Виды организационных работ для адаптации первокурсников заочного отделения

  Заочная форма обучения становится востребованной молодежью именно потому, что она позволяет совмещать учебу и работу. Преимущество заочного отделения – возможность получать знания «без отрыва от производства», не нанося при этом ущерба ни тому, ни другому. Важно, что качество образования на заочном отделении ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» такое же высокое как и на дневном. Заочное обучение подходит абитуриентам различных возрастных категорий. Учебный процесс адаптирован ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Виды организационных работ для адаптации первокурсников заочного отделения»

Иванова Варвара Николаевна, методист заочного отделения

Заочная форма обучения становится востребованной молодежью именно потому, что она позволяет совмещать учебу и работу. Преимущество заочного отделения - возможность получать знания «без отрыва от производства», не нанося при этом ущерба ни тому, ни другому. Важно, что качество образования на заочном отделении ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» такое же высокое как и на дневном.

Заочное обучение подходит абитуриентам различных возрастных категорий. Учебный процесс адаптирован для тех, кто не имеет возможности ежедневно посещать занятия, но стремятся овладеть новыми знаниями.

Первый год обучения студентов-заочников является самым проблематичным с точки зрения адаптации личности к новым условиям. Таким образом, предложенная тема «Виды организационных работ для адаптации первокурсников заочного отделения» является актуальной на сегодняшний день.

Основная цель работы: осуществление методических разработок и мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов заочного отделения нового набора к образовательному процессу в техникуме.

Основные задачи:

  1. Изучить теоретическую литературу и методические разработки по теме «Адаптация студентов»;

  2. Формирование позитивных учебных мотивов;

  3. Методически разработать мероприятия, памятки для первокурсников с целью формирования позитивных учебных мотивов, установления и поддержания социального статуса студентов в новом коллективе.

На наш взгляд, ведущим условием эффективности процесса адаптации является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на заочном отделении - значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной. За время работы в техникуме разработаны различные методические подходы - различные виды организации работы с первокурсниками заочного отделения. Разрешите ознакомить вас с видами организационных работ с первокурсниками заочного отделения:

  1. Разработали «Памятку для студента-первокурсника» (Приложение 1), с помощью которого студенты могут лучше ориентироваться и планировать свое время в течение первого, весьма важного учебного года, а также в течение всего последующего периода обучения.

  2. На первом организационном собрании обязательно знакомим студентов с Уставом техникума, предоставляется информация про администрацию, рассказываем историю учебного заведения, правилами обучения, указываем на особенности заочного образования, рассказываем предстоящем курсе, с расписанием занятий, зачетов и экзаменов, даем рекомендации по выполнению межсессионных контрольных работ.

  3. В каждой группе обязательно выбираем старосту, который будет оказывать помощь однокурсникам при решении проблем учебного и организационного плана (оперативно реагировать на объявления отделения, доводить информацию до студентов).

  4. Принимая во внимание территориальную удаленность студентов (иногородних, проживающих в районах Крайнего Севера и других районах), на сайте техникума есть вся необходимая студентам информация (которая постоянно обновляется) - график учебного процесса, объявления, образцы выполнения контрольных работ, электронные варианты методических пособий по всем дисциплинам.

  5. Для эффективной организации самостоятельной работы студентов преподаватели разработали учебно-методические комплексы по всем изучаемым дисциплинам, которые содержат примерные тематики учебных дисциплин, профессиональных модулей, методические рекомендации для выполнения контрольных работ, список рекомендуемой литературы. Для облегчения самостоятельной работы студентов выдаются электронные варианты методических указаний для выполнения контрольных, курсовых работ с пошаговыми инструкциями, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.

  6. Огромную роль играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание работников отделения, преподавателей, администрации техникума способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса.

  7. Немаловажно то, что мы используем индивидуальный подход к каждому студенту. Большое внимание уделяем студентам-инвалидам, стараемся найти общий язык, дать совет или рекомендации, оказать помощь в самостоятельном изучении материала, научить объективно, оценивать свои знания и возможности.

  8. Пропаганда ЗОЖ. Сложность этой работы заключается в том, что у многих студентов уже сформировались вредные привычки, преодолеть которые чрезвычайно трудно. По мере возможности стараемся воспитывать потребность в здоровом образе жизни, способствуя профилактике вредных привычек. Доводим информацию о запрете курения на территории техникума.

Таким образом, выявление трудностей, возникающих у студентов-заочников в период адаптации, определение путей их преодоления позволяет повысить успеваемость и качество знаний. В результате применения этих подходов при организации работы со студентами заочной формы обучения не только более быстро и эффективнее проходит процесс адаптации, но и увеличивается процентное соотношение самостоятельно выполненных контрольных работ, возрастает качество освоения изучаемого материала, а также уменьшается количество студентов, отчисляемых по собственному желанию или за академическую неуспеваемость.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

  2. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.

  3. Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - С. 82-83.

  4. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48.

  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // vocabulary.ru/dictionary/25/word/

  6. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2007. - 811 с.

  7. Карабанов А.А., Погорелко А.Н., Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов // Известия Института инженерной физики. - 2010. - № 15. - С. 21-23.

  8. Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 4. - С. 100-103.

  9. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.: [Электронный ресурс] // piter-press.ru/attachment.

  10. Логинова М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 6. - С. 77-80.

  11. Томкив Е.Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 4. - С. 185-187.

  12. Чернова О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 65-74.

  13. Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - 567 с.

© 2010-2022