, используя различные виды и формы работы (фронтально, индивидуально). Вся работа была направлена на то, чтобы дети устанавливали связи, рассуждали, мыслили, включались в самостоятельный проблемный поиск.

Я включила упражнение для предупреждения зрительной утомляемости, так как основная нагрузка на уроке падает на зрительную систему. И поэтому основная цель это профилактика близорукости, снятие утомляемости и общее оздоровление учащихся.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА была полностью направлена на коррекцию памяти учащихся, а конкретно зрительной. Ребятам необходимо было не только запомнить слова, но и запомнить их расположение. Кроме этого данное упражнение позволяет отработать правописание словарных слов. А проведенная впоследствии самопроверка углубляет интерес к выполненной работе и формирует внимание.

Работа по определению ударных и безударных окончаний глаголов была направлена на отработку навыков дифференциации. Ребята должны были усвоить, что окончание глаголов бывают ударные и безударные. Это является подготовительным этапом для усвоения правил проверки безударных окончаний глаголов.

Домашнее задание также способствует этому.

Обобщение было проведено в форме беседы по содержанию урока, что также способствовало коррекции оперативной памяти.

Оценки учащихся обязательно комментируются, что позволяет мотивировать их на работу на последующих уроках.

Таким образом, структура и этапы урока были направлены на достижение целей. Цели были реализованы. На уроке были задействованы речеслуховой и зрительный анализаторы. Следовательно, урок носил коррекционно-развивающую направленность. Задания соответствовали программным требованиям, задачам урока и возможностям учащихся.






© 2010-2022