Методическая разработка внеклассного мероприятия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Хохольский лицей»




Литературная гостиная


«Александр Сергеевич Пушкин и Андрей Платонов. Пересечение эпох».


Подготовила

учитель русского языка

и литературы

МОУ «Хохольский лицей»

Л. В. Крюкова



Р. П. Хохольский, 2014 год



Цели и задачи:


  • повышение интереса к изучению литературы родного края;

  • познакомить учащихся с основными вехами биографии А. С. Пушкина и А. П. Платонова;

  • углубить представление учащихся об эпохе 19 - 20 веков;

  • сопоставить художественный мир, отражённый в произведениях А. С. Пушкина и А. Платонова;

  • показать общность тем, сквозных образов, мотивов на основе творчества данных мастеров слова;

  • воспитывать любовь и чуткое отношение к художественному слову.


Оборудование:

  • книжная выставка;

  • презентация.







По сцене прогуливаются ученики, одетые в стиле 19 и 20 веков, они недоумённо поглядывают друг на друга, затем присоединяются к сидящим в зале.

Учитель. Посмотрите на наших гостей. Сегодня в нашей литературной гостиной произошло невероятное пересечение эпох: на сцене встретились представители 19 и 20 веков. Так давайте и мы окунёмся в атмосферу жизни этих столетий, потому что они дали миру немало великих имён. Александр Сергеевич Пушкин и Андрей Платонович Платонов. У этих людей разная судьба. Один погиб в расцвете сил, другой - пережил войну, умер от туберкулёза. Эти люди никогда не встречались, да и не могли встретиться. Что же может объединять этих, на первый взгляд, столь разных писателей? Обращают на себя внимание даты их рождения: 1799 год, 1899 год. Каждый из них появился на свет на «переломе» веков. Сегодня мы с вами вспомним творчество этих мастеров слова и попытаемся найти общее в их жизни и творчестве .

Перед нами выступят ребята, которые на время превратятся в биографов, художников, историков, лириков, прозаиков. Они попробуют найти точки соприкосновения двух эпох и их представителей.

(Выступления учащихся сопровождаются показом слайдов на данную тему).

Своё сообщение нам представят историки.

Россия в начале 19 века представляла собой величайшую в мире империю, территория которой охватывала значительную часть Западной Европы, Северную Евразию, Аляску и Закавказье. Население страны в 1801 году насчитывало 37 млн. человек, а к 1825 году за счёт естественного прироста и присоединения территорий составило уже 53 млн. человек. Первая всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 году. Она показала, что население страны в границах 1892 года составляет 67 млн. человек. В 1900 году наша страна насчитывала 71 млн., в 1926 - 92 млн., в 1939 - 108 млн. человек. Неудачные и разорительные войны 1805-1807 года, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году, Крымская война, отмена крепостного права, Русско-турецкая война 1877-1878г., убийство Александра второго - это самые важные события того времени, но сколько скрывается за этими сухими фразами!

Но жизнь не стоит на месте. 19 век - это ещё и век открытий, сделанных во всём мире. Перечислить все изобретения трудно, но назвать некоторые из них хотелось бы. Это и холодильник, и газовая плита, и дирижабль, и телефон, и автомобиль с паровым двигателем, и лимонная кислота, и кукурузные хлопья! И, конечно же, изобретение телеграфа в 1896 году А. С. Поповым

Первая половина 20 века принёсла миру радиотелефон, стиральную машину, хлопкоуборочный комбайн, компьютер, застёжку-липучку и атомную бомбу. Мы видим, насколько разнообразны эти изобретения. Если перечислить исторические события первой половины 20 века, то бросится в глаза повторяющееся слово «война»: Русско-японская, Гражданская, Вторая мировая, Великая Отечественная. Это время принёсло людям много горя и страданий. Можно посвятить каждому из этих событий не одну работу, но важнее, на наш взгляд,

сказать о людях, переживших эти страдания и вынесших их на своих плечах. Андрей Платонов как раз и относится к таким людям.

Методическая разработка внеклассного мероприятия


Биографы: Андрей Платонов родился в Воронеже 1 сентября 1899 года. Родители (а семья была многодетная, из мастеровых) снимали квартиру в Ямской слободе, на окраине Воронежа. Андрей рано пошёл трудиться, перепробовал много занятий и профессий, цена куска хлеба была ему известна с детства. Пришлось познать нищету, голод, раннее батрачество у многих хозяев. «Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности», - признался однажды А. Платонов. Четырнадцатилетним подростком Андрей начинает работать подручным мастера в литейном цехе большого завода.

Если говорить о его образованности, то и здесь всё обычно: церковноприходская школа, четырёхклассное городское реальное училище, в 1918 году - железнодорожный политехникум, затем - Политехнический институт, который он закончил в 1924 году и сразу включился в работу по мелиорации и электрификации сельского хозяйства в Воронежской области. Чуть позже он служит в Тамбовском земельном управлении. Это позволило ему много поездить и увидеть, как трудно себя утверждала новая жизнь. И всю жизнь - работа над собой, ежедневное самообразование, жадный интерес к философии и литературе, науке и технике, сельскому хозяйству и проблемам его промышленного переустройства. За время, когда с начала 1922 года по лето 1926 А. Платонов находился в штате губернского земельного управления, по его руководством и во многом по его инициативе построено 763 пруда, 315 шахтных и 16 трубчатых колодцев, осушено 7600 десятин. Орошено по правилам 30 десятин. Пущено 3 сельские электросиловые установки, исполнены дорожные работы. Кроме того, была начата постройка плавучего экскаватора для регулировочного-осушительных работ, осуществлена кампания общественно-мелиоративных работ с объёмом в 2 млн. рублей, создано 240 мелиоративных товариществ. Вряд ли эта справка составлялась без участия самого Платонова, и можно представить, как дорога ему была каждая цифра. До недавнего времени в городе ещё оставались люди, встречавшиеся с ним по службе: они запомнили мешки усталости под его глазами.

Он их тех «самодельных » людей, о которых сам и писал позднее, что их разбудила, поманила на простор социально-исторического действия революция, но во многом они сами себя делали.

Андрей Платонов военных лет - он вспоминал об этом редко и чрезвычайно скромно, говоря обычно, что « служил спецкором на фронтах», - фигура совершенно особая.

Главный редактор «Красной Звезды» в 1941-1943 годы генерал майор Д. Ортенберг (Вадимов) запомнил особенности «платоновского» подхода к заданиям редакции: «Его увлекали не столько оперативные дела армии или флота, сколько люди. …Был Платонов человеком непритязательным и легко мирился со всеми неудобствами невзгодами фронтовой жизни. «На войне надо быть солдатом», - не раз говорил он своим товарищам».

Но вернёмся к истокам писательского таланта Платонова. Именно в Воронеже он вырос как личность, делал начальные шаги в литературе. Его рассказы пестреют знакомыми для многих названиями: Рогачёвка, Потудань, Лиски, Чёрная Калитва. Страсть к сочинительству пробудилась рано; подросток, ощутив неустроенность мира, стал выражать свои чувства в стихах, писать которые он начал с 12-13 лет.

Впереди было много обретений и потерь, вплоть до слишком ранней смерти в 1951 году в квартирке на столичном Тверском бульваре. Открытый в конце 80-х годов двадцатого века, Платонов - один из немногих, кто не боялся сказать слово правды в лицо страшной действительности 30-х годов. Этот писатель передал в своём творчестве мироощущение человека, живущего в эпоху, которую Осип Мандельштам в своих стихах назвал «веком-волкодавом». Но это был путь в бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память. Для нас драгоценно, что начался этот непростой путь на чернозёмной земле, с юношеских фантазий, с многочисленных дел «практического» человека, со стихов и раздумий, возникших на малой родине - в единстве с Родиной большой и землёй как родиной всего человечества.

Выступление группы художников.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Интересно представить себе этого человека в жизни. На наш взгляд, воспоминания Ф. Сучкова дают наиболее точное описание А Платонова: «Меня обычно спрашивают, как выглядел Андрей Платонов внешне, какое впечатление оставалось от встречи с ним, был ли он высокомерен, заносчив?» Я отвечал на это словами самого Платонова, сказанными им об одном из его персонажей: «Он походил на сельскую местность». Ответ вроде несерьёзный, но точный. Когда речь идёт о творческом человеке, то внешность не играет никакой роли. Творческий человек может иметь любую наружность, потому что рост, шея, очертания рта - это категории уже другого рода. Внешность Платонова не поражала, она была обыкновенной, действительно, как сельская местность. Другое дело, что проступало за этим. Когда писатель чем-то восхищался, то внутренне волнение отражалось в его глазах. Недаром он написал рассказ «Уля» про девочку, глаза которой видели одну правду. Но людей эта правда не устраивает. Глаза Ули - это глаза самого Платонова, глаза художника. Если художник врёт, это уже не художник - обыватель, проходимец, халтурщик. Ложь спасительна для таких людей, но она враг для художника, она разрушает его.

Впечатление от Платонова было такое, будто разговариваешь с ровесником. Он не подавлял, разговор с ним протекал легко, без всяких усилий. Он был настоящий и в творчестве, и в жизни. Настоящий не может позировать, быть недоступным. Для него всё естественно: слова, поступки, дела.

Надо заметить, что Платонов не очень-то любил разговаривать на литературные темы. Запомнилась его сжавшаяся, смятенная фигура, поношенный плащ, какая-то неловкость, стеснительность во всём облике.

Считаю, что для художника деньги или нищета не имеют значения, потому что всё его богатство внутри. Платонов действительно отличался от многих тем, что он не лгал. Он описывал жизнь такой, какой она была. Но он писал не для того, чтобы заработать копейку, ему важно было высказаться, излить душу.

Платонов был, по словам одного критика, преждерождённый. Не по темам, а по языку. Он так же родился со своим языком, как Шаляпин с голосом, даже умением петь, владеть техникой этого голоса».

Биографы (группа № 2)

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Вернёмся к веку 19 (а это в наших силах) и обратимся к А. С. Пушкину. Сердце России - Москва была родиной величайшего русского поэта. Он родился 26 мая 1799 года. В семье Пушкиных ценилось образование, и по сложившейся в то время традиции дети находились на попечении гувернёров-иностранцев. Иноземное влияние уравновешивалось общением с бабушкой М. А. Ганнибал и няней Ариной Родионовной, привившими детям любовь к родному языку и народной культуре. Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин от прогулок по Москве, от посещения подмосковной дачи.

Важнейшей датой в творчестве юного поэта стал 1811 год: дядя отвёз Александра в Петербург для поступления в Царскосельский лицей. Творческие силы Пушкина-лицеиста проявлялись с кипучей энергией.

Сижу ли с добрыми друзьями,

Лежу ль в постели пуховой,

Брожу ль над тихими водами,

В дубраве тёмной и глухой.

Задумаюсь - взмахну руками,

На рифмах вдруг заговорю…

Лицейские стихотворения Пушкина показывают, что юный поэт растёт как сказочный богатырь, не по дням, а по часам. С 1814 года стихи юного поэта начинают печататься в журнале « Вестник Европы».

Закончив учение в лицее в июне 1817 года и попрощавшись с друзьями, Пушкин поступил на государственную службу, став чиновником Коллегии иностранных слов. Должность его не обременяла, к тому же юноша сразу уехал в псковское имение Михайловское, ставшее впоследствии местом его знаменитой ссылки и высочайших творческих достижений. Там поэт обрёл новые впечатления и возможность спокойно творить. Но спокойствие не сопровождало жизнь Пушкина. Далее последовала Южная ссылка, после неё - Северная. Из каждого заточения поэт находил «выгоду», посвящая свободное время созданию произведений. Невозможно перечислить всё, что написал Пушкин в этот период.

В 1833 году Пушкину был пожалован придворный чин камер юнкера, что было воспринято «облагодетельствованным» поэтом как унижение. Меняется отношение к царю: Пушкин постоянно думает об отставке и отъезде в деревню, однако царь и жена поэта, любившая балы и светские развлечения, стали препятствием на пути к желаемым «покою и воле». Внутренне напряжение и недовольство поэта нарастали. «Чёрт догадал меня родиться в России с душой и талантом!» - в этих словах звучит отчаяние и неверие в лучшую судьбу. Постоянные притеснения и царские выговоры, долги семейные неурядицы омрачали последние годы жизни поэта, хотя это время отмечено очередными шедеврами.

Выступление второй группы художников.


К этому этапу жизни (1834) А. С. Пушкина относится и миниатюра, выполненная И. Линёвым. Мы видим напряжённое лицо поэта; особенно поражают глаза А. С. Пушкина - уставшие, померкшие.

Интересна история этой миниатюры. В середине 80-х годов прошлого столетия, через полвека после гибели Пушкина, в доме одного петербургского артиста находят портрет поэта, о существовании которого никто прежде не предполагал.

Методическая разработка внеклассного мероприятия


Портрет удивительный. С глубоким сочувствием рассказывает он о тревоге, томлении, досаде и бессилии, которые овладевают Пушкиным. Это портрет, созданный рукой друга, рождённый в душе друга. Волосы поредели, не вьются, как прежде. Пожелтело, осунулось лицо, тревога, тоска, острая боль, которую нет сил таить, светятся в ярко сияющих, словно озарённых страданием глазах. Портрет исполнен не очень умело, но с каким чувством! Только по подписи «И. Л.» и по технике живописи сотрудники смогли определить мастера.

Но портрет не только потому неожиданный, что о нём до той поры ничего не слыхивали: само лицо неожиданно - такого Пушкина ни один художник, писавший его при жизни, не изображал. Это - Пушкин трагический, уже готовый к возмущению против судьбы.

Такой Пушкин мог бы появиться под кистью сегодняшнего живописца: мы лучше знаем о роковых событиях в жизни поэта, чем его современники. В этом портрете много неумелого, но художнику-любителю нужна была особенная творческая смелость, чтобы не поддаться влиянию «любимца моды легкокрылой», прекрасного Ореста Кипренского, или другого известного мастера, рисовавшего Пушкина, - а он не поддался: портрет кисти загадочного «И. Л.» ни на один другой не похож. И не меньшая творческая смелость нужна была портретисту, чтобы так открыто, пронзительно резко сказать о прочувствованных страданиях поэта, поэтому портрет работы И. Л. Становится в один ряд с показаниями самых откровенных свидетелей последних лет жизни.

В 1836 году в петербургском высшем обществе против Пушкина начата интрига, получившая своё разрешение 27 января 1837 года роковым поединком на Чёрной речке. Получив смертельное ранение, поэт мужественно переносил жесточайшие мучения и через два дня скончался, оплакиваемый близкими и друзьями.

Учитель: «Нам хотелось бы рассказать о творчестве этих великих людей, но мы понимаем, что охватить такой большой объём невозможно, поэтому мы попытались найти общие темы, связывающие их. Одна из них - тема «маленького человека».

Прозаики (группа № 1).

Методическая разработка внеклассного мероприятия


Эта тема у А. С. Пушкина получила развитие в повести «Станционный смотритель». Жизненная правда, тёплое, сочувственное отношение автора к «маленькому человеку», мелкому чиновнику, на каждом шагу оскорбляемому людьми, высшими по чину и социальному положению, вот что мы находим, читая повесть.

Рассказывая трагическую историю станционного смотрителя, у которого гусар Минский увёз нежно любимую стариком дочь, единственную отраду в его тяжёлой жизни, Пушкин раскрывает несправедливость общественных отношений, сложившихся при самодержавно-крепостническом строе. Здесь человек расценивается по его положению в обществе. Бесправие и постоянное унижение человеческого достоинства - участь бедных и нечиновных. С едкой насмешкой автор указывает на узаконенность таких порядков в чиновничьей Руси.

«В самом деле? - пишет он, - что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры, и слуги с кого бы начали кушанья подавать?»

По выразительности и ёмкости сюжета, стройности композиции, ярким характерам эту повесть можно назвать сжатым романом, оказавшим влияние на всю последующую русскую прозу. Эта тема нашла своё продолжение в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. Платонова.

Прозаики (группа № 2)

Маленький человек в произведениях Платонова более значим, чем герой самодостаточный, яркий и самобытный. Именно «маленький человек» стоит ближе к пониманию жизни и больше, чем все остальные, готов понять и полюбить не только себя, но и других.

В произведении «Ямская слобода» героем является забитый человек- «бомж». Слободской сирота Филат - первый платоновский «душевный» бедняк, сирота в личном и в социальном плане, который изживает постепенно обездоленность, побеждает страшное следствие былого разобщения и угнетения, отсутствие всякой памяти о себе. В революционную эпоху Филат осознаёт, что он тоже личность. Через осознание себя как личности Филат приходит к пониманию революции. В этом платоновском герое воплотилась огромная Россия нищеты, темноты, юродивых, странников, тёмной мудрости, богатейших россыпей добра и любви.

Методическая разработка внеклассного мероприятия


Л. Н. Толстой однажды сказал о возможностях человека: «Я убеждён, что в человека бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз - любовь к себе, или, скорее всего, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество». Герои Платонова живут по этому принципу. Это обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками, но всех их объединяет величие простых сердец. В письмах к жене Платонов писал о том, что настоящее искусство может рождаться в захолустье, а не в блестящей Москве.

Учитель

И здесь хотелось бы сказать о влиянии Пушкина на А. Платонова. «Через Пушкина умнеет всё, сто только может поумнеть», - сказал когда-то А. Н. Островский. Именно Пушкин стал для Платонова 30-40 годов, создателя классических новелл «Фро», «Река Потудань», «Июльская гроза» и повести «Возвращение», неизмеримо дороже и выше любых утопистов, ослеплённых мощью машин инженеров. Андрей Платонов, открывший для себя Пушкина и частицу Пушкина в себе, - это новый художник.

Пришло время лириков познакомить нас с результатами своей работы.

Лирики (группа № 1).

Мы привыкли слышать: Андрей Платонов - автор повестей, рассказов, очерков. И вот неожиданность - Платонов-поэт. Сборник стихов «Голубая глубина» вышел в 1922 году. Знакомя читателя с новой поэтической книгой, автор предисловия, Г. З. Литвин-Молотов, писал: «Строгому читателю-критику, наверное, удастся найти в этих словах шероховатости, невыдержанность и стилистические погрешности. Но он не должен забывать, что перед ним - начинающий поэт, рабочий-самоучка. Хуже всего будет, если за техническими ошибками и внешними промахами такие читатели не увидят подлинного таланта, мощного темперамента и глубины переживаний молодого автора. Найдутся и такие критики, которым не понравятся неправильные выражения и слова, употребляемые Платоновым (хотя они-то часто и придают его стихам глубокий, искренний характер живой разговорной речи)».

Методическая разработка внеклассного мероприятия


Своеобразие стихов А.Платонова определяется той глубиной и сложностью, «домовитой нежностью», с которой лирический герой поэта оглядывает и вселенную, и пространство истории, и космос человеческой души. Многие его стихи посвящены познанию, утверждению пафоса мысли, идеи. Поражает, с одной стороны, какой-то безграничный охват времени и образов; с другой стороны, простота и ясность его стихов.

Я сердцем знаю,

Что не истаю

Я в этом мире,

В зелёном пире…


В далёкой ясности

Есть тишь безгласности,

В плывущей лунности -

Порой бездумности,

По всей вселенной горят огни.


Их тихий трепет

Мне внятный лепет,

Их колыхание -

Мои искания,

В небесной бездне мы не одни.


Лирика А. С. Пушкина. О лирике А. С. Пушкина можно говорить в течение многих часов, настолько она гармонична, разнообразна, интересна. Перед нами встала трудная задача, какой же теме посвятить своё выступление? Тема поэта и поэзии, философское осознание мира, тема дружбы и любви, тема природы - это далеко не весь список вопросов, интересовавших поэта.

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, которые поэт обращает к своим друзьям. Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.

Друзей поэт приобрёл ещё в лицее, многим из них он адресовал свои послания, искренне и задушевно откликался стихами на лицейские годовщины. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей.

И, признаюсь, мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья.

Где ум кипит, где в мыслях волен я,

Где спорю вслух, где чувствую живее,

И где мы все - прекрасного друзья,

Чем вялые, бездушные собрания.

Так пишет он в 1819 году своему лицейскому товарищу Горчакову.

В стихотворном послании к Чаадаеву в 1821 году Пушкин посвящает ему такие строки:

Ты был целителем моих душевных сил…

Ты другу заменил надежду и покой;

Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял её советом иль укором.


Методическая разработка внеклассного мероприятия



Всем известно стихотворение, посвящённое Пущину, не побоявшемуся посетить опального поэта. Близки ему были и Дельвиг, И Кюхельбекер. Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыплённый», и внёс бодрость в душу изгнанника.

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».

Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы, и каждый, кто читал его стихи, испытывает такое же отношение к ней.

Учитель: «Мы видим, что каждый из поэтов пытался передать окружающий мир, познать его и поделиться своими мыслями с читателем, заставить его задуматься, а может, просто посмотреть вокруг и увидеть привычную природу новыми глазами».

Имена этих великих людей не забыты в нашем крае. В городе Воронеже установлены памятники А. С. Пушкину и А. Платонову.

«Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук напоминает собой многие дни нашей жизни». Удивительно верные слова нашёл Блок для выражения сущности творчества Пушкина, его солнечной жизнеутверждающей поэзии. Проходя мимо памятника Пушкину, кажется, что поэт как будто продолжает читать свои стихи, оказавшись ненароком в парке.


Методическая разработка внеклассного мероприятия

Андрей Платонов. Если оглянуться подальше, то было время, когда это имя как бы не существовало, во всяком случае, читатель его не знал. Теперь же творчество этого человека является одним из самых значительных в литературе двадцатого века. Проходя по проспекту Революции, каждый из нас может увидеть А. Платонова. Расположившись на невысоком пьедестале, он идёт навстречу людям. В его облике нет ничего парадного: шарф, откинутая пола пальто. Так и кажется, что этот человек вольётся в общее движение, потому что, по его словам, « …а без меня народ неполный».

По словам Гоголя, Пушкин и через двести лет останется образцом удивительного русского поэта. Андрей Платонов был писателем в том высоком смысле, который придала этому слову русская классическая литература. Он дал голос «неожиданному и нерассказанному миру».

Мы надеемся, что, вернувшись домой, кому-то из вас захочется познакомиться с Андреем Платоновым поближе, а кто-то возьмёт в руки томик Пушкина и перечитает его заново.





© 2010-2022