Украденное детство (Война и судьбы детей)

Урок внеклассного чтения по произведению С. Алексиевич "Последние свидетели" Урок проведен с целью: побуждать интерес к изучению истории своей страны, воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа, чувство сострадания, познакомить с документальной прозой Светланы Александровны Алексиевич «Последние свидетели» 1981 год, в этой книге приведены воспоминания тех, кого Великая Отечественная война застала детьми.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения.

Тема: «Украденное детство» (Война и судьбы детей.)

Цель: побуждать интерес к изучению истории своей страны, воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа, чувство сострадания.

Оборудование: 1. Тексты произведений

2. презентация

3. Цветогамма. Цветная бумага

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся.

  1. Орг. Момент

  2. Вступительное слово.







  1. Чтение стихотворения















    Пионеры - герои Аркадий Каманин.







    1. Цветогамма.





















    5. чтение текста



    6. анализ текста



















    7. Обобщение







    8. заключение.



    9. домашнее задание

    10 песня

    - Война… Слышим это слово и не вздрагиваем, и комок к горлу не подступает. Привычным оно стало, обыденным. И всё же…

    И всё же, я хочу спросить какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «война»?

    (Смерть близких людей, голод, страдания)

    - все это испытали люди нашей бывшей общей страны

    - в белорусской Хатыни кричит болью памятник человеческому страданию и поруганному детству: Отец держит на руках мертвого сынв

    (Питецкая Настя Стихотворение

    Нам детство трудное досталось

    Среди осколков ржавых, кирпичей,

    О детских шалостях мечталось,

    Но не было ни кукол, ни мячей.

    Патроны, мины и гранаты-

    Богатый выбор.

    Смерть - вольна.

    Немало сверстников взяла ты,

    Оставленным оружием, война.

    Потери эти не вносились в списки

    Солдат, погибших на войне,

    Не ставились над ними обелиски,

    не потому ли больно мне вдвойне?

    21 февраля в нашей школе произошел сбор дружины, рождение новой дружины имени Константина Владимировича Оцимика. Каждый класс стал отрядом и назвался именем юного пионера-героя. Наш отряд носит имя?

    (Аркадия Каманина)

    - Что это за мальчик?

    - Почему он стал героем?

    (Выступление Саши Свинкиной)

    Так судьбой Аркадия распорядилась война. Он стал героем и сражался до самой победы.

    - Сегодня мы познакомимся с документальной прозой Светланы Александровны Алексиевич «Последние свидетели» 1981 год, в этой книге приведены воспоминания тех, кого Великая Отечественная война застала детьми.

    -Читаю воспоминание «В Моей памяти остался цвет….»

    (Во время чтения текста я составляю на столе из кубиков башню, цвет кубиков повторяет цвета, упомянутые в тексте желтый, белый, зеленый)

    - Какие цвета окружающего мира из своего детства запомнил Леня Хосеневич?

    - Покажите мне этот цвет и расскажите что он значит в рассказе мальчика?

    (Желтый цвет - дом деда

    Белы йцвет - песок

    Зеленый - цвет фотографии)

    - Эти цвета Леня запомнил до войны. Я думаю ваша жизнь также окрашена этими яркими красками.

    -Но, предположите как он продолжил бы рассказ?

    - Каков он, цвет войны?

    - Объясните почему?

    (Черный цвет - пепелище, остатки родного дома

    Серый - цвет пороха,

    Красный - кровь, пожар, огонь.)

    - у вас есть георгиевская ленточка. Она состоит из скольки цветов?

    (из двух черный и оранжевый)

    - а как вы думаете что обозначают эти цвета?

    (Дым и пламя)

    - Вот так и окрасилась жизнь миллионов наших соотечественников, взрослых и детей в кроваво-красные, и пепельно-черные цвета и особенно трудно было в зти годы самым уязвимым - это детям.

    Дети читают текст воспоминание.



    О чем рассказывают нам девочки?

    (О своем детстве)

    - Что сближает эти два произведения?

    (Военная тематика, но здесь не стреляют . Изображены судьбы детей, искалеченные войной).

    -Какой исторический фон? Исторические реалии?

    (Блокада Ленинграда, партизаны, фронт )

    - прочитаем строчки из первого текста «Особенно любили мы лиственницу, её пушистые иголочки - это такая вкуснятина!

    - Что говорят эти строки о блокадной жизни?

    - Как вы думаете, почему ленинградская девочка «совершенно не могла видеть голодного человека?

    - Понятно ли вам, почему ленинградские девочки подкармливали голодных пленных?

    -Разделяете ли вы их позицию?

    Обратимся к второму тексту. «Эта девочка пришла первая».

    - что такое портянки?

    - Из какого материала их обычно делают? (из прочной байковой ткани)

    - какого они бывают размера? (35-90 см)

    - как вы думаете сколько портянок понадобилось для того, чтобы сшить платье? (5)

    - почему так запечатлелось в памяти рассказчицы воспоминание о том, из чего и как было сшито платье?

    - Почему дети завидовали Ане?

    - почему Аня первой пришла посмотреть на вернувшегося с фронта отца своей одноклассницы?

    - как вы думаете, каким воспринимают рассказчицы своё военное детство?

    (Мрачным, грустным, безоблачным, беспросветным, трагическим, жестоким, )

    - но все равно они проявляли какие свои качества?

    (Доброту к пленным, радость новому платью, сострадание, жизнелюбие, стремление к добру).

    -Сформулируйте основную идею каждого текста.

    (показать всю бесчеловечность войны и сказать, что она не для детей)

    - Это счастье ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Как важно, чтобы рядом всегда были близкие люди, чтобы никогда в наши семьи не ворвалось это страшное слово- война… но не надо ждать испытаний, надо просто жить, любить и заботиться о тех, кто нам дорог.

    -порассуждать «Война не для детей»

    «Не отбирайте солнца у детей!»

    © 2010-2022