Конспект урока ВЧ Нравственные проблемы, которые поднимает писатель Крапивин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока:

Образовательная: Открыть для себя имя Владислава Крапивина, познакомиться с его произведениями.

Развивающая: Развить умения и способности разбираться в прочитанном, в том, чему учат книги В. Крапивина.

Воспитывающая: Понять современность и воспитательную роль его произведений в самосовершенствовании личности. На примере книг Крапивина стремиться воспитывать в себе честность, справедливость, желание всегда прийти на помощь, умение дружить.

Оформление урока: Портрет Крапивина, эпиграф к уроку, выставка рисунков ребят, выставка книг Крапивина, запись песни О. Газманова «Друг».

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

  • С произведениями какого писателя мы с вами только что познакомились? (С произведениями А. Платонова).

  • О чем эти произведения? Какова основная тема этих произведений? Что хотел сказать Платонов своими рассказами? Чему научить?

2. Знакомство с планом урока.

  • Биография Крапивина. (Выступления ребят).

  • Беседа по книге «Мальчик со шпагой».

  • Отзыв о книге «Та сторона, где ветер».

  • Инсценирование отрывка из повести «Тень Каравеллы».

  • Выразительное чтение любимых эпизодов из книг Крапивина.

  • Экскурсия в картинную галерею.

3. Чтение и запись в тетради эпиграфа урока.

«Все начинается с детства: первые паруса, первые стихи, первая любовь и первый смелый поступок. И от того, разрешишь ли ты свои первые трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты будешь». В. Крапивин

4. Выступления учащихся о писателе.

Владислав Петрович Крапивин родился в 1938 году в Тюмени, в семье педагогов. В этом городе прошло его детство. «Жизнь еще была нелегкая,- вспоминает Крапивин.- Хлеб давали по карточкам, одежды не хватало, с дровами тоже случались перебои». А еще была тоска по отцу, который все не возвращался домой, стычки с дворовой шпаной, когда приходилось отчаянно бороться со страхом. Об одном из королей, по кличке Пупырь, унижавшем тех, кто послабее, рассказывается в цикле воспоминаний об улицах детства «Шестая Бастионная».Родные братья этого Пупыря постоянно появляются в крапивинских книгах.

Однако в жизни писателя было и другое: друзья, которые знали, что нельзя нападать сзади, бить лежачего, жадничать, хвастаться обновками и бросать человека в трудную минуту. Эти незыблемые правила мальчишечьей жизни Крапивин пронес через годы, и любая его книга об этом. И, конечно, в той неустроенной послевоенной жизни отвлечься от трудностей помогали книги и мечты о море и парусах. Читал Крапивин, как он вспоминает, напропалую, а когда ему было чуть больше семи, написал свою первую книжку «Остров привидения».

Поступив на факультет журналистики Уральского университета в Свердловске, Крапивин продолжает писать (в основном, рассказы о детях), и в 1962 году выходит его первая книга. Проработав некоторое время в газете и журнале «Уральский следопыт», Крапивин начинает организовывать отряд «Каравелла». «Это позволило мне объединить в своей жизни три главные мечты: о писательстве, об учительстве и о парусах»,- говорит Крапивин. В этом отряде ребята учились строить яхты и управлять ими, осваивать журналистское ремесло, делать газеты и снимать фильмы, фехтовать, а, главное, учились дружить и преодолевать страх, если нужно, защищать справедливость. Недаром в Уставе отряда были такие слова: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Жизнь этого отряда отразилась во многих произведениях Крапивина.

А девизом отряда были такие слова:

Если в безветрии парус повис,

А это тебя не трогает,

И если ты равнодушен и тих

Перед дальней дорогою,

И если ты перед шквалом дрожишь,

Кто за это в ответе?

Ты сам! Ты не понял, что жить

Тем лучше, чем крепче ветер.

Обобщение учителя.

«Когда вертишься среди ребят ежедневно, жизнь их знаешь не понаслышке. Я научился понимать, что ребячья жизнь ничуть не проще, не легче жизни взрослых. Порой она даже труднее, драматичнее, чем у их родителей и учителей. Потому что маленький по возрасту человек чувствует и переживает ничуть не меньше большого, а защищен от суровой жизни он гораздо слабее. Я мог делать выводы и обобщать. И в жизни, и в книгах». (Эти слова Крапивина выражают самую суть творчества художника. В его книгах читатель найдет умный и дельный совет, как вести себя в конфликтной ситуации, как в любых обстоятельствах сохранять человеческое достоинство. Эти произведения - своеобразный кодекс чести. Они проникнуты высокими идеями рыцарства, благородства, отваги, настоящей дружбы).

Давайте попробуем в этом разобраться, обратившись к произведениям, которые вы прочитали. Перед вами дальняя дорога. Дорога в жизнь, где не все бывает гладко. Придется вам встретиться со штормами и бурями. Готовы ли вы встретить их лицом к лицу?

5. Беседа по книге «Мальчик со шпагой».

  • Какая мечта была у главного героя книги Сережи Каховского?

  • Чем были для Сережи всадники?

  • Когда его всадники пришли к нему на помощь?

  • Как случилось, что Сергей один, рано утром, оказался на станции? Как раскрывается его характер в этой истории?

  • Согласны ли вы с тем, что Сережа ушел из лагеря7 Можно ли считать его уход из лагеря дезертирством? Осуждаете вы его или оправдываете?

  • Какой урок жизни преподал Сереже Алексей Борисович? Попробуем ответить, прослушав их разговор.

  • (Чтение по ролям эпизода).

  • Как понял Сережа то, чему учил его Алексей Борисович?

  • Какие примеры вы можете привести, когда Сережа, действительно, мог всегда прийти на помощь, т. е. сам становился всадником?

  • Почему вторая часть книги называется «Звездный час Сережи Каховского»?

  • Что вам больше всего понравилось в этой части?

  • Хотели бы вы такого друга? Почему?

  • Почему вся книга называется «Мальчик со шпагой»? (Шпага - это символ того, что человек всегда сможет прийти на помощь).

6. Давайте обратимся к следующей книге Крапивина. Называется она «Та сторона, где ветер».

(Слушается отзыв об этой книге).

7. Инсценирование отрывка из повести «Тень Каравеллы».

(Предварительное вступительное слово учителя - взять в книге И. Линковой «Ты и твоя книга», Москва, Просвещение, 1975 год, стр. 8-9).

8. Выразительное чтение понравившихся эпизодов из других произведений:

«Оруженосец Кашка»,

«Голубятня на желтой поляне»,

«Колыбельная для брата»,

«Остров привидений».

9. Экскурсия в картинную галерею.

(Ребята угадывают, к каким произведениям нарисованы иллюстрации).

10. Подведение итогов урока.

Чему учат книги Крапивина? Давайте обратимся к записям на доске:

  • Я вступаю в бой с любой несправедливостью, подлостью, жестокостью, где бы я их ни встретил.

  • Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой раньше меня.

  • Смелость - это то, когда человек боится и все-таки не сворачивает с дороги.

  • Я никогда не должен пройти мимо плачущего ребенка.

Обобщение учителя: «А я бы еще добавила, что книги Крапивина учат настоящей дружбе. Всем вам хочется иметь, как вы сказали настоящего друга, такого, как Сережа Каховский, такого, о каком поет в своей песне О. Газманов.»

(Слушается и исполняется песня «Друг»).

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Чему меня научили книги В. Крапивина»?

Рефлексия.

5


© 2010-2022