Конспект урока по русскому языку для 6 класса Различение повелительного наклонения и формы будущего времени

Планирование уроков по изучению глагола требует особой подготовки. Если давать только «сухие» теоретические сведения, можно предугадать: усвоит этот материал только малая часть класса. Использование ИКТ настраивает на эмоциональное восприятие. Для открытого урока была взята трудная тема: различение повелительного наклонения и формы будущего времени. Урок комбинированный, позволяющий повторить предыдущие темы, изучить новый материал и закрепить его. Поставленные задачи: учебно-образовательные, во...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку в 6 классе с применением ИКТ.

Учитель: Балахнина Вера Владимировна. Учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ 1355 ЮЗАО г. Москвы. Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Москва. Февраль 2013 года.

Тема: Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

(продолжение темы). Творческая работа по репродукциям картин русских художников.

Цель: знать, как образуются и изменяются формы повелительного наклонения; уметь находить, образовывать формы повелительного наклонения и правильно использовать их в речи.

Задачи:

а) учебно-образовательные. Формирование у обучающихся основ разносторонних знаний о наклонениях глагола (повелительного). Выработка умений разграничения повелительного и изъяснительного наклонений глаголов, знать, чем различается написание глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях. Уметь правильно писать глаголы во втором лице множественного числа в изъявительном и повелительном наклонениях. Уметь составлять словосочетания.

б) воспитательные. Взаимосвязанное между собой нравственное и эстетическое восприятие при проведении творческой работы. (Репродукции картин И.Левитана «Березовая роща» и А.Куинджи «Березовая роща»);

в) развивающие. Формирование умений и навыков практической и умственной деятельности при изучении темы.

Тип урока: комбинированный.

Повторение: 1. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных (перфокарта).

2. Спряжение глаголов.

3. Правописание НЕ с глаголами.

Развитие речи: конструирование предложений по заданным моделям с использованием глаголов изъявительного и повелительного наклонений; составление связного рассказа на грамматическую тему.

Методические приемы: работа с перфокартой на закрепление изученного материала, объяснение учителя, работа с учебником, творческая работа.

Оборудование: использование ИКТ.

Ход урока.

1. Повторение.

1). Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных (перфокарта).

1) длинный ветреный (день) серебряный

2) государственный (вещь) ценна мужественный

3) песчаный глиняный старинный

4) оловянный безветренный земляной

5) ястребиный пчелиный стеклянный

6) картинный утиный подлинный

7) торжественный барабанный туманный

8) овсяное башенный кожаный

9) деревянный бездонный лунный

2). Сколько спряжений у глаголов? (У глаголов два спряжения).

3). Какие глаголы относятся ко П спряжению?

- все глаголы на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться;

- 4 глагола на -АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать);

- 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, вертеть, терпеть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть);

- все остальные глаголы относятся к 1 спряжению ( на -ЯТЬ; -ОТЬ; - ЫТЬ; -АТЬ, кроме

4-х; ЕТЬ, кроме7).

1 спр.- в окончании -Е (в 3-ем лице мн.ч. -УТ,-ЮТ);

П спр.- в окончании (в 3-ем лице мн.ч. -АТ,-ЯТ).

П. Фронтальный опрос.


  1. Что означает глагол в изъявительном наклонении? условном? повелительном

(Изъявительное наклонение - глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить.

Условное наклонение - глаголы обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Повелительное наклонение - глаголы обозначают действия, которые кто-то требует или просит выполнить).

Задание: (устно). Определить наклонение глаголов в отрывках (ИКТ).

1). Ночь побледнела, и месяц садится

За реку красным серпом.

Сонный туман на лугах серебрится,

Черный камыш отсырел и дымится,

Ветер шуршит камышом. (И.Бунин.) (Глаголы изъяв. наклонения).

Слайд 1.

Конспект урока по русскому языку для 6 класса Различение повелительного наклонения и формы будущего времени

2). Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре угасла бы. (Глаголы условного наклонения).

Слайд 2.

Конспект урока по русскому языку для 6 класса Различение повелительного наклонения и формы будущего времени

3). Спешите делать добрые дела. (А.Яшин.) (Глагол повелительного наклонения)

Слайд 3.

Конспект урока по русскому языку для 6 класса Различение повелительного наклонения и формы будущего времени

4).Как пишется частица БЫ (Б) с глаголами?

(Частица пишется раздельно. Она может стоять после глагола, перед ним и может быть отделена от глагола другими словами).

2. На что может оканчиваться глагол в повелительном наклонении единственного числа?

(На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется Ь, который сохраняется перед -СЯ, -ТЕ).

П. Теоретический материал.

( написано на доске)

1. Повелительная форма образуется от основы настоящего времени и имеет 3 следующие разновидности:

- с конечным И после согласных: неси, повтори;

- с конечным Й после гласных: строй, давай;

- с конечным мягким согласным, а также с твердым Ж и Ш: оставь, экономь, мажь, ешь.

Ш. Работа с учебником.

  1. Упражнение 496. (Определить наклонение выделенных глаголов. Списать, ставя глаголы, данные в скобках, в нужной форме).

  2. Работа выполняется и объясняется ( «змейкой» со 2 ряда).

Пойдите ( пов. наклонение, суффикс -И, окончание -ТЕ; пополните, поищите).

Сядете (изъяв. наклонение, сов.вид, сесть - н.ф., 1спр., окончание -ЕТЕ; направитесь, окончание -ИТЕ, П спр., выберетесь, окончание -ЕТЕ, 1спр., поставите, окончание -ИТЕ, П спр.)

1У. Заполнение таблицы (ИКТ).

1. Самостоятельная работа.

- записать глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях;

- выделить морфемы.

Слайд 4.

Глаголы (н.ф., спряжение)

Изъявительное наклонение (буд.время)

(2лицо мн. число)

Повелительное наклонение

(2 лицо мн. число)

Не_ повторить (П)

Не_ повторите (оконч.-ите)

Не_ повторите (суф.-и-,оконч.-те)

Не_выбрать (1)

Не_выберете ( -ете)

Не_выберите ( - * - )

Не_сказать(1)

Не_скажете ( -ете)

Не_скажите ( - * - )

Не_держать(П,искл.)

Не_держите ( -ите)

Не_держите ( - * - )

2.Проверить работу с объяснением.

3. Вывод: Чем отличаются глаголы 2 лица мн.числа повелительного наклонения от глаголов изъявительного наклонения 1 и П спряжений? ( У глаголов повелительного наклонения во 2 лице мн.числа независимо от спряжения пишется -ИТЕ: -И-суффикс, -ТЕ-окончание).

4. Вывод: Как пишется НЕ с глаголами? ( НЕ с глаголами пишется раздельно (не трудится…). Слитно пишется, если глагол без НЕ не употребляется (нездоровится, в данном примере НЕ - часть корня).

У. Запись с объяснением.

1. Работа у доски и в тетрадях.

1). Напишите отзыв о книге. (Пов. накл.)

2). Если вы напишете (изъяв. накл. 1 спр.) его интересно, ребята тоже захотят прочитать эту книгу.

3).Когда вы дышите (изъяв. накл. П спр., искл.), легкие очищаются.

4). Во время зарядки дышите ровно. (Пов. накл.)

У1. Творческая работа.


  1. Рассмотреть иллюстрацию с картины И.Л.Левитана «Березовая роща».

  2. Прочитать (прослушать) описание картины.


  1. Составить словосочетания , заменив выделенные глаголы изъявительного наклонения глаголами повелительного наклонения

Слайд 5.

Конспект урока по русскому языку для 6 класса Различение повелительного наклонения и формы будущего времени

Берёзовая роща» - картина русского художника

Исаака Левитана (1860-1900), написанная в 1885-1889 годах. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

В его картинах - живая душа природы.

Картину художник строит на игре света и тени на берёзовых стволах, а также на свежей зелёной траве и листве деревьев.

Это достигается с использованием широкой гаммы оттенков зелёного цвета, а также выразительных возможностей и создаётся впечатление сияния и излучения оптимистической энергии.

Изображая солнечные блики на деревьях, переходы и вибрацию цвета, художник отчасти использовал приёмы живописи.

В этом изображении благодатного уголка берёзового леса всё сияет, излучая чувство бодрости. Так и хочется прочитать строки:

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурые березки -
Символ Родины моей

3. Постройте картину, создайте впечатление, прочтите строки.

Слайд 6.

Конспект урока по русскому языку для 6 класса Различение повелительного наклонения и формы будущего времени

«Берёзовая роща» - картина русского художника

Архипа Куинджи (1841/1842-1910), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Картину пишет художник в стиле романтического пейзажа. Как и в других картинах Куинджи, значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения.

Верхняя часть берёз не показана, видны только стволы и небольшие зелёные ветки, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса.

Картину делит на две части протекающий по центру ручей.

3а.Напишите картину, создайте впечатление, выделите цветом, разделите на части.

УП. Итог:

1. Как употребляются глаголы в повелительном наклонении?

(Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа.)

2. Изменяются ли глаголы повелительного наклонения по временам?

(Глаголы повелительного наклонения не изменяются по временам).

3.Комментирование поставленных оценок за урок.

УШ. Домашнее задание.


  1. П.85, упр.501

  2. Написать мини-сочинение ( 5-7 предложений) по творческим работам учащихся (по желанию).




Литература:


  1. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». ОАО «Московские учебники».2008.

  2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. Москва. «Просвещение». 2010.

  3. Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Москва. «Просвещение». 2011.

  4. КИМ. Русский язык. 6 класс. Составитель Н.В.Егорова. Москва. ВАКО. 2013.

  5. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1987.

  6. Д.Э..Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь трудностей русского языка. Москва. «Русский язык». 1987.

  7. Д.Н.Ушаков и С.Е.Крючков. Орфографический словарь. Москва. Издательство «ГИС». 1998.


© 2010-2022