Программа элективного курса по русскому языку ( для учащихся 8-9 классов) на основе обучения умению работы со справочной лингвистической литературой

Программа данного курса рассчитана на 70 часов, адресована учащимся 8-9 классов. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с развитием навыков самостоятельной работы учащихся со словарями, с обогащением словарного запаса учащихся. Программа курса ориентирована на применение широкого комплекса практических умений и навыков; использование знаний в повседневной жизни.       Изучение данного курса теснейшим образом связано с такими дисциплинами, как литература, история, иностранный язык. Содер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

элективного курса

по русскому языку (для учащихся 8-9 классов)

Название курса «Воспитание культуры речи на основе обучения умению работы со справочной лингвистической литературой»

« Вся вселенная, расположенная в алфавитном порядке … »

Объем различных форм учебной работы:

Всего занятий 70ч

В том числе:

Лекции 15

Практические занятия 48

Самостоятельная работа 7

Программа данного курса рассчитана на учащихся восьмых - девятых классов.

Цель курса: формирование навыков работы со справочной литературой.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с богатством и разносторонностью словарного состава русского языка;

  • углубить знания школьников о лингвистических и энциклопедических словарях;

  • расширить кругозор и знания учащихся об элементах и структуре словаря;

  • пробудить интерес к работе со словарем;

  • выработать умение пользоваться справочной литературой;

  • ориентировать учащихся на использование словарей в учебном процессе и интеллектуальном саморазвитии в дальнейшем.

  • развивать навыки исследовательской работы;

  • повысить интерес к гуманитарному образованию;

  • реализовать интерес к данному предмету.

Слов в русском языке огромное множество. Основным способом их регистрации издавна как раз и является составление словарей различных типов.

Словарь представляет собой книгу (или несколько книг, т.е. многотомный словарь), в которой приводится перечень слов и даются необходимые пояснения к ним, различного рода сведения в зависимости от назначения издания (например: толкование слов, строение и семантика, сведения об их происхождении, правописании, произношении и т. п.)

Отечественная лексикография имеет большую историю. Ранний словарный период славяно-русской лексикографии берет начало в Х1 веке. Самый старый из словников насчитывает 174 слова.

Современное «лексикографическое хозяйство» представляет собой поистине словарную индустрию с обилием больших и малых словарей, несущих самую разнообразную информацию. Сегодня в условиях быстрого накопления информации увеличивается поток публикаций по всем отраслям знаний. Все это повышает значение справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения знаний, надежных научных сведений. В них собраны огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. Именно словари отражают развитие нации в области материальной и духовной деятельности, уровень развития общества, науки, культуры, искусства. Кроме того в условиях интенсивного развития русского языка невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нём. Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, чтобы овладеть литературными нормами, богатством родного языка, нужно постоянно совершенствовать свою речевую культуру, а в трудных случаях обращаться к различным словарям. Народная мудрость гласит: « Не тот образованный человек, кто всё знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Поэтому развитие умения работать со словарями различных видов является сегодня актуальнейшей задачей образования. Многолетняя практика работы со словарями на уроках и во внеклассной работе по предмету позволяет считать необходимым введение углубленного изучения темы, связанной со словарями в предпрофильную подготовку учащихся, т.к несмотря на важность проблемы, наблюдается недостаточность изучения данного компонента в базовом курсе русского языка.

Программа данного курса рассчитана на 70 часов, адресована учащимся 8-9 классов. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с развитием навыков самостоятельной работы учащихся со словарями, с обогащением словарного запаса учащихся. Программа курса ориентирована на применение широкого комплекса практических умений и навыков; использование знаний в повседневной жизни.

Изучение данного курса теснейшим образом связано с такими дисциплинами, как литература, история, иностранный язык. Содержание программы рассчитано на реализацию познавательных интересов учащихся, которые продолжат свое обучение в классах гуманитарного направления.

Актуальность заключается в том, что существует необходимость совершенствования навыков работы учащихся со справочными пособиями. Этот навык необходимо развивать и усовершенствовать

Новизна. В программе курса содержатся новые знания, которые не входят в программу русского языка для общеобразовательных школ. Программа данного курса расширяет объем сведений по лексике и фразеологии, а также обучает подростков навыкам анализа лексических явлений, самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию. Она является эффективным средством популяризации русского языка в школьной практике. Программа охватывает разнообразные темы, связанные с выяснением эстетической и коммуникативной функции русского языка, по культуре речи, стилистике. Курс дает возможность детям попытаться разгадать языковые тайны, по-новому увидеть знакомые предметы, а значит, у ребят появится живой интерес к урокам русского языка, сформируются умения наблюдать и сравнивать языковые факты, преодолевать трудности, проявлять сообразительность.

Работа по программе курса позволит:

  • вносить элементы новизны;

  • демонстрировать закономерности языка в особом повороте, превращая сухую теорию в живые занимательные рассказы;

- приобщить подростков к увлекательному и очень полезному занятию: изучению родного языка;

  • дать возможность дальнейшего развития лингвистически одаренного ученика в постижении тайн русского языка;

- сочетать разные формы и методы работы по предмету.

Формы работы: практические занятия, дискуссии, коллоквиумы, деловые игры.

На практических занятиях девятиклассники учатся выбирать нужный словарь для выполнения определенной лексической работы: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словаря понятий одной из школьных дисциплин (биология, история, география и т.д.), знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы и т.д.) Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность детей. Учащиеся ознакомятся не только с конкретными словарями, но и получат некоторое представление об их создателях, усовершенствуют навыки пользователя.

Методы работы: поисковый, библиографический, исследовательский, наглядный, иллюстративный, проблемный.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения курса, обучающиеся

должны знать:

  • виды словарей, их типы, признаки и особенности различных видов словарей;

  • структуру словарной статьи;

  • основные пометы, используемые в словарях;

  • отраслевые и универсальные энциклопедии;

  • основные термины и понятия (лексикография, словник , лемма и др.)

должны уметь:

  • анализировать словарную статью;

  • определять лексическое значение слов и фразеологизмов, употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии; с их лексическим значением и стилистическими свойствами;

  • применять лингвистические знания и навыки в новой учебной ситуации;

  • работать со справочной литературой, пользоваться словарями;

  • участвовать в дискуссиях;

  • представлять результаты своей работы в виде сообщений , письменных работ, презентаций, выступлений;

  • совершенствовать необходимые в век высоких технологий навыки поиска, отбора, осмысления и применения информации;

  • использовать разные виды словарей в учебном процессе и интеллектуальном саморазвитии в дальнейшем.

КИМ:

Проекты, доклады, зачетная работа по сопоставительному анализу слов, научных терминов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

п/п

Название раздела

Количество

часов (всего)

Лекции

Практи

кумы

Самостоя

тельная работа

1.

Лексика

3

2

1


1.

Словари и их роль в повышении общей лингвистической культуры

4

2

2


2.

Толковые (языковые) словари русского языка

18

5

11

2

3.

Энциклопедические словари

8

1

7


4.

Специальные (языковые) словари как разновидность толковых словарей

24

4

17

3

5.

Словари (языковые), отражающие выразительные возможности речи

13

2

11


Всего:

70

16

49

5



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№

урока

Тема занятия

Форма

работы

Краткое содержание

Кол-во

час

Дата проведения

1

2

3

4

5

1


Лексика. Современный русский литературный язык. Лексика с точки зрения ее употребления.

Лекция


Представление о современном русском литературном языке. Частичный лингвистический анализ текста. Сканирование. Обобщение с помощью таблицы

1


2.

Нормы современного русского литературного языка. Литературный язык. Вариантность. Ненормированная речь.

Лекция

Наблюдение над русскими текстами. Частичный языковой анализ. Просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение. Обобщение результатов наблюдения.

1

3.

Язык справочной лингвистической литературы. Информационность, кодифицированность текстов.

Практикум

Начальные этапы обучения умению пользоваться справочной лингвистической литературой. Ознакомительное, просмотровое чтение.

1

4.

Словари и их роль в повышении общей лингвистической культуры

Лекция

Что такое лексикография. История и развитие русской лексикографии

1

5.

Слово как единица языка. Словарное богатство языка. Словари русского языка и их классификация.

Лекция

Типы словарей. Языковые, энциклопедические и специальные словари. Школьные словари и их характеристики. Актуальность словников. Отражение в них живых языковых процессов.

1

6.

Создатели русских словарей.

В.И. Даль, Д.Н. Ушаков, Ожегов С.И. и др. Современные создатели русских словарей.

Практикум- презентация.

Подготовка докладов, сообщений. Заслушивание. Оценка представленных работ.

2

7.


Языковые словари.

Лекция


Разные виды толковых словарей. Ознакомительное чтение лингвистической статьи. Выделение основных мыслей статьи.

1


8.

Толковые словари русского языка

Практикум

Информационность необычность словарей. Начальные этапы обучения умению рационального чтения справочной лингвистической литературы

1

9.

Лексические словари.

Академические, или универсальные, словари.

Интернет- практикум

Ознакомительное, просмотровое чтение. Сканирование.

1

10.

«Словарь современного русского литературного языка» 17 томов

Интернет-

практикум

Знакомство с многотомным словарем. Поиск ответов по словарю. О диалектах и говорах русского языка, не вошедших в литературный язык.

1

11.

Толковые словари. Владимир Иванович Даль известный русский лксикограф

Лекция-презентация

Краткие сведения о жизни, творческой и научной деятельности ученого.

1

12.

В.И. Даль - выдающийся знаток русского слова.

Практикум

Знакомство со словарем В.И.Даля. Характеристика словаря.

Своеобразие толкований забытых слов. Знакомство со словарными статьями, с отсылками на слова, на связь образа и толкования.

1


13.

Даль В.И. « Толковый словарь живого великорусского языка»

(1863-1866)

Практикум

Знакомство со словарными статьями:

-лексика литературного языка 1 половины 19 века;

-областные слова;

-терминология разных профессий и ремесел.

1

14.

Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа» (1863-1862)

Практикум

Подготовка и проведение игры «Знаешь ли ты русские пословицы и поговорки»

Фестиваль пословиц и поговорок.

1

15

.Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т.»

Современное издание словаря

Лекция

Как пользоваться словарем.

Особенности издания современного словаря В.И.Даля.

1

16.

Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка»

Лекция-презентация


Представление ученого.

Знакомство со словарем ученого-лингвиста.

1


17.


Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка»

Практикум

Знакомство со словарными статьями. Использование словаря при толковании слов определенной тематической группы.

1

18.


19.

Ожегов С.И, .Шведова. Н.Ю. «Толковый

словарь русского языка»


Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

Лекция


Практикум

Представление ученых-лингвистов и их словаря.

Толковый словарь Ожегова и Шведовой - лексикографическое описание русского языка, отражающее современные живые процессы, происходящие в языке в последнее десятилетие ХХ века.

Знакомство со словарем, с принципом отбора и описанием слов, со структурной статьей. Изучающее чтение

1


1

20.

21

Лапатухин М.С., Скороуповская Е.В., Снегова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка»

Практикум

Самостоятельная работа

Подготовка и проведение игры «Загадай слово» с использованием разных видов толковых словарей.

1

2

22.

Солганик Г.Я. «Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения»

Практикум

Работа со словарем, использование словаря для толкования слов определенной тематической группы.

1

23.


24.


25.

Энциклопедические словари


Языкознание. Большой энциклопедический словарь. Языкознание как наука.

Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык

Лекция.


Практикум


Практикум

Знакомство с многообразием энциклопедических словарей, их ролью в жизни взрослого и школьника.

Наблюдение над особенностями звукового, грамматического и лексического строя языка; о теории происхождения и законах развития языка. О письменности и историческом письме.

Знакомство со сложными и многообразными явлениями человеческого языка, с интересными сведениями о родном языке.

1


1


1

26.


27.

В.Н. Ярцева. Лингвистический энциклопедический словарь.

Кожевников В.М., Николаева П.А.

Литературный энциклопедический словарь

Практикум


Практикум

Знакомство со словарем. Использование словаря при толковании слов определенной тематической группы

Сопоставительный анализ Лингвистического и Литературного энциклопедического словаря

1


1

28

29.

Энциклопедический словарь юного филолога»

Практикум

Подготовка и проведение игры «Юный филолог»

1

1

30.

Использование словарей в исследовательской и проектной деятельности

Практикум

Совершенствование навыков пользователя.

1

31.


Специальные словари как разновидность (языковых) толковых словарей.

Лекция

О специальных словарях. Различие языковых и энциклопедических словарей. Рассказ об их особенностях, устройстве словарной статьи.

1

Словари, отражающие нормы правописания и произношения. Орфографические и орфоэпические словари.

Лекция

Особенность словарей. Знакомство с авторами словарей. Актуальность умения пользоваться такими видами словарей.

1

33.


«Аванесов Р.А. «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы»

Практикум

Об авторе словаря. Краткое сообщение. Усовершенствование навыков пользователя.

1

34.

Аванесов Р.И., Ожегов С.И. «Русское литературное произношение и ударение»

Лекция

О создателях словаря. Краткое сообщение. Знакомство со словарем.

1

35.

«Русское литературное произношение и ударение»

Практикум

Правильность произношения звуков слова. Правильность ударения.

Знакомство с разделами словаря:

  1. Как пользоваться словарем.

  2. Сведения о произношении и ударении.

1

36.

37.

Букчина Б.З. «Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник»

Практикум

Практикум

О навыках правописания трудностей русского языка. Совершенствование умений пользователя.

Организация исследовательской и проектной работы

1

1

38.

Баранов М.Т. «Школьный орфографический словарь русского языка»

Практикум

Просмотровое чтение Рациональная работа со словарем. Совершенствование навыков правильного написания слов.

1

39.

«Орфографический словарь русского языка/ Институт русского языка РАН»

Практикум

Просмотровое чтение. Сканирование. Попутный лингвистический анализ. Организация исследовательской работы.

1

40.

Составление словаря понятий

Практикум

Опыт составления словаря понятий одной из школьных дисциплин (например, биологии, истории)

1

41.

Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка

Практикум

Знакомство со сведениями о правильном написании тех слов и грамматических форм, в которых чаще всего допускаются ошибки. Наблюдение над грамматическими пометами. Предупреждение об опасности неправильного написания слов и словосочетаний.

1


42.

Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка

Практикум

Знакомство с грамматическими, орфоэпическими сведениями. Наблюдение над морфемным строением слова.

Знакомство с принципом образования частей речи. Нахождение в словарных статьях этимологических справок и толкования значения слов. Знакомство с уточненным членением морфем

1


43.

Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка

Практикум

Отработка умения правильно писать слова, сверять со словарем; правильно произносить; узнавать о грамматической и стилистической характеристике слов, наиболее употребляемых и малоупотребительных.

1

44.

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка

Практикум

Знакомство со словарной статьей. Особенность расположения слов в обратном (инверсионном) порядке.

1

45.

Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь

Практикум

Особенность словарной статьи; членение на значимые части слова; отработка правильно и быстро делить слово на морфемы

1

46.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка

Практикум

Особенности построения словарной статьи. Отработка осознанного понимания системы русского языка. Знакомство со структурой слова, его элементами.

1

47.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке

Практикум

Знакомство:

  • с основным содержанием правил орфографии и пунктуации;

  • материалами и рекомендациями нормативного характера, связанными с правками.

1


48.

Розенталь Д.Э., Темнова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.

Практикум

Особенность словаря-справочника и его словарной статьи: знакомство с особенностями толкования наиболее употребительных в учебной литературе лингвистических терминов.

1

49.

Обобщение по теме Школьные словообразовательные словари и словари трудностей русского языка

Контроль

ная работа.

Проверка умения ориентироваться в словарных статьях этих словарей на структуру и специфику графического оформления.

1

50.

Игра «Юный филолог»

Практикум

Подготовка и проведение игры. О способности узнавать по словарной статье вид словаря.

1

51.

Этимологические словари.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка

Практикум

Знакомство:

  • с происхождением наиболее употребляемых слов современного русского языка;

  • их родословной;

  • источниками поступления в нашу речь;

  • с первоначальным звучанием и изменением значений.

1

52.

Повторение и обобщение темы «Специальные словари». Особенность словарных статей

Самостоятельная работа

Отработка умения правильно, четко, быстро работать со словарями. Умелое применение полученных знаний.

3

53.

Стилистическая окраска слов русского языка в толковых словарях

Лекция

Об огромном количестве значений слов русского языка, о разнообразии их стилистических окрасок.

1

54.

Словари, отражающие выразительные возможности речи.

Лексические словари.

Лекция

Общая характеристика словарей. Устройство словарных статей. Знакомство с многоаспектностью существования слова.

О различных средствах художественной выразительности.

1

55.

Ахманова О.С. «Словарь омонимов русского языка»

Лекция

О сущности омонимов. Объем значения у омонимов.

1

56.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.

Практикум

О сочетаемости и стилистической принадлежности синонимов

1

57.

Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка

Практикум

Знакомство со словарными статьями. Анализ и прочтение словарной статьи. О синонимических рядах, о полном и «богатом» ряде слов, о смысле каждого понятия.

1

58.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка

Практикум

О значении антонимов в русской речи. Об антонимической синонимике, гнездах антонимов. Знакомство с примерами из произведений художественной литературы.

1

59.

Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка

Практикум

Работа с текстами-образцами русской классической литературы. Нахождение фразеологизмов, объяснение и толкование.

1

60.

60

61

Розе Т.В. Большой фразеологический словарь.

Жуков В.П., Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка»

Практикум

Практикум

Слово и фразеологический оборот, толкование значений, история происхождения, примеры использования в литературе. Рисунки на словарную статью.

КВН на тему «Лексика и фразеология» Подготовка и проведение

1

1

1

62.

Жуков В.П. «Словарь русских пословиц и поговорок»

Практикум

Создание лингвистических миниатюр. Фестиваль пословиц и поговорок.

1

63.

Горбачевич К.С. и Хабло Е.П. «Словарь эпитетов русского литературного языка»

Практикум

Сопоставительный анализ словарей Игра «Загадай слово» с использованием разных видов толковых словарей.

1

64.

Квятковский А.П. «Школьный поэтический словарь»

Практикум

О поэтическом богатстве русского языка. Знакомство со словарем. Расширение словарного запаса учащихся. Знакомство со словарями русских поэтов и писателей.

1


СПРАВОЧНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Орфографические словари

Орфографический словарь русского языка:/Под ред. С.Г.Бархударова, И.Ф. Протченко и Л.И.Скворцова. М: Русский язык. 1988.

Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?.-М.: Русский язык. 1988.

Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь для учащихся средней школы.-М.: Просвещение.

Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991.


  1. Орфоэпические словари

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова.-М.: Рус.яз.-1989.


  1. Лексические словари

1)Академические, или универсальные, словари:

Словарь современного русского литературного языка: в 17 т.- М.Наука, 1975.

Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н.Ушакова: в 4-х томах-ОГИЗ,1980

Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.,Шведовой.-М.:Рус.яз.,1984.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: Азбуковник, 1999.

2)Толковые словари

Лапатухин М.С.,Скорлуповская Е.В.,Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка-М.: Просвещение.1981

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.

Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание./ М.: Астрель АСТ: Хранитель, 2008

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. -М.: Русский язык,1999.

3) Словари синонимов

Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка. - М.: ЮНВЕС, 1999.

Ахманова О.С. Словарь синонимов русского языка.- М.: Сов.энциклопедия.-1974.

4) Словари антонимов

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка /Под ред. Л.А. Новикова.- М.: Рус. яз.- 1980.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. Пособие для учащихся.-Просвещение, 2002.

5) Фразеологические словари

Фразеологический словарь русского языка.- М.:Рус.яз.-1986.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка-М.: Просвещение.1980.

Розе Т.В. Большой фразеологический словарь М.: ОЛМА Медиа Групп,2008

6) Словари иностранных слов

Словарь иностранных слов /Под ред. А.Г.Спиркина.- М.: Рус.яз.-1987.

Васюкова И.А. Словарь иностранных слов - М.: АСТ-Пресс,1999

7) Словари омонимов

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.- М.: Рус.яз- 1986

8) Словари этимологические

Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка.- Киев: Радянська школа, 1989.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов.- М.: Дрофа, 2001


  1. Словари правильностей

Розенталь Д.Э., Теленкова Т.А. Словарь трудностей русского языка-М.: Рус.яз.-1986.

Розенталь Д.Э Словарь трудностей русского языка.-М. Айрис-пресс, 2007.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.: Рольф, 1996.


  1. Словари по словообразованию и морфемике

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка.- М:Рус.яз.-1985.

Тихонов А.Н. Морфемико-орфографический словарь М.: ООО Изд-во Астрель. 2004.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М.:Цитадель, 2001


  1. Словари энциклопедические

Лингвистический энциклопедический словарь.- М: Совет. Энциклопедия, 1990.

Энциклопедический словарь юного филолога.-М.: Педагогика, 1984.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Гл. редактор В.Н. Ярцева. Большая

Российская энциклопедия.,1998.

Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык.-М.: Аванта+, 2000

Пособие и методическая литература для учителя и учащихся:


  1. Бессараб М.Я Владимир Даль.- М. 1968 г.

  2. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания.- М. 1980 г.

  3. Протченко И.Ф. Словари русского языка.- М. 1996 г.

  4. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. «Лингвистические словари и работа с ними в школе» М.»Просвещение, 1987 г.

  5. Потиха З.А. «Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка» М.: «просвещение». 1988 г.

  6. Волина В.Г. «Веселая грамматика» Изд-во «Знание», М: 1995 год

  7. Сергеев В.Н. Словари -наши друзья и помощники: Кн. Для внеклассного чтения учащихся.- М.:-1984.

  8. Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка.-М.: Рус.яз.-1987.

  9. Крысин Л.П. Жизнь слова: Кн. Для учащихся старших классов.-М.: 1980

  10. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будуще.-М.-1988.

11. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учащихся.- М.: АО «Аспект Пресс, 1994.

20

© 2010-2022